Еще раз по поводу снятия анафемы с Ивана Мазепы

Недавно на сайте «Православие.Ру» была опубликована статья секретаря Одесской епархии Украинской Православной Церкви протоиерея Андрея Новикова «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы», в которой автор добросовестно разбирает аргументы нынешних сторонников Мазепы и, основываясь на исторических источниках, доказывает полную церковно-каноническую несостоятельность как этих аргументов, так и самой идеи «снятия анафемы с Мазепы». Кроме того, в статье ясно показано, что тема реабилитации указанного исторического лица была искусственно поднята украинскими раскольниками и поддержана официальными государственными лицами.

В России с особенным сердечным вниманием относятся к тому, что происходит на Украине, народ которой считают братским, ибо у нас многовековая общая история. В особенности внимательны к тем процессам, которые затрагивают украинскую часть Русской Православной Церкви. Украинскую Православную Церковь ведут истинные архипастыри, которые в те непростые годы, которые выпали для православных Украины, неоднократно свидетельствовали свою верность Христу и самоотверженную заботу о пастве.

Но, к сожалению, процессы, происходящие в Украине, не всегда имеют здоровый характер, что не может не беспокоить, поскольку мы составляем единую Церковь и, по слову апостола, «посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 26–27). Безусловно, болезненным явлением приходится считать насаждаемый новым Украинским государством образ Мазепы как национального героя, который «является символом независимости страны». Его портрет помещен на денежных банкнотах, в его честь называют улицы, ему устанавливают памятники…

Иван Степанович Мазепа был предан анафеме на Соборе Русской Православной Церкви 12 ноября 1708 года. Конечно, факт наложения анафемы не означает, что этот человек всю жизнь прожил в пороке. В любом человеке есть и доброе, и злое. Так, к примеру, некоторые труды анафематствованного Церковью Оригена использовались православными христианами и даже святыми, потому что в этих трудах было здравое учение, – это доброе наследие автора. Но те, кто предпочитал обращаться именно к дурному, еретическому наследию, воспевать его и пропитывать им свой ум, – те сами становились еретиками, губили свои души и оказывались в результате вне Церкви.

То же и в случае гетмана Мазепы: в его биографии, хоть и закончившейся бесславно, можно найти и добрые эпизоды, о которых и упоминает протоиерей Андрей Новиков в своей статье. Но, к сожалению, беда состоит в том, что предметом воспевания на Украине становятся именно те дурные поступки гетмана, которые и привели Мазепу к политической и духовной гибели, – предательство, клятвопреступление, переход на сторону врага, обращение оружия против единоверных православных христиан и пособничество в разорении собственной страны.

Совершенное Мазепой предательство по отношению к России (при поддержке которой он и получил гетманство и верность которой сохранял 20 лет) интерпретируется как «олицетворение векового стремления украинцев к созданию своего государства» и подается как историческое оправдание бытию отдельного Украинского государства и отдельного украинского народа.

Такие установки в корне ошибочны, и то национальное сознание, которое для своего обоснования нуждается в подобных негативных и отрицательных образцах, не может быть названо здоровым и полноценным.

К сожалению, годы националистической и раскольничьей пропаганды не прошли даром, что особенно сказывается на молодежи, которая росла при ней. И теперь в Украине даже в лоне канонической Церкви есть немало людей, которые оказались беззащитны перед натиском нездоровой идеологии.

Об этом печальном факте свидетельствует статья Виталия Семенова и Олега Гончарука «Дойдет ли анафема гетману Мазепе до Серафима Саровского? Ответ русским друзьям-оппонентам от единоверцев из Украины», опубликованная на сайте православного молодежного портала «Притвор» и перепубликованная на сайтах «Православие в Украине», «Религиозно-информационная служба Украины», «Чистий Iнтернет», «Нова Сiч» и некоторых других.

Показательно уже название статьи, кощунственно сопоставляющее гетмана Мазепу с преподобным Серафимом, который при этом не назван святым, и предположение о «переходе» анафемы с клятвопреступника и разорителя храмов на святого Серафима. Очевидно, что такое могут написать только нецерковные по мировоззрению люди.

Содержание статьи подтверждает этот вывод: в ней и развязный тон, и нездоровая эмоциональность, пропитанная ненавистью к Русской Церкви, и стремление всюду видеть «политизацию», и абсурдные обвинения в «демонизации всего нерусского» и прочие безумные глаголы.

Разбирать подробно эту статью Виталия Семенова и Олега Гончарука не имеет смысла: она не отвечает по существу на аргументацию о. Андрея и несопоставима с его работой по доказательному уровню. Но стоит обратить внимание на несколько характерных моментов, вскрывающих особенности современного украинского идеологизированного мышления.

Так, авторы жалуются: «Как только речь заходит даже не о снятии анафемы с несчастного раба Божиего Иоанна, а только о рассмотрении вопроса, насколько канонично это сделано, так сразу поднимается буря нецерковного русско-патриотического пыла».

Между тем в реальности большинству русских православных христиан и имя-то Мазепы неизвестно, не говоря уже о перипетиях его биографии. Неизвестно и неинтересно. Что неудивительно: ведь в конце концов не на среднерусские, а на украинские земли он привел шведов. Именно по украинским селам и хуторам пронеслись шведы, и выбирать направление движения войска помогал шведскому королю Мазепа. Именно украинские храмы сжигали и оскверняли приведенные им шведы. Множество простых украинцев погибло из-за его преступной авантюры. И украинские архиереи Русской Церкви предали его анафеме, в их числе – святитель Иоанн (Максимович). Наконец, в украинских же храмах на протяжении столетий эту анафему ежегодно повторяли украинские священники. В них звучали слова составленной при участии святителя Арсения (Мацеевича) благодарственной службы «о великой Богом дарованной победе над шведским королем Карлом ХІІ и воинством его, содеянной под Полтавою», где Мазепа называется «вторым Иудой, сыном погибели и треклятым отступником».

