Не так давно у меня случился личный праздник: к детям в гости приехала бабушка и отпустила меня на всенощную. В одиночку. К самому началу. До конца! Чудесно прошло это время, и лишь один момент на протяжении всей службы был маленькой, но острой занозой.
Рядом со мной встала женщина с сыном лет, наверное, шести. И что же это было за соседство! Нет, мальчик не хулиганил. Не болтал во весь голос, не визжал, не бегал, не смеялся, как это иногда бывает с детьми, попавшими в храм не с рождения. Мальчик страдал. Деликатно, сравнительно тихо, но так откровенно! И вот это было очень больно.
Мы стояли в одном из самых красивых храмов в нашем городе. Хор был прекрасен, алтарь сиял. А мальчик мучился, тихо и горько, и это было до боли абсурдно. Мучение началось не сразу. Поначалу он с энтузиазмом оглядывал храм. Множество ниш, колонн и лестниц явно заинтересовало его мальчишеский ум — от восторга он пару раз даже вспрыгнул мне на ногу. Но, насытившись созерцанием, он обратился к матери, чтоб показать и ей все увиденное, а заодно и узнать, где тут что для чего сделано.
Но мама… с ней что-то случилось. Она ведь онемела. И опустила голову. И вместо ответа стала как-то резко вертеть ребенка за плечи, чтоб стоял ровно, лицом к алтарю. А потом загорелась большая «люстра», о которой никто так ничего и не рассказал, что-то громко запели и мама всплакнула. Мальчик судорожно обнял ее и захныкал: «Почему ты плачешь? Почему?» Мама смиренно молчала, тихо отцепляя руки сына и снова поворачивая его лицом к алтарю. Он вертелся, снова и снова пытаясь увидеть ее лицо и разузнать причину слез. Но тут стали читать Евангелие, и мама по-прежнему молча, фиксируя одной рукой плечо ребенка, другой сильно и низко пригнула его голову и склонилась сама…
А еще через пять минут у ребенка началась… практически яктация. Навязчивые монотонные раскачивающиеся движения, как у детдомовцев или «домашних» невротиков. По спине моей прошел холодок. Мама по-прежнему цепко держала качающегося мальчишку и лишь временами шепотом повторяла: «Не вертись, стой прямо». Железная выдержка.
Мне мучительно хотелась вмешаться, но я так и не решилась ни сказать женщине что-либо, ни даже отойти. Я боялась, что любое слово или уход рядом стоящих мать воспримет как знак того, что поведение сына «ни в какие ворота не лезет», и мальчику станет еще «слаще». Тем более, не станешь же говорить родителю о религиозном воспитании в слух самого воспитуемого. После помазания я просто осталась стоять в другом месте.
Мне казалось, что эта тема — как не оттолкнуть ребенка от Бога, веры, храма — уже давно и авторитетно «разложена по полочкам» многими священниками и педагогами, и вряд ли есть смысл добавлять что-то еще. Но — коротка память сетевая, и жизнь показывает, что грабли, по которым ступают воцерковляющиеся родители, по-прежнему лежат на меже церковной нивы…
И мне тоже хочется произнести очевидное: храм — это дом Логоса. Дом Слова и смысла — смысла жизни каждого христианина. И кажется, что просто нет большей педагогической диверсии, чем делать церковь пространством бессмыслицы в глазах ребенка. Например, вот мама вошла в храм и язык проглотила без предупреждения — какой в этом смысл, зачем, почему, для чего? Смысл в этом, конечно, есть: чтоб не мешать другим молящимся и, главное, чтобы самой внутренне поговорить с Богом. Но ребенку-то нужно рассказать об этих причинах.
А вот ребенок в храме видит, что там кто-то поет, здесь что-то горит, тут дядя в красивой одежде чем-то машет таким интересным…. Дитя в храме первый (второй, третий, да хотя бы и десятый всего раз в жизни) — кто ему обо всем расскажет? Если не рассказать, то снова выйдет бессмыслица, глухая стена непонимания и обиды. Понятно, что не слишком благоговейно будет выглядеть лекция мамы, читаемая параллельно со службой. Но если у ребенка есть вопросы, которые его мучат (а лет до семи спонтанный познавательный интерес просто зашкаливает) — с этим обязательно надо что-то делать. Не в смысле «принять меры», а в том смысле, что нужно присесть или отойти в сторонку и потихоньку объяснить хотя бы что-то, самое-самое. А потом можно рассказать и о том, что общаться подробнее лучше не в храме, а после — потому-то и потому-то. И, мол, потом, совсем скоро, мой хороший, я все обязательно тебе расскажу — ты пока сиди здесь тихонько и запоминай все, что тебе интересно, чтобы после меня спросить.
