Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Слово в Великую субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшняя суббота – особая суббота в церковном календаре. Вчера мы вспоминали смерть и погребение Спасителя, сегодня мы вспоминаем сошествие Его во ад.

История субботнего дня уходит в глубокую древность. Суббота появилась в тот момент когда Бог после шести дней творения «почил от дел Своих» (Быт. 2:2). Суббота Божия – это седьмой день, время тысячелетий покоя, когда законы мироздания запущены в силу, и человек развивается реализуя свою свободу без принуждения. Бог уже не изменяет материальный космос всемогущим Словом, но только наблюдает и помогает человеку когда это необходимо, промышляя о мире.

Для того, чтобы люди не забыли о Божием промысле, для них суббота была введена в рамки закона. Это правило записал Моисей в связи с чудом ниспослания манны небесной Израильскому народу (Исх. 16:5,22-30; Исх. 20:8-11; 31:12-17). В рядовые субботы, в день отдыха в конце семидневной недели (Быт. 2:2 и след.), израильтянам было запрещено работать (Исх. 20:10; 31:14), зажигать огонь (Исх. 35:3); необходимую для субботы пищу надо было готовить накануне в пятницу (Мк. 15:42; Исх. 16:23); в субботу нельзя было покидать место своего проживания. Однако суббота – не день не безделия. В этот день народ собирался в храм (Лев. 23:3; ср. 4Цар. 4:23) для вознесения Господу хвалы и богослужения (Пс. 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис. 28:9,10), а в святилище храма возлагали новые «хлебы предложения» (Лев. 24:8). Поэтому субботство, как время покоя, отрады и утешения (см. Ис. 58:13), распространялось и на праздники, независимо от того, на какие дни недели они приходились (см. Лев. 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Бог дал людям особый день, чтобы соблюдать его святость (Исх. 20:11; 31:17), посвящая это время Господу.

Для древних израильтян субботний день был еще и знамением избавления от египетского рабства (Втор. 3:20; Нав. 1:13-15). Господь избавил от каждодневной подневольной работы (Исх. 5:4-9), которая заполняла все дни напролет в Египте, не давая ни покоя, ни утешения.

Другим знамением избавления от египетского рабства стало празднование пасхи (Исх. 12:13). В пасхальный день Бог наказал египтян-поработителей истребив всех первенцев мужского пола, а Своих людей, «народ избранный» пощадил. Отмечая пасху народ Израильский воспоминал обретенную от тяжелого труда свободу, покой и помилование в день Божия суда. Ежегодно каждая семья собралась в домашнем кругу за общим столом с опресноками, горькими травами и испеченным ягненком. Всем отцам надлежало объяснять сыновьям смысл праздника (Исх. 13:8) – вместо первенцев людских Бог забрал в жертву непорочных агнцев. Это – выкуп: вместо крови людской Богу была отдана кровь животных. И это с одной стороны – дорогая жертва, ведь пастухи уделяли много времени ягнятам: день и ночь охраняли их, поили, кормили, лечили и любили их. С другой стороны, эта жертва – милость Божия, ведь весь агнец целиком был съедаем семьей, Бог не забирал Себе от жертвы ничего.

  Совпадение пасхи с субботним днем было явлением не частым. И потому такая суббота могла называться «великой» (Ин. 19:31). В одну из таких «великих» суббот почти два тысячелетия назад совершилось нечто совершенно необыкновенное.

Это были дни той пасхи, когда Господь Иисус Христос пострадал на Кресте. В тот год, пасху иудейскую отмечали в субботу, накануне – в пятницу вечером заколали жертвенных ягнят. Но хотя жертвенных животных было много, они были не в состоянии искупить грехи всего человечества. Тем более что люди со временем приобрели склонность грешить постоянно. Потому однажды, накануне «великой субботы», Бог благоволил, чтобы заклался Особый, Великий Агнец – Хpистос (1Коp. 5:7), Сын Божий. Этот «Сын Человеческий» Кровью Своею искупил род людской от рабства греху, давая в снедь Новую Пасху – Свои Тело и Кровь, Свою Евхаристию.

Осознание того, что Спаситель – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29) было настолько важным для древних христиан, что и «Воскресению Христову», и Самому Христу было усвоено ветхозаветное именование «Пасха». О Спасителе как Пасхе так писал апостол Павел: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5:8).

Итак, день Крестной смерти Господа был не только преддверием «великой» пасхальной иудейской субботы, но и стал началом Новой Пасхи, которая совершилась окончательно в «первый день недели», в день по нашему именованию – Воскресный.

