Православный календарьПравославный календарь
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.

Крик души-2. Отклики на материал Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Неделю назад на нашем сайте в рубрике «Полемика» был помещен ответ Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой  на письмо одного нашего читателя. Эта публикация, как мы и ожидали, вызвала бурную реакцию аудитории Православия.Ru.

***

Жаль, что автор гневного письма живет не в моем городе. Очень умный молодой человек, и очень перспективный во всех отношениях. Думающий. Если такому не в порядке поучений, а в порядке диалога разъяснить все, что он хочет, – с ним можно горы свернуть! Другое дело, что он во многом прав, и, не обвиняя отдельных деятелей РПЦ, все объяснить не сможет никто. Есть ведь «косяки», есть перегибы, воровство – все есть. А люди (не обязательно молодые) ждут от всех, кто в храме – святости. Потому что книжные святые – они уж очень далеко были. Хочется, чтобы рядом был кто-то, от кого Дух Божий чувствуется. А у нас порой и сами батюшки не очень верующие, и идут в храм, чтобы зарабатывать. Стыдно и горько, но они есть.

А еще не очень понятно, зачем делить людей на молодых и старых, мужчин и женщин, простых и сложных, колхозников и городских. Молодые сейчас в вопросах веры осведомлены гораздо лучшие бабушек: бабушки выросли при социализме, их вера напополам с суевериями. А молодежь, чувствуя некоторую бредовость разъяснений, почему после соборования нельзя есть мясо, например, – молодежь просто берет и читает первоисточники. Так-то можно много полемизировать: женщины более верующие, колхозники ближе к природе и т. п. Но это неправда: человек может быть кем угодно и где угодно, и начальник областного департамента культуры может быть в духовном плане более дремучим, чем сантехник Вася. Никогда себя не ощущала «представителем молодежи несчастной» или «представителем старшего поколения, развалившего страну». Пашут за копейки сейчас все. А льготы, кстати, дают только очень молодым и очень старым. Может, еще по этому признаку людей поделить и подумать, что ощущаю, например, я в 33 года, когда кредит на жилье мне и моим детям не положен, а тем, кто первый год после вуза, – положен. Кто из нас идол, кто из нас жертва?

Искусственная тема – проблемы молодежи. Есть чудесные молодые люди, которые не воцерковлены, потому что крайне мало хороших проповедников. А это вот проблема реальная…

Елена

***

Радует то, что человек неравнодушный. Он все-таки сел и написал. Отчасти выплеснул, но что ему оставалось делать? К сожалению, у большинства молодых людей нет «под рукой» человека, с которым можно посоветоваться. А ведь «духовному младенцу» подчас и кашка с ложечки нужна… Поэтому, к сожалению, разочаровал ответ авторов статьи. На мой взгляд, они где-то отписались, нет полных, подробных, аргументированных ответов. Ведь человек будет читать эту «полемику с собой» и услышит пустые фразы. Не так трудно было бы упомянуть в связи с царем-мучеником, что «авторитеты», на которые ссылается автор письма, не надежны, а убийство было ритуальным и т. д. и т. п., ведь одно слово подчас может зацепить, задеть за живое! А ведь парень, наверное, и с теми православными сталкивался, которых в плохом смысле слова называют неофитами… Усталый, измотанный в своей молодости человек, который измотан так, что у него нет сил ни думать, ни отдыхать, выплеснул свою боль. Вдруг. Но мне кажется, полного понимания он так и не встретил.

Александра

***

Случайно наткнулся на вашу статью «Поколение цветов. Три этюда о современной молодежи» и на ответ на нее – «Крик души. Письмо в редакцию». Во вступлении к ответу редакторы сайта пишут, что «письмо отражает точку зрения ряда наших молодых читателей». Я, очевидно, принадлежу к рядам других ваших молодых читателей, письмо не отражает моих мыслей, хотя заслуживает внимания. Но вот хочется поделиться некоторыми своими мыслями.