Еще лучше — подробно поговорить с ребенком заранее, и заранее смириться с тем, что он вовсе не будет стоять на службе два с половиной часа в позе подсвечника. Вообще, направляясь в храм с маленьким ребенком, нам лучше сразу определиться с вопросом: для кого это в первую очередь. Мне кажется, что пока дети маленькие, походы в храм бывают двух видов: для родителей или для детей. При желании «освежить» собственную духовную жизнь лучше всего найти помощника, который посидит с ребенком дома (или погуляет возле храма), и пойти на службу одной. Если такой возможности нет, лучше сразу понять, что молиться два или три часа сможет только родитель, а ребенок две трети времени будет… Да, развлекаться. Или мучиться и мучить других.
Первое, на самом деле, гораздо продуктивнее. Ведь развлечение ребенка — это не обязательно стояние на голове. Это просто непроизвольное переключение внимания, которое сопутствует процессу познания, что гораздо лучше пустого и мучительного «выстаивания». И маме надо заранее продумать, как и куда это внимание направить. Например, минут десять ребенок постоит рядом, будет кланяться и слушать хор. Потом может тихонько пройтись по храму. Потом еще немного постоит, а после будет отправлен за стол для записок «нарисовать маме подарок» или раскраску раскрасить. Потом снова пройдется и постоит, слушая Евангелие, а после его отправят «рисовать, как люди молятся» или что-нибудь не менее сложное. Или он найдет себе компанию для общения в притворе… Важно помнить, что до семи лет у ребенка просто нет устойчивого навыка произвольной деятельности. То есть он может быть занят лишь тем, что заинтересовало, и то — не слишком долго. Постепенно приучать к осмысленной (!) произвольной деятельности нужно, но отнюдь не методом «схватить и не пущать».
А вот следующее посещение храма может быть организовано специально для ребенка. Если речь о вечерней службе, то придется, скорее всего, прийти уже ближе к полиелею и быть готовой в случае чего отойти в сторонку, чтобы краткими рассказами-объяснениями возобновить энтузиазм ребенка. Дети ведь с удовольствием пробуют молиться! Просто недолго, и в их возрасте это нормально. Потом, после помазания, когда в храме все равно будет заметное хождение, можно провести дитя к иконам, позволить поставить свечи, что для ребенка — просто подарок. А вскоре — отправляться с миром, пока накопившаяся усталость от новых впечатлений не выплеснулась наружу каким-нибудь неожиданным для окружающих образом.
Конечно, подобная снисходительность к маленьким детям потребует от родителей некоторого мужества и знаний. Мужества — потому что никто не мешает матери стоять посреди храма, железной рукой придерживая уставшего ребенка в позе «ангела». Но куда труднее быть в глазах окружающих «нерадивой мамашкой», позволяющей себе по временам шептаться в храме или сидеть на лавочке с ребенком на руках. Такую «мамашку» могут и поучить, и посмотреть осуждающе. Я в своей собственной церковной жизни сталкивалась с этим несколько раз. Однажды мою попытку шепотом кратко ответить на вопрос ребенка прервала женщина средних лет: «Не смейте смущать молящихся! Детей учить — на улицу идите!» В другой раз и вовсе молоденькая барышня дважды настойчиво попросила меня сделать так, чтобы ребенок не трогал свечи. Я сразу поняла, что детей у нее еще нет — иначе она догадалась бы, что увести годовалого ребенка от свечек можно только двумя способами. Либо просто отобрать и бегом выбегать из храма (зимой) с младенцем, орущим как мартовский кот — либо дождаться, когда старшая дочь принесет сумку с интересными штучками, и мирно отвлечь малыша. Но девушка ждать не пожелала, и после третьего замечания я таки побежала в притвор со своим орущим «саксофоном».
Впрочем, значительно смягчить ситуацию помогают именно знания о последовательности богослужений и вообще о том, что можно и чего нельзя делать в храме. Часто именно те родители, для которых служба — пока еще «темный лес», наиболее жестко требуют неусыпного благоговения в форме обездвиженности от своих детей. Они просто сами еще не знают, какие моменты службы особенно важные, а в какие — само церковное чинопоследование позволяет им немного «выдохнуть».
К счастью, книги с объяснением последования литургии и всенощного бдения сейчас доступны, и это избавляет нас от необходимости стоять в храме с непреклонно строгим видом, скрывающим тот ужасный факт, что нам самим пока мало что понятно, и два часа не выпускать из цепких объятий приунывшего дошкольника. Осмысленное, понятное маме вскоре станет осмысленным и для ребенка. Нам надо стремиться к осмысленности — а не только к тому, чтоб научить дитя стоять «как свечечка» и умилять окружающих.
Я к тому, что дети бывают разные и описанное воспитание в статье очень даже правильное и христианское. Тем, кто четко выполняет все требования православных уставов и кому дети мешают молиться, дан ответ самой историей.
Евреи были бого-избранным народом, все четко выполняют и по сей день, но самого главного, ради чего они все это делают, так и не заметили и не замечают, Христа!
Ведь они его до сих пор не приняли, он для них совсем "не по уставу". Они ждут мессию другого, величественного, властного. А тут пришел какой-то неуставного типа...
