Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

В Москве выразили недоумение в связи с притязаниями Константинополя на территорию Украины

Москва, 1 апреля 2005 г.

"Протоиерей
Протоиерей Николай Балашов
24 марта на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко проживающий в Чикаго архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский), представитель Украинской Православной Церкви в США (Константинопольский Патриархат), заявил о канонических притязаниях Константинополя на территорию Украины. Текст заявления был распространен Религиозно-информационной службой Украины и затем опубликован на официальном интернет-сайте Украинской Православной Церкви в США. В Русской Православной Церкви выразили серьезное недоумение в связи с этим заявлением.

"Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, – говорится в заявлении, – считает, что ее дочь – Московский Патриархат – имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой".

Комментируя сообщения СМИ, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил в интервью "Церковному вестнику", что при первом знакомстве с материалом у него возникли серьезные сомнения в том, что украинские журналисты корректно передали слова архиепископа Всеволода.

"Архиепископ
Архиепископ Скопелосский Всеволод и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Встреча в июле 2004 года в Киеве.
"Архиепископ Скопелосский Всеволод не раз участвовал в переговорах по украинскому вопросу и никогда не ставил под вопрос законность и каноничность Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляемой частью Московского Патриархата, – подчеркнул протоиерей Николай. – Мне также известно, что во время нынешнего посещения Украины архиепископ Всеволод счел своей первой обязанностью нанести визит Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Однако официальная публикация Украинской Православной Церкви в США, к сожалению, уже не оставляет места для сомнений. Кроме того, из вышедшего в Америке пресс-релиза мы узнали, что архиепископ Всеволод имел официальные встречи с отлученным от Православной Церкви бывшим митрополитом Киевским Филаретом и представителем так называемой "Украинской автокефальной православной церкви". При этом Предстоятель канонической и всеми признанной Украинской Православной Церкви, член неканонической схизматической группы и анафематствованное лицо перечислены в одном ряду. По-видимому, это означает, что для архиепископа Всеволода между ними нет существенных различий. Создается впечатление, что Владыка теперь руководствуется новым подходом, не соответствующим той концепции, которая при его же участии была выработана в ходе прежних консультаций представителей Константинопольского и Московского Патриархатов по урегулированию украинского церковного вопроса. Не знаю, как можно совместить этот новый подход с заявлением архиепископа Всеволода на встрече с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, что Константинопольский Патриархат неизменно выступает за решение проблемы раскола на основании церковных канонов".

Говоря о содержании опубликованного высказывания архиепископа Всеволода, протоиерей Николай указал, что подобного рода заявления уже звучали в прошлом и не являются чем-то новым и оригинальным. "Украинские раскольники в попытках посеять рознь между Константинопольским и Московским Патриархатами и ранее утверждали, будто Константинопольская Православная Церковь считает Украину своей канонической территорией. Чтобы положить конец недоразумениям, Священный Синод Константинопольского Патриархата 8 августа 2000 года выпустил официальное заявление, в котором эти измышления названы "совершенно ложными", а воспроизводящие их публикации – "основанными на неверной информации". Константинопольский Патриархат выразил тогда сожаление, что распространение таких слухов "вызывает не только разделение, но и конфликты между христианами, и представляет в неверном свете добрые намерения тех, кто жертвует собою и трудится ради восстановления единства христиан"".

Протоиерей Николай Балашов также напомнил, как Патриарх Константинопольский Варфоломей в 1993 году в ходе визита в Русскую Православную Церковь официально заявил, что "Вселенский Патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского – владыку Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины".

"Поэтому нам трудно поверить, что заявление, сделанное в Киеве архиепископом Всеволодом, действительно отражает официальную позицию Константинопольского Патриархата", – подчеркнул протоиерей Николай, добавив, что соответствующий запрос уже направлен в Константинопольскую Патриархию.

"С исторической точки зрения опубликованное заявление вызывает не меньшее изумление, – сказал секретарь ОВЦС. – Под грамотой Святейшего Патриарха Константинопольского Дионисия о восстановлении единства Киевской митрополии с Московским Патриархатом стоят подписи всех членов Священного Синода, в том числе митрополитов Халкидонского, Никомидийского, Ликийского, Фессалоникийского и других – всего около 20 иерархов. Кроме того, решение было согласовано и с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Досифеем, который от себя также издал подтверждающую грамоту. А в особой грамоте Патриарха Досифея к епископам и ко всем православным, живущим в Польше, было сказано, чтобы они слушались поставленного в Москве Киевского митрополита Гедеона, "коего все патриархи восприяли и как истинного и подлинного митрополита признают".

Соответствующие документы бережно хранятся в Российском государственном архиве древних актов и хорошо известны научному сообществу из работ знаменитого русского историка Н.Ф. Каптерева, опубликованных в конце XIX и в начале ХХ века. Эти факты никогда не подвергались сомнению и другими исследователями, даже если они не испытывали особой приязни к Москве. Так, известный украинский историк профессор И.И. Огиенко (впоследствии – глава непризнанной "Автокефальной украинской церкви в Канаде") в своей работе "Українська Церква: Нариси з історії Української Православної Церкви" подтверждает, что послы из Москвы и Киева вернулись домой, получив "все необходимые грамоты за подписями всего собора".

"Непонятно, с какой целью теперь предпринимается попытка переписать исторические данные, которые более трех веков никем не оспаривались и признаны всеми Поместными Православными Церквами. Неужели затем, чтобы бросить тень на прежних Предстоятелей Константинопольской и Иерусалимской Церквей и их священные престолы, чтобы умалить традиционное уважение к ним со стороны славянских верующих?" – сказал в заключение протоиерей Николай Балашов.

1 апреля 2005 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×