До какой же степени нужно презирать свой народ и свою историю, чтобы теперь поддерживать насаждаемую властями героизацию Мазепы, да еще и требовать «отмены анафемы»?

Характерно, что молодые украинские полемисты, срываясь на «батюшка, у вас в России», даже не отдают себе отчета, что пишут ответ на статью, написанную клириком Украинской Православной Церкви, проживающим на Украине и являющимся гражданином Украины, хотя это им прекрасно известно. Однако сам факт того, что о. Андрей не разделяет их взглядов, служит для них достаточным основанием, чтобы «донести» до общественности «компромат» на священника: «о. Андрей – плохо скрываемый противник Украинского государства и самоуправляемой УПЦ».

Еще более печальное впечатление производит следующее место:

«“Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года, – пишет о. Андрей. – Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? А ведь среди архиереев, провозглашавших за этот период анафему Мазепе, были такие великие святые, как святители Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и др.”

Да, как ни прискорбно это сообщить всем русским монархистам и уважаемому одесскому протоиерею в их числе, не только в этом могла заблуждаться Русская Православная Церковь и упомянутые автором святые вместе с Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским. Но также заблуждалась она, принимая антиканоническое, антидогматическое учение о российском императоре как главе Русской Православной Церкви. Монарх, будучи мирянином и политиком, провозглашался вплоть до 1917 года главой Церкви, пока очистительным (!) ветром революции эта монархическая ересь не выветрилась из голов участников Поместного Собора 1917 года».

Показательна степень безграмотности утверждений, свойственная, впрочем, всему документу: чего стоит одно толкование слов Спасителя о том, что не следует клясться, как позволение нарушать данные клятвы!

Для того чтобы развеять воспроизводимый авторами миф об «адской ереси» Русской Православной Церкви, авторам было бы достаточно посмотреть, что на сей счет говорится в официальном катехизисе, составленном святителем Филаретом Московским и принятым еще в XIX веке Синодом Русской Церкви как выражение ее вероучения:

«Веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее Господа Иисуса Христа… Церковь едина, однако есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части Единой Вселенской Церкви. Самостоятельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь Единого Главу – Христа и единый дух веры и благодати» (выделено мною. – Ю.М.).

Распространяемый ныне В. Семеновым и О. Гончаруком лживый миф противники Православия использовали и ранее. Так, в Японии оппоненты Православия (протестанты, католики, язычники) заверяли японцев, что православные главой своей Церкви считают русского царя, а потому будто бы принятие Православия означает переход в русское подданство. По этому поводу святитель Николай Японский окружным письмом от 29 февраля 1904 года разъяснял: «Русский император отнюдь не есть глава Церкви. Единственный глава Церкви есть Иисус Христос (см.: Еф. 1: 22; Кол. 1: 18), учение Которого тщательно хранит в целости Православная Церковь; и русский император, в соблюдение сего учения, есть такой же почтительный сын Церкви, как и все другие православные христиане, нигде и никогда Церковь не усвояла ему никакой власти в учении и не считала и не называла его своей главой… Для вас он есть не более как брат по вере, так же, как и все русские, единоверные вам. Над вами русский император не имеет и тени какой-либо религиозной власти»[1].

Но главная беда состоит не в том или ином отдельном заблуждении авторов статьи, а в общем отсутствии веры в девятый член православного Символа веры – веры в Церковь.

В отличие от статьи «молодых украинских патриотов», статья протоиерея Андрея Новикова и вся его аргументация построена не на политических, а на церковных доводах.

Разумеется, она ориентирована на верующего православного человека, который знает, что водимая Духом Святым Церковь не ошибается и не заблуждается. Соборно налагаемые ею анафемы есть не отражения сиюминутных политических вкусов, а проявление воли Божией и видимое свидетельство о той вечной участи, которой сподобится подвергшийся анафеме человек, как о том засвидетельствовано Самим Иисусом Христом: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф. 18: 18).

И когда кто-то говорит: ошибся Собор, ошибся сонм святых и богослужебные книги, ошиблась Церковь – но не ошибаюсь я, то являет тем самым не только отсутствие православного сознания, но и признак опасной духовной болезни, о которой Сам Господь предупреждал: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17).

Понятно, что люди с глубоко нецерковным мировоззрением есть не только на Украине; их немало и в России и в других странах. Но то, что подобные статьи появляются на православных сайтах, показывает, что перед нами взгляд, который считается нормальным и достойным публикации частью местной православной общественности. Отсюда невольно напрашивается вывод: болезнь идеологизированного нецерковного псевдоправославного мировоззрения присуща определенной части украинских верующих.

Конечно, слава Богу, многие чада Украинской Православной Церкви Московского Патриархата свободны от этой болезни и сохраняют как здравое церковное сознание, так и трезвый взгляд на свою историю.

Мы являемся чадами единой Церкви и не можем оставаться равнодушными и безучастными к проблемам наших братьев по вере и по крови. Поэтому будут появляться и другие материалы, поддерживающие здоровую церковную позицию и трезвый исторический взгляд на вопросы, актуальные сейчас в Украине.


