Просфоры, артосы и… торты для батюшек

Проблемы современного иконопочитания. Часть 5

Предыдущие части серия статей «Проблемы современного иконопочитания»:

В последнее время все более широкое распространение в православной и церковной среде получает практика использования священных изображений на продуктах питания, как правило на кондитерских изделиях. Самое «безобидное» – это изображение храма на пасхальном пироге. Однако на тортах можно встретить и наперсный крест священника, и митру архиерея, и съедобное Евангелие из марципана, и Потир (Евхаристическую Чашу), и икону, да и самого батюшку… В самую пору задаться вопросом: откуда есть пошло сие «священное гортанобесие»?

Откуда на Руси пошли просфоры и артосы со святыми иконами

Согласно действующему ныне Типикону (отражающему богослужебную практику XVII в.), артос есть «просфора всецелая со крестом, на ней изображенным»[1]. В последовании артоса указывается, что в течение Светлой седмицы все действия с ним совершаются одновременно с иконой Воскресения:

  • «…вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос».
  • «И вшедше в трапезу поставляют праздник [праздничную икону] и артос на местех их».

Там совершается обряд целования артоса («просфоры»). Из трапезной братия исходит «предъидущу иерею со иконою Воскресения Христова и диакону со артосом»[2]. И только в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии диакон несет в трапезную «артос, без образа Воскресения Христова»[3] (в обоих смыслах – без сопровождающей иконы и без образа на самом артосе – добавим мы!).

Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама

В позднейшее время «в русской практике» стали изготавливать артос с изображением вместо креста «образа Воскресения Христова», то есть соединять в одном два разных несовместимых богослужебных предмета – икону и просфору (что были вынуждены отметить авторы соответствующей энциклопедической статьи[4]).

Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова

Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе») Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе»)

Раздробление артоса с образом Воскресения Христова Раздробление артоса с образом Воскресения Христова

Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием

Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет

«форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид просфора имела уже в IV веке, о чем ясно говорит Епифаний Кипрский»[5].

В Восточной Церкви еще до провозглашения христианства господствующей религией при императоре Константине на «древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов» при кресте появилась надпись:

, то есть NIKA.

У сирийцев и египтян печать евхаристического хлеба представляла собой множественное изображение крестов, нередко с надписью по кругу: αγιος ίσχυρος.

Сегодня в Православной Церкви просфора имеет древнейшую печать, изображающую четырехконечный крест, со словами:

В России эта печать была утверждена Московскими соборами 1666 и 1667 годов. Последний при этом наложил запрет на использование печатей с восьмиконечным крестом, сохранившихся до наших дней у старообрядцев[6]. Однако этот запрет (как и другие клятвы на старые русские обряды) через 300 лет был отменен Поместным собором 1971 года[7]. Таким образом, к настоящему времени печать для просфор в Русской Церкви, утвержденная ее Поместными соборами, должна иметь только четырехконечный или восьмиконечный крест.

Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123 Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123

Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария») Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)

Правда, Барсов оговаривает:

«В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам, особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т.п.)»[8].

Обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период

Из сказанного следует, что обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период. Это свидетельствует о характерном для того времени упадке церковной культуры и утрате понимания значения и назначения святых образов (икон).

Следует помнить, что просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. VII Вселенский Собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит – несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений.

Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне походит на существовавшие ранее магические практики вкушения «обрядового хлеба»[9].

Использование артосов с образом Христа, а также просфор с образами Спасителя, Богородицы и святых ведет к регрессу религиозного сознания христиан, поскольку напоминает языческую теофагию – поедание бога, олицетворяемого изделиями из хлеба и злаков в форме человеческой фигуры, практиковавшейся в Древнем Риме, у ацтеков и других народов мира[10].

Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более примитивная магия. Поэтому и в наше время необходимо также избегать всего, что по своему содержанию оказывается сходным с языческими и магическими практиками.

