Москва, 16 февраля
О ситуации вокруг русского храма в Биаррице.
Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
12 декабря 2005 года суд города Байон (Франция) удовлетворил иск небольшой группы прихожан Покровского и Александро-Невского храма в Биаррице об отмене ранее принятого приходским собранием решения о воссоединении с Русской Православной Церковью. 25 января 2006 года суд города По оставил в силе немедленное исполнение вердикта суда, несмотря на то, что поданная приходом апелляция по существу еще не рассмотрена.
Год назад, 26 декабря 2004 года, приходское собрание храма в Биаррице, во главе с его настоятелем протоиереем Георгием Монжошем, подавляющим большинством голосов постановило просить Московский Патриархат о воссоединении прихода с Матерью-Церковью. Меньшинство членов прихода и руководство экзархата русских приходов в Западной Европе, находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, не приняли это решение прихожан. Архиепископ Команский Гавриил назначил для прихода нового настоятеля, который подал в суд исковое заявление о признании недействительным выбора общего собрания прихожан. Суд удовлетворил требование истцов, сославшись на процедурные нарушения в ходе подготовки собрания ассоциации.
Не вторгаясь в сферу компетенции французского правосудия, необходимо подчеркнуть: суд не опроверг того несомненного факта, что большинство прихожан неоднократно подтвердили свое желание воссоединиться с Русской Православной Церковью.
Многие обстоятельства, проявившиеся в ходе рассмотрения дела показывают, что оно было перенесено в политическую плоскость, выдвигались необоснованные утверждения о будто бы стоящей за решением прихожан совместной акции российского Правительства и Русской Церкви по захвату недвижимости.
Таким образом, в политизированной атмосфере и в силу формальных лишь причин были отвергнуты подлинные устремления прихожан, соответствующие канонической истине: не следует забывать, что русский храм в Биаррице был отторгнут от Московского Патриархата лишь временно, когда он, вслед за митрополитом Евлогием (Георгиевским), прекратил подчинение Русской Церкви в 1931 году. Вынужденное отделение, осуществленное без должной канонической грамоты, и признание церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата было условным – до восстановления единства с Матерью-Церковью, как заявил в 1931 году и сам митрополит Евлогий: «Это не разрыв с Русской Церковью: это лишь временный перерыв официальных административных сношений, вызванный известными обстоятельствами современной жизни».
В связи с распространением руководством экзархата Константинопольской юрисдикции сведений о решении Священного Синода Константинопольского Патриархата относительно лишения священного сана протоиерея Георгия Монжоша, Служба коммуникации уполномочена заявить следующее. Соответствующее уведомление было весной 2005 года направлено Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Поскольку протоиерей Георгий Монжош является клириком Русской Православной Церкви, в которой он и принял священный сан, в Константинополь был направлен запрос о предоставлении для изучения материалов церковного суда, на основании которых было вынесено упомянутое постановление. Ответа на этот запрос не последовало. Таким образом, Русская Православная Церковь не может рассматривать это решение Константинопольского Патриархата как имеющее для нее каноническую силу.
Следует также напомнить, что 24 декабря 2004 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял определение, согласно которому решено «признать необоснованными и недействительными канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за открыто исповедуемое ими желание следовать линии Преосвященного митрополита Евлогия, заявлявшего о своем намерении вернуться в юрисдикцию Русской Православной Церкви, как только восстановятся нормальные условия ее жизни, и делом подтвердившего истинность своих слов».