Теория познания

К 250-летию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Празднование 250-летия МГУ чем-то сильно напоминало ноябрьский парад 1941 г на Красной площади. Это был праздник в условиях всеобщей мобилизации. В речах и поздравлениях неизменно звучала тревожная нотка, о будущем говорили с осторожным энтузиазмом, а выступления ректоров-командиров, собравшихся в эти дни столице, неизменно заканчивались ободряющим «Наше дело правое – победа будет за нами».

Враг, стоящий на ближних подступах, – это инициированная Министерством реформа образования, затрагивающая его фундаментальные принципы и традиции.

Реформаторский энтузиазм исходит из благого побуждения сделать все максимально простым, эргономичным и эффективным, однако подходить к перепланировке такого большого и сложного здания, как система образования, можно не иначе как с тактом инженера, отдающего себе отчет в функции и назначении каждого элемента его структуры. В противном случае существует известный риск нарушить схему несущих конструкций и вместо храма науки получить ансамбль живописных руин.

Сходите на выставку, посвященную истории первого русского университета, проходящую в эти дни в Историческом музее. Уже во втором зале в самом центре экспозиции вы обнаружите странный экспонат – большую металлическую дверь с кованым замком. «Дверь карцера» - сообщает прикрепленная рядом табличка. «Какое отношение это имеет к образованию и науке?» - спросите вы. Ответим: «Самое непосредственное».

Еще древние греки вывели фундаментальную формулу познания: подобное познается подобным. То есть для того, чтобы познать истину, нужно уподобиться ей. Простота, ясность и чистота истины недоступны горделивому, страстному и нецеломудренному уму. А потому познание – это аскетическая практика, и процесс обучения непременно сопровождался упражнением в добродетели. Основа добродетели – дисциплина, к которой нужно понуждать себя, преодолевая сопротивление своенравной человеческой природы. И здесь карцер, розга и мундир (последние две вещи тоже, кстати, присутствуют на выставке в качестве экспонатов) – незаменимые помощники, особенно на первом этапе тернистого пути познания.

Не торопитесь уйти из мрачного второго зала. Присмотритесь к портретам ученых – людей, прошедших аскетический путь познания: строгие бородатые лица, ясные глаза, благородная осанка. Это почти монашеские образы. Вот их игрушки – мертвые птицы; заспиртованные в больших банках земноводные гады… Вот мертвая красота бабочек, безжалостно пришпиленных к листу картона; склянки, наполненные смертоносными вирусами. Начало познания – различение, а потому уродство и патология в первую очередь интересует ученого, ибо через них он и может понять, что лежит в основании красоты и здоровья. Жизнь ученого – это бытие на грани и нужен сильный и ясный ум в сочетании с твердой волей и сильным характером, чтобы идти этим путем. Это еще один аргумент в пользу дисциплины.

Увы, приходится признать, что именно дисциплины в наших ВУЗах сегодня практически нет. Это основная причина тому, что большинство выпускников оказываются на деле неспособными к самостоятельному научному поиску.

Кроме того, как известно, субъектом научного творчества является не отдельный ученый, пусть даже и одаренный, а научное сообщество в целом. Это подтверждают слова Ньютона, который называл себя «карликом», который сумел заглянуть в науке дальше других исключительно потому, что «стоял на плечах гигантов». Но научное сообщество это нечто качественно иное, нежели простая сумма всех ученых. Это особый тип духовно-интеллектуальной связи между людьми, который формируется годами и происходит из того источника, который принято называть «студенческим братством». Сейчас же отношения между студентами только в исключительных случаях достигают ранга братства, а по преимуществу тяготеют к «тусовочным» связям.

Последний раз я видел студенческое братство на одной из картин, размещенных все в том же втором зале. Это картина, изображающая приезд проф. Пирогова в Москву. Обратите внимание на тех, кто его встречает на перроне, на их форменные фуражки. Это они.

Конечно, мы не призываем к возрождению наказания розгами, но реформы, отменившие утренний университетский молебен, студенческий мундир и закрытый тип проживания, сильно ослабили один из столпов образования – дисциплину. Нынешние реформы грозят уничтожить другой – фигуру учителя.