Использование артосов и просфор с образами Христа, Богородицы и святых сходно с языческими практиками и напоминает теофагию

К сожалению, практика размещать иконы Христа, Богородицы и святых на просфорах успела широко распространиться и стать привычным заблуждением, выдаваемым за общее правило. Так, в одном православном журнале статья «Просфора» учит читателей, что служебная Богородичная просфора – это «большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы». Статья с этим поучением рекомендуется журналом для занятий по программе «Основы православной культуры».

Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами

А один из епархиальных сайтов напоминает читателям названия служебных просфор и помещает фотографию, на которой Богородичная просфора имеет образ Богородицы, а заздравная и заупокойная – образы святых (см. фото).

Соответственно запросам православных приходов и монастырей мастерские по изготовлению печатей для просфор предлагают широкий ассортимент деревянных и металлических печатей с иконами Спасителя, Богородицы, двунадесятых праздников, святых угодников и т.д. Спрос рождает предложение, а предложение подстегивает спрос. И теперь просфоры с иконами могут, вероятно, выпекать и без дозволения «высшей церковной власти», о чем когда-то писал Барсов.

Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск

Итак, печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это достаточно поздний обычай, свидетельствующий об утрате понимания предназначения священных изображений и должного обращения с ними. Представляется правильным вернуться к подлинной церковной традиции, для чего следует исполнять предписания Типикона и церковных соборов, относящиеся к артосам и просфорам.

Торт для батюшки и не только

К большому сожалению, общая ситуация складывается так, что неканоничные священные изображения с просфор и артосов переходят на бытовые продукты питания, что значительно усиливает процесс профанации сакральных образов.

Так, в последнее время всё большее распространение получает обычай изготовления кулинарных изделий с использованием изображений не только православных храмов, но и Креста, Библии (Евангелия), Евхаристических сосудов, ангелов, святых икон и др. Светские производители тортов активно расширяют ассортимент своих изделий за счет «товаров для православных». Так, наряду с заказными тортами к свадьбе, дню рождения, профессиональным праздникам и т.п. появились сладости для празднования Крещения младенца. Кулинары ничтоже сумняшеся предлагают своим клиентам поедать и фигурки младенцев, и ангелов, и Библию, и крещальный крестик с цепочкой…

«Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец «Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец

«Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя) «Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя)

Торт со съедобным иконостасом Торт со съедобным иконостасом

Некоторые кулинары умудряются изобразить все подробности Таинства Крещения, а заодно и храмовый иконостас. Торт превращается в съедобную «фотографию» происходившего в храме, «фотографию», подлежащую уничтожению в желудках родителей и гостей, ради желания удивить которых и заказываются кощунственные «шедевры кулинарии».

Торт становится «фотографией» происходившего в храме, которая кощунственно будет уничтожена – съедена

Если действия светских производителей еще можно объяснить незнанием предмета, непониманием догматов христианской веры, погоней за покупателем и проч., то подобные поступки церковных людей вызывают только недоумение и крайнее сожаление. Логику действий здесь можно понять: если допустимо вкушать образ Богородицы и святых на просфорах, а образ Спасителя на артосе, то тогда можно съесть наперсный крест из кулинарной мастики или марципана вместе с Потиром и Евангелием.

Торт для батюшки Торт для батюшки

Стоит заметить, что этот обычай скорее всего заимствован у инославных, где подобные съедобные «презенты» по разным поводам получили широкое распространение (чтобы убедиться в этом, достаточно сделать поиск в интернете по ключевым словам «торт для пастора» и т.п.).

«First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки «First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки

На практике встречаются торты не только для священников, но и для… архиереев – в виде архиерейской митры (с крестом и накладными иконками) или более сложных композиций из митры, архиерейской мантии, жезла и панагии.

Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы

Праздничные пироги с… церквями

Другой далекий от истинного православного благочестия обычай в современной России – это изготовление рекордно больших тортов и пирогов опять же с церковной тематикой и на церковные праздники. Так, российский интернет обошли видеоролики и фотографии гигантских пасхальных куличей (в 300, 500 кг!), которые публично освящают православные священники, а затем потребляют все желающие.