[1] Цит. по: Сергий (Страгородский), архимандрит. По Японии (Записки миссионера). М., 1998. С. 218.

Юрий Максимов

12 февраля 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена Дешко31 октября 2015, 13:04
В народних Думах того часу його називають "клятий пес Мазепа"...
Знающий 9 апреля 2012, 09:21
4.Иван Мазепа был официально избранным гетманом и он отринул змея-искусителя Меньшикова, который пытался его склонить к массовому убийству всей казацкой старшины и чтобы после этого присоединить Украину полностью к России. Он отказался и объявил открытую войну, которую спровоцировала ИЗМЕНА со стороны России !

5."предательство, клятвопреступление, переход на сторону врага, обращение оружия против единоверных православных христиан и пособничество в разорении собственной страны." - вот всё это именно и было приложено к Украине со стороны России ! Россия во власти "окаянного Петьки" предала союзнические (а не холопские !) договора с Украиной, Россия жесточайше (с помощью карательных корпусов из калмыков и киргизов)карала и восстания на Дону, в Астрахани, не говоря уже о Украине. Именно Пётр I первым поднял оружие на своих же, Православных, и первым начал жесточайшие разорения Украины, чего вообще не творили шведы.

Ну и напоследок - анафема была наложена на соборе 1708 года. Но вот в чём загвоздка - некто Пётр Романов лишил нашу Церковь Патриарха незадолго до этого и сразу же встаёт вопрос о легитимности "безголового" собора... В Швеции в страшном сне даже не могли придумать

Я уже не говорю про "всепьянейшие соборы", фактически богохульные оргии, проводить которые Пётр I был гораздо большим мастером, чем поместные...

P.S.Я русский, не украинский националист, но человек, которому Истина важнее политической пропаганды.
Знающий 9 апреля 2012, 09:20
Уважаемые братья и сёстры ! Прошу учесть некоторые моменты и предлагаю небольшой тест, основанный на глубоком анализе главных личностей Северной войны :
1.Кто по Вашему мнению был бОльшим тираном и человекоубийцей -Пётр I или Карл XII ? Правильный ответ Карл, он не вводил ещё большую степень крепостничества ("окончательное закрепощение"), он не сгонял десятки тысяч людей строить по его указанию город в болотах, русские, сбегавшие даже до Северной войны на территории Швеции получали личную свободу и все права.

2.Кто больше преследовал христианство и в том числе Православную Церковь ? Правильный ответ - Пётр I в гораздо большей степени, чем Карл XII. Король Швеции

3.Кто был агрессором и карателем - Карл XII или Пётр I ? Все думают что это шведы к нам залезли ! Ан нет ! Россия, Дания и Польша атаковали Швецию сразу после смерти отца Карла XII, когда он ещё юношей взошёл на трон, хотя поклялись в вечном мире за несколько лет до этого. И Россия (42 тыс.) получила под Нарвой от шведов (12 тыс.)"по полной", и позднее так, что "тиран всероссийский" до самой смерти Карла БОЯЛСЯ шведов и ЗАПРЕЩАЛ командирам сражаться с ними, не имея трёхкратного перевеса ! Именно русские войска так ужасно бесчинствовали в польских и прибалтийских землях, что в Европе вспомнили ужасы религиозных войн - в то время как поведение шведов было максимально возможно корректным, так что даже местные жители удивлялись.

Павел25 января 2011, 14:28
Братья и сестры,не судите и тем более не судите того, что вам стало известно от других людей. Раскол это очень плохо ибо не устоит тот дом, который разделился сам в себе.Но в то же время если рухнет Ложь то останется ИСТИННОЕ УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. Братья, читайте Евангелия там все сказано. Это лучшее средство от мракобесия.
Дмитрий Матыс 5 декабря 2010, 11:34
Прочитал исполненные эмоций комментарии украинских патриотов. Что же тут можно сказать?

Братья и сёстры (надеюсь), все ваши "аргументы" строятся только на одном: Иван Мазепа хотел "незалэжной Украйны" и поэтому с него, дескать, нужно снять анафему.

Про "клятых москалей або кацапов" - совсем не интересно. Глядя на истерики оранжевых на Украине это понятно, но, честное слово, не интересно.

Строительство Иваном Степановичем православных церквей - не в счёт. Он потом сквозь пальцы преспокойно смотрел, как православные церкви разрушаются шведами на той же Полтавщине. Так что цена такому "строителю" невелика...

И всё это только для того, чтобы замутнить ясный, как Божий день, факт - Иван Степанович Мазепа нарушил присягу Московскому царю, данную перед крестом и Евангелием. Так что, не смотря на все вопли, - Мазепа просто изменник, презревший крестное целование, сбежавший к врагам (в том числе и Украины)инославным еретикам шведам, а потом и предавший казаков, сбежав в исламскую, активно гнобящую христиан, Турцию.

Так что цена таким аргументам - ноль. Это всё просто банальный национализм, который ничего общего со святым Православием не имеет.