Тоже расскажу о себе. Мне 21 год, я москвич и несколько воцерковлен. Учусь, работаю – как обычно. Отношусь к современной молодежи. Поддержу и расширю всю ту конструктивную критику, которая высказана в ваш (т.е. авторов) адрес. Только то, что я напишу, никак не будет коррелировать с вышеупомянутым ответом на вашу статью. Я во многом не согласен с автором. И потом, моя душа не кричит. Наверно, это плохо, лучше бы кричала. Только кричать некому – никто не услышит. Ну, а Богу кричать, будем считать, не надо. Он и так слышит.

Один простой вопрос. За что вы так ненавидите современную молодежь? Что мы вам сделали?

Молодые люди – они тоже люди. Такие же, как вы. Зачем на нас смотреть, как на кроликов? Да, определенные корпоративные круги (в Голливуде, среди нашей попсы, на телевидении и еще много где) рассматривают молодежь как платформу для создания новых источников прибыли; они смотрят на молодежь как на биомассу. Но также поступаете и вы. Ваша статья напоминает выступления английского натуралиста Джеральда Даррелла в защиту животных. «Птичку жалко» – и не больше?

Кстати, в вашей статье нет ответа на любимый вопрос «Кто виноват?». Кто «носится с молодежью как с писаной торбой», тогда как должен «способствовать увеличению ее численности» посредством пропаганды многодетности? Какие СМИ – глобалистские? Кто эти хитрые манипуляторы? Кто жестоко ограбил молодежь? В.В. Путин? Пентагон? Израиль? Корпорация «Proctor&Gamble»? Главный редактор журнала «Хулиган»? Для вас и вашего поколения не важно кто. Вам нужно «опустить» молодежь, а за счет кого – какая разница.

Если вы считаете, что против российской молодежи развязана война с Запада – так и скажите. Если вы видите в этом происки «отца лжи» – зачем его маскировать за безличными предложениями. Только не понятно, что еще можно ждать от врага рода человеческого и чему вы тогда удивляетесь.

Вот вы пишите, что сотовые телефоны пагубны. Правда, не объясняете, чем. А зря, ведь большинству читателей, я уверен, неясно.

Из вашей статьи следует, что молодежь существует исключительно в сфере «компьютерных игр, курения, пива, наркотиков, гормональных контрацептивов, экстремальных видов спорта, рок-музыки, порнографии, педерастии, магии и оккультизма». Представьте себе, это не так. Вот я и спрашиваю, за что вы владельцев сотовых телефонов ставите в один ряд с наркоманами, а бедных курильщиков – с педерастами. Условно говоря, молодежь существует между двух полюсов современных людей старшего поколения. Одни зазывают молодых людей в указанную сферу, а другие – такие, как вы, – их туда виртуально отправляют, не оставляя им выбора. «Молодой – значит педераст». Из вашей статьи получается именно это. И нет выбора у молодого человека. Ибо придет он к батюшке на исповедь, а батюшка, начитавшись ваших статей, спросит: «Мужеложством занимался?». Нормальный юноша и слова такого не знает, а когда батюшка пояснит его значение (т.е. спросит: «Не педераст ли ты?»), он не просто из храма убежит, а еще батюшке может и по морде дать. Вы и ваше поколение отказываетесь вникать в содержание; вы делаете вывод о людях даже не по ним самим, о по рекламным плакатам, расставленным по Москве Лужковым. И радуетесь, что вы не такие.

Кстати, сейчас идет Неделя о блудном сыне. Притча о блудном сыне очень близка к нашей теме. Кого Господь ждет больше – наше или ваше поколения?

Далее, вы пишите: «Снимать квартиру, иметь машину, компьютер с интернетом, сотовый телефон, модную одежду – все это в последнее время стало не привилегией некоторых счастливчиков, а, в общем-то, нормой жизни». Это неправда. У меня не хватит зарплаты, чтобы снять квартиру; машины у меня нет; одежда есть, но насколько она модная – не знаю… И я живу вполне нормально (и не я один). Наверно, потому что у меня есть компьютер с интернетом. И дача, на которой нет компьютера и нет интернета.