Разрушение кулинарного образа храма означает символическое разрушение храма настоящего

В этом не было бы особой беды (хотя в такой гигантомании и угадывается тщеславие), если бы подобные изделия не украшались изображениями храмов (часто кафедральных соборов той или иной епархии), а иногда и фигурами ангелов или иконами. Ведь все эти православные соборы также будут публично, на виду у всех безжалостно разрезаны, разломаны и съедены. Но разве в этом состоит наше почитание дома Божия? Кулинарный образ храма возводит наш ум к его первообразу – настоящему храму. И поругание или разрушение первого означает символическое разрушение второго. Тем самым все участники подобного действа символически уподобляются тем богоборцам, которые боролись с Церковью почти весь XX век.

Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии

Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии

Подобные вещи происходят в нашей действительности наряду со здоровым способом выразить прихожанами любовь и уважение к своему духовному пастырю: испечь и без «духовных» изысков украсить торт или праздничный пирог цветами и соответствующей надписью.

Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела

Торт должен быть всего лишь кулинарным продуктом – съедобным, вкусным, красивым, свободным от какого-либо неблагочестия. Это так просто сделать. Надо только отказаться от использования ненужной и неуместной церковной и христианской символики: изображений храмов, святых образов и священных предметов.

Торт от «светской фирмы» Торт от «светской фирмы»

Мы не сможем с чистой совестью упрекнуть в чем-то светских производителей, пока не наведем должного порядка в своей церковной среде.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1) Размещение на артосах изображения Господа Иисуса Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых не соответствует древней церковной традиции.

2) Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений и изображений священных предметов (храм Божий, Библия, Потир, наперсный крест и т.п.), а также священных символов и знаков при изготовлении съедобных предметов небогослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).

Отход от канонических изображений при изготовлении богослужебных съедобных предметов – просфор и артосов, – вероятно, мотивирует некоторых людей на их размещение (в том или ином виде) на продуктах питания (торты, пироги, пряники и т.п.), используемых в общецерковной практике во внебогослужебной сфере.

Очевидно, что в таких условиях Церковь не сможет требовать от «внешних», то есть светских, производителей отказа от подобной практики при производстве продуктов питания и упаковки к ним. Вследствие этого профанация священных изображений в российском обществе будет только разрастаться.

Поэтому представляется правильным в кратчайшие сроки отказаться от указанной практики в церковной среде.

[1] Типикон, сиесть Устав: В 2 т. Т. 2. СПб., 1997 (Репр.) С. 945.

[2] Там же. С. 944–947 (последование артоса).

[3] Там же. С. 956–957.

[4] Желтов М.С., Рубан Ю.И. Артос // Православная энциклопедия. Т. 3. С. 470–472.

[5] Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. СПб., 1898. С. 503–504. Выделено нами. – Авт.

[6] Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году. Деяние 11. Л. 35–48. См.: Л. 36 оборот – 37. Также см.: Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1667 году. Л. 2.

[7] Поместный Собор РПЦ 30 мая – 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., 1972. С. 129–131.

[8] Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 25а. С. 503–504.

[9] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 32–36.