Вот и выбирайте - послушание канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата или компания с анафематствованным клятвоприступником Мазепой.
Владимир 29 августа 2010, 15:05
Гетьман Мазепа был великим,выдающимся государственным деятелем своего времени. Сделавшим в отличии от бесноватого Петра 1, много доброго не только для украинского народа но и для всей Православной церкви. Анафема которую произносят священнослужители в угоду политической коньюктуре позорит их же самих.Политика Москвы спокон веков отличалась варварским отношением не только к своим собратьям славянам но и к многострадальному русскому народу.
Олександр 6 июля 2010, 18:25
Когда же Церковь не на словах , а на деле повернется с любовью к людям,как того хотел Господь Бог в своей Новой Заповеди? Да не осудят меня отцы,я не советчик, я просто мирянин и очень верю, что прийдет время когда вернется в Церковь добродетель в лице "святых отшельников", и заменят много говорящих и думающих на молящихся....горько и обидно, что поппулизм пробрался туда. где изначально было смирение...
храни Нас Бог!
Олександр20 июня 2010, 19:02
Немає більшої любові якщо хтось і життя своє покладе за народ і Батьківщину! А якщо хтось вчинить як співається в гімні України:" Душу й тіло ми положим за нашу свободу", то тому анафема по "найканонічніших канонах".  Кому потрібна буде моя нікчемна душонка якщо я намагаючись її врятувати займу позицію:"моя хата скраю нічого не знаю". Всім відома проста істина - хто не знає своєї історії той не має майбутнього. А той , кому бачення його ж історії нав"язується іншою державою, нехай навіть і братньою, не має навіть настоящого. Хтось із богословів сказав:" ми тільки тоді уподібнюємося Богу, коли стаємо комусь корисними". Вклад Великого гетьмана в утвердження православія в Україні неможливо переоцінити, друге питання чи потрібна сильна Українська Православна Церква Московії? Хто ми такі щоб судити когось? Є Судія Праведний на Нього і покладімось. Суд людський не має істини. Згадаймо наприклад Амфілохія почаївського, ще є живі свідки несправедливих утисків цього Святого не тільки від світської, але і від церковної влади. БЛАЖЕННІ ви коли ганьбитимуть і гонитимуть вас несправедливо Мене ради!
Галина30 мая 2010, 21:20
Здравствуйте!Очень опасная полемика на мой взгляд,Где та грань,за которую можно отодвинуть скажем ту же Екатерину Великую,которая с удовольствием убила мужа,это не считается преступлением со христианской точки зрения7Ее гонения на монастыри можно не брать в расчет7А как насчет крепостных крестьян и их хозяев-помещиков,которые на утреню -обедню всей семьей,а вечером крепостных девок в банях портить,а их мужей розгами сечь7Это не является преступлением против братьев своих христиан7А что думать про кровавое воскресение 1905 года,что думать по этому поводу7Царь Николай Второй знал об этом или нет7А кто задумался об обновленцах,кто их предал анафеме за сотрудничество с большевиками7И вот добрались до наших времен?Почему ,,почетное первое место,,Великой России по уровню детской наркомании,преступности,смертности не является основанием о предъявлении правителям страны об их преступном отношении к своим братья -христианам,которые не в состоянии навести порядок в стране7Вот до чего может довести копание в историческом прошлом,Надо жить настоящим наших детей,спасать их души,себя!Статья не актуальная !Политика не должна иметь место в Церкви,С уважением р,Б,Галина
Николай14 марта 2010, 16:47
Какая замечательная полемика. Но есть один нюанс. Все перечисленные святые Русской Православной Церкви вряд ли были лично знакомы с Мазепой. На самом деле это государственная системная акция которая создает доказательную базу и пропагандирует ее. А дальше все действия идут автоматически. Оспаривать решения соборов РПЦ или другие действия клира нет смысла, так как с той информационной базой созданной ведомством тайной канцелярии он (Мазепа) действительно повинен в том, в чем его обвиняют.
И еще, цитата:
денис:
не понимаю вообще суть анафемы как явления в Церкви. ведь это есть отлучение от Церкви, а также проклинание анафемизированого человека. ведь наша Церковь учит любви и прощения, как она может отрекаться и проклинать человека?

