В преддверии 100-летней годовщины начала Первой мировой войны в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове почтили память русских воинов, вставших на защиту своего Отечества.
Забытая война, предвестница краха Российской Империи, сохранившей верность союзным обязательствам. Забытые герои, отдавшие свои жизни в одной из самых широкомасштабных войн в истории человечества… Долгое время ничего не напоминало о вас в земле Российской, вымаравшей саму память, уничтожившей ваши захоронения. Потребовалось столетие на переосмысление, воскрешение памяти и восстановление исторической справедливости.
В 2014 году несколько каменных монументов в виде крестов планируется установить в разных городах России. Еще один, символический, сделанный изо льда, вознесся на месте русской Голгофы – перед храмом Новомучеников и исповедников Российских близ Бутовского полигона, в земле которого покоятся 12 генералов, около 200 офицеров и несколько сотен нижних чинов, участников Первой мировой войны.
***
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове:
– К 100-летию Великой войны мы решили воссоздать в натуральную величину крест памятника русским воинам, который не был установлен из-за совершившейся революции. Мы не воспользовались успехом Первой мировой войны, результатом ее победы – внутри нас произошла междоусобная брань. К великому сожалению, многие герои, самоотверженно защищавшие Родину, воевавшие во имя ее славы, были убиты: иногда просто в спину, иногда забиты, а многие расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 году.
Сегодня я хотел бы поделиться поразившими меня словами из описания последних дней жизни великого князя Олега Константиновича, сына К.Р. – Константина Константиновича Романова. Смертельно раненному Олегу генерал сказал: «Я поздравляю вас с тем, что вы имели честь пролить кровь за нашу Родину» (Олег Константинович скончался через два дня после ранения 29 сентября 1914 года). Вы только вдумайтесь: «имели честь пролить кровь»… Какое отношение было у наших предков к Родине! Очень прискорбно, что сегодня мы почти его утратили, что практически не используем в нашем обиходе слов «Родина» и «Отечество».
Отдавая дань памяти всем, положившим свои жизни и пролившим кровь за Россию, мне хотелось, чтобы память эта что-то изменила в нас. Чтобы мы по-другому относились к нашей Родине и нашему Отечеству – пускай не так, как наши предки, но чтобы идеал этот всегда находился перед глазами.
***
Игорь Владимирович Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово»:
– Крест ледяного памятника воспроизведен по проекту архитектора И. Г. Лангбарда, победившего на конкурсе Императорского общества архитекторов-художников в 1916 году. Проект памятника получил высочайшее одобрение и был утвержден Государем Николаем Александровичем. Предполагалось установить такие кресты по всей Российской Империи на многочисленных братских кладбищах, впоследствии уничтоженных большевиками.
До революции в одной только Москве находилось 20-тысячное братское воинское захоронение, сейчас там парк в районе метро Сокол. В Царском Селе на месте кладбища, меньшего по размеру, сейчас пустырь.
Монументы не успели установить, и мы решили исправить эту историческую ошибку, хотя бы на время, хотя бы изо льда... И, конечно, сделали это не для того, чтобы украсить площадку перед храмом: этот памятник – образ того, что мы должны создать в наших сердцах: построить памятник, над которым не властно время, сохранить благоговейное отношение к русским героям, павшим на полях войны. Их забыло наше общество, их почти забыло и наше государство, но их не забыла Церковь! И мы не должны их забывать!
***
Марина Сергеевна Мартынова, внучка генерал-лейтенанта Евгения Ивановича Мартынова:
– Все мужчины нашего рода воевали во всех войнах, пришедшихся на их время. Пра-пра-прадед перешел с Суворовым через Альпы. Дед, Евгений Иванович, участвовал в русско-японской войне. С началом Первой мировой сразу направился на Западный фронт, где вместе с летчиком Александром Васильевым – одним из первых летчиков Российской Царской армии – участвовал в воздушной разведке. Их самолет был сбит. Судьба летчика неизвестна, а дед попал в плен, где находился вместе с генералом Л. Г. Корниловым. Около года они жили в смежных комнатах в «генеральской тюрьме» замка Лека в Венгрии (на основе личных впечатлений и воспоминаний позднее им была написана книга «Корнилов»). После возвращения из плена все свои силы, весь свой опыт и эрудицию отдал на построение советской (тогда еще Красной) армии. Скорее всего, он не все принимал в существующем строе, но понятия Отечество, Родина, армия были превыше всего, именно им служили тогда. Дед был военным историком и оставил большое историческое наследие, в том числе и книги, посвященные Первой мировой войне.
