Недавно на сайте «Православие.Ру» была опубликована статья секретаря Одесской епархии Украинской Православной Церкви протоиерея Андрея Новикова «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы», в которой автор добросовестно разбирает аргументы нынешних сторонников Мазепы и, основываясь на исторических источниках, доказывает полную церковно-каноническую несостоятельность как этих аргументов, так и самой идеи «снятия анафемы с Мазепы». Кроме того, в статье ясно показано, что тема реабилитации указанного исторического лица была искусственно поднята украинскими раскольниками и поддержана официальными государственными лицами.
В России с особенным сердечным вниманием относятся к тому, что происходит на Украине, народ которой считают братским, ибо у нас многовековая общая история. В особенности внимательны к тем процессам, которые затрагивают украинскую часть Русской Православной Церкви. Украинскую Православную Церковь ведут истинные архипастыри, которые в те непростые годы, которые выпали для православных Украины, неоднократно свидетельствовали свою верность Христу и самоотверженную заботу о пастве.
Но, к сожалению, процессы, происходящие в Украине, не всегда имеют здоровый характер, что не может не беспокоить, поскольку мы составляем единую Церковь и, по слову апостола, «посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 26–27). Безусловно, болезненным явлением приходится считать насаждаемый новым Украинским государством образ Мазепы как национального героя, который «является символом независимости страны». Его портрет помещен на денежных банкнотах, в его честь называют улицы, ему устанавливают памятники…
Иван Степанович Мазепа был предан анафеме на Соборе Русской Православной Церкви 12 ноября 1708 года. Конечно, факт наложения анафемы не означает, что этот человек всю жизнь прожил в пороке. В любом человеке есть и доброе, и злое. Так, к примеру, некоторые труды анафематствованного Церковью Оригена использовались православными христианами и даже святыми, потому что в этих трудах было здравое учение, – это доброе наследие автора. Но те, кто предпочитал обращаться именно к дурному, еретическому наследию, воспевать его и пропитывать им свой ум, – те сами становились еретиками, губили свои души и оказывались в результате вне Церкви.
То же и в случае гетмана Мазепы: в его биографии, хоть и закончившейся бесславно, можно найти и добрые эпизоды, о которых и упоминает протоиерей Андрей Новиков в своей статье. Но, к сожалению, беда состоит в том, что предметом воспевания на Украине становятся именно те дурные поступки гетмана, которые и привели Мазепу к политической и духовной гибели, – предательство, клятвопреступление, переход на сторону врага, обращение оружия против единоверных православных христиан и пособничество в разорении собственной страны.
Совершенное Мазепой предательство по отношению к России (при поддержке которой он и получил гетманство и верность которой сохранял 20 лет) интерпретируется как «олицетворение векового стремления украинцев к созданию своего государства» и подается как историческое оправдание бытию отдельного Украинского государства и отдельного украинского народа.
Такие установки в корне ошибочны, и то национальное сознание, которое для своего обоснования нуждается в подобных негативных и отрицательных образцах, не может быть названо здоровым и полноценным.
К сожалению, годы националистической и раскольничьей пропаганды не прошли даром, что особенно сказывается на молодежи, которая росла при ней. И теперь в Украине даже в лоне канонической Церкви есть немало людей, которые оказались беззащитны перед натиском нездоровой идеологии.
Об этом печальном факте свидетельствует статья Виталия Семенова и Олега Гончарука «Дойдет ли анафема гетману Мазепе до Серафима Саровского? Ответ русским друзьям-оппонентам от единоверцев из Украины», опубликованная на сайте православного молодежного портала «Притвор» и перепубликованная на сайтах «Православие в Украине», «Религиозно-информационная служба Украины», «Чистий Iнтернет», «Нова Сiч» и некоторых других.
Показательно уже название статьи, кощунственно сопоставляющее гетмана Мазепу с преподобным Серафимом, который при этом не назван святым, и предположение о «переходе» анафемы с клятвопреступника и разорителя храмов на святого Серафима. Очевидно, что такое могут написать только нецерковные по мировоззрению люди.
Содержание статьи подтверждает этот вывод: в ней и развязный тон, и нездоровая эмоциональность, пропитанная ненавистью к Русской Церкви, и стремление всюду видеть «политизацию», и абсурдные обвинения в «демонизации всего нерусского» и прочие безумные глаголы.
