Православный календарьПравославный календарь
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?

Русские бабушки

Человек, в силу испорченности своей природы, легче верит плохому, чем хорошему. Но когда «плохое» превышает возможности восприятия, срабатывает защитная реакция. «Я вам не верю!» – воскликнула святая мученица царица Александра на страшные пророчества блаженной Паши Саровской о судьбе России и Царской Семьи. «Это твоему сынишке на штанишки – когда родится, тогда и поверишь», – ответила блаженная, подавая императрице кусок красной материи.

Вот так и я не верил жутким историям о массовых убийствах русских бабушек, пока однажды на территорию собора в Душанбе въехал покоцанный «Опель»

Вот так и я не верил жутким историям о массовых убийствах русских бабушек в Таджикистане, чьи трупы в лучшем случае привозят к нам в храм на отпевание, а в худшем – находят на далеких свалках, а квартиры оказываются в собственности алчных соседей. Ну, или, во всяком случае, считал эти рассказы сильно преувеличенными. Но вот одним осенним утром на территорию Свято-Никольского кафедрального собора в Душанбе въехал покоцанный «Опель», из багажника которого ловкие местные парни извлекли голый труп нашей пожилой прихожанки, завернутый в старое покрывало. «Она ваша!» – нагло заявили далеко не лучшие представители титульной нации. В ходе непростого разговора выяснилось, что почившая бабушка жила, по непонятным причинам, в подвале их дома. Позднее от прихожан удалось узнать, что у бабушки была своя квартира, которую она отдала «заботливым» соседям, поселившим ее у себя в подвале. В воскресенье бабуля была на Литургии в храме, живая и здоровая, а во вторник ее труп привезли в тот же храм в багажнике. В справке из морга, которую нам удалось вытребовать у «счастливых» обладателей бабушкиной квартиры, значилось, что она скончалась от цирроза печени.

Справедливости ради следует отметить, что большинство местных жителей, взявших на себя опекунство над одинокой русской бабушкой, действительно заботятся о ней, а по смерти берут на себя все расходы по церковному погребению. Описанная мною история мертвой бабушки из багажника – единственная, свидетелем которой я стал за три года служения в Таджикистане. В бандитские 1990-е таких историй и в матушке России происходило немало. Да и сейчас в криминальной хронике можно встретить похожие случаи. Что меня поражает в них – это обреченность, с какой жертвы принимают свою судьбу. У якутов есть такой ритуал. Шаман, совершив камлание, посылает охотника на охоту. Охотник, не вкушая пищи, без отдыха, несколько дней с ножом преследует жертву, просто идя за ней по следам. Наконец животное не выдерживает, останавливается и покорно дает убить себя. Пожилым одиноким женщинам, которые жалуются нам на соседей, проявляющих настойчивость в оказании опекунских услуг в обмен на недвижимость, мы предлагаем оформить ее на храм, чтобы иметь юридическую силу защитить их. Но всегда встречаем отказ. А потом узнаем, что упорство соседей увенчалось успехом – жертва покорно сдалась. Каждый день мы отпеваем одного-двух, иногда трех покойников плюс три-пять заочных отпеваний. Около гроба и на улице толпятся пресловутые соседи и друзья, и поди разбери – то ли они, следуя древней восточной традиции, бескорыстно – или не совсем – проявляют заботу и попечение об одиноком пожилом человеке, то ли…

И все-таки героинями моего рассказа будут не жертвы, а победительницы – те, кто не сдался и не сдается перед самыми непреодолимыми трудностями.

Баба Вера

Я уже сейчас точно и не вспомню, как она выглядела. Обычная морщинистая старушка в старушечьей одежде. А вот задор был, как у молодой: «Я, знаете, как этих баптистов гоняла?! Их тут полно развелось во время войны. Придут, рассядутся. А я им: “Ну-ка, пошли вон! Продались за помощь, бесстыжие!” А они мне всё из Писания. Я им тоже рты-то затыкала. Это сейчас у меня сил нет».