Напоминаю, в нашей церкви анафема есть публичное заявление что человек не является членом Православной Церкви. Проклятие есть активная форма наказания и в РПЦ не практикуется, это удел Римо-Католической Церкви.
Николай13 декабря 2009, 12:31
Слава Ісусу Христу!
Мазепу піддали анафемі не за його діяння в миру, чи багаторічне правління в Україні, а за власну політичну позицію, яка обернулася для нього втратою честі, маєтностей,любої серцю України та й, врешті, самого життя.
Коли главою Церкви у Московії оголошено цезаря,у перспективі - скасовано патріаршество, церковними справами керує обер-прокурор Священного Синоду, - людина невоцерковлена, невіруюча, чого ще чекати?
Мазепа будує храми, обдаровує монастирі,а Петро організовує "всешутейшие и всепьянейшие соборы",їздить по столиці в архієрейському облаченні з пьяницями, попередньо рубає голови стрільцям, мучить сестру Софію і т. д. і т. п. Московська традиція обожнення світської влади просто огидна - це гріх,ідолопоклонство, руйнування і викривлення православного вчення! Звідки така впевненість у тому, що український православний народ прийме беззастережно будь-які чужі байки про власне ж минуле?! Гординя, тінь від колосса на глиняних ногах заважає бачити очевидне: українець=православний, не треба вчити нас нашої ж культури та історії. Ми памятаємо.
Вірний Української Православної Церкви.
прот. Евгений, Украина, Черкасская еп. 9 декабря 2009, 14:04
собственно кому нужны комментарии без ответа на них автора статьи? зачастую здесь одни эмоции и большей частью негативные. Лично мне, для моего спасения, не имеет особого значения личность Мазепы, Петра I, Иоанна Грозного, Григория Распутина и других известных деятелей, оставивиших СВОЙ след в истории. Но для меня важны (и для моего спасения) Иоанн Кронштадтский, Лука Войно-Ясенецкий, Филарет Дроздов, Филарет Гумилевский - они меня интересут, я ИХ труды и жития читаю. зачем мне заниматься и агитировать за личностей, вокруг которых нет единого мнения? Или кто-то думает, что будет какие-то дивиденды имет от прославления того или иного деятеля? Святых прославляет Бог и он не нуждается в нашей пропаганде святости того или иного усопшего. а дивиденды в случае прославления или реабилитации получит гордость "борца за справедливось". Вы хотите своей гордости дать пищу? чтож, это ваше право... Простите, если кто-то на меня обидится.
Владимир29 ноября 2009, 23:16
Если анафемствовать Мазапу то в первую очередь нужно анафемствовать богоотступника Петра Романова - гонителя Православной Церкви.
Володимир 5 ноября 2009, 15:35
Іван Мазепа побудував блисько 300 церков, ще більше реставрував
Петро 1 зруйнував всю структуру Церкви і підпорядкував її собі.
Іван Мазепа вірний православний. Його мати ігуменя монастиря, він утримує безліч шкіл і допомагає ієрархам.
Петро 1 катував і вбивав священиків, загнав у рабство український народ, спалив багато українських міст, спалював храми...
Мазепі анафима
Петру 1 слава
Це бред. Ті, які визнають цю анафиму будуть відповідати перед Богом.
Валерия28 октября 2009, 14:00
А насчет того, что Церковь может ошибаться - по моему это уже посягательство на догмат о ее непогрешимости , ведь если Церковь - это Тело Христово, то оно по сути безгрешно. Если следовать Вашим рассуждениям, то могли ошибаться величайшие святые на Вселенских Соборах, осуждая ПОСТУПКИ еретиков, а иногда и заушая их, надеюсь не нужно напоминать, кого Пресвятая Богородица приказала освободить из под стражи за пламенную ревность и заушание Ария.
С католиками гораздо сложнее - папская непогрешимость идет в разрез и с Священным Писанием и с решениями Святых Соборов, да и со здравомыслием, поскольку его мнение - единолично и не связано с ПОЗИЦИЕЙ ЦЕРКВИ. А потом, не нужно думать, что святители могли дать слабинку в своих убеждениях под давлением Петра. Это были такие твердыни, верные ВОИНЫ ХРИСТОВЫ, что не поддались бы провокациям светской власти царя Петра. Конечно, компромиссы с властью возможны, но сделки с совестью - нет! Это сегодня, украинские националисты готовы продаться кому угодно - массонам, униатам, сектантам, радикальным исламистам (вспомните кто воевал ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАРНЕЙ В ЧЕЧНЕ) уйти в раскол только для мирской - "светской" власти и еще сметь называть себя христианами. Что же касается такой нечисти, как например, Бандера и его банда, то и анафемствовать его не имеет смысла - такие люди, в принципе, "нехристи" поганые
Валерия28 октября 2009, 13:43
Уважаемая Ольга!
Насчет того, что нам, не жившим в то время, не следует осуждать, что не нам судить других людей - это совершенно верно, вот для этого и нужны такие
"методы" воспитания чад Церкви - как анафемствования, чтобы другим было неповадно. Ведь, в этом случае, человека не осуждают, а отлучают (именно это и означает "анафема"), т.е. признается, что конкретный человек больше не имеет права называться православным, что он перестает быть под благодатной и спасительной сенью Церкви. А по Вашей логике не нужно было анафемствовать вообще никого. Не будем же мы просить прощение у монофизитов или последователей еретика Ария за то, что их, так сказать, "не поняли". Или уже еретиком никого назвать нельзя - а то получиться, что мы и их осуждаем. В общем, анафемствование - это не осуждение, ничего личного, а извержение из Церковной общины, и этоо более всего нужно было Мазепе - стоило ему устрашиться, покаяться в кровавых и подлых злодеяниях и он перестал бы быть Иудой земли Украинской
Александр18 октября 2009, 23:29
поддерживая г-жу Ольгу, скажу г-дам ратующим за анафему гетмана Мазепы, что Вы, уважаемые, не Бог, и не Вам судить других людей, к тому же живших в другое время. Следите за собой и спасайте Свои души
михаил20 февраля 2009, 17:40
"В России с особенным сердечным вниманием относятся к тому, что происходит на Украине,...
Но, к сожалению, процессы, происходящие в Украине, "