Смысл и цель готовящейся реформы, конечно, состоит не столько в том, чтобы победить здесь коррупцию (почему в таком случае эту борьбу нужно начинать именно со сферы образования?), сколько в том, чтобы либерализовать само образование. На это направлены два основных момента реформы: Единый Государственный экзамен и Именные Сертификаты, привязывающие госфинансирование к учащемуся, а не к ВУЗу. По замыслу реформаторов, учащийся получит возможность самостоятельно формулировать свои образовательные потребности, а ВУЗы будут вынуждены конкурировать друг с другом в удовлетворении этих потребностей, что в конечном итоге должно повысить качество образования в целом по стране.

Не нужно особых усилий, чтобы понять, из какой идиосинкразии вырастает эта реформа. Либеральному сознанию претит присутствие власти, которая неизбежно ассоциируется в нем с репрессиями. Между тем, традиционная система образования насквозь пронизана отношениями власти. Она сконцентрирована вокруг фигуры учителя, имеющего особый статус по отношению к ученикам. Диоген Лаэртский, рассказывая о Пифагорейских союзах, говорит, что новоначальному несколько лет даже не дозволялось лицезреть учителя и приходилось довольствоваться беседами с ним из-за перегородки.

Либерализация образования означает профанацию, сведение фигуры учителя к фигуре менеджера, оказывающего образовательные услуги. Университет в этом случае приобретает черты организации, удовлетворяющей познавательные потребности человека. Либеральная мысль сомневается в обоснованности традиционной постановки дела и задает вопрос: «Может, учитель – это просто пережиток древности?»

Попытаемся решить этот вопрос.

Говоря совсем просто, образование – это движение от незнания к знанию. Однако, незнание не преодолевается простой суммой некоторого знания. Иначе говоря, никто не способен воспринимать ответ на вопрос, которого не задавал, который еще не созрел, не достиг нужной остроты. Незнание – это статическая пустота, в которой нет никакого движения, ни малейшего импульса. По меткому замечанию Николая Кузанского, незнание характеризуется неспособностью даже оценить свои глубины. Иначе говоря, если я не знаю физики, я не могу даже задать какой-либо вопрос ученому физику, потому что я не знаю даже того, чего именно я не знаю в физике.

А потому, по мысли Кузанца, движение от незнания к знанию возможно только через промежуточный пункт – «знающее незнание» (или «ученое незнание»). Только открыв оглавление учебника физики, я впервые оказываюсь способен оценить меру собственного невежества в этой области. Оглавление скажет мне, чего именно я не знаю. Это качественно иное состояние, которое обозначается знаменитой формулой Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Только на этом этапе открываются возможности для познания.

Еще раз подчеркнем: незнание, в отличие от «знающего незнания», не способно сформулировать вопрос. То есть в структуре незнания нет той «образовательной потребности», которую собираются удовлетворять реформаторы. Сократ посредством своей диалектики очень смущал своих слушателей. Он превращал их статичное самодостаточное незнание в «знающее незнание». Блаженное незнание сменялось в его собеседниках той самой мудростью, в которой, по словам царя Соломона, «много печали», ибо она заставляет искать ответы и мучиться. Это смущение было настолько сильным, что Сократа часто били. Это смущение монументализировано в самом приговоре Афинского суда – «за совращение юношества». Но нет иного способа незнание превратить в знание, кроме как посредством такого «совращения».

Совершить качественный переворот в человеке – превратить его незнание в «знающее незнание» – может только учитель. Смутить, заставить мучаться сомнениями, искать. Знающее незнание – это, по-прежнему, незнание, но уже качественно иное – не то, беззаботное и самодостаточное. Теперь это уже то, что называется духовной нищетой – боль, которая заставляет искать лекарство. Это уже не то неподвижное небытие, а пустота, которая ищет, чем можно себя восполнить. Отсюда уже можно переходить к знанию. На этом этапе учителя, уже может сменить менеджер по образовательным услугам. Но кто все-таки будет выполнять первый этап? Фундаментальная ошибка реформаторов – в игнорировании того обстоятельства, что познание имеет экзистенциальное измерение.

Если учителя превратить в менеджера, это и будет концом образования – вот то, чего не понимает либеральное сознание, и то, против чего борется научное сообщество во главе с Садовничим. Вот философема, которая стоит за его скупым: «Я против платного образования».

В труде Лаэртского «О жизни, учении и изречениях знаменитых философов» есть рассказ о том, как Диоген Синопский был продан в рабство. На торжище философ вел себя очень активно и, перекрикивая торговца, обращался к покупателям со словами: «Подходи, кто хочет купить себе хозяина!» Чем очень метко выразил парадокс системы платного образования.

Сергей Мазаев

10 февраля 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×