Однако, несмотря на множество смысловых параллелей с Ветхозаветной, у Пасхи Христовой есть одно очень важное отличие: между закланием и вкушением Агнца появился один промежуточный день, события которого не имеют никаких аналогий с израильской древностью. Это день сошествия Христа во Ад. В церковных молитвах – это память, гимны о том, что однажды совершилось после распятия и смерти на Кресте Господа в Великую Субботу.

До Христа души всех умерших отправлялись в «преисподнюю». И душа Христа, по закону смерти, когда разлучилась с телом, также направилась в ад. Но ад не смог удержать Ту, Которая была непричастна греху, Которая соединена с Божеством нераздельно. Свет «Сына Божия» не вместила тьма, врата адовы разрушились, и яма преисподней выпустила душу Царя Славы. Мы не знаем до конца как это было, но если образ «шеола» был подобен запечатанной пещере, то камень, отвалившийся от дверей Гроба, - подобен вратам ада попранным блистанием Божества.

Сошествие Христа во ад принесло победу над царством диавола. В одной из стихир Великой Субботы говорится: «днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единаго от умерших; сего бо держати отнюдь не могу». Свт. Иоанн Златоуст в Слове на Святую Пасху восклицает: «Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан». Об этом молчит Евангелие, но говорит Церковное Предание, пишут в посланиях апостолы Петр и Павел: Он низошел «в преисподние места земли» (Еф. 4:9) «...и находящимся в темнице духам, сошед проповедал» (1Пт. 3:19; 1 Пт. 4:6). Из ада были освобождены все праведники «с верою ожидавшие Его пришествия» (из богослужения Великой Субботы).

А что же происходило на земле в тот день когда совершались великие дела в загробном мире?

О событиях на земле в Великую Субботу Евангелие сообщает только одно: в тот день первосвященники и фарисеи просили у Пилата поставить стражу у дверей гроба. Они, ревнители субботнего покоя, оставили пасху, чтобы прийти к язычнику, иностранному поработителю. Лицемеры, видя что все овцы Пастыря у Креста разбежались, придумывают предлог – «ученики украдут Его тело ночью» (ср. Мф. 27:64) – чтобы выпросить стражу. Те, кто смеялся, что Иисус из Назарета может в три дня воздвигнуть храм тела Своего, с осторожностью ставят на дверях гроба печать? Они называют Господа «обманщиком», а сами боятся – а вдруг все сказанное – правда? В их словах и делах сквозит сознательное противление Богу, прикрываемое ложью и наружным благочестием. Горе же им, тем фарисеям и первосвященникам! Ибо если Иуда, «предав кровь невинную» (Мф.27:4), хоть и раскаялся, но спустился в геенну. То где будут те, кто не пожалел ни денег ни власти на подкуп стражи, чтобы не только скрыть свое преступление, но и ложные слухи о Христе распустить (см.Мф.28:14). Если «горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26:24), то еще больше горя тем, кто отказавшись от пасхи ветхой, не только не вкусили Пасху Новую, но и видя во Христе Мессию, сознательно убивали Его. Таковые вновь наполнили опустевший ад, и нет им субботнего покоя.

Но хотя «преисподняя» вновь стала страшить, после Сошествия Христа во ад, сила его уже не абсолютна. Поверженный сатана спал с неба, и ныне как змея пресмыкается по земле. Змей лицемерит и клевещет, но уже не может уловить в свои сети всех людей. Христос Воскрес, попран ад победою. Где теперь «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (ср. 1Кор.15:54-55). Их нет в эоне восьмого, воскресного дня для вступивших в Новый Завет. И в Новой Пасхе «слушающий слово Господне и верующий в Пославшего Христа имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (см. Ин. 5:24).

Посему, «Благодарение Богу, даровавшему нам победу [над адом] Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15:57).

Аминь.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 10:54 мин. Размер 5.3 Mb)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
natalia 8 мая 2009, 10:42
Do Xrista vse ludi popadali v ad.? No Avraam ved' ne byl v adu. Kak pravednik mojet byt' v adu. On je pravednik. Pomogite razobrat'sya
Spasibo.
Александр Воронцов22 апреля 2009, 20:39
Спаси Гоcподи!!!
с опозданием , простите меня, полезное поучение для души.
sasha19 апреля 2009, 12:03
Спасибо!Правильные слова, четкая структура. Наконец-то учтены интересы тех, кто может "читать" - но не "слышать", не может запустить звуковой файл (например, с телефона)

Вопрос =>
Нет ли возможности выложить проповеди Сербского Патриарха Павла?
спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иеромонах Ириней (Пиковский)

Новые материалы

Выбор читателей

×