Так и подобрали ее на трассе с поминальной запиской в руке. За племянника всё молилась

На что она жила, никто не знал. Свою нищенскую пенсию отдавала немощной соседке, у которой не было сил дойти до храма. А сама питалась у нас, в рабочей столовой. Кто милостыню подаст – на Востоке люди щедрые на милостыню, – так она свечек накупит, поминовений наподает. Своих детей ей Бог не дал. Она всё за непутевого племянника молилась. Когда мы по утрам стали служить молебны особо чтимым святым – преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, блаженной Матроне, святителю Николаю, святому праведному Иоанну Русскому, Исповеднику, святителю Луке, архиепископу Крымскому, – баба Вера не пропустила ни одного. Другие отговаривались тем, что так рано транспорт не ходит. А вот для бабы Веры ходил. Под него она и попала, торопясь на утренний молебен. Так и подобрали ее на трассе с поминальной запиской в руке. За племянника всё молилась.

Она стала первой, кого я в сане епископа отпевал. Отошла в Небесные обители, а племянник пришел в храм на отпевание, плакал.

Ирина Митрофановна

Что-то в ней есть интеллигентское – поэтому и Ирина Митрофановна. Хотя на вид и в разговоре – самая простая бабушка, с большими, добрыми, часто заплаканными глазами. Из массы таких же, как она, старушек запомнилась благодаря чуду, которое с ней произошло. Мне передали небольшую икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей, которая до внесения в храм стояла пока у меня в кабинете. И вот приходит Ирина Митрофановна и просит благословить ее на операцию: «У меня онкология, владыка. Уже была одна операция – заразили гепатитом С. Сейчас опять надо опухоль вырезать. Благословите!» Я благословил ее иконой святителя Луки, и она ободренная, со слезами благодарности ушла.

Только и слышишь от нее: «Как же хорошо, что вы у нас появились! Как же я вас люблю!»

Появилась в храме через два с половиной месяца. Рыдает: «Владыка, со мной чудо произошло! Как вы меня благословили иконой-то, пошла я в больницу на операцию. Хирург, молодой туркмен, осмотрел опухоль и тут же, в процедурной, хотел взять пункцию. В тот момент, когда он уже собрался резать скальпелем, рука у него онемела, и он увидел мои внутренности, как под рентгеном. А там такая картина: брюшины уже нет, а под кожей кишечник вылез. А он думал, что это опухоль. Если бы разрезал, то тут же, в процедурной, всё бы вывалилось. И вдруг он как закричит: “Это Бог! Бог есть!” Вот так, владыка, спаси вас Господи!» – «Не меня благодари, а святителя Луку и Бога, Который это чудо сотворил», – ответил я страдалице.

А мучается она даже не столько от неизлечимых болезней, сколько от собственного сына – горького пьяницы, который нигде не работает, а только приводит домой собутыльников и устраивает оргии. А несчастная, смертельно больная мать не вылезает из храма – всё плачет, плачет. И кается. Никто так не исповедуется, как она: «Я, владыка, всё время грех мой пред собою вижу». Но однажды Ирина Митрофановна по-настоящему согрешила. Не выдержала пьянства сына. Посоветовали ей взять какое-то заговоренное зелье и подлить сыну в вино. И она, отчаявшись в помощи Божией, решилась на это. Не помогло. Но как она ревела на исповеди – на всю церковь! Все прихожане знали, что она сотворила, и жалели ее.

    

Решили как-то власти, раздобрившись, помочь самым бедным нашим прихожанам – 100 долларов в год. И побежала больная Ирина Митрофановна справки собирать, что она самая бедная. Измучилась, но всё собрала. А помощь так и не дали. Тогда мы сами выдали ей эти несчастные доллары, чтобы лишний раз не травмировать исстрадавшееся сердце. Только и слышишь от нее: «Как же хорошо, что вы у нас появились! Как же я вас люблю!» Это про меня и моих помощников, приехавших из Москвы. И этих слов любви хватает, чтобы покрыть всю ту клевету и ненависть, которую на нас тут изрыгает враг рода человеческого. Глядя на Ирину Митрофановну, всякий раз убеждаешься, что в добром сердце страдания усиливают любовь, в то время как в злом – ненависть.