Единственное конкретное упоминание источников злодеяний в вашей статье – это перечисление молодежных журналов. Только вот в чем я в вами не согласен. Не они их, читателей, сделали такими плохими, а плохие читатели порождают спрос на такие продукты на нашем свободном рынке. А читатели плохие, потому что предшествующее поколение не знает (в целом) что хорошо, а что плохо. И не может научить наше поколение читателей. А ваше поколение своим более моральным прошлым обязано, если быть честными, нашим бабушкам и дедушкам, которые после национального объединения в борьбе с фашизмом и пережитого в годы репрессий всеобщего шока смогли создать тот благотворных дух, ту социокультурную реальность 50–70-х, которую вы так восхваляете.

Вы думаете, современный мир чем-то нов, уникально безнравственен? «Доброе в мире перемешано со злом, и злое гораздо превышает собой доброе. И я, быв когда-то на духовных празднествах, встретил едва одного брата, который, по-видимому боялся Бога, но и тот одержим был диаволом (кстати, Word хочет написать «диавола» с большой буквы – происки врагов?). И услышал я от него пышные речи и басни, сложенные на обольщение с ним встречающихся, а после него встретил я многих воров, хищников, притеснителей, видел безобразную наружность упившихся, кровь угнетенных, видел и красоту жен, которая повергла искушению мое целомудрие… Услышал еще тысячи плачевных рассказов, которые своими изнеженными звуками вторгались в душу. Еще слышал приятно звучащие гусли, рукоплескания скачущих, голос смехотворов, слышал много глупостей и шуток, крик бесчисленного многолюдства, видел слезы оскорбленных, мучения отводимых в неволю, рыдание подвергаемым пытке», – так Василий Великий писал в IV веке. А как похоже на наше время?!

Не нравиться вам фильм «Живой»? И мне не нравиться. Так почему ваше хваленое старшее поколение не создаст такого кино, которое бы понравилось, или пошло бы на истинную пользу?

Вот вы пишите: «Отсутствие возвышенных платонических чувств к противоположному полу сегодня удалось навязать почти всей нашей молодежи». А как же Божий дар? Ведь любовь – это Божий дар. И если вы не верите, то я верю, что никакие чары темных сил не могут разрушить в человеке способность к Любви. Поэтому и кажется мне, что вы молодежь за людей не считаете. Может, конечно, дело все в том, что вы сталкиваетесь по работе с психически больными людьми? Поверьте, существуют еще нормальные люди. И их много, более чем достаточно. Только не надо судить по массовкам. Если я не хожу на дискотеки, не тусуюсь по клубам, не свечусь в интернет-блогах, то это еще не значит, что я не существую. Вы однобоко анализируете современное общество.

Еще одна убойная фраза: «Но старшие – те, кто еще не потерял способности к рефлексии, – не могут равнодушно смотреть, как гибнут молодые». Насколько я понимаю, способность к рефлексии – именно то, что делает человека человеком (в позитивном смысле; в богословском смысле это называется человеческой душой, носящей образ Божий). И вот представляете, как вы оскорбляете современную молодежь, утверждая, что мы все до единого абсолютно бессознательны. Каждый молодой человек, который решил познакомиться с Православием, зашел на ваш сайт и прочитал, не дай Бог, вашу статью, надолго становится потерян для Церкви. Тут, действительно, приходиться надеяться, что он очень тупой и ничего не понял. Вы пишите о молодежи так же, как упомянутый вами Бжезинский – о русских.

В последней части вы пишите о батюшках, которые благословляют некоторые вольности. Священников, которые благословляли бы гражданский брак, я не видел; предохранение от беременности разрешено в некоторых случаях Основами социальной концепции РПЦ. Однако вот что я скажу о позиции так называемых «либеральных» батюшек (хотя многие либеральные батюшки для нашего общества очень даже консерваторы). Вы (и я) судите молодежь и молодых людей с точки зрения социологии и психологии. Но невозможное человеку возможно Богу. Батюшка, может быть, ждет просто-напросто Божьего чуда спасения человека. Для верующих людей это совсем не пустые слова.