[10] Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1998. С. 502–517.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Принципы благочестия Принципы благочестия
Свящ. Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Принципы благочестия Принципы благочестия
Проблемы современного иконопочитания. Часть 4
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Священные изображения в храме не должны располагаться по высоте ниже уровня пояса взрослого человека.
Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
Проблемы современного иконопочитания. Часть 3
Владимир Немыченков, священник Алексий Кнутов
Мы ответственны пред Богом за священные изображения, которые приобретаем. И согрешает не только производитель, выпускающий «православную упаковку» и православный кич, но и покупатель.
Икононебрежение в печатной продукции Икононебрежение в печатной продукции
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Икононебрежение в печатной продукции Икононебрежение в печатной продукции
Проблемы современного иконопочитания. Часть 2
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Святые лики на обложках книг, в журналах и газетах, в календарях низведены до уровня иллюстрации, и это такая же профанация священного, как упоминание имени Божиего всуе.
Комментарии
Инна14 марта 2020, 14:46
Дорогие братья и сестры, кто ругает телеканал Спас за рекламу. Давайте посмотрим на это с другой стороны. Раньше телеканал пытался существовать на пожертвования, но разве много мы жертвуем на канал?! Сомневаюсь. А канал хочет развиваться, без рекламы это невозможно. Реклама там транслируется не пошлая, сдержанная. Но зато канал растёт, становится интереснее.
р.Б.Сергий13 марта 2020, 13:03
для "Артем12 марта 2020, 15:10" Позволю с Вами не согласиться по следующим основаниям :1) На мой взгляд,следует различать рекламу мирских продуктов и услуг и проповедь Слова Божьего.Излишняя назойливость в этом вопросе может только вызвать отторжение у людей невоцерковленных.Что касается поедания кулича с изображением церкви,то как вы отнесетесь к поеданию торта с изображением дорогого Вам человека? Ведь церковь,это не только здание храма-который является домом Божьим,но и в бОльшей части люди прихода.2)изображение храмов на пакетах и упаковках не имеет,вроде бы,ничего плохого,до тех пор,пока,не придеться эти предметы утилизировать.В мусорное ведро или?
Артем12 марта 2020, 15:10
вот давайте честно. сколько сейчас рекламы шампуней, носков, ресторанов, других всяких услуг? с ума сойти можно. поэтому не вижу ничего особенно страшного в поедании кулича с церковью. Что касается пакетов с храмами, ходите с ними по улице - это ведь молчаливая проповедь. только, естественно, не с рваным.
Феофил 9 марта 2020, 14:57
Ответ на реплику "Ваш друг Д." В данной публикации есть ссылки еще на четыре части. В одной из них есть тема,о которой Вы пишите. Да многое др.перечислено из неподобающего отношения к св.образам в нашей православной жизни. Сергею (7 марта). Указ о вере издать нельзя,поскольку в Конституции есть норма свободы совести - исповедания любой религии или никакой. Но священноначалие может издать документ,регулирующий использование св.образов в богослужебной и в небогослужебной сфере, обязательный для членов Церкви, в первую очередь для иерархии (священнослужителей). Собственно к этому авторы, видимо, и ведут дело, одновременно просвещая своими статьями мирян, да и духовенство тоже. Бог им в помощь!
Ваш друг Д. 8 марта 2020, 18:57
Авторам. Если в разработке ещё одна часть, то хотелось бы увидеть её раньше, а не через год:) Хотелось бы также прочитать обличение авторами моды на модификации икон в интернете: их нарезают в графических редакторах, приделывают надписи, лозунги, вставляют в демотиваторы, делают коллажи и проч. И это распространяется среди православной публики
Сергей 7 марта 2020, 22:26
Тема серьёзная, на самом деле. Вопрос стоит не о безвкусице, малообразованности или просто глупости. Это вопрос о кощунстве, отсутствии благоговения и ...веры. Эти явления обличают состояние души человека. Как бы вы отреагировали на предложение съесть тортик, с изображением вашего любимого человека, отошедшего в мир иной? А тут несравнимо большее. Если это ( просфоры, тортики и пр.) не возмущает священноначалие, значит ему легко вонзать копиЕ или нож в Божественный Лик. О чём тут говорить? Какие указы издавать? "Указ об обретении веры"? Может такой?
Сергий 7 марта 2020, 18:47
Михаил, спасибо.
Антоний 7 марта 2020, 14:43