Все-таки по-русски будет правильно НА Украине. А вообще-то грустно читать, когда о нас, русских,живущих в русских городах ( Севастополь) пишут как о гражданах другой страны. Мы ведь никуда не уезжали, нас просто отдали как крепостных вместе с землей. Мы все равно считаем себя россиянами, а вот помнит ли о нас Россия?
Павел20 февраля 2009, 17:40
Сам факт помещения "второго иуды" на купюрах говорит о том куда идет выморочная "окраина", созданная убийцами-большевиками, и не далеко ушедшими от них схизматиками и прочей раскольничьей тьмой. Когда в девяностые, я впервые увидел это, то поразился, "не ведают, что творят". И на 19 году "самостийности-незалежности" результаты на лицо! бесы найдут уготованное им место, но народ... Из начала 90-х, разговор в дизеле, -"ууу, москали уси вси наше сало зъили!!!" Комментарии излишни.
Алексей20 февраля 2009, 17:40
....может ошибочно думать один иерей, но не может ошибаться СОБОР! И на первых СОБОРАХ было ясно и четко и понятно определено отношение православия к иудейству! В современной России принятые СОБОРОМ /т.е. СВЯТЫМ ДУХОМ/ каноны, надеюсь, не отменят ни НТВ ни олигархи!
Елена20 февраля 2009, 17:40
Всё очень хорошо и доступно написано. Молодцы! Главное не молчать, люди должны знать правду!
20 февраля 2009, 17:40
Спаси Вас Госопди! Побольше бы таких статей и почаще.
Сергей Николаевич20 февраля 2009, 17:40
Не умная статья. Анафема за "предательство, клятвопреступление, переход на сторону врага, обращение оружия против единоверных православных христиан"... Если подходить с таким аршином к каждому политическому деятелю, царю, то анафем должно быть много. Почему только Мазепа? Ответ очевиден - это надо было Петру, который как христианин тоже был далеко не безупречен. Поэтому людям вообще лучше не бросаться анафемами, а помнить заповедь "не судите..."
Руслан20 февраля 2009, 17:40
Слава Богу!
Ви, росіяни, ніяк не можете зрозуміти одного: українці вижили - бо така воля Бога! І тільки тому. Сама Небесна Матір Боже хоче чути молитви українською мовою!
Мазепа не був москалем - то як і кого він міг зрадити? Ваша проблема - Ви не прийняли звістку з Фатіми. Тому ви зараз робите те що і завжди робили - будуєте фашистську державу. А Велика Православна Російська Церква допомагає лихому будувати цю фашистську державу - яку ви називаєте Третім Римом. Але до чого тут Пресвята Трійця?
Виктор20 февраля 2009, 17:40
Я долгое время проживаю уже на Украине,хотя родом я из Сибири,из Красноярска...Мне 50 лет,православный,посещаю церковь..,но историю о грехе иудином гетьмана Мазепы еще знаю со школьной скамьи,да,той самой советской школы,тех самых Советов,что разрушали и разграбляли Церковь нашу православную,что взрывали храмы,сжигали иконы ,грабили, убивали священнослужителей и гноили их на Соловках и в других лагерях...Но даже эти лютые люди признавали грех немыслимый и осуждали все те беззакония,что творил клятвоотступник гетьман Мазепа...
И как бы сейчас кому-то из новых правителей украинских не хотелось обелить в грехах этого христопродавца украинского же народа,
ни один нормальный,здравомыслящий,хоть более менее знакомый с историей Украины,не ихней истории,которую они сейчас переписывают(!),а с той , что написана кровью украинского народа, не поверит в то, что Церковь Христова не заслужена предала его анафеме- по делом ему,клятвоотступнику!
Павел20 февраля 2009, 17:40
Ну раз это чисто внутреннее дело украинской церкви, то оставим эти страсти украине. Пусть украинская церковь во всем сама разбирается, а нам то зачем туда лезть.
евгений20 февраля 2009, 17:40
Все это очень грустно.Я сам из Украины,но живу в Москве,поэтому мне очень неприятно.Допустит ли Бог восторжествовать украинским нацистам,этому безумию?
денис20 февраля 2009, 17:40
не понимаю вообще суть анафемы как явления в Церкви. ведь это есть отлучение от Церкви, а также проклинание анафемизированого человека. ведь наша Церковь учит любви и прощения, как она может отрекаться и проклинать человека? даже сатану простил бы наш Всемилостивый Господь, если бы тот чистосердечно покаялся, как же можно так отбросить человеческую душу, причем далеко не последнюю, и обречь ее на вечные страдания. я думаю, что провозглашение анафемы Мазепе, было принято Церковью под давлением Петра первого, которому между прочим, сама Церковь выставляет претензии в чрезмерной "западнизации" и засилии иностранцев в России. и не Петр ли забрал у Церкви все колокола, переплавив их.