Разбирать подробно эту статью Виталия Семенова и Олега Гончарука не имеет смысла: она не отвечает по существу на аргументацию о. Андрея и несопоставима с его работой по доказательному уровню. Но стоит обратить внимание на несколько характерных моментов, вскрывающих особенности современного украинского идеологизированного мышления.
Так, авторы жалуются: «Как только речь заходит даже не о снятии анафемы с несчастного раба Божиего Иоанна, а только о рассмотрении вопроса, насколько канонично это сделано, так сразу поднимается буря нецерковного русско-патриотического пыла».
Между тем в реальности большинству русских православных христиан и имя-то Мазепы неизвестно, не говоря уже о перипетиях его биографии. Неизвестно и неинтересно. Что неудивительно: ведь в конце концов не на среднерусские, а на украинские земли он привел шведов. Именно по украинским селам и хуторам пронеслись шведы, и выбирать направление движения войска помогал шведскому королю Мазепа. Именно украинские храмы сжигали и оскверняли приведенные им шведы. Множество простых украинцев погибло из-за его преступной авантюры. И украинские архиереи Русской Церкви предали его анафеме, в их числе – святитель Иоанн (Максимович). Наконец, в украинских же храмах на протяжении столетий эту анафему ежегодно повторяли украинские священники. В них звучали слова составленной при участии святителя Арсения (Мацеевича) благодарственной службы «о великой Богом дарованной победе над шведским королем Карлом ХІІ и воинством его, содеянной под Полтавою», где Мазепа называется «вторым Иудой, сыном погибели и треклятым отступником».
До какой же степени нужно презирать свой народ и свою историю, чтобы теперь поддерживать насаждаемую властями героизацию Мазепы, да еще и требовать «отмены анафемы»?
Характерно, что молодые украинские полемисты, срываясь на «батюшка, у вас в России», даже не отдают себе отчета, что пишут ответ на статью, написанную клириком Украинской Православной Церкви, проживающим на Украине и являющимся гражданином Украины, хотя это им прекрасно известно. Однако сам факт того, что о. Андрей не разделяет их взглядов, служит для них достаточным основанием, чтобы «донести» до общественности «компромат» на священника: «о. Андрей – плохо скрываемый противник Украинского государства и самоуправляемой УПЦ».
Еще более печальное впечатление производит следующее место:
«“Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года, – пишет о. Андрей. – Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? А ведь среди архиереев, провозглашавших за этот период анафему Мазепе, были такие великие святые, как святители Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и др.”
Да, как ни прискорбно это сообщить всем русским монархистам и уважаемому одесскому протоиерею в их числе, не только в этом могла заблуждаться Русская Православная Церковь и упомянутые автором святые вместе с Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским. Но также заблуждалась она, принимая антиканоническое, антидогматическое учение о российском императоре как главе Русской Православной Церкви. Монарх, будучи мирянином и политиком, провозглашался вплоть до 1917 года главой Церкви, пока очистительным (!) ветром революции эта монархическая ересь не выветрилась из голов участников Поместного Собора 1917 года».
Показательна степень безграмотности утверждений, свойственная, впрочем, всему документу: чего стоит одно толкование слов Спасителя о том, что не следует клясться, как позволение нарушать данные клятвы!
Для того чтобы развеять воспроизводимый авторами миф об «адской ереси» Русской Православной Церкви, авторам было бы достаточно посмотреть, что на сей счет говорится в официальном катехизисе, составленном святителем Филаретом Московским и принятым еще в XIX веке Синодом Русской Церкви как выражение ее вероучения:
«Веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее Господа Иисуса Христа… Церковь едина, однако есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части Единой Вселенской Церкви. Самостоятельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь Единого Главу – Христа и единый дух веры и благодати» (выделено мною. – Ю.М.).
Распространяемый ныне В. Семеновым и О. Гончаруком лживый миф противники Православия использовали и ранее. Так, в Японии оппоненты Православия (протестанты, католики, язычники) заверяли японцев, что православные главой своей Церкви считают русского царя, а потому будто бы принятие Православия означает переход в русское подданство. По этому поводу святитель Николай Японский окружным письмом от 29 февраля 1904 года разъяснял: «Русский император отнюдь не есть глава Церкви. Единственный глава Церкви есть Иисус Христос (см.: Еф. 1: 22; Кол. 1: 18), учение Которого тщательно хранит в целости Православная Церковь; и русский император, в соблюдение сего учения, есть такой же почтительный сын Церкви, как и все другие православные христиане, нигде и никогда Церковь не усвояла ему никакой власти в учении и не считала и не называла его своей главой… Для вас он есть не более как брат по вере, так же, как и все русские, единоверные вам. Над вами русский император не имеет и тени какой-либо религиозной власти»[1].
