В Архангельской области закончена реставрация уникальных «небес»

Архангельск, 11 октября 2013 г.

    

Завершен первый этап реставрации «неба» церкви Георгия-Победоносца Порженского погоста в бывшей деревне Федоровская (Плесецкий район Архангельской области). Работы провели специалисты всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени академика И.Э. Грабаря, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.

Грани «небес» Георгиевской церкви хранятся в выставочном центре «Рухлядный амбар» в деревне Вершинино, где и проходила реставрация. По словам главного хранителя музейного фонда Кенозерского национального парка Анны Анциферовой, художники-реставраторы Ирина Тяпкина и Сергей Субочев удалили загрязнения, восстановили поврежденную древесину, нанесли реставрационный грунт, склеили доски основы, установили прижимные струбцины и стяжки.

    

Как сообщили в пресс-службе Кенозерского национального парка, планируется реставрация угловых граней и центрального медальона с изображением. Этот этап работ пройдет в следующем году в Москве. Завершится реставрация осенью 2014 года.

/p>

Создание расписного «неба» Георгиевской церкви датируется серединой XIX века. «Небо» сoхранилось полностью, за исключением трех угловых граней. Материал - дерево, левкас, темпера, масло. По мнению доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусской живописи ГМО «Художественная культура Русского Севера» Татьяны Кольцовой, стилистические особенности позволяют приписать «небеса» кисти Павла Георгиевича Максимова (1800 – 1855), крестьянина деревни Екимовской Мондинского прихода Нижнемудьюжской волости Онежского уезда. Его искусство было связано с традициями известной иконописной артели И. И. Богданова – Карбатовского, работавшей во второй половине XVIII века в Поонежье. Максимов выборочно использовал иконописные образцы из наследия артели. В то же время он работал в новых, более упрощенных технологиях иконописи, свойственных XIX веку: использовал клеевой грунт, наряду с темперой работал в технике масляной живописи. Лики писал плотными, пастозными масками, активно используя масляные белила. Все эти особенности свойственны и живописи «неба» в Георгиевской церкви.

Потолок основного зала состоит из восьми радиальных граней. В центральном медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани –Распятие с предстоящими святыми. В верхней части граней вокруг центрального кольца – слова, составляющие ангельское песнопение, восхваляющие Бога: «СТЪ СТЪ СТЪ Г(ОСПОДЕН)Ь САВАОФ ИСПОЛНЬ Н(Е)БО И ЗЕМЛЯ СЛАВЫ ТВОЕЯ». На угловых треугольных гранях находились изображения трубящих ангелов.

«Небеса» с обращением апостолов известны только в Кенозере. Исключение - небо Ильинской церкви города Белозерска, сохранившие аналогичную программу росписи. Апостолы представлены в развороте, в молельном движении, которое начинается от грани, направленной к западной стене: в стороне находятся апостолы Фома и Филипп. Шествие апостолов, направленное к востоку, завершается композицией «Распятие», расположенной над иконостасом.

11 октября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×