Елена

Есть такая порода людей, которых никогда не зовут по отчеству, ни дядя, ни тетя, ни деда, ни баба – а всегда только по имени. Елена – в переводе с греческого: «факел». И хотя ей за шестьдесят и внуки уже подросли, назвать ее бабушкой или старушкой язык не поворачивается. В 1980-е две семьи – ее и ее родной сестры – прибыли в поселок Кызыл-Кала Хурасонского района Курган-Тюбинской области для работы на современном свинокомплексе со своим производством кормов да с теплыми полами для хрюшек. Всё начиналось блестяще! У сестер были любящие и любимые мужья-русаки – тогда еще можно было найти таких в Таджикистане. Была хорошо оплачиваемая работа. Детей рожали по-таджикски – всех.

Но развал Союза и последовавшая за ним гражданская война сделали свое черное дело: вдребезги разбилось благополучие, камня на камне не осталось от свинокомплекса, русские мужья один за другим покинули семьи, сгинув на бескрайних просторах исторической родины, оставив сестрам: одной – двух детей, другой – семерых. Младшая не вынесла и умерла, а старшая к своим двум взяла еще семь. Когда была полная разруха в стране, Елена ходила с детьми 22 км в областной центр – побиралась. Потом появилась работа на каменоломне. Со старшими дочерьми раскалывала кувалдой известковые глыбы и грузила в машину – за мешок муки.

Дом, вернее – часть дома из саманного кирпича без света и воды, комната 10 кв. метров, к которой терраску 6-метровую пристроили, – вот и вся недвижимость. Людей больше, чем квадратных метров. Дочки повыходили замуж за таджиков, но местные мужья оказались ничем не лучше своих – побросали жен с детьми. И те пришли к маме. Хорошо, что в тех местах девять месяцев в году можно жить на улице. Дров нет, воды нет, лепешки пекут на сухой траве в тандыре. Кормилец-тандыр устоял во время схода селевого потока: сарай, в котором он находился, снесло, а тандыр остался! Вот так и живут: Бога благодарят за кусок лепешки и что есть, где голову приклонить. Правда, Елена признается, что иногда ропщет на Бога: «Если Ты есть, то почему мы так живем?» Но старшая дочь ругает мать: «Не гневи Бога! Слава Богу за всё!» Факел тем и хорош, что никакие ветра, никакие житейские бури не могут его задуть.

А русские женщины и в таджикских селеньях «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут»!

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов)

От редакции

Мы хотим обратиться к нашим читателям с просьбой. Душанбинская и Ташкентская епархии, чем могут, помогают своим нуждающимся прихожанкам, но возможности епархий весьма ограничены. Те, кто имеет возможность и хочет помочь русским бабушкам, живущим в Таджикистане, могут сделать это здесь.

Реквизиты для пожертвований

Ваши пожертвования можно перечислять на счет храма святителя Николая в Душанбе.

Реквизиты для переводов в сомони:

  • P/c: 20202972100030101000 МФО 350101626 ГСБ РТ «Амонатбанк» г. Душанбе.

Реквизиты для переводов в долларах США:

  • Банк корреспондент:
    • DEUTSCHE BANK TRUST COMPANY AMERIKA
    • NEW YORK, NY US
    • SWIFT: BKTRUS33
  • Банк получатель:
    • ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК», г. Москва
    • SWIFT: CNOVRUMM
    • ACCOUNT: 04437699
  • Получатель:
    • STATE SAVINGS BANK OF TAJIKISTAN «AMONATBONK»
    • DUSHANBE, TAJIKISTAN
    • SWIFT: ASSETJ22
    • ACCOUNT: 30111840700000000019
  • Получатель/Счет: Русская Православная Церковь
  • (Beneficiary/Account): 20206840500166101000

Реквизиты для переводов в российских рублях:

  • Банк корреспондент:
    • Кор. счёт: 30101810400000000225
    • Бик: 044525225
    • SWIFT: SABRRUMM012
    • SBERBANK ROSSII
    • MOSCOW RU
  • Банк получателя:
    • Кор. счёт: 30111810700000000076
    • SWIFT: ASSETJ22
    • STATE SAVINGS BANK OF TADJIKISTAN
    • AMONATBONK
  • Валютный счет: 20206810500086101000
  • Получатель: Русская Православная Церковь
  • ИНН: 010008056

