Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Добрая, милая и родная,
или Просто о маме

Ты стоишь у окна, маленькая, в стеганой старенькой безрукавке, поверх которой завязан такой же старенький, чистый, цветастый фартук, в тонком шерстяном сером платочке и смотришь мне вслед тревожным и любящим взглядом. Я оглядываюсь, с улыбкой машу тебе рукой, а ты крестишь меня и что-то говоришь, наверно благословляешь или шепчешь молитву. Я уезжаю к себе в Москву с легким сердцем, погостив у тебя целых шесть дней.

    

Побывал у друзей, у родственников, а в оставшееся время слушал твои рассказы и, часто не дослушав, опять куда-то спешил. Ты не роптала, а, только привычно вздохнув, как и в детстве, говорила ласковым и добрым голосом:

— Потихоньку иди. Не торопись, да по сторонам гляди, машин-то вон теперь сколько.

А я с укоризной отвечал:

— Мама, мне скоро сорок лет, у меня дети скоро взрослыми станут, а ты все за меня боишься.

— И за них тоже боюсь. Время-то, вон, какое страшное, везде митинги да забастовки, а их ведь вырастить надо, — и смахнув слезу, крестила меня и провожала, — иди с Богом! И терпеливо ожидала, много раз подогревая остывающий чайник, когда я вернусь, сяду напротив и расскажу, где был, с кем встречался и что видел.

И я приходил, и садился, и все тебе рассказывал, а ты слушала, задавая вопросы, иногда смешные и неожиданные, но очень для тебя важные, а я смотрел на твои морщинки, на очки с толстыми стеклами, на твои натруженные высохшие руки и любовался, и наслаждался, и думал про себя: «Какое же счастье, что у меня есть мама». И пытался представить тебя молодой, веселой и задорной, какой видеть тебя мне не посчастливилось.

Ты родила меня в сорок четыре года. Современные доктора за голову бы схватились от такого безрассудства, а в те годы никто этому и не удивлялся.

Родился, и слава Богу! Вырастет вместе со всеми. И я рос слабеньким, болезненным, но искренне любимым самым младшим ребенком в семье. Ты всегда была рядом, добрая, милая, родная, все понимающая и всегда все прощающая мама.

Ты не казалась мне сильной и не была таковой, но я видел, что люди шли к тебе со своими печалями и горестями, и ты могла и умела их утешить и поддержать и вселить надежду. Сила твоя была в твоей доброте и в твердом следовании правилу, которому научила тебя твоя мама:

— Не держи зла, прости и помоги.

Даже в горькие минуты ты была счастлива своей семьей, огромной любовью к мужу и к нам, детям. Ты не воспитывала нас в прямом смысле этого слова, никогда не читала нам нотации, ты просто любила нас всех семерых, и мы, даже став взрослыми, чувствовали, что любовь твоя хранит и бережет нас, защищает и ведет по жизни, и не дает сбиться с истинного пути.

В минуты отчаяния ты тихо плакала, а мы с сестрой, младшие, прижимались к тебе, обнимали и тихонько шептали: «Мамочка, не плачь, ведь мы здесь с тобой», а старшие братья сидели рядом, смотрели на тебя участливо, но, зная и понимая, что они старшие, и им не к лицу пускать слезы, растерянно и немножко сердито говорили:

— Ну, что разревелась опять. Все сейчас сделаем. Вытирай давай слезы.

И ты успокаивалась, улыбалась и прижимала нас к себе, ласково гладила по вихрам старших. Мы снова были счастливы и едины.

В сложные моменты ты могла быть решительной. Когда арестовали папу, и следователи и понятые пришли изымать его военные награды, ты твердо сказала: «Не отдам. Он за них всю войну с катушкой провода по передовой на брюхе проползал». И не отдала, заставив их уйти ни с чем.

Ты стойко и по-христиански переносила обиды и несправедливости. Когда в пять лет я заболел тяжелым воспалением легких, и деревенский фельдшер срочно велел везти меня в городскую больницу на лошади (рейсовых автобусов тогда не было), ты одела меня, вывела на улицу и увидела, что во дворе стоят лишь пустые сани, а лошади нет. Ты поняла, что это сделал один из наших соседей, но не пошла к нему «разбираться», а просто сказала: «Бог ему судья», усладила меня в санки, укутала в одеяло и повезла к проселочной трассе в надежде, что там нас догонит и подвезет какая-нибудь машина, но видно, в тот день машины в наши края не ездили.