Вы не задумываетесь о той части молодежи, которая живет так, как научили их родители. Я смотрю на некоторых своих «невоцерковленных» товарищей (которые при этом очень далеки от той молодежи, которую описываете вы), и понимаю, что они объективно лучше меня, однозначно ближе к Богу и к спасению. Сегодня многие искусственно созданные православные группы молодых людей не способны принять в себя невоцерковленных людей. К сожалению, за внешней набожностью там может скрываться даже более жесткая культура, чем в среднем по молодежным малым социальным группам (как формальным, так и неформальным).

Вы указываете, что за последние десятилетия общество наделало много глупостей. Верно. И более того, общество слепо и глупо всегда. Общество перестает быть глупым и слепым, а становится столпом и утверждением Истины, когда это общество – Церковь, и во главе этого общества стоит Христос.

В заключении вы призываете прекратить заискивать перед молодежью. А перед молодежью сейчас никто не заискивает; молодежь сейчас используют в конкретных экономических целях, и вы со мной согласитесь. Либо используют те люди вашего поколения, которые увидят в вашей статье хвалу своей молодости, хвалу своей способности к рефлексии; они прочитают вашу статью и ничего не сделают для того, чтобы кто-то пришел в церковь, а не пошел в клуб. Я уже столкнулся с этим: очень многим сейчас нравиться ругать современную молодежь заодно с врагами Николая II и с США. А задуматься: «Что могу сделать я?» – не хочет никто.

Мне для того, чтобы в моем храме на меня перестали смотреть как на подростка, зачем-то стоящего на службе и мешающего молиться самим фактом своего присутствия, понадобилось 10 лет. Так можно вас попросить – не выгонять молодежь из храма. Ведь выгоняете даже не за пирсинг и тату – такие в храмы не ходят; выгоняют за то, что ставишь свечки не с той стороны. Вот глупо-то как: я все-таки, как указал в начале, воцерковленный, меня можно ругать, во мне можно ошибаться – все-таки, мои отношения с Богом хоть и сложные, но верные. Но я знаю, куда и как положено ставить свечки, и меня не спрашивают представители вашего поколения, занимаюсь ли я свальных грехом (сколько новых слов я узнал из вашей статьи – и все о сексе). А достается именно тем, кого надо бы поддержать, надо бы направить к Богу, а не отвратить от него.

Максим Горький (председательствовавший в Союзе писателей вашего любимого СССР) писал: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». Вот и я вам желаю постараться разглядеть в каждом до единого представителе молодежи образ Божий и начать относиться к молодежи по-человечески. Ведь у каждого человека есть предопределенная склонность к иной жизни. Надо только ее не замораживать, а, наоборот, отогревать. Слышал тут песню А.Б. Пугачевой, о чем она, не понял, но там были такие слова: «Люди, люди, вы же быть добрее можете!».

Приношу извинения за излишнюю резкость. Просто, если бы начал писать очень-очень вежливо, вы бы ничего не поняли.

С уважением,

Илья

***

Откуда у вас столько ненависти к молодежи? Может оттого, что ваша молодость уже прошла? Но ведь каждый возраст привлекателен по-своему, наслаждайтесь жизнью. Насчет того, что в совдепе все было лучше, – это и смешно, и грустно. Над вами просто произвели идеологическое насилие. Открою вам страшную тайну: наркоманию нам принес Советский Союз. Даже я помню компании ребят и девчонок, которых жители постоянно гоняли из подъездов, а мы (мелкие, все по 4–6 лет) со страхом и интересом смотрели в эти изможденные лица и пустые глаза. И таинственные перешептывания «это наркоманы…». И пьянство было, и преступность. Людей в карты проигрывали, прямо на улице выбирали и убивали. Но вы не хотели этого видеть и не видели, вам государство все обеспечило – жилье, работу, познавательно-развлекательные программы по телевизору и уверенность в защищенности и стабильности. И тех, кто неравнодушен к тому, что происходит, – по тюрьмам. А нам сейчас – выживай, как хочешь. Если что-то начинает получаться – то море зависти со стороны старшего поколения.

И прав парень, который написал вам возмущенное письмо: нам действительно приходится вкалывать, как рабам, пробиваться, биться за выживание. И страну развалило ваше поколение, и разворовало ее оно же. И жилье действительно невозможно приобрести, через ипотеку получается, что 3 раза стоимость квартиры оплачиваешь! А старых советских извращенцев очень много еще осталось.