9 декабря 2015 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 550 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бабушка Мария Ивановна Бабушка Мария Ивановна
История для 2-го тома «Несвятых святых»
Бабушка Мария Ивановна Бабушка Мария Ивановна
История для 2-го тома «Несвятых святых»
Марина Завгородняя
Моя бабушка Мария всю жизнь жила дореволюционным монастырским укладом: еда по часам, соблюдение постов. А после тяжёлого труда она ночь проводила в молитве к Богу.
«Для имени Моего…» «Для имени Моего…»
Свящ. Алексий Лисняк
«Для имени Моего…» «Для имени Моего…»
Священник Алексий Лисняк
Бабка в слезах натрусила в ведро раствора, проворно собрала несколько кирпичей, взяла мастерок. Тихонько причитая, уложила кирпич, другой…
Куда исчезли бабушки? Куда исчезли бабушки?
Людмила Селенская
Куда исчезли бабушки? Куда исчезли бабушки?
Людмила Селенская
«Мать – основа. Но – широкая “подоснова” – бабушка, ее замена – старая няня. Мудрость – во всем (опытность) передается младенцу. Медлительное стучание сердца старой няни… – важно для младенца», – писал в одном из писем И. Шмелев.
Комментарии
Ирина23 марта 2016, 23:13
Владыко, храни Вас Господь
Марина 1 февраля 2016, 13:54
Владыка, низкий Вам поклон за статью, за Ваше служение, за Вашу помощь и молитвы о своей пастве! Я родилась и выросла в городе Ленинабаде (ныне Худжанд), и старшего сына мы крестили там же, в храме Св.равноапостольной Марии Магдалины.Сейчас увидела фотографию, сделанную в этом храме, и не могу удержать слез. С 1993 года живем в Сергиевом Посаде, за что не устаем благодарить Господа.Дорогой Владыка, всех Вам благ и помощи Божией!
Павел З.21 декабря 2015, 11:22
Нет слов...
13 декабря 2015, 11:09
А разве нельзя этих бабушек переправить в Россию? В деревню?
Лидия12 декабря 2015, 00:58
Низкий Вам поклон батюшка, спасибо за всё, что Вы делаете для этих людей.
Василий Петрович12 декабря 2015, 00:51
Низкий поклон Владыке за то, что опекает сирых и убогих в своей епархии. Верно тут подметили, что не везде у нас так, к сожалению. А ведь таких же брошенных бабушек и дедушек, брошенных матерей с детьми, в центральной России, в глубинке, превеликое множество. И что особенно ужасно, страдают они точно также, но не от инородцев и иноверцев, а от равнодушия своих же соплеменников...
НН11 декабря 2015, 17:43
Спасибо, дорогой Владыка, и за статью, и за всё, что Вы делаете для русских бабушек. Вот бы собрать их всех со всего Таджикистана и перевезти с Вами вместе в Россию...
.../А русские женщины и в таджикских селеньях «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут»!/
..."А кони всё скачут и скачут/ А избы горят и горят/... Укрепи нас, Господи, помоги и вразуми!
Простите!
р.Б.Сергий10 декабря 2015, 20:50
Вспомнил свою службу в Таджикистане.Сильно удивился,когда продавец из магазина в Шаартузе запросто предложил купить автомат...Потом местные блокировали одну из застав.Тогда все только начиналось.Ну а потом полномасштабная война,унесшая 60 тыс.жизней.Я тогда неверующий был,но уверен, что это был необходимый этап от Бога,чтобы я обрел веру.
Ирина 9 декабря 2015, 23:20
Надо самых немощных и одиноких забрать в Россию. Ведь есть же дома для одиноких стариков в России, которые окормляет наша Церковь. Тут им будет тепло и спокойно. Я помню рассказ одинокой русской бабушки, жившей в тех краях, о том, как неоднократно к ней в дом забирались местные жители, насиловали. А мечтала она о том, чтобы её похоронили в домовине. Как всё это печально... И прав Пётр: русские мужья, русские сыновья... Приезжающие сюда иноверцы находят, где поселиться, решают вопрос с гражданством, работают здесь и кормят свои семьи, живущие в Таджикистане, не забывая о своих перед семьёй обязательствах. Печально и больно.
Юлия 9 декабря 2015, 21:41
заработали переводы:) а еще спасибо владыке Питириму за его фб-страницу!
Эвели 9 декабря 2015, 20:32
Нашла контакты епархии. Туда значит можно посылать посылки. Распространила вашу статью по Фейсбуку, по группам Северной Америки. Вы тоже призывайте читателей распространять в Фейсбуке статьи, которые требуют помощи материальной. Да и просто статьи...
Эвели 9 декабря 2015, 20:00
Это шок просто. Ужас. Спасибо, что написали про все это. Я опубликую это в канадской КП со ссылкой на ваш сайт и всеми реквизитами. А можно адрес указать чтобы можно было Елене послать посылку? У нас любят больше посылки посылать, чем деньги. Народ тут, в Канаде, тоже проблемы переживает с деньгами, рецессия. А вещей, особенно детских, в хорошем состоянии, обычно не жалеют, посылают.
Питирим Творогов 9 декабря 2015, 19:28
Дорогие друзья, благодарю всех за пожертвования! Некоторые переводы не проходят, потому что вы слишком ревностно начали их производить - карта быстро переполняется. Еще раз благодарю всех за отзывчивость. Теперь наших бабушек порадуем и на престольный праздник свт. Николая, и на Рождество!
тамара 9 декабря 2015, 18:42
батюшки,откройте в отделения сбербанка России счёт и напечатайте,так будет ещё проще
Гость 9 декабря 2015, 18:28
Такие бабушки есть по всей России. Хорошо, что епископ Душанбинский печется о своих бабушках, это не во всех епархиях так...
9 декабря 2015, 17:37
Дорогие читатели! В статье есть ссылка на сайт Душанбинской епархии. Дублируем ее сюда: http://lifted.asia/ Там есть все контакты. Если не получается отправить деньги, напишите в епархию. Также и по поводу адресной помощи.
Лариса Воронина 9 декабря 2015, 16:55
Дайте реквизиты для внутренних переводов по картам ПРО100 для жителей Крымского округа.
Петр 9 декабря 2015, 16:25
Есть возможность адресно помочь семье Елены? Если возможно, опубликуйте её реквизиты.
Петр 9 декабря 2015, 16:21
Ирина, а Вы не обратили внимание на сына-алкоголика одной несчастной русской старушки, на беспутного племянника другой, на русских мужей, побросавших своих жен и детей? Да просто на то, что ВСЕ эти несчастные русские бабушки брошены всеми нами в далекой стране на произвол судьбы. Что нам до таджиков? Они не обязаны о наших бабушках заботиться. Они то вообще не христиане, а вот мы то как-бы христиане, как-бы православные... За себя нам должно быть стыдно в первую очередь...
Юлия 9 декабря 2015, 14:26
еще раз добрый день! я писала ранее про проблемы с переводом - деньги все же вернулись на счет. очень жаль, пожалуйста, сообщите, когда исправите проблему. спасибо!
Юлия 9 декабря 2015, 14:19
добрый день! я перечислила деньги через банковскую карту на яндекс.кошелек, но после введения всех данных было написано что-то вроде "проблемы с перечислением". деньги со счета у меня сняли. надеюсь, они все же дойдут по назначению и не вернутся мне. подробности могу сообщить при необходимости. спасибо!
Аполлинария 9 декабря 2015, 13:52
А кошелек на Яндекс.Деньги переполнен и у меня не получилось отправить средства.
Ирина 9 декабря 2015, 12:27
Ну вот..
А еще совсем недавно Владыка рассказывал нам про милых добрых таджикских мигрантах..
Правда-то намного страшнее.
Людмила 9 декабря 2015, 11:07
Господи,помоги этим бедным русским бабушкам...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×