Но главная беда состоит не в том или ином отдельном заблуждении авторов статьи, а в общем отсутствии веры в девятый член православного Символа веры – веры в Церковь.
В отличие от статьи «молодых украинских патриотов», статья протоиерея Андрея Новикова и вся его аргументация построена не на политических, а на церковных доводах.
Разумеется, она ориентирована на верующего православного человека, который знает, что водимая Духом Святым Церковь не ошибается и не заблуждается. Соборно налагаемые ею анафемы есть не отражения сиюминутных политических вкусов, а проявление воли Божией и видимое свидетельство о той вечной участи, которой сподобится подвергшийся анафеме человек, как о том засвидетельствовано Самим Иисусом Христом: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф. 18: 18).
И когда кто-то говорит: ошибся Собор, ошибся сонм святых и богослужебные книги, ошиблась Церковь – но не ошибаюсь я, то являет тем самым не только отсутствие православного сознания, но и признак опасной духовной болезни, о которой Сам Господь предупреждал: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17).
Понятно, что люди с глубоко нецерковным мировоззрением есть не только на Украине; их немало и в России и в других странах. Но то, что подобные статьи появляются на православных сайтах, показывает, что перед нами взгляд, который считается нормальным и достойным публикации частью местной православной общественности. Отсюда невольно напрашивается вывод: болезнь идеологизированного нецерковного псевдоправославного мировоззрения присуща определенной части украинских верующих.
Конечно, слава Богу, многие чада Украинской Православной Церкви Московского Патриархата свободны от этой болезни и сохраняют как здравое церковное сознание, так и трезвый взгляд на свою историю.
Мы являемся чадами единой Церкви и не можем оставаться
равнодушными и безучастными к проблемам наших братьев по
вере и по крови. Поэтому будут появляться и другие
материалы, поддерживающие здоровую церковную позицию и
трезвый исторический взгляд на вопросы, актуальные сейчас
в Украине.
[1] Цит. по: Сергий (Страгородский), архимандрит. По Японии (Записки миссионера). М., 1998. С. 218.
5."предательство, клятвопреступление, переход на сторону врага, обращение оружия против единоверных православных христиан и пособничество в разорении собственной страны." - вот всё это именно и было приложено к Украине со стороны России ! Россия во власти "окаянного Петьки" предала союзнические (а не холопские !) договора с Украиной, Россия жесточайше (с помощью карательных корпусов из калмыков и киргизов)карала и восстания на Дону, в Астрахани, не говоря уже о Украине. Именно Пётр I первым поднял оружие на своих же, Православных, и первым начал жесточайшие разорения Украины, чего вообще не творили шведы.
Ну и напоследок - анафема была наложена на соборе 1708 года. Но вот в чём загвоздка - некто Пётр Романов лишил нашу Церковь Патриарха незадолго до этого и сразу же встаёт вопрос о легитимности "безголового" собора... В Швеции в страшном сне даже не могли придумать
Я уже не говорю про "всепьянейшие соборы", фактически богохульные оргии, проводить которые Пётр I был гораздо большим мастером, чем поместные...
P.S.Я русский, не украинский националист, но человек, которому Истина важнее политической пропаганды.
1.Кто по Вашему мнению был бОльшим тираном и человекоубийцей -Пётр I или Карл XII ? Правильный ответ Карл, он не вводил ещё большую степень крепостничества ("окончательное закрепощение"), он не сгонял десятки тысяч людей строить по его указанию город в болотах, русские, сбегавшие даже до Северной войны на территории Швеции получали личную свободу и все права.
2.Кто больше преследовал христианство и в том числе Православную Церковь ? Правильный ответ - Пётр I в гораздо большей степени, чем Карл XII. Король Швеции
3.Кто был агрессором и карателем - Карл XII или Пётр I ? Все думают что это шведы к нам залезли ! Ан нет ! Россия, Дания и Польша атаковали Швецию сразу после смерти отца Карла XII, когда он ещё юношей взошёл на трон, хотя поклялись в вечном мире за несколько лет до этого. И Россия (42 тыс.) получила под Нарвой от шведов (12 тыс.)"по полной", и позднее так, что "тиран всероссийский" до самой смерти Карла БОЯЛСЯ шведов и ЗАПРЕЩАЛ командирам сражаться с ними, не имея трёхкратного перевеса ! Именно русские войска так ужасно бесчинствовали в польских и прибалтийских землях, что в Европе вспомнили ужасы религиозных войн - в то время как поведение шведов было максимально возможно корректным, так что даже местные жители удивлялись.
