Алтарь: опасная ходьба

Беседа с протоиереем Алексием Сорокиным

«Мне можно», – сказал Паша и надвинул митру на глаза. «По-моему, идет шапочка», – улыбнулся он, глядя свысока на онемевших алтарников и диакона. Смотрел Паша действительно свысока – росту в нем было под два метра. Благочестия, видимо, тоже: просто так архиерейскую митру на головушку не напялишь. Тут смирение нужно. Повышенное. И оно, разумеется, было, как пояснил потом бледным от возмущения алтарникам настоятель: «Ребята, не трогайте его. Он – племянник Самого Главного Человека. Значит, хороший. И ведет себя всегда хорошо. Ну, или почти всегда. Короче, не нарывайтесь: стукнуть может. Или настучать».

Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников – как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» – вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял – сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.

Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» – видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе – в кошмарном сне привиделось.

Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.

Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма – алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.

***

Протоиерей Алексий Сорокин
Протоиерей Алексий Сорокин
– Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело – те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…

– Вообще-то такой опасности – привыканию к святыне – подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного – начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…

Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен – иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред – собственной душе в первую очередь.

Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…

Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в Великий пост). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».

Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя – это профанация христианства.

– Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?

– Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.

Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.

А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.

– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?

– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!

– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?

– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).

С протоиереем Алексием Сорокиным
беседовал Петр Давыдов

7 августа 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Незадавшаяся» служба. О претензиях, возникающих во время богослужения «Незадавшаяся» служба. О претензиях, возникающих во время богослужения
Марина Бирюкова
«Незадавшаяся» служба. О претензиях, возникающих во время богослужения «Незадавшаяся» служба
О претензиях, возникающих во время богослужения
Марина Бирюкова
Как быть, когда что-то на службе идет не так, как нам хотелось бы… Возмущаться или…? Богослужение всякий раз проверяет нас на подлинность нашей жизни – именно жизни внутренней.
Нельзя молиться без доверия Нельзя молиться без доверия
Иерей Александр Домовитов
Верующий человек должен быть уверен, что Бог слышит его молитвы. Как иначе? Можно ли допустить в этом сомнение? Сомнение сделает молитву бессильной, и крылья души тихо опустятся. Но где мы ищем подтверждения тому, что наши мольбы услышаны? Чаще всего — в исполнении конкретных просьб: «Я помолилась — и мама выздоровела», «Отслужили молебен — и проблема с жильем разрешилась». А если не выздоравливает близкий человек, если не разрешаются проблемы, не отступают несчастья, если в страшной беде не видно просвета, не слышно отклика, и кажется, что молитва наша разбивается о небесный свод и падает наземь?
Трудные места богослужебных текстов Трудные места богослужебных текстов
Иеромонах Тихон (Васильев)
Трудные места богослужебных текстов Трудные места богослужебных текстов
Иеромонах Тихон (Васильев)
В общественном православном сознании уже давно как бы витает такая идея, что существует огромное множество «неудобовразумительных» мест в церковнославянских богослужебных текстах. На самом деле за три года бытия группы «Трудные места богослужебных текстов» ею было начато не больше трех десятков обсуждений таких сложных мест.
Комментарии
Владимир25 сентября 2018, 08:16
Кто может знает где взять писания Святых поведения в Алтаре. Ссылку на сайт или книгу.Спаси Бог.
Сергий31 августа 2013, 23:07
Тема статьи очень сложная, но решаемая. Как говорил старец Иоанн Крестьянкин:" В наше время люди стали не приходить в церковь, а вваливаться в нее. Если бы все мы помнили постоянно, тот самый день, когда в первый раз пришли в храм." Все наши беды от того, что нет в нас СТРАХА БОЖИЯ. А без этого нет и мира в душе и порядка в храме. Это касается, всех и прихожан, и пономарей, и священника, и свечного ящика. И еще: нет в нас ЛЮБВИ к ближнему своему.
Иван Х.13 августа 2013, 06:10
В статье обозначена острая проблема.
Многие священники, даже весьма уважаемые, придерживаются мнения: паномаришь (алтарничаешь) - работай, а не молись. Потому что трудно делать два дела вместе - неизбежно возникают ошибки, рассеянность и т. д.
В какой-то мере это верно, точнее это удобнее, чем воспитать человека, умеющего и молиться и работать.
В итоге священник воспитывает не молитвенника, а работника. Но что важнее: внешняя безукоризненность действий или сдобренность их молитвой?
Иногда священники участвуют в архиерейском богослужении. На нём трудно и напряжённо - много действий нужно сделать. Неужели поэтому им нужно оставить молитву и угождать архиерею, даже владыке святой жизни? А часто заметно, что священники за архиерейской службой делают всё кроме молитвы. Говорю это совершенно не в укор.
Просто получается нездоровая тендеция: на иерейской службе должен молиться преимущественно священник, на архиерейской - владыка.
Стоит ради внешнего совершенства обрядов жертвовать общей молитвой? Тем более, что священник сам может периодически заранее напоминать алтарникам, что им нужно сделать на службе.
Яков12 августа 2013, 16:00
Опасность, прежде всего в том что: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10), так говорит об этом Библия. Родители посылающие детей в Алтарь должны ЗНАТЬ ЭТО (!) И ЭТО ПОМНИТЬ (!)
Это не игры, не театр и за все придется отвечать. В случае непонимания что и за чем, в случае хождений, разговоров, игр вместо беспрекословной помощи по послушанию, постоянной и благоговейной молитвы , к детям могут придти лишь безверие и цинизм и с этим беды и страдания. Так учит Библия. Это Вам нужно родители ? В алтаре некогда воспитывать, некогда объяснять детям суть веры, некогда делать наставления, порой даже и ругаться c ними ( а ведь и до того доходит порой) в борьбе за элементарный порядок. Без трепета, без страха Божия, без молитвы в алтаре делать нечего ВСЕМ (!), даже и не только детям.
Яков12 августа 2013, 15:40
Опасность, прежде всего в том что: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10), так говорит об этом Библия. Родители посылающие детей в Алтарь должны ЗНАТЬ ЭТО (!) И ЭТО ПОМНИТЬ (!). Это не игры и не театр, придется отвечать по полной. В случае непонимания что вообще и за чем ( ну а сему должны учить дома, на иное просто ведь во время службы время нет ни и кого), в случае хождений, разговоров, игр в алтаре вместо помощи и молитвы , к детям могут придти только безверие и цинизм и таких примеров много, ну а с этим только беды и страдания. Это Вам нужно родители ? В алтаре некогда воспитывать детей, объяснять суть веры, делать им наставления, порой даже и ругаться с ними.. отбирать мобильники. Без трепета, без страха Божия и без молитвы в алтаре нечего делать ВСЕМ (!), даже и не только детям
Никита 9 августа 2013, 23:10
Очень полезный и интересный рассказ.Спаси всех Господи
Наталья Богоявленская 8 августа 2013, 22:46
А меня иногда удивляют женщины, прислуживающие в храме (Господи, прости меня, грешную!). Вот они хлопочут, увлечённо следят за свечами,друг с другом тихонько разговаривают, обсуждают проблемы -- когда свечи гасить, когда ставить, как вытирать подсвечники... А в это время идёт служба, молитва. И проходит мимо них, и их как бы и не касается.
Николай 8 августа 2013, 22:28
Евгений
Нам всем нужно поступать одинаково. Своим примером служения Господу в любом месте, особенно же в алтаре и своим авторитетом настоящего Христианина показывать пример другим верующим.
Настоятель же не может не знать сам о происходящем, соответственно он осведомлен и своевременно примет необходимые решения. Если это не так, положение дел более чем скверное и посоветовать я ничего не могу.
Дионисий 8 августа 2013, 15:39
Евгений, о подобном должен быть осведомлен настоятель и он обязан принимать решение
Дмитрий Панферов 8 августа 2013, 14:40
Правило Святого Вселенского VI Собора, Константинопольского
69: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священнаго алтаря. Но по некоему древнему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу.