Дорогая Татиана (6 марта 2020, 20:18), увы, телеканал "Спас" - это уже не православный телеканал с элементами телемагазина, а телемагазин с элементами православного телеканала. Вот включил прямо сейчас - реклама...
Роман 7 марта 2020, 14:34
Добрый день, а как быть с традицией изображать иконы, украшая ими кутю, на сколько я знаю. такая традиция есть и на Афоне, получается братия также согрешают, лично мое отношение резко негативное, все эти наклейки на пасхальные яйца, на бутылках с кагором и тд. везде святые изображения
ОльгаN 7 марта 2020, 06:56
Телеканалу Спас необходимо финансирование. Мы же, православные, добровольно не жертвуем, вот и приходится ему с телемагазинами сотрудничать.
Михаил 6 марта 2020, 22:56
Татьяне. В голову приходят два совета: 1) смотреть передачи в записи без рекламы, с некоторой задержкой; 2) вообще не смотреть этот канал ;). Уверяю Вас, если вместо этого посвятить своё время чтению Святых отцов, ничего не потеряете, а приобрести можно точно много. Говорю из опыта, а не как поучение. Простите.
Михаил 6 марта 2020, 22:28
Иоанне (Болгария). Как же я Вас поддерживаю! Своих друзей я строго предупредил, чтобы меня избавили от подобного "православного" спама. А если случайно что-то и придёт, то просто удаляю без всякого ответа. Нет в таких электронных посылках душевного чувства. Насколько тепло бывает на сердце, когда услышишь голос друга в телефоне, не говоря уж о личной встрече. Мир катится по проторенной дороге, вот только нам с ним не по пути. Дай, Господи, это осознать!
Татьяна 6 марта 2020, 20:18
Меня очень напрягает реклама на канале Спас. Когда рекламируют подвески с ликом Богородицы и Святых, испытываешь неловкое чувство. Или рекламируют подарочное Евангелие. Мне от этого тоже не по себе.
Иоанна, Болгария 6 марта 2020, 20:09
Предлагаю тему для грядущих исследований: электронные открытки - поздравления с христианскими праздниками. Засахаренные картинки с бездарными нескладными стихами и, еще хуже, если с песнями. Это не просто безвкусица. И, думаю, не только профанация. Проблема, разумеется, не в самих открытках, а в христианах, которые их рассылают вместо того, чтобы самим написать пару строчек в телефоне (уже даже на почту не нужно ходить, чтобы отправить!) или позвонить своим близким. Авторам статьи - большое спасибо за труды!
ОльгаN 6 марта 2020, 19:35
Торты и просфоры хоть один раз съедят, а вот пакеты с изображением храмов - это просто беда!!!
Михаил 6 марта 2020, 16:14
Сергию (продолжение). В связи с вышеизложенным, думаю, что бутылки из-под лампадного масла и вина можно спокойно выбрасывать. Вот только нужно обращать внимание на этикетку: там могут быть и кресты, и храмы, и иконы. Перед выбрасыванием их лучше соскоблить/уничтожить.
Михаил 6 марта 2020, 16:09
Сергию. Изложу свою точку зрения. Что-то в Требнике не встречаются молитвы на освящение лампадного масла и вина. Поэтому надписи на бутылках "освящено" вызывают большой вопрос. Теперь по сути. Лампадное масло освящается, когда оно возжигается в лампадах пред святыми иконами, таким образом соприкасаясь со святыней. Раздача верующим освященного масла из лампад является общераспространенной древней традицией. Еще есть чин освящения елея на литии (вместе с хлебами, пшеницей и вином), но это совсем другая история, никакого отношения к продаже в бутылках не имеющая. Что касается вина, то оно, как известно, используется при совершении таинства Евхаристии. Освящают ли его перед этим? Не уверен...
Мария П. 6 марта 2020, 13:25
Этот вопрос пора выносить на рассмотрение заседания Синода (в полном объеме, учитывая наличие проблемы, изложенное в предыдущих частях публикации). Просто к совести взывать - бесполезно. Статья только обозначила проблему. Тот, кто имеет страх Божий, и без того поступает и будет поступать по нему. А кто его не имеет - до таковых даже и не дойдет смысл ("у которых бог века сего ослепил умы", 2Кор. 4:4). Тема поднята авторами уже давно, задевает за живое. Проблему надо решать "сверху", т. к. те "православные", которым эта проблема - не проблема, а норма, боятся, и то относительно, только высшее священноначалие. Торт в виде митры - это вообще какое-то безумие! Судя по снимку, его, видимо, СЪЕЛИ!
Феофил 6 марта 2020, 12:34
Наконец-то у авторов и редакции сайта дошли руки до просфор и артосов! Давно уже православные волей-неволей превращаются в иконофагов, потребляя св.образы на освященных хлебах вопреки древнему Преданию Церкви. Поры бы священноначалию запретить это повсеместно.
Сергий 6 марта 2020, 11:55
Куда девать бутылки от лампадного масла и освящённого кагора?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×