Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Запрос на знания о православной традиции еще не удовлетворен

Москва, 17 сентября 2011 г.

Больше трети россиян (37%) признаются, что они хотели бы больше узнать о Православии. Среди них больше обеспеченных людей и респондентов с высшим образованием, информирует Служба социально-религиозных данных «Среда» по итогам репрезентативного опроса.

Респондентам был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: "Я хотел (-а) бы знать о Православии больше, чем знаю сейчас"».

Уровень образования тесно связан с результатами ответов. Так, россияне с высшим образованием не против узнать больше о Православии. Те, кто получили лишь аттестат об окончании школы, ― не стремятся расширять круг познаний, в том числе и о Православии. Те, кто не прочь узнать о Православии больше, чаще живут в городах-миллионниках (но не в Москве). Реже стремящиеся к этим познаниям ― жители сел. Что касается федеральных округов: желающие узнать о Православии ― чаще жители Центральной России. Те, кто проживает на Дальнем Востоке и в Сибири чаще дают отрицательный ответ.

Также был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: "Если представится возможность, я хотел (-а) бы получить дополнительное духовное образование"».

Несмотря на то, что узнать больше о православной религии хотят 37% россиян, лишь 19 % опрошенных заявляют, что не прочь получить дополнительное духовное образование, если бы у них появилась возможность, сообщает Патриархия.ru.

Получить дополнительное духовное образование чаще хотят респонденты, работающие в области медицины и здравоохранения (33%), граждане, чья деятельность связана с наукой и образованием (30%), суеверные россияне (28%) и те из ответивших, в семьях которых ― трое и более детей (23%).

73% россиян дополнительное духовное образование без надобности. Чаще так отвечают рабочие и те из опрошенных, кто считает себя несчастными, больными.

Образованные респонденты не против повысить уровень своих знаний, получив дополнительное духовное образование.

Результаты опроса прокомментировал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун):

«Я считаю, что данные опроса ― очень оптимистические. Они свидетельствуют о заметном запросе на знания о христианской православной традиции. Интересно, что такой запрос превалирует именно среди жителей городов. У людей существует в той или иной степени самоидентификация с православной традицией, поскольку они желают знать об этом больше. По сути, они желают знать больше о себе, о той культуре, в которой они живут, о своей истории.

Также данные говорят и о том, что запрос этот пока еще не удовлетворен. Это уже вопрос к Церкви, к тем, кто занимается церковным просвещением и образованием. На этот запрос в обществе необходимо дать адекватный ответ. Что ставит перед нами задачу оптимизировать инструменты, механизмы передачи знаний о церковной традиции в более широкие круги общества. Этим сейчас занимается активно и Святейший Патриарх, с этой целью улучшается и система религиозного просвещения и образования.

То, что образованные люди чаще хотят получить дополнительное образование, что-то узнать о Православии, а малообразованные ― нет, вполне объяснимо. Там, где получение знаний не является жизненным приоритетом ― существуют другие формы проявления интереса к собственной церковной традиции. Скажем, ассоциирование себя с церковной традицией может проявляться через какие-то обрядовые формы Условно говоря ― прийти в храм, поставить свечку… На самом деле, это не так плохо.

"Получение дополнительного образования" ассоциируется часто с привычными формами обучения, когда нужно засесть за тетради, учебники, проводить массу времени в библиотеке… Не все готовы это делать, учитывая, как много сил и времени отнимает работа, учитывая стрессы и ритмы современной жизни. Опрос показывает, что помимо традиционных форм предоставления православного образования, необходимо развивать и новые формы, которые учитывают загруженность людей, Это могут быть лектории, семинары, что уже практикуется и сегодня. Я сам участвовал в этих лекториях ― они собирают огромное количество людей. Что эмпирически подтверждает данные, приведенные в опросе.

Молодежь реже хочет знать о Православии, чем представители более старшего поколения. Это, на мой взгляд, вообще связано с проблемой поколения, с утрачиванием культуры получения знаний.

То, что многодетные хотят получить дополнительное духовное образование, на мой взгляд, связано с тем, что матерям, погруженным в семейную жизнь, нужна какая-то отдушина, занятия, напрямую не связанные с семьей. С другой стороны то, что они получают, узнавая церковные традиции, я думаю, помогает им в процессе воспитания детей.

Могу предполагать, что медицинские работники, желающие получить дополнительное духовное образование ― это те профессионалы, которые, занимаясь излечением тела, думают и о целостном, комплексном излечении болезней. Оно предполагает человека как целостное существо ― с душой и телом. Ведь духовная компонента важна в процессе излечения».

17 сентября 2011 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×