Проведите аналогию, просто если дети мешают Вам молиться, то простите, значит Вы отвергаете саму суть правоставия, христианства, самого Христа...
А статья мне очень понравилась, спасибо.
Мне кажется, что оценивать поведение мамы с ребенком я могла бы, если бы видела все своими глазами. Но, мне кажется, здесь есть два варианта. Первый: действительно есть такие родители, которые жесткой силой воли заставляют стоять детей как подсвечник, а дети при этом мучаются. Родителям все равно, что хочет их ребенок, им просто нужно грубыми методами (окриками и т.д.) заставить его стоять спокойно и не мешать маме. Это действительно неправильно, потому что здесь мама - эгоист.
А мальчику тому может и полезно было помаяться; может, конечно, и не права его мама, а может быть и права. Господь все может управить ко благу. Очень важно, что они до храма дошли.
А дома детей мы с мужем никогда не оставляем, когда на службу идем: как же можно деток лишать этого? Да они и обиделись бы сильно на нас.
Помощи Божией всем родителям!
С Прощенным воскресеньем! Укрепи всех Господь на поприще Великого поста!
P.S. Любителям оторвать от литургии детей и засунуть в детскую комнату, вы УБИВАЕТЕ своих детей, идя у них на поводу, вами молится не умеете и лишаете этого своих детей, делая их забеганцами-свечкостанцами или тусовщиками при храме Божьем. "И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников."(Мар.11:17)Молитва, это ТРУД и преодоление себя, объяснять это детям и понуждать к этому ваш ПРЯМОЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ.
"Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.."(Матф.18:2,3)Вы должны учится у детей молитве, а вы сами не молитесь и детям не даёте!
http://www.pravoslavie.ru/put/66576.htm
А статью поучающую точно не надо было начинать с осуждения. Ибо вывод из этой статьи - что вы мама мудрая, любящая, умная, всезнающая, а та мама с ребёнком - изверг, не знающий ни канонов, ни любви. Судя по статье - вы одна из всех мам, знающая ход службы. Внимайте себе.
Радости всем и приятного просмотра!
НАВЛЕКАЕШЬ СКОРБИ.НУЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАЖДОМУ РЕБЕНКУ
И ОБЬЯСНИТЬ ВСЕ НУЖНО ДО ПРИХОДА В ХРАМ И СТАРАТЬСЯ НЕ ОСУЖДАТЬ ЕСЛИ ВИДИШЬ ЧТО КТО-ТО ДЕЛАЕТ НЕ ТАК КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ ПРАВИЛЬНЫМ.БОГ ПОПРАВИТ.А ВОТ ПОМОЛИТЬСЯ НУЖНО ЗА РЕБЕНОЧКА И ЗА МАМУ ЕГО. ЕСЛИ ВАС СМУЩАЕТ ТАКОЕ СОСЕДСТВО ПРОСТО ПЕРЕЙТИ НА ДРУГОЕ МЕСТО. СПАСИ ВАС ГОСПОДИ.ю.р
Что до коммента про "сильную молитву мамы"... Сильные молитвы не совершаются под страдания ребенка. Такие чувствительные дети нуждаются в немедленной поддержке - и объяснении, кстати, тоже. У древних отцов говорится, что если ближний стоит у двери и просит воды - прерви молитву и принеси воды. А их молитву с нашей не сравнить. И, опять же имхо, автору следовало бы попытаться осторожно вмешаться. Начав именно с того, что "никто вас не осуждает, у вас послушание от Бога растить христианина. В том числе объяснить, что происходит на службе. Счастье иметь ребенка, который так хочет знать Бога.Если вы давно не имели возможности помолиться на службе - давайте я вам помогу с малышом, а вы помолитесь".
Может молитва этой мамы намного сильнее и глубже,чем у автора статьи. И по сторонам она не смотрит и не решает про других кто прав, а кто нет.
P.S. Я своей дочке (ей 5 лет) постоянно объясняю, что в Церкви надо вести себя тихо, она обещает... А воз и ныне там...
Очень желаю всем мамам Божией помощи найти баланс в этом непростом вопросе. А окружающим терпения и понимания разных мам и разных детей.
Детей, которых "дергают", жалко не только в храме. Такое же можно встретить в любой очереди. Одни свободно бегают, другие с мамой в позе столбика всю очередь. Это стиль общения с ребенком в общем. И это ужасно, да. И жалко детей.
Но в храме это кажется особенно заметным, и страшно за них, что это как-то отвернет их от церкви...
Спасибо за идеи с рисованием! Только бумагу, наверное, надо с собой брать. И для более старшего возраста, малыши хотят рисовать с мамой и могут испачкать стол. Лет до трех точно надо следить, мне кажется. Наверное, здорово, когда есть старшие братья и сестры. Отпустил их посреди службы гулять, старшие смотрят за младшими, гуляют сами и делают доброе дело. Но по опыту не знаю, может, и не все так просто)