Братья и сёстры (надеюсь), все ваши "аргументы" строятся только на одном: Иван Мазепа хотел "незалэжной Украйны" и поэтому с него, дескать, нужно снять анафему.
Про "клятых москалей або кацапов" - совсем не интересно. Глядя на истерики оранжевых на Украине это понятно, но, честное слово, не интересно.
Строительство Иваном Степановичем православных церквей - не в счёт. Он потом сквозь пальцы преспокойно смотрел, как православные церкви разрушаются шведами на той же Полтавщине. Так что цена такому "строителю" невелика...
И всё это только для того, чтобы замутнить ясный, как Божий день, факт - Иван Степанович Мазепа нарушил присягу Московскому царю, данную перед крестом и Евангелием. Так что, не смотря на все вопли, - Мазепа просто изменник, презревший крестное целование, сбежавший к врагам (в том числе и Украины)инославным еретикам шведам, а потом и предавший казаков, сбежав в исламскую, активно гнобящую христиан, Турцию.
Так что цена таким аргументам - ноль. Это всё просто банальный национализм, который ничего общего со святым Православием не имеет.
Вот и выбирайте - послушание канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата или компания с анафематствованным клятвоприступником Мазепой.
храни Нас Бог!
И еще, цитата:
денис:
не понимаю вообще суть анафемы как явления в Церкви. ведь это есть отлучение от Церкви, а также проклинание анафемизированого человека. ведь наша Церковь учит любви и прощения, как она может отрекаться и проклинать человека?
Напоминаю, в нашей церкви анафема есть публичное заявление что человек не является членом Православной Церкви. Проклятие есть активная форма наказания и в РПЦ не практикуется, это удел Римо-Католической Церкви.
Мазепу піддали анафемі не за його діяння в миру, чи багаторічне правління в Україні, а за власну політичну позицію, яка обернулася для нього втратою честі, маєтностей,любої серцю України та й, врешті, самого життя.
Коли главою Церкви у Московії оголошено цезаря,у перспективі - скасовано патріаршество, церковними справами керує обер-прокурор Священного Синоду, - людина невоцерковлена, невіруюча, чого ще чекати?
Мазепа будує храми, обдаровує монастирі,а Петро організовує "всешутейшие и всепьянейшие соборы",їздить по столиці в архієрейському облаченні з пьяницями, попередньо рубає голови стрільцям, мучить сестру Софію і т. д. і т. п. Московська традиція обожнення світської влади просто огидна - це гріх,ідолопоклонство, руйнування і викривлення православного вчення! Звідки така впевненість у тому, що український православний народ прийме беззастережно будь-які чужі байки про власне ж минуле?! Гординя, тінь від колосса на глиняних ногах заважає бачити очевидне: українець=православний, не треба вчити нас нашої ж культури та історії. Ми памятаємо.
Вірний Української Православної Церкви.
Петро 1 зруйнував всю структуру Церкви і підпорядкував її собі.
Іван Мазепа вірний православний. Його мати ігуменя монастиря, він утримує безліч шкіл і допомагає ієрархам.
Петро 1 катував і вбивав священиків, загнав у рабство український народ, спалив багато українських міст, спалював храми...
Мазепі анафима
Петру 1 слава
Це бред. Ті, які визнають цю анафиму будуть відповідати перед Богом.
