Предыдущие части серия статей «Проблемы современного иконопочитания»:
- Часть 1. В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
- Часть 2. Икононебрежение в печатной продукции
- Часть 3. Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
- Часть 4. Принципы благочестия
В последнее время все более широкое распространение в православной и церковной среде получает практика использования священных изображений на продуктах питания, как правило на кондитерских изделиях. Самое «безобидное» – это изображение храма на пасхальном пироге. Однако на тортах можно встретить и наперсный крест священника, и митру архиерея, и съедобное Евангелие из марципана, и Потир (Евхаристическую Чашу), и икону, да и самого батюшку… В самую пору задаться вопросом: откуда есть пошло сие «священное гортанобесие»?
Откуда на Руси пошли просфоры и артосы со святыми иконами
Согласно действующему ныне Типикону (отражающему богослужебную практику XVII в.), артос есть «просфора всецелая со крестом, на ней изображенным»[1]. В последовании артоса указывается, что в течение Светлой седмицы все действия с ним совершаются одновременно с иконой Воскресения:
- «…вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос».
- «И вшедше в трапезу поставляют праздник [праздничную икону] и артос на местех их».
Там совершается обряд целования артоса («просфоры»). Из трапезной братия исходит «предъидущу иерею со иконою Воскресения Христова и диакону со артосом»[2]. И только в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии диакон несет в трапезную «артос, без образа Воскресения Христова»[3] (в обоих смыслах – без сопровождающей иконы и без образа на самом артосе – добавим мы!).
Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама
В позднейшее время «в русской практике» стали изготавливать артос с изображением вместо креста «образа Воскресения Христова», то есть соединять в одном два разных несовместимых богослужебных предмета – икону и просфору (что были вынуждены отметить авторы соответствующей энциклопедической статьи[4]).
Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова
Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе»)
Раздробление артоса с образом Воскресения Христова
Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием
Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет
«форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид просфора имела уже в IV веке, о чем ясно говорит Епифаний Кипрский»[5].
В Восточной Церкви еще до провозглашения христианства господствующей религией при императоре Константине на «древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов» при кресте появилась надпись:
, то есть NIKA.
У сирийцев и египтян печать евхаристического хлеба представляла собой множественное изображение крестов, нередко с надписью по кругу: αγιος ίσχυρος.
Сегодня в Православной Церкви просфора имеет древнейшую печать, изображающую четырехконечный крест, со словами:
В России эта печать была утверждена Московскими соборами 1666 и 1667 годов. Последний при этом наложил запрет на использование печатей с восьмиконечным крестом, сохранившихся до наших дней у старообрядцев[6]. Однако этот запрет (как и другие клятвы на старые русские обряды) через 300 лет был отменен Поместным собором 1971 года[7]. Таким образом, к настоящему времени печать для просфор в Русской Церкви, утвержденная ее Поместными соборами, должна иметь только четырехконечный или восьмиконечный крест.
Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123
Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)
Правда, Барсов оговаривает:
«В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам, особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т.п.)»[8].
Обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период
Из сказанного следует, что обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период. Это свидетельствует о характерном для того времени упадке церковной культуры и утрате понимания значения и назначения святых образов (икон).
Следует помнить, что просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. VII Вселенский Собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит – несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений.
Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне походит на существовавшие ранее магические практики вкушения «обрядового хлеба»[9].
Использование артосов с образом Христа, а также просфор с образами Спасителя, Богородицы и святых ведет к регрессу религиозного сознания христиан, поскольку напоминает языческую теофагию – поедание бога, олицетворяемого изделиями из хлеба и злаков в форме человеческой фигуры, практиковавшейся в Древнем Риме, у ацтеков и других народов мира[10].
Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более примитивная магия. Поэтому и в наше время необходимо также избегать всего, что по своему содержанию оказывается сходным с языческими и магическими практиками.
Использование артосов и просфор с образами Христа, Богородицы и святых сходно с языческими практиками и напоминает теофагию
К сожалению, практика размещать иконы Христа, Богородицы и святых на просфорах успела широко распространиться и стать привычным заблуждением, выдаваемым за общее правило. Так, в одном православном журнале статья «Просфора» учит читателей, что служебная Богородичная просфора – это «большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы». Статья с этим поучением рекомендуется журналом для занятий по программе «Основы православной культуры».
Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами
А один из епархиальных сайтов напоминает читателям названия служебных просфор и помещает фотографию, на которой Богородичная просфора имеет образ Богородицы, а заздравная и заупокойная – образы святых (см. фото).
Соответственно запросам православных приходов и монастырей мастерские по изготовлению печатей для просфор предлагают широкий ассортимент деревянных и металлических печатей с иконами Спасителя, Богородицы, двунадесятых праздников, святых угодников и т.д. Спрос рождает предложение, а предложение подстегивает спрос. И теперь просфоры с иконами могут, вероятно, выпекать и без дозволения «высшей церковной власти», о чем когда-то писал Барсов.
Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск
Итак, печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это достаточно поздний обычай, свидетельствующий об утрате понимания предназначения священных изображений и должного обращения с ними. Представляется правильным вернуться к подлинной церковной традиции, для чего следует исполнять предписания Типикона и церковных соборов, относящиеся к артосам и просфорам.
Торт для батюшки и не только
К большому сожалению, общая ситуация складывается так, что неканоничные священные изображения с просфор и артосов переходят на бытовые продукты питания, что значительно усиливает процесс профанации сакральных образов.
Так, в последнее время всё большее распространение получает обычай изготовления кулинарных изделий с использованием изображений не только православных храмов, но и Креста, Библии (Евангелия), Евхаристических сосудов, ангелов, святых икон и др. Светские производители тортов активно расширяют ассортимент своих изделий за счет «товаров для православных». Так, наряду с заказными тортами к свадьбе, дню рождения, профессиональным праздникам и т.п. появились сладости для празднования Крещения младенца. Кулинары ничтоже сумняшеся предлагают своим клиентам поедать и фигурки младенцев, и ангелов, и Библию, и крещальный крестик с цепочкой…
«Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец
«Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя)
Некоторые кулинары умудряются изобразить все подробности Таинства Крещения, а заодно и храмовый иконостас. Торт превращается в съедобную «фотографию» происходившего в храме, «фотографию», подлежащую уничтожению в желудках родителей и гостей, ради желания удивить которых и заказываются кощунственные «шедевры кулинарии».
Торт становится «фотографией» происходившего в храме, которая кощунственно будет уничтожена – съедена
Если действия светских производителей еще можно объяснить незнанием предмета, непониманием догматов христианской веры, погоней за покупателем и проч., то подобные поступки церковных людей вызывают только недоумение и крайнее сожаление. Логику действий здесь можно понять: если допустимо вкушать образ Богородицы и святых на просфорах, а образ Спасителя на артосе, то тогда можно съесть наперсный крест из кулинарной мастики или марципана вместе с Потиром и Евангелием.
Стоит заметить, что этот обычай скорее всего заимствован у инославных, где подобные съедобные «презенты» по разным поводам получили широкое распространение (чтобы убедиться в этом, достаточно сделать поиск в интернете по ключевым словам «торт для пастора» и т.п.).
«First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки
На практике встречаются торты не только для священников, но и для… архиереев – в виде архиерейской митры (с крестом и накладными иконками) или более сложных композиций из митры, архиерейской мантии, жезла и панагии.
Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы
Праздничные пироги с… церквями
Другой далекий от истинного православного благочестия обычай в современной России – это изготовление рекордно больших тортов и пирогов опять же с церковной тематикой и на церковные праздники. Так, российский интернет обошли видеоролики и фотографии гигантских пасхальных куличей (в 300, 500 кг!), которые публично освящают православные священники, а затем потребляют все желающие.
Разрушение кулинарного образа храма означает символическое разрушение храма настоящего
В этом не было бы особой беды (хотя в такой гигантомании и угадывается тщеславие), если бы подобные изделия не украшались изображениями храмов (часто кафедральных соборов той или иной епархии), а иногда и фигурами ангелов или иконами. Ведь все эти православные соборы также будут публично, на виду у всех безжалостно разрезаны, разломаны и съедены. Но разве в этом состоит наше почитание дома Божия? Кулинарный образ храма возводит наш ум к его первообразу – настоящему храму. И поругание или разрушение первого означает символическое разрушение второго. Тем самым все участники подобного действа символически уподобляются тем богоборцам, которые боролись с Церковью почти весь XX век.
Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии
Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии
Подобные вещи происходят в нашей действительности наряду со здоровым способом выразить прихожанами любовь и уважение к своему духовному пастырю: испечь и без «духовных» изысков украсить торт или праздничный пирог цветами и соответствующей надписью.
Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела
Торт должен быть всего лишь кулинарным продуктом – съедобным, вкусным, красивым, свободным от какого-либо неблагочестия. Это так просто сделать. Надо только отказаться от использования ненужной и неуместной церковной и христианской символики: изображений храмов, святых образов и священных предметов.
Мы не сможем с чистой совестью упрекнуть в чем-то светских производителей, пока не наведем должного порядка в своей церковной среде.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1) Размещение на артосах изображения Господа Иисуса Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых не соответствует древней церковной традиции.
2) Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений и изображений священных предметов (храм Божий, Библия, Потир, наперсный крест и т.п.), а также священных символов и знаков при изготовлении съедобных предметов небогослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).
Отход от канонических изображений при изготовлении богослужебных съедобных предметов – просфор и артосов, – вероятно, мотивирует некоторых людей на их размещение (в том или ином виде) на продуктах питания (торты, пироги, пряники и т.п.), используемых в общецерковной практике во внебогослужебной сфере.
Очевидно, что в таких условиях Церковь не сможет требовать от «внешних», то есть светских, производителей отказа от подобной практики при производстве продуктов питания и упаковки к ним. Вследствие этого профанация священных изображений в российском обществе будет только разрастаться.
Поэтому представляется правильным в кратчайшие сроки отказаться от указанной практики в церковной среде.