Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

В Москве обсуждали проблемы нравственности экономики

Москва, 17 марта 2004 г.

Обсуждению «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятого на VIII Всемирном Русском Народном Соборе в феврале этого года, был посвящен второй день работы конференции «Социальное учение православия в современном обществе», главным организатором которой является Фонд им. Конрада Аденауэра, сообщает Благовест-инфо. Заседание состоялось 16 марта в отеле «Балчуг Кемпински».

С докладом о христианской этике в проблемном поле экономики выступила профессор Венского универистета Ингеборг Габриэль. Профессор Габриэль считает необходимым создание такой социальной системы, которая не углубляла бы конфликты в обществе. Поэтому основой задачей Церквей является поддержка экономических систем, совместимых с христианскими ценностями. Именно Церковь должна донести до властей главную мысль христианской экономики – в первую очередь надо помочь бедным и немощным, а они, в свою очередь, помогут остальным членам общества «восстановить потерянное милосердие» и «преодолеть социальную апатию».

С докладом «Размышления экономиста при чтении Библии» выступил один из разработчиков «Свода нравственных принципов», ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау. По его словам, на этапе завершения «революционного периода трансформации экономики в России» очевидна потребность предпринимателей осмыслить свою деятельность с этической точки зрения. В числе «мифов», которые выросли вокруг этой темы, - утверждение, будто Православие с его особым этическим кодексом плохо вписывается в рыночную экономику.

Такую позицию Владимир Мау назвал опасной, но подчеркнул, что Церковь не должна вмешиваться в экономическую деятельность, давать конкретные советы, а ее этические требования, в свою очередь, не должны походить на «бремена неудобоносимые». Экономист предупредил, что с духовной точки зрения экономика является «зоной повышенной опасности и источником серьезных искушений», в числе которых он назвал «испытание богатством» (оно дает иллюзию независимости) и «искушение природными ресурсами», обилие которых провоцирует экстенсивное развитие экономики. Опираясь на текст посланий апостола Павла, докладчик рассматривал тезис о том, как евангельская свобода может быть реализована в современной экономической системе.

Заместитель председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам Елена Катаева, также принимавшая участие в разработке экономической хартии Всемирного русского собора, рассказала о реакции предпринимателей и руководителей крупных предприятий на содержание документа. Большинство из них, в том числе и православные предприниматели, уверены, что экономика функционирует вне этики, а место моральных норм – в сфере частной жизни. «Свод» же представляется «невыполнимым идеалом», далеким от реальной жизни. Причины такого восприятия Елена Катаева видит в нынешнем состоянии российской экономики и общественной нравственности: «Темная комната российской экономики еще не освещена светом нравственной оценки». Докладчица подчеркнула, что каждый участник экономической жизни может через внутреннюю работу вернуться «хотя бы к самой простой нравственности». Вопросы экономической этики необходимо поднимать на уровне правительства России, считает Елена Катаева.

Экскурс в историю российского дореволюционного предпринимательства предложила участникам конференции профессор МГИМО, социолог Наталья Зарубина. Благотворительность и меценатство были отличительными чертами российских купцов и промышленников, что морально поддерживалось и поощрялось обществом. По мнению докладчицы, «давление всего общества» может сейчас стать тем инструментом, который побудит и даже заставит предпринимателей принять к сведению «Свод нравственных принципов». Она подчеркнула, что когда общество научится давать нравственную оценку экономическим явлениям, перестанет мириться с криминализацией экономики, тогда нормы «Свода» станут реальностью.

Директор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский, высоко оценив концепцию документа, поставил вопрос о том, приемлем ли он для представителей неправославных религиозных организаций. Протоиерей Всеволод Чаплин, возглавлявший группу разработчиков «Свода», разъяснил, что этический кодекс основан на десяти библейских заповедях, но создатели намеренно старались исключить из текста всё «специфически православное», чтобы он был воспринят людьми разных убеждений. Необходимость подобного рода документа обусловлена осознанием того, что экономическая жизнь не может больше регулироваться системой «понятий» криминального мира, что «вакуум в нравственной сфере опасен». Отец Всеволод предположил, что принятый на Всемирном Русском Соборе документ стимулирует развитие общественной мысли и создание подобных сводов.

Сомнение в необходимости этического экономического свода высказал сотрудник администрации президента РФ Борис Лукичев, который назвал свод «конспектом Священного Писания». «Перспектива личного спасения», считает Лукичев, вряд ли заставит «испорченных» предпринимателей выполнять нравственные правила. Главная задача, по его мнению, - воцерковить бизнесменов и брать пример с церковных организаций, которые ведут успешную экономическую деятельность.

Профессор Боннского университета Мартин Хоннекер предупредил российских коллег, что «Свод» может остаться «чистой риторикой», если Церкви не будут участвовать в обмене мнениями об актуальных проблемах современной экономики в условиях глобализации.

17 марта 2004 г.

Рейтинг: 2 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×