Дионисий. Киев.
член УПЦ МП.
olga20 февраля 2009, 17:40
Подобное притягивает подобное.Тираны всегда оправдывали тиранов,а подлецы подлецов.Как актуальны слова Господа Иисуса Христа" горе тому от кого приходят соблазны".Сколько по настоящему добрых и верных чад Божиих живут на Украине нашей древней матери,терпения всем и помощи Божией.
Наталья Александровна Григор20 февраля 2009, 17:40
"...Почто он шапкой дорожит?а потому что в ней зажит донос на гетмана-злодея царю петру от Кочубея..."
Мазепа--предатель.ему до государства Украина не было никакого дела.преследовал свои цели...
Геннадий20 февраля 2009, 17:40
Один маленький комментарий: в городе Львове была улица А.С.Пушкина. Но поэт в своей поэме "Полтава" негативно отозвался о Мазепе.Почти 200 лет назад.По просьбе жителей этой улицы (?!) она переименована.Теперь носит имя генерала (!!!) УПА, который сотрудничал с немцами в период оккупации
Украины.Нормально?
Кстати, улица М.Ю.Лермонтова переименована на улицу Джохара Дудаева.
Опять же, по многочисленным просьбам жителей этой улицы.
Василий20 февраля 2009, 17:40
Анафема Ивану Мазепе - политическая акция, как месть царя Петра, главы тогдашней церкви. Он упразднил патриаршество, создал Синод и сделал Церковь полностью подвластной себе. Члены Синода и пикнуть не могли против мнения царя. Могли ли архиереи украинской митрополии не подчиниться Петру и не провозглашать анафемы И.Мазепе? Если бы не так, все они были бы на Соловках, как и прежние не согласные с царским мнением, начиная от царя Ивана Грозного. Не нашлось ни единого архиерея, который мог бы восстать против его, царя, воли, не нашлось ни единого великомученика.
Олег20 февраля 2009, 17:40
Уважаемый автор статьи, с положениями которой я полностью согласен. Хочу обратиться с вопросом - почему, когда речь заходит об анафеме гетьману Ивану Мазепе, на первый план всегда выставляется вопрос политического предательства этого гетьмана Российскому Государю и Российской державе? Этим то как раз и пользуются разного рода апологеты одного из многочисленнейших иуд, в разное время возглавлявших малороссийские территории, превращая этот аспект в своего рода козырь. Было бы нелишним рассказать и о другой причине анафемы - духовном инцесте Мазепы, когда он, 60-летний "юноша" взял в жены свою 16-летнюю крестную дочь. Обычно в таком возрасте любой верующий думает больше о душе и о том, что скажет Всевышнему, когда предстанет перед Ним, а не о ласковых словах, адресованных возлюбленной. Ведь подобные поступки вызывают как минимум удивление, постепенно переходящее в брезгливость. И в этом случае уже никак не притянешь за уши "москалей-колонизаторов" А сам богохульник предстает уже не как борец за нэзалэжнить нэнькы, а как старый и неисправимый сластолюбец, что само по себе не есть повод переименовывать улицы и площади, и возводить памятники. Да и своих апологетов ставит несколько в неудобное положение.
олег20 февраля 2009, 17:40
к великому сожалению мы вроде бы забыли, что нам православным мирянам вообще нельзя судить церковь и свяшеннослужителей, по той простой причине что надо очень хорошо знать учение церкви, а точнее учение Господа Иисуса Христа.
Я например, в своей жизни мало встречал людей действительно знающих и понимающих правильно Святых отцов.
Какое же мы имеем право сомневаться в правильности анафемы в отношении к Мазепе.
Наверное людям жившим в те времена было виднее.Тому человеку который в первые увидел бездну своих грехов вообще не до этих обсуждений, ему бы самому спастись.
Валерий Качаев20 февраля 2009, 17:40
Вся эта суета украинских политиков вокруг имени Мазепы, на мой взгляд, необходима им для оправдания деяний бандеровцев и самооправдания перед вступлением в НАТО. Гложет их совесть, гложет...
Олег20 февраля 2009, 17:40
Спасибо за статью. Раскрытие данной темы интересовало в свете сегодняшних событий, и "так называемой" политики "представителей" родного государства в области констатации взглядов на некоторые исторические факты, и в частности данной темы тоже. В первом приближении быстро пробежался взглядом по данной статье. После написания комментария прочту более основательно. Большое спасибо авторам статьи, высказывающим альтернативную точку зрения, подкрепленную фактами, а не сиюминутными однобокими политическими веяниями.