Я не могу представить, что ты испытывала, пробираясь по запорошенной снегом дороге, волоча за собой санки с больным ребенком, останавливаясь, чтобы отдышаться и проверить, все ли со мной в порядке, но уверен, что сам Господь тащил эти санки вместе с тобой все десять километров.

В больницу меня привезли как раз вовремя, и двое суток, пока я метался в бреду, ты держала меня за ручку вместе с Господом Богом. Когда я пришел в себя и, открыв глаза, увидел тебя — как-то враз похудевшую и осунувшуюся, с черно-синими овалами вокруг глаз, — и произнес: «Мама, где мы?», ты тихонько ответила: «Слава Богу, сынок, ты опять здесь». И начала валиться на бок. Заглянувшая в палату медсестра успела подхватить тебя и позвала доктора.

Очнувшись, ты слабо улыбнулась: «Это я от счастья», — и из глаз твоих, усталых и воспаленных, но сияющих и лучистых, действительно лилось счастье.

Провожая меня в армию, ты долго стояла на перроне и махала мне рукой, а перед этим наставляла:

— Командирам не перечь, в армии это нельзя, а главное: товарищам всегда помогай, даже и тем, кому и не хочется помогать. Будешь любить людей, и они тебя будут любить.

Ты любила всех, всем всегда помогала и всех всегда прощала.

А как ты ухаживала за нашим больным папой! Заботливо, с любовью и с благодарностью. Ты два года любовью своей продлевала ему жизнь, ни на миг не выпуская его из виду, предугадывая все его желания, и даже когда он, измученный болезнью, раздраженно бросал чашку с супом на пол, ты прибирала все, мыла, а ему спокойно что-то рассказывала, и папа успокаивался, а ты снова наливала суп, садилась к нему на кровать и кормила с ложечки.

Ты сумела сделать так, что, прожив вместе сорок пять лет, вы ни разу не поссорились. На наши удивленные вопросы ты отвечала просто и серьезно:

— Как же я могу с ним ссориться, если я его люблю.

И мы, взрослые дети, радовались, глядя на вас, а тобой, наша мудрая, терпеливая и добрая мамочка, просто восхищались и гордились.

В день твоего восьмидесятилетия, когда собрались все твои дети, внуки, родные и близкие люди, я спросил тебя:

— Мама, скажи: жизнь долгая или короткая?

И ты, не задумываясь, ответила:

— Как один миг, очень быстрая. И благодарю Бога, что помню все, каждый кусочек и отрезочек — и трудный и радостный. Да трудных-то и мало было: всегда Бог посылал кого-нибудь в помощь. Молитесь каждый день за своих детей, и все у них будет хорошо. Я ведь всю жизнь каждому из вас прошу милости у Господа — и на день и на сон грядущий…

В памяти моей ты так и стоишь у окна, маленькая, в стеганой старенькой безрукавке, в стареньком чистом цветастом фартуке, повязанная тонким шерстяным серым платочком, тревожно и с любовью смотришь мне вслед, осеняя крестом мой путь и благословляя меня в дорогу, а я, обернувшись, беззаботно улыбаюсь тебе, машу рукой и думаю:

— Какое счастье, что ты у меня есть, моя добрая, милая и мудрая мама.

