«Кто хорош?»
«Как-то я, еще студентом, — вспоминал митрополит Вениамин (Федченков) о разговоре с проживавшим на покое в Херсонском монастыре епископом Иннокентием (Солотчиным, f 1919), — начал хвалить одного из знакомых: вот он-де какой хороший, какой славный.
Выслушав мою легкомысленную сказку, — продолжал митрополит Вениамин, — владыка вдруг и спрашивает тихо:
— Вот мы, — не сказал мне “вы”, а и на себя взял грех, — часто говорим: такой-то хороший, а такой- то нехороший. Скажите мне: что значит быть хорошим?
Немного подумав, я ответил ему:
— Хорош тот, кто смирен.
— Так-то оно так, да ведь как узнать-то, что ты смирен?
Я не нашел ответа и спросил, что думает сам владыка.
— Хорош тот, кто искренне считает себя нехорошим, тот только еше начинает быть хорошим.
На том и кончился тогда этот разговор. Но теперь я задумываюсь: зачем он задал мне такой вопрос? Не может быть, чтобы лишь для отвлеченного рассуждения! Такие люди всегда имеют какую-либо жизненную, практическую, спасительную цель...
Долго я размышлял и сделал такое предположение: урок его был направлен ко мне самому. Я хвалил другого, но в это время о себе думал высоко, что вот и я хорош и хорошее дело делаю: хвалю, а не осуждаю. А если хвалю, то считаю себя вправе делать разбор и оценки, обыкновенно эти оценки делают высшие по отношению низших. Ясно, что я в то время воображал о себе немало и, конечно, не считал себя плохим...
И владыка должен был сказать тогда мне прямо — чего ты о других думаешь? Посмотри на себя: ты-то каков? Но по своему смирению он не мог сказать это открыто, потому и придумал такой отвлеченный разговор».