Православный Одессы, Олег
Дмитрий 20 февраля 2009, 17:40
Очень хорошая статья. Спаибо автору.
20 февраля 2009, 17:40
спасибо за статью
побольше бо такого материала
Ирина20 февраля 2009, 17:40
Господа "молодые украинские патриоты",скорее всего,люди неверующие и в Православии они - "казачки засланые". Их не волнуют историческая правда,догматы Церкви,факты.Для них главное - высказать "свою" точку зрения,выдавая её за истину.А пока разберутся,докопаются до истины - "поезд ушёл",зерно сомнения,недоверия уже заронено в души людей, кто-то будет дальше разбираться,а кто-то и нет.Они играют,как им кажется,на патриотических чувствах людей,но это-псевдопатриотизм.Эти господа - "МУПы" -предатели своего народа.Может быть им за это даже деньги платят их "хозяева".У них нет ни стыда,ни совести,и Бога они не боятся,потому,что не верят в Него.
Владимир20 февраля 2009, 17:40
Здравствуйте! С грустью наблюдаю нашу жизнь, её духовное "наполнение", в том числе, по материалам в мировой "паутине". Больших трудов стоит не впасть в грех уныния.
Героизация Мазепы, Шухевича, Бандеры и др., что может быть более неправдоподобным?! А тематика домашних заданий в элитном учебном заведении Киева, где учатся дети действующего президента?! Это как в страшном кошмарном сне. Но весь ужас в том и состоит, что это реальность.
Понимая, что ничто в нашей жизни не случайно, прихожу к спокойной уверенности, что и это пройдет, оставив в памяти воспоминания похожие на сон. Схлынет, как в паводок, пена и весь мусор, что-то забьется в укромных местах, но почистится народ, выгребет на помойку нынешние плакаты. Важно каждому из нас осознавать себя и свою ответственность в мире за свою жизнь, свой выбор пути.
Верю, что очистимся. Хотя на этом пути у нас очень много "благожелателей" из-за океана. В этом я тоже усматриваю Божий промысел - нам испытание. Надо выдержать!
наталья20 февраля 2009, 17:40
Спасибо за статью-Слава Богу,что все расставили по местам
украинополякотатарорус20 февраля 2009, 17:40
Здравствуйте.С огромным интересом прочел историчекую выкладку на счет Мазепы.Грамотно,лаконично,мудро.(хотя в прочем похвалу вы наверно воспримете как опасную лесть,ведь для глубоко воцерковленного человека правильней к комплиментам относится как к жалу змеи)Да,впрочем, не буду пустословить.В истории есть такой термин -химера.Насколько я понимаю ,ногие сейчас занимаются вытаскиванием мертвецов из могил и "аскручивают"их имена.За последнее десятилетие "аскрутили" число самых разных исторических персонажей.Героев и предателей,простых и не очень,современников Петра 1,учасников мировых войн,подвергаются историческому анализу лица и поступки людей революционных событий.История,для грамотных культурных и культурных людей,безусловно,важнейший источник познания и поиска истины.Однако это делается в контексте позиционирования одних против других,что крайне безнравственно,отвратительно и приводит в ряде случаев гражданской распре.Ведь церковь более всего-то претерпела от своих -же соотечественников восставших брат на брата.Я имею в виду кошмар гражданской войны и далеко идущие последствия.Сейчас по разному настроеные историки по разному описывают одних людей.Таким образом раскручивается все больше и больше возня вокруг могил,надгробий,памятников,мест поминовения.Противно слушать сми ,смотреть интернет.Ведь Россия огромная сильная страна ,ввязывается в мелчные по сути информационные потасовки .Что не делает ей чести.А вот тенденция роста бытового шовинизма таким образом подстегивается.Русские историки обинили чуть ли не весь бывший ссср в сотрудничестве с фашистами,это уже стало универсальным ярлыком для татар,чеченцев,всей прибалтики,украинцев,европейских стран.А ведь эти мелкие страны и республики были просто без какого-либо их разрешения втянуты в кровавые игры больших соседей.Их (народы в целом,и отдельных политиков и лидеров разного масштаба )просто ставили перед фактом,-либо ты с нами ,-либо против нас.И шведы,и немцы,и поляки,фашисты и большевики вели свои большие игры ставя на кон тех ,кто "поменьше".Претензии вековой давности к Мазепе плавно переходят сейчас в претензии к западным украинцам ,далее идет разыгрывание украинской карты в холодной войне между нато и Россией.Сми периодически разрывались истерией то по поводу прибалтики,то по поводу Грузии,теперь вот очередных"предателей" разоблачают.Богата же ведь наша история охотой на врагов ,внутренних и внешних.Да только церковь сама-то была в "роли" врага идейного в своей-же стране.Ох и горазды же мы на поиски виноватых,какие только народы,верования,классовые сословия периодически не делались виноватыми и не обвинялись во всех бедах.Толи это русская паранойя ,толи попытка списывать бездарность и глупость на кого угодно.(а скорее и то и другое).Господиииииии!неужели это моя страна...Кажется и старший брат спятил и младший немного "того".....
виталий20 февраля 2009, 17:40
ВЫ плохо владеете материалом по украинской истории.Мазепа был в свое время фундатором многих церквей...той же самой Киево-печерской лавры...Я еще хочу сказать еще одну вещь.Вы ошибочно считаете что если верующий ходит в храмы УПЦ (МП) то он как бы автоматически есть друг России и считает русский народ единокровным старшим братом...Поверте что ето далеко не так.Я имею полное право так утверждать так как сам принадлежу к етой конфессии и слышу о чем говорят верующие.У нас другая ,,своя,,история другие люди другой менталитет.ЕТО УЖЕ ПОНЯЛИ УЖЕ ВСЕ Священноначалие, власть, миряне.ЕТО ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ И ВЫ.С уважением Виталий
Владислав Саркис20 февраля 2009, 17:40
Слава Богу за эту публикацию и благодарность Всем кто ее устроил!!!Как радостно читать строки здорового,поистине братского сопереживания!!!Вы братья наши,и доказываете это своей любовью,а не чем-то иным!!!"Потому узнают,что вы Мои ученики,если будете иметь любовь между собою!"Много людей в лоне канонической церкви на Украине,как бы утопают в "политеческой лжи" и теряют способность различать любовь к Родине от нацизма!!!Пишите,не молчите,потому что нам никогда не мешала и не помешает Ваша поддержка.И размещайте статьи на украинских сайтах!
Богдан20 февраля 2009, 17:40
Добрый день!

Подскажите, пожайлуста, а наложена ли анафера на Сталина, Ленина, других активных учасников гонения на Церкву. Ведь, на мой взгляд, эти люди совершили против Церкви преступлений мягко говоря не меньше, чем Мазепа.

Сколько внимания уделено фигуре Мазепы, но вот по поводу этих персон почему-то материалов об анафеме я не встречал.





Ольга20 февраля 2009, 17:40
Церковь - не Бог. Она представляет собой посредника в общении человека с Богом, и так же может заблуждаться, ибо все мы грешны, а наши иереи это только люди, пусть и облеченные церковной властью. Пример из католичества - сожжение еретиков, инквизиция. В православии подобного не было, но отлучение от церкви в преобладающем большинстве случаев совершалось по указке власть имущих, в данном случае - русского царя Петра. Что касается неинтересности и неизвестности Мазепы среднему русскогму гражданину, то каждый культурный человек знает Пушкина и его "Полтаву", украницам также неинтересны многие исторические персонажи русских, и даже неинтересны их современные новости. Происходящие в Украине процессы преподносятся в России переврано, люди не знают истинного положения вещей. Мазепа - наш национальный герой, ПАТРИОТ, и не вам судить о нем в разрезе великодержавного шовинизма. Руководите сознанием паствы в России, а наша Украинская церковь будет, пока будет Украина. И никто не запретит молиться о нашем гетьмане.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×