Прости родная, я ведь не знал, что больше тебя не увижу…

Леонид Гаркотин

19 июля 2013 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 154 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Время отдавать долги Время отдавать долги
Ольга Рожнёва
Время отдавать долги Время отдавать долги
Рассказ
Ольга Рожнёва
– Срочно приезжай. Твоя мама в больнице. Инсульт. Её парализовало. Нужно ухаживать. Спешные сборы, поезд «Москва-Пермь», меня встречают мои дети, и вот мы с сыном едем по ночной дороге в Нижний Тагил. К маме.
Просто мама Просто мама
Татьяна Шишова
Когда мама не озабочена карьерой и зарабатыванием денег, а может спокойно заниматься детьми, это, конечно, хорошо. И в последнее десятилетие появилось немало женщин, посвящающих себя семье. Но решены ли все проблемы, если мама дома? Отнюдь. Возникают новые, в принципе ожидаемые, но далеко не всегда ожиданные. Какие?
Письмо к дочери Письмо к дочери
Вика Каушанская
Знаменитого хирурга посетила молодая женщина. У неё было двое маленьких детей, и в тот момент она была на четвёртом месяце беременности. После осмотра женщины хирург объявил ей горькую правду — двусторонний рак груди. Гормоны беременности, необходимые для развития ребёнка, сейчас становились смертоносными для здоровья матери. Врач поставил её перед нелёгким выбором: или она, или дитя…
Комментарии
Дарья Иванова14 декабря 2013, 23:05
Спаси Господи! Как душевно, легко и просто Вы умеете рассказать о наших самых любимых и родных людях. Вы сами-источник добра, кладезь мудрости и добродетели. Ждем новых рассказов. Бог Вам в помощь!
Юля 8 августа 2013, 20:48
Этот рассказ про мою бабушку. Звали ее Августа. Для меня она была самой доброй и хорошей бабушкой Густей. Я ее очень любила и каждое лето с нетерпением ждала поездки к ней в деревню. Читаю вот рассказ и думаю-побольше бы таких людей на Земле-мир бы стал добрее и светлее! В очередной раз перечитываю и плачу...Папочка, спасибо тебе за такой рассказ!
Ольга29 июля 2013, 19:47
год назад я стала мамой. прочитала сейчас и поняла - хочу быть такой. чтобы ЛЮБИТЬ так, чтобы с мужем не ссориться, чтобы быть примером своим детям, воспитывать их своей жизнью, а не словами. Господи, помоги стать такой, научиться любить по-настоящему!
Людмила23 июля 2013, 09:40
Спасибо большое.Очень хороший рассказ,без слёз читать не возможно.
Татьяна22 июля 2013, 16:11
Читаю. А слезы катятся, катятся... Спасибо большое за такое откровение. Это должен прочитать каждый.
Татьяна22 июля 2013, 15:57
!!!...
Александр22 июля 2013, 06:38
Сижу на работе и читаю. Рядом начальник, с трудом сдержался, чтобы не пустить слезу. Спаси Господи!
Светлана21 июля 2013, 13:42
До слёз, до боли в сердце! Особенно когда проводишь свою маму.
Елена21 июля 2013, 12:08
Спасибо, Вам, Леонид, я прямо как про свою золотую бабуленьку читала - Тамару Михайловну.
Погодина Ольга Николаевна21 июля 2013, 09:26
Невозможно без слез читать!Я прежде всего вспомнила свою бабушку Феодору. Вот также она стояла и провожала нас, своих внуков. Всегда с молитвой: !Стопы Твоя направи , Господи...!Крестила нас и долго-долго стояла у ворот, смотрела до тех пор, пока мы не скрывались за поворотом...Вечная тебе память, милая моя!Я всегда молюсь за нее. А мамочке моей-долгоденствия и здравия!
Вера21 июля 2013, 02:50
До слез ...
Николай20 июля 2013, 14:06
Простите меня, но читать без с..з не возможно. Написано правдиво, искренне, с любовью. Берегите, цените, любите своих матерей при жизни !!!!!!!!.
Елена20 июля 2013, 12:29
Спаси Вас Господи. Очень трогательно, а главное -искренне и от души... Слава Богу за все.
Владимир20 июля 2013, 10:25
Дай Бог,чтобы у каждого была такая мама-и мы ценили и любили ее при жизни, а не когда она уже умерла.
Мария20 июля 2013, 08:45
Увидите. Вы не навсегда расстались. Спаси Господь!
Катя20 июля 2013, 01:53
Да, до слез. Женщина для подражания! А как маму звали?
lyudmila toll19 июля 2013, 21:18
спаси вас Господи.... мама вас вырастила как настоящего христианина
любящего сердечного ...кусочек своего сердца вам вложила
это ода маме .....так хочется чтобы о каждой маме каждый сын говорил такие слова
хочу чтобы и мои 2 сына прочитали
согласна с вами мама и 50 и 60 летнего сына любит и оберегает как маленького.
СЛАВА БОГУ за все
Вера19 июля 2013, 18:56
До слез....
Саша19 июля 2013, 15:41
Очень трогательно.
Виктория19 июля 2013, 14:54
Дорогой Леонид, мама у Вас чудесная. Она и сейчас, на верно, смотрит на Вас и шепчет о Вас молитву.
Тамара19 июля 2013, 13:51
Читала со слезами на глазах. Спасибо автору! И Большое спасибо и низкий поклон нашим добрым и терпеливым мамам!
Ирина19 июля 2013, 13:45
Мне тоже очень понравилось... Заботливо, с любовью, простотой слов написано о Маме... Храни Господь!
Владимир19 июля 2013, 12:55
Спаси Господи! Очень сильно!
Наталия19 июля 2013, 11:50
Спаси Вас Господь.Тронуло до глубины души,читала со слезами на глазах!Вот он пожизненный,незаметный труд матери,но какой важный!...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Леонид Гаркотин

Новые материалы

Выбор читателей

×