Сегодня мы вспоминаем героев, лежащих на Бутовском полигоне, где похоронен и Евгений Иванович Мартынов. Дети, знавшие правду о своих родителях, не дожили до этого дня, но мы, внуки, можем подтвердить, что наши деды любили Родину и были верны ей! Патриотизм не был для них красивым словом. Я счастлива, что дожила до того времени, когда могу сказать: «Честь имею!» Сказать это про них!
***
Алексей Всеволодович Николаев, внук генерал-майора Владимира Ивановича Николаева:
– Мой дед, генерал-майор Владимир Иванович Николаев, участвовал в русско-японской войне 1905 года, где отличился и был ранен. У нас как реликвия хранится пуля, которая, попав в саблю, согнулась и угодила ему в бедро. Со вступлением России в Великую войну, с первых же дней, находился на фронте. Начинал в чине подполковника, закончил генералом, командиром 101 пехотной дивизии.
Дед стал непосредственным участником Брусиловского прорыва: с наступления его полка началось наступление Русской армии. За первые два дня боев он получил Георгиевский крест. Когда война закончилась, Брусилов обратился к генералам и офицерам, сказав, что надо воевать не за белых или красных, а за Россию – разбираться будем потом. Обращение Брусилова услышали многие, в том числе и мой дед – четыре генерала перешли на сторону Красной армии. Он стал советским военным деятелем, инспектировал войска, преподавал в вузах. Его три раза арестовывали. Первый – в 1929 году. Второй – в 1932-м, тогда он получил «минус 10 городов» и жил в Сталинграде (впоследствии был реабилитирован). В 1937 году его арестовали в последний раз и расстреляли здесь, на Бутовском полигоне.
***
Полковник Валентин Иванович Углов, руководитель музея Военной академии имени Петра Великого:
– Я родился в Советском Союзе, служил в советской армии, и сегодня мне больно слышать, как порой несправедливо говорят о моей Родине… Советский Союз с честью выдержал военные испытания и победил страшное зло на земле – фашизм.
Я представляю Военную академию, 70 лет носившую имя Великого князя Михаила Павловича Романова, 71 год – имя Ф.Э. Дзержинского и уже 17-й год – Великого Петра. Сегодня со мной здесь присутствуют и мои соратники – первокурсники.
Мне хотелось бы рассказать, как в Первую мировую войну проявили себя наши воспитанники – михайловцы: практически все они – слушатели и юнкера – были отправлены в действующую армию.
Первая мировая война принесла России три крупных победы: Галицийскую битву, Брусиловский прорыв и операцию на Кавказе. Именно михайловец – Николай Иудович Иванов – русский военный деятель, генерал-адъютант от инфантерии, командовал Юго-Западным фронтом и одержал замечательную победу в Галиции.
Наш воспитанник – летчик Петр Николаевич Нестеров – оставил в наследство авиаторам высшее искусство пилотажа – «петлю Нестерова». В 1914 году в воздушном бою он совершил первый в мире таран в воздухе, уничтожив самолет противника, за что был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
Выпускник Академии 1884 года, генерал от инфантерии, военачальник Михаил Алексеевич Пржевальский в Первую мировую войну за операцию на Кавказе по разгрому третьей турецкой армии получил две степени ордена Святого Георгия (многие путают с ним Георгиевский крест, но высшая награда именно орден) и Георгиевское оружие с бриллиантами.
Генерал Борис Иванович Столбин, выпускник Михайловского училища, огнем своей артиллерийской батареи, без поддержки пехоты, отразил нападение немцев на русские позиции, чем предотвратил намечавшийся прорыв германским корпусом. Представлен к Георгиевскому кресту Высочайшим приказом. Видный военный специалист; впоследствии занимался военной наукой, преподавал. Был расстрелян на Бутовском полигоне.
Несправедливо говорить, что мы забыли о своих героях – я приглашаю вас в наш музей, где вы увидите бронзовый бюст генерала Маркова, активного участника Первой мировой войны, список 194 георгиевских кавалеров, из которых 109 стали таковыми в годы Первой мировой войны. Если откроете пятитомную летопись академии, то прочтете имена всех погибших в борьбе с германскими захватчиками, всех, кто был награжден, с описанием их подвигов.
***
Много проникновенных слов сказали участники акции памяти. Мария Дмитриевна Суслова, заместитель председателя Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Правительстве Москвы, выразила надежду, что памятники русским воинам будут восстановлены на нашей земле. Актеры театра «ТРАП» прочитали письма с фронта генерал-майора Владимира Ивановича Николаева и Великой княгини Ольги Александровны, отправившейся на фронт сестрой милосердия. Присутствовали и казаки станицы Елизаветинской во главе с атаманом И.М. Зябиным.
Хотелось бы надеется, что понятие воинской чести осталось незыблемым и до сего дня – ведь возникло оно не вдруг, а выкристаллизовывалось в течение всей российской истории.