И вообще лучше бы вы не разделяли мир на поколения и не устраивали подобную вражду. Если вы чего-то не добились, порадуйтесь за нас. Если вас за внебрачную беременность позорили на весь район, я не считаю это достоинством вашего времени, скорее наоборот. И это очень хорошо, что сейчас человек вправе выбирать свой стиль жизни. Это очень важно. Я не принимаю наркотики, не занимаюсь групповым сексом, я даже не курю. Это мой выбор, мне его никто не навязывал. И у меня нет права осуждать того, кто сделал другой выбор. Он за все и так перед Богом ответит.

Все не так уж и плохо. Сейчас заключается очень много браков. Просто люди приходят к этому немного в более позднем возрасте. И вчерашние развратники сидят на кухне и кормят детей ужином и проверяют их уроки. А вы все смотрите реалити-шоу и мультики типа «Стрипирелла» на MTV и возмущаетесь: молодежь погибает!

Мы еще вас всех переживем, и дети наши не будут ворами, доносчиками и приспособленцами. Прошло это время, не пытайтесь его вернуть. Я не верю, что вы истинно православные люди. Слишком много злобы, предрассудков, осуждения. Спасайте свои души, не лезьте в наши.

С уважением,

жительница России, случайный читатель (22 года, менеджер)

***

После прочтения статей Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой хочется больше никогда не посещать ваш сайт. Паникерство помноженное на грубость и агрессию. Последняя статья («Крик души») абсолютно отвратительна. С каких пор едкий сарказм в отношении человека, который и ответить-то на него не может, считается хорошим тоном, допустимым на христианском сайте? Если госпожи Медведева и Шишова думают, что, назвав своего оппонента несколько раз «неумным» и «глупым», они его так элегантно «разгромят», то они сильно ошиблись. Они только разгромили мое последнее к ним уважение.

С большим разочарованием,

матушка Елена

***

Эх, тетеньки.
У парня душа рвется.
И прав он конечно не во всем.

А у вас, вроде и все правильно, а помощи ему нет.
Ответы – типа «Наш пролетарский ответ Чемберлену», «молодому зарвавшемуся мальчишке» в данном случае несколько свысока, в конце только миром и верой повеяло.
Прочитав ответы, он вряд ли требуемую помощь душе получит.

Нравоучение – есть, любви – нет.
Такие вот мысли возникли, возможно бестолковые.
Слежу за вашим опытом контроля и противодействия РАПСу в школах, мотаю на ус, т. к. готовлюсь стать родителем.
Успехов.

С Богом.

Леонид

***

Что могу сказать, парень умный, у него есть своя твердая идея, а это важно, и правильно он сказал, что ваше поколение разворовало нашу страну, оставило в диких условия медицину, образование, всю социальную и политическую систему. Где были вы, борцы за идею, за Православие… Но парень не прав про то, что нет доступа к доступной и простым языком написанной православной литературе. Посоветуйте ему зайти в магазин на Лубянке.

А про то, что в нашей стране нет запрета на секты, как в Западной Европе (во многих странах, по крайней мере) – виновато ваше поколение. Еще мне понравилось, как священник сказал, что у нас по телевизору одна фигня идет, чего стоит одно шоу «Дом-2» . Да это для олигофренов недоразвитых, которое напрочь калечит души нашей молодежи, – в этом виновато новое поколение шоумейкеров хреновых, такие шоу – банальное выкачивание бабла по sms.

С уважением,

Илья

***

О чем полемика? Парень душу выворачивает, говорит то, что наболело, не самый глупый, кстати, человек, а умные-разумные придираются к последним словам, в одном месте вообще переходят на «ты» (цитата: «Смотри выше»), по существу ни на что не отвечают толком, прячутся за какими-то заборами. А у госпожи N, которая на Рождественских чтениях кричит о глобализации через мобильную сеть, два раза мобильник звонит во время секции, и она при включенном микрофоне еще отвечает. Ханжи вы, матушки.

Екатерина

12 февраля 2007 г.

Рейтинг: 4.9 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×