Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
![]() |
Преподобный Нил. Византийская гравюра |
Господь наш Иисус Христос, как говорит апостол, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21). Ибо теперь случается иногда, что тело человеческое бывает в унижении и бесчестии, терпя от демонских нападений, а часто и от лености самой души, впадая в какие-либо пороки и скверны, иногда же порабощается и крайне унижается грехом и во время самой смерти и погребения с уничижением и бесчестием влачится по земле и предается оной в великом убожестве, так как сказано: сеется в уничижении, восстает в славе (1 Кор. 15, 43). Но во время восстания всех человеков, сложив с себя тление и унижение, тело наше восстанет украшенное славою и велелепием Христа Спасителя и не будет уже более совращаемо в грех и тление, и уничижаемо смертностию, суетностию и злостраданиями, но бесконечные веки пребудет нетленным.
Ему же
Возвел еси человеки на главы наша (Пс. 65, 12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно восседать внутрь главы, то есть в мысли, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с ними.
Ему же
Бывают у людей иные состояния и положения столько чистые, что один заступает место солнца, другой — луны, третий — звезды; и видишь, что иной человек нередко более Соломона прославлен был мудростию свыше, а впоследствии за усыпление, за ослабление внимательности оставлен Богом, отлагает благоговение и страх Всесовершенного и впадает в нечестие и в великие грехи, так что можешь сказать: совратилось солнце, сверх чаяния впал в дела непозволенные! Ибо нередко бывает подобное этому; и люди ревностные иногда впоследствии за нерадение лишаются охранения Святым Духом, и идет на них войною Навуходоносор, разрушает город сатанинскими орудиями, а царя, разумею ум, ослепляет, как Седекию, отроков заключает в узы и отводит в иносказательный Вавилон, а святыню Давида и Соломона и прочих царей — все, что было в сокровищницах сердца с великим трудом и тщанием приобретено, собрано и уготовлено, — берет с собою, и храм Господень сожигает и готов попрать нечистыми ногами.
И слышу, как, сетуя о сем, взывает псалмопевец: помилуй мя, яко мнози борющии мя с высоты демоны, попраша мя весь день (Пс. 55, 2, 3); яко возвел еси враги на главу мою (см.: Пс. 65, 12). И Иеремия оплакивает душу, которая прежде за преспеяния свои властвовала, а теперь по праву войны взята, бысть под данию (Плач. 1, 1), служа диаволу грехами. Впрочем, кто и впал в такие бедствия, если не до конца вознерадит о себе по малодушию, но, покаявшись, обратится к Господу и мужественно возобновит прежние любомудренные деяния, снова возвращается к тому Владычняя благодать и о нем изречет пророческое слово: обращуся, и восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней; и преспеяния, и Божественные дарования, и внутреннее ведение восстановлю и устрою (Ам. 9, 11), слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф (Агг. 2, 9). Это написал я в ответ на то, что заключалось в письме твоем.
Феодосии, монахине
Хочешь или не хочешь, но по телу ты женщина. Поэтому перестань учить в церкви мужей; потому что апостол ясно признал это неприличным (1 Кор. 14, 35), хотя и тысячекратно будешь утверждать, что ты далека от свойственного женам состояния и по утверждении в себе девственного образа мыслей стала тверже мужей.
|