'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник всякого греха и всякого беззакