
На прошлой неделе на портале Православие.Ru мы разместили статью протоиерея Павла Гумерова «Батюшки бывают разные», где он высказался на тему автомобильных аварий и других происшествий, участниками которых становятся священнослужители. Эта публикация вызвала большой интерес наших читателей. Редакция портала решила взять еще несколько небольших комментариев у священнослужителей на тему ДТП с участием священников и конкретно трагедии в Петрозаводске, случившейся две недели назад и приведшей к гибели женщины. И, конечно, главный вопрос, который мы задали: как реагировать на информацию о подобном в СМИ? Рассуждают священники Олег Стеняев, Димитрий Смирнов, Алексий Круглик и Димитрий Шишкин.
Протоиерей
Олег Стеняев:
«Мы, священники, на виду у всех, и это часть нашего
креста»

Чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других
Это очень печальная ситуация, когда те, кто должен являть пример и учить других, не учат сами себя, на что и обращает внимание апостол Павел. Ведь христиане как письмо Христово – есть такое сравнение в Библии. Мы всеми узнаваемы, и по нам, как по письму Христову, всеми читаемому, судят не только о нас и о нашей вере, но и о нашем уповании, о нашем Боге. На нас на всех лежит очень большая ответственность. И чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других людей.
Когда такая трагедия происходит, необходимо, конечно, протянуть руку помощи пострадавшей семье. Хотя на самом деле пострадало две семьи: и семья погибшей женщины, и семья священнослужителя, совершившего наезд. И наша задача – проявлять заботу, насколько это возможно, и о тех, и о других.
Пройдут годы и годы, прежде чем об этой трагедии забудут в том городе, в той епархии. И сколько же усилий теперь надо употреблять другим людям, особенно тем, которые в этом же храме подвизаются! И скольких людей это может оттолкнуть от храма…
Виновный понесет наказание, но нельзя ставить крест на оступившемся, нельзя не помочь ему
Но мирским людям надо понять и то, что священнослужители – это не ангелы, с неба спустившиеся на землю, это такие же точно люди, как и все остальные, просто у них появилось желание стать лучше. Потому что с таким желанием – стать лучше – приходят в Церковь, поступают в семинарии. Но при этом, придя в Церковь, придя учиться в семинарию, люди приносят с собой все те проблемы, которые у них уже были, так что нельзя говорить, что это приобретенное, что этому «в семинарии научили», – этому учат с детских лет: например, курить, пить учат с подросткового возраста, – увы, это дурная реальность наших дней. Но сам факт, что человек решил идти духовным путем, то есть он решил от этого освободиться, говорит уже очень о многом в его устроении. А если это не получилось, если человек не справился с собой, с этими дурными позывами, – беда. Но это не значит, что мы должны ставить крест на оступившемся, на виновнике трагедии, тем более что он получит наказание и будет нести это наказание.
Наказание, вероятно, для него будет суровым. И мы в его несении должны поддерживать человека. Хочу вспомнить случай, происшедший в дореволюционной России. В одной епархии некий человек по имени Федор совершил страшное душегубство: убил несколько человек. В России тогда не было смертной казни, и его приговорили к каторге. А перед началом суда все Федоры той губернии собрались огромной толпой перед домом губернатора и архиерея и стали требовать, чтобы на время судебного разбирательства этого человека переименовали бы, чтобы имя святого Феодора Стратилата не упоминалось в связи с таким злодейством. И губернатор поддержал это требование, а архиерей осуществил – и преступника во время судебного разбирательства называли «Нефедор». А когда ему вынесли судебный приговор, его опять нарекли Федором, потому что когда человек несет наказание за совершенное, действует принцип: за одно дважды не наказуют. Имя человеку вернули, потому что теперь ему нужна будет поддержка и у святого, чтобы преодолеть такую беду в себе.
Но для некоторых и жизни не хватит собственной, чтобы преодолеть подобное преступление. Оно может всю жизнь тяготеть не только над ним – но и над членами его семьи, над детьми, внуками, правнуками… Это беда, большая беда, и пытаться использовать ее в антиклерикальных целях не дело. Ведь у нас внимание к Церкви в СМИ повышенное – я бы даже сказал: неоправданно повышенное. Хотя, с другой стороны, мы действительно на виду у всех, и это часть нашего креста, который мы несем. И безропотно должны нести. Очень часто отношение к служителям Церкви связано с некими двойными стандартами. И нам, священнослужителям, точно ничего не простят. Кому угодно могут простить: и убийц могут отпускать, и грабителей, и насильников из зала суда, а служитель Церкви, если он оказывается в подобной ситуации, несет наказание в более сложной форме. И, может быть, это даже правильно, потому что в Писании сказано: «Кому сколько дано, с того столько и спросится».
Протоиерей
Димитрий Смирнов:
«Это несчастье хотят использовать для дискредитации
Церкви»

А что касается СМИ… Когда некий телеведущий сшиб женщину насмерть, была какая-то шумиха? А ведь он известнейший человек. Я случайно узнал о том случае. А этого священника никто не знает, только жители Карелии, – и столько о нем пишут! Священников мало. Священники для нашего народа – это такое уникальное явление. Летчиков – десятки тысячи, сотрудников МЧС – сотни тысяч, полицейских – миллион, а священников на весь земной шар – на всех русских православных! – всего 30 000 человек. Но есть люди, очень заточенные на ненависть к Церкви и священникам. Ясно, что они хотят этот случай использовать по максимуму для того, чтобы у людей создать впечатление, нужное им: все священники – пьяницы, все обязательно ездят на «мерседесах» и все всё время сбивают именно женщин – беззащитных женщин…
Протоиерей
Алексий Круглик:
«Помолись, прежде чем сесть за руль»

По канонам, даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он извергается из сана
В 55-м правиле святителя Василия Великого сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени. Получается, что даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он все равно извергается. И до нас дошло «Учительное известие», которое говорит, что делать священнику, если на храм вдруг совершено нападение во время богослужения. Идет четкое указание: священник, если может, потребляет Святые Дары – то есть он первым делом должен позаботиться о святыне, которой служит. И далее: «Сам же избегнет, аще может», то есть если он может спастись, потребив Святые Дары, или хочет спастись, то он может это сделать. Но… есть интересное указание: священник должен «никакоже от своего служения отступити, даже если убийство ему претерпети придет, совершати свою службу. Аще убиен будет… с мучениками да причтен». Так что, если он хочет, он остается в храме и терпит мученическую смерть.
Как видим, очень высокие требования к восточному православному духовенству. В католицизме, как мы знаем, несколько иная норма. В крестовых походах священники участвовали наравне с рыцарями, поднимали оружие воины-священники, воины-монахи. У нас к этому относятся по-другому, отмечая, что проливший кровь в дальнейшем не может совершать Бескровную Жертву. Это, конечно, накладывает особый отпечаток на служение священника.
Мы знаем, насколько печальна статистика гибели людей и несчастных случаев на российских дорогах: гибнут в год около 30 000 человек, 250 000 примерно получают ранения, многие становятся калеками. Выходит, на дорогах за год гибнет население небольшого города, и население большого города оказывается искалеченным! И именно поэтому в третье воскресенье ноября, во Всемирный день памяти жертв ДТП, патриарх благословляет совершать специальные заупокойные литии о душах усопших, погибших в этих страшных происшествиях.
Тем, кто помнит советские времена, может показаться удивительным, что о священниках постоянно говорят СМИ. В советское время информации о жизни Церкви, священства практически не было, да и священников было мало. Сейчас в Российской Федерации уже несколько тысяч клириков, в крупных городах священников сотни, так что можно говорить о том, что священство вновь, как некогда было, становится социальным слоем. И поэтому всё, что связано с духовенством, получает большую огласку. И те несчастные случаи, которые происходят, может быть, и в семье священников, и особенно на дорогах, получают особый резонанс. Во многом еще и потому, что сегодня вообще любое происшествие делается благодаря интернету общеизвестным, потому что многие любят снимать все, что происходит вокруг, на свои гаджеты и выкладывать это в сеть. На днях я сам попал в ДТП, но я был без облачения; не знаю, как бы отреагировал второй участник – девушка, виновная в этом ДТП, – если бы я был в подряснике. Возможно, она стала бы снимать случившееся, чтобы придать этому огласку.
К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще
К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще: священник мог за небольшие деньги нанять извозчика; клириков возили прихожане; и даже если у батюшки и была бричка, он сам не правил ею, то есть, говоря современным языком, он лично не участвовал в управлении транспортным средством. Кстати, если вспомнить историю, то священники не пользовались лошадью – быстро передвигающимся животным, – но ездили, как правило, на ослике или муле, которые идут потихонечку, так что сложно, на них едучи, попасть в какие-то неприятные ситуации. Другая примета наших дней: священник подчас вынужден сам управлять автомобилем. Тем пастырям, которые служат в далеких регионах, подчас не хватает средств, чтобы купить какую-то приличную машину, – они ездят на стареньких, на отечественных, которые имеют нехорошую особенность ломаться где ни попадя и поэтому могут быть причиной какого-то дорожно-транспортного происшествия.
На последнем епархиальном собрании Святейший Патриарх призвал духовенство после совершения службы по возможности самим не садиться за руль, то есть надо попросить кого-либо из прихожан довезти либо до дома, либо до места следующей требы. Ведь богослужение – это апогей жизни священника: он переживает, молится, он вынужден все свои эмоции, все свои душевные силы отдавать Литургии. И он исповедует, выслушивает пришедших в храм, эмоционально сопереживает им. И вот ему, отдавшему часть себя, израсходовавшему свои силы, управлять автомобилем не так просто. Ослабевает внимание, контроль, и он может пропустить что-то важное, что в обычной жизни он непременно заметил бы.

Что касается трагического происшествия, виновником которого стал отец Иоанн Петунов… Сказано в Священном Писании, что всякого человека, совершившего грех, Господь призывает раскаяться. А, раскаявшись, по Евангелию, мы должны принести плоды, достойные покаяния. Дай Бог, чтобы этот клирик осознал свой грех, и я искренне верю, что так и будет. И, осознав, попросил прощения и у священноначалия, и – самое главное – у тех людей, которых он лишил жены, сестры, дочери, у детей, которых сделал сиротами. И чтобы потом помогал им. Может быть, и сам, а может быть, и привлекая других людей, но не бросать пострадавших, поддерживать их. Постоянно о них молиться, молясь обязательно и о душе усопшего человека. И даже если он будет запрещен в служении, всё равно он обязан молиться.
Эту молитву должен читать каждый водитель перед тем, как тронуться с места, сев за руль
А мы должны помнить, что существует так называемая молитва водителя, она уже достаточно широко распространена в Русской Православной Церкви. В этой молитве, которую должен читать каждый водитель перед тем, как тронуться с места, сев за руль, есть такие слова: «Боже, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе… Избави мене от злого духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния». И заканчивается она такими очень хорошими словами: «Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей». Эта молитва должна читаться не только священником, а вообще всеми людьми, которые садятся за руль. Кстати, когда я сам попал в ДТП, я вспомнил потом, ожидая ГАИ, что я забыл прочитать эту молитву, – очень уж спешил по делам в тот день. И я много раз слышал от людей, от прихожан, что, действительно, когда читали молитву, все было благополучно. И если из-за каких-то обстоятельств, отвлекаясь, забывали читать эту молитву – случались неприятности, маленькие или большие.
И, конечно же, мы призываем освящать и сам автомобиль, потому что это техника, представляющая реальную угрозу для окружающих, да и нам самим может нанести вред. Надо не забывать, что вообще любая вещь у православного человека должна быть освящена. А уж тем более такая опасная, как механизированная колесница, – она и освящается, как колесница.
Как клирик, я сопереживаю этому батюшке. Надеюсь, что церковный суд решит всё милостиво, но в то же время учитывая каноны. И будем молиться, чтобы Господь упокоил эту несчастную женщину. Ну а мы, церковные люди, должны, как можем, помогать семье Марии Жулябиной.
Священник
Димитрий Шишкин:
«Нам надо быть осторожными всегда и во
всем»

В случившейся ситуации опасно всякое морализаторство – потому что “непостижимы суды Божии и неисследимы пути Его”
И всё же… Мы слишком мало видим, еще меньше знаем и понимаем для того, чтобы судить однозначно о причинах и последствиях каких-то трагических случаев. И когда происходят такие страшные, чрезвычайные события в жизни любых людей, не только священников, велик соблазн начать делать выводы о чужой нравственности и «уроках», от Господа посылаемых. Но, с другой стороны, ведь и это же тоже есть, несомненно, и множество существует примеров, когда наказание греха служит именно назиданием для других. Но это всё-таки ситуации крайние, вопиющие, так сказать. А в большинстве случаев уместнее вспомнить слова Господа о людях, погибших при разрушении Силоамской башни: «Думаете… [они] виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните» (Лк. 13: 4–5).
Чужое горе – это всегда повод помолиться о человеке, попавшем в беду, – и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость
Дело в том, что какие-то крайние беды в жизни человека могут иметь столь запутанные и глубоко уходящие, но притом объективные корни, что мы попросту не в состоянии это всё понять и отследить. Да и не нужно это. Об этом, кстати, говорят многие опытные духовники: не полезно пытаться разбираться скрупулезно в причинах находящих бед и скорбей. Но следить за своей совестью – обязательно нужно. И вот о чем можно сказать с уверенностью: чужое горе, беда – это всегда повод помолиться со скорбью и состраданием о человеке, попавшем в беду, и – безусловно, еще и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость, достойную печальной участи, но хранимую ни по какой иной причине, кроме как по неизреченной милости Божией. У апостола Павла есть изумительные по своей силе слова. Он говорит братьям по вере, что вот, мол, такие тяжкие выпали нам испытания во Асии, что мы не надеялись и жить: но, сами в себе осуждение смерти имея, будем надеяться не на себя, но на Бога, восставляющего из мертвых. Апостол непрестанно носил в себе осознание своей греховности столь глубокое, что считал себя достойным смерти, и всё, что случалось меньшего, чем смерть, пусть даже тяжкие скорби, считал признаком милости Божией.
Вот это помысел воистину добрый, а нам всем пример!
08.11.2018 мой любимый решает сделать мне предложение и покупает кольцо, 9.11.2018 организовывает мне сюрприз(хотел в театре 30.12 сделать мне предложение со сцены, он договорился). И тут происходит следующее: 10.11 меня сбивает машина на остановке. Можете себе представить. На всей скорости, этот человек с правой стороны объезжает маршрутное такси, суббота выходной день, куда гнал непонятно. Медсестра в скорой сказала, что я чудом не переломалась, спасла шуба и норковая шапка, если бы была в куртке, то переломов не избежать в возможно и сильное сотрясение мозга. Чудны дела твои Господи!!!!
Kogda ja uchilas na kursah vozhdenija, to instruktor govoril nam; Ludi, pomnite chto
vu ne jedinnstvennuje idiotu na dorogah. Naskolko mu ne vezhlivu v zhizni, nastolko
nevezhlivu mu za ruljom."
V prigorode odnogo gorodka otmeniki sluzhbu, svjashenniku ne na chjom bulo
dobratcja na do hrama. Ja dumau, chto mnogo bulo takih sluchajev.
Mu zhe sudim so svojey kolokolni, "ottuda vsjo vidno o drugih"
Очень удивительная статья и не менее удивительные комментарии к случившемуся.
«Мы, священники, на виду у всех, и это часть нашего креста»
«Это несчастье хотят использовать для дискредитации Церкви»
«Помолись, прежде чем сесть за руль»
«Нам надо быть осторожными всегда и во всем»
Отцы вы о чем?
История "Ветхого" и "Нового завета" начинается с заповеди. Сначала с одной, а за тем закон. Что происходит после их нарушения вы все (надеюсь, что это так) знаете.
В настоящее время, конкретно в России есть закон государства, есть Правила безопасности самые различные. Это не закон Божий но все же закон.
Есть люди которые регулярно не соблюдают правил и не исполняют закон в той или иной его части.
Среди таковы есть и священники, и не редко! Лично знаю таких.
Что удивляться когда с ними такое происходит?
О чем вы говорите? Где призыв к трезвости? Законопослушанию? Где призыв начать проповедь закона Божия с исполнения закона государства и общества.
В завершение хочу сказать- прежде чем сесть за руль:
1. Будь трезв!
2. Помолись!
3. До начала движения пристегни ремень, и двигайся соблюдая правила ДД.
Я то же не верю всему, что пишут и говорят в СМИ.Я тоже считаю, что священство часто оговаривают. Но! Наверное не все, что написано является ложью. Делайте выводы, и хватит все валить в одну кучу: грехи, случайность, не легкий крест священства и.т.д.
Сам раз попал в такую ситуацию: сел за руль, почувствовал, что надо помолиться, но подумал, вот выеду из города на трассу и помолюсь. Но уже через минуту попал в дтп.
Господь мне прямо дал понять, что надо молиться, а я отмахнулся. И поплатился.
А еще на днях уже в Калуге священник попал в дтп. Тоже вроде "под шафе", но слава Богу там все жив.
Отцы, будьте осторожны!
/Священнослужитель, независимо от сана, ни в коем случае не должен добровольно садиться за руль автомобиля или мотоцикла. Просто не должен и всё! На это можно привести миллионы доводов опровержения вместо того, чтобы просто отказаться от руля и всё, раз и навсегда./ А на чем вы основываетесь? Сначала вы потребуете лишить прав священников, потом и мирян? Каких гражданских прав ещё пожелаете-с нас лишить?
"Священнослужитель, независимо от сана, ни в коем случае не должен добровольно садиться за руль автомобиля или мотоцикла. Просто не должен и всё!". Шедеврально, добровольно садиться за руль нельзя. А насильно, значит можно. Или тоже нельзя? А если и так нельзя и эдак нельзя (вообще-то это очень сурово), то выход у батюшек - ходить пешком. Вы это предлагаете? Кстати, а где вы видели водителей, ставших водителями насильно, то есть против своей воли? Но вот, что совершенно определенно верно, так это то, что некоторым противопоказано "добровольно" выходить в интернет.
Мне ближе простые, небогатые, образованные батюшки, и таких много встречаю. Родственники бурно обсуждали этот случай в Петрозаводске, вспоминая предыдущие с участием священников, но я верю, что это было страшное исключение и семинаристов будут воспитывать так, чтобы этого не случилось еще.
Читать и слушать обсуждения священнослужителей и "мерседосов" - смешно. Пусть на ездят на чем совесть позволяет - каждый за свои грехи отвечать будет. А вот обсуждать и более того осуждать священника не хорошо и нельзя.
/Разве мы не убили эту женщину в Петрозаводске?/ Берём вот так, вырезаем фразу из контекста... и привет! Кто это – мы..? Был у нас в городе эпизод, который не вызывал никаких сомнений. Молодой водитель на дорогой спортивной «тачке» рано утром летел на большой скорости по прямому участку дороги. И вселился в него бес лихачества – решил погоняться с другим авто. Дорога сухая, утро солнечное… Но вдруг – занесло на повороте и вылетел на тротуар, а там мамочка с двумя маленькими детьми. Насмерть. Осуждали его все – вина очевидна. Горожане негодовали, пока процесс шел, боялись, чтоб не ушел от расплаты. Многие этого парня лично знали (город у нас – большая деревня, хоть и федерального значения), и он не самый лучший кадр «по боевой и политической», но время шло, появлялось осознание трагедии. В ходе процесса выяснилось, что сбил он семью своего друга, что раскаивается и страдает, что людей даже не видел. А когда огласили приговор (7 лет), как-то всем жалко его стало. Зелёный совсем, чуть за 20, столько жизней поломал и свою по глупости… И дело здесь не в том, чтобы не судить, это как-раз уместно. Просто не по-людски это, добивать лежачего. Да и на себя беду навлекать, православный ты или нет, ни к чему. Как народная пословица гласит: от сумы и тюрьмы не зарекайся.
О.Димитрий Шишкин: "чужое горе, беда – это всегда повод помолиться со скорбью и состраданием о человеке, попавшем в беду"
О. Олег Стеняев: "Наказание, вероятно, для него будет суровым. И мы в его несении должны поддерживать человека."
Думаю, что многие священники будут молиться за своего собрата, но при этом не объявлять во всеуслышание.
Про нападки на церковь в связи с алкоубийцами.
И правильно, пусть на нас нападают.
Разве незаслуженно? Разве мы не убили эту женщину в Петрозаводске?
Может лучше вспомнить про смирение, а не юлить, вспоминая заслуги батюшек столетней давности.
Вот ещё какой вопрос не ясен.
О каком снисхождении церковного суда мечтают батюшки, когда Иоанн Петунов по доброй воле, не дожидаясь суда, должен отойти от служения? (если он конечно православный, чтущий каноны и правила)
Кроме того, священнослужитель извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты, но и за избиение, даже и лица виновного.
О ДТП в Карелии узнала на вашем сайте, на вашем же сайте днями раньше были приведены слова о.Андрея Мазура о «мерседесах»: "В Питере много молодых пастырей, много новых храмов есть. Они окончили академию. К службе, к сожалению, относятся нехорошо. Все накупили «мерседесов», а в храме ничего не делают. Старые храмы часто в запустении. В советское время так было, ... а сейчас будет так же, как при СССР". Слава Богу, не о ДТП. Помолимся за всех пастырей, водителей, пешеходах, пассажирах и СМИ.