Будучи из разаряда мирян не царского достоинства, стараюсь следовать правилу...
Руслан 8 августа 2013, 05:10
Тема актуальна.
Сам милостью Божией служил алтарником,думал верю в Бога,исполнял разные послушания и псаломщиком и сторожем Храма-и всё думал Богу угождаю,я молодец и вера моя крепка.
А в действительности я Вам скажу братия и сестры-в Бога я стал верить по настоящему и обрёл Бога(конечно настолько насколько Он сам позволяет) только тогда,когда промыслом Божиим удалился из служения в алтаре.
Сейчас,вспоминая то время давно минувших дней, ни о чём не жалею и даже вижу и приобрёл пользу от случившихся тогда событий.
А вообще служение в алтаре вспоминаю как самые счастливые годы моей жизни.
Но,могу сказать что быть простым прихожанином своего прихода намного лучше чем служить в алтаре,и не потому что там всякого насмотришься,нет,все мы плоть и кровь,и никто не идеален и безгрешен,просто там и некогда молиться Богу,умной сердечной молитвой,да,ещё проблема привыкания актуальна.
Вообщем в алтаре всем тяжело-и священикам и алтарникам,бес везде суёт своё рыло и даже там.
Спасибо за внимание.
Александр 7 августа 2013, 22:48
Доброго времени,
Сам алтарничал первое время, когда храм "поднимали",
некому было... и часы приходилось читать, и Апостола,
и в алтаре много чего...
а вот теперь всё настроилось слава Богу, и потихоньку "устранился" из алтаря.
Чувствую что не гоже так, молюсь со всеми в храме, а кто-то
по старой привычке, сразу в алтарь... зачем..?
Это дело настоятеля... а пути Господни неисповедимы.
Радуйтесь!
Григорий 7 августа 2013, 21:30
Бог не делит людей по их призванию. Он наверно смотрит более в сердце их. Каждый человек на своём месте, достойно исполняя свои обязанности, может быть достойным Ему, а может и недостойным быть, если относится к обязанностям служения Богу и людям легкомысленно, халатно, без должного осознания важности, значимости исполнения этих обязанностей.
Роман 7 августа 2013, 20:17
Слава Богу, что мне есть у кого учиться пономарству!
Евгений 7 августа 2013, 16:44
Действительно статья очень точно описывает проблему поведения алтарников.Внашем храме существует такая проблема.Приходит молодежь чуть-ли не наполовину службы,сбиваются в кучку и начинают обсуждать какие-нибудь новости,играют телефонами.На замечание старших не реагируют.Я неоднократно делаю им замечание;Вы приходите в Алтарь чтобы помогать Богослужению,а не мешать,вы же не настолько святые,что достаточно одного вашего присутствия,нужно и еще чтото делать!Так они набираются наглости и говорят;Вместо того чтобы делать нам замечание-сам бы молился.Итак продолжается изо дня в день.Будь моя воля,я бы удалил их из Алтаря,хотя бы на время,в воспитательных целях.Как тут поступать я не знаю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×