С католиками гораздо сложнее - папская непогрешимость идет в разрез и с Священным Писанием и с решениями Святых Соборов, да и со здравомыслием, поскольку его мнение - единолично и не связано с ПОЗИЦИЕЙ ЦЕРКВИ. А потом, не нужно думать, что святители могли дать слабинку в своих убеждениях под давлением Петра. Это были такие твердыни, верные ВОИНЫ ХРИСТОВЫ, что не поддались бы провокациям светской власти царя Петра. Конечно, компромиссы с властью возможны, но сделки с совестью - нет! Это сегодня, украинские националисты готовы продаться кому угодно - массонам, униатам, сектантам, радикальным исламистам (вспомните кто воевал ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАРНЕЙ В ЧЕЧНЕ) уйти в раскол только для мирской - "светской" власти и еще сметь называть себя христианами. Что же касается такой нечисти, как например, Бандера и его банда, то и анафемствовать его не имеет смысла - такие люди, в принципе, "нехристи" поганые
Насчет того, что нам, не жившим в то время, не следует осуждать, что не нам судить других людей - это совершенно верно, вот для этого и нужны такие
"методы" воспитания чад Церкви - как анафемствования, чтобы другим было неповадно. Ведь, в этом случае, человека не осуждают, а отлучают (именно это и означает "анафема"), т.е. признается, что конкретный человек больше не имеет права называться православным, что он перестает быть под благодатной и спасительной сенью Церкви. А по Вашей логике не нужно было анафемствовать вообще никого. Не будем же мы просить прощение у монофизитов или последователей еретика Ария за то, что их, так сказать, "не поняли". Или уже еретиком никого назвать нельзя - а то получиться, что мы и их осуждаем. В общем, анафемствование - это не осуждение, ничего личного, а извержение из Церковной общины, и этоо более всего нужно было Мазепе - стоило ему устрашиться, покаяться в кровавых и подлых злодеяниях и он перестал бы быть Иудой земли Украинской
Но, к сожалению, процессы, происходящие в Украине, "
Все-таки по-русски будет правильно НА Украине. А вообще-то грустно читать, когда о нас, русских,живущих в русских городах ( Севастополь) пишут как о гражданах другой страны. Мы ведь никуда не уезжали, нас просто отдали как крепостных вместе с землей. Мы все равно считаем себя россиянами, а вот помнит ли о нас Россия?
Ви, росіяни, ніяк не можете зрозуміти одного: українці вижили - бо така воля Бога! І тільки тому. Сама Небесна Матір Боже хоче чути молитви українською мовою!
Мазепа не був москалем - то як і кого він міг зрадити? Ваша проблема - Ви не прийняли звістку з Фатіми. Тому ви зараз робите те що і завжди робили - будуєте фашистську державу. А Велика Православна Російська Церква допомагає лихому будувати цю фашистську державу - яку ви називаєте Третім Римом. Але до чого тут Пресвята Трійця?
И как бы сейчас кому-то из новых правителей украинских не хотелось обелить в грехах этого христопродавца украинского же народа,
ни один нормальный,здравомыслящий,хоть более менее знакомый с историей Украины,не ихней истории,которую они сейчас переписывают(!),а с той , что написана кровью украинского народа, не поверит в то, что Церковь Христова не заслужена предала его анафеме- по делом ему,клятвоотступнику!
Дионисий. Киев.
член УПЦ МП.
Мазепа--предатель.ему до государства Украина не было никакого дела.преследовал свои цели...
Украины.Нормально?
Кстати, улица М.Ю.Лермонтова переименована на улицу Джохара Дудаева.
Опять же, по многочисленным просьбам жителей этой улицы.
Я например, в своей жизни мало встречал людей действительно знающих и понимающих правильно Святых отцов.
Какое же мы имеем право сомневаться в правильности анафемы в отношении к Мазепе.
Наверное людям жившим в те времена было виднее.Тому человеку который в первые увидел бездну своих грехов вообще не до этих обсуждений, ему бы самому спастись.
Православный Одессы, Олег
побольше бо такого материала
Героизация Мазепы, Шухевича, Бандеры и др., что может быть более неправдоподобным?! А тематика домашних заданий в элитном учебном заведении Киева, где учатся дети действующего президента?! Это как в страшном кошмарном сне. Но весь ужас в том и состоит, что это реальность.
Понимая, что ничто в нашей жизни не случайно, прихожу к спокойной уверенности, что и это пройдет, оставив в памяти воспоминания похожие на сон. Схлынет, как в паводок, пена и весь мусор, что-то забьется в укромных местах, но почистится народ, выгребет на помойку нынешние плакаты. Важно каждому из нас осознавать себя и свою ответственность в мире за свою жизнь, свой выбор пути.
Верю, что очистимся. Хотя на этом пути у нас очень много "благожелателей" из-за океана. В этом я тоже усматриваю Божий промысел - нам испытание. Надо выдержать!
Подскажите, пожайлуста, а наложена ли анафера на Сталина, Ленина, других активных учасников гонения на Церкву. Ведь, на мой взгляд, эти люди совершили против Церкви преступлений мягко говоря не меньше, чем Мазепа.
Сколько внимания уделено фигуре Мазепы, но вот по поводу этих персон почему-то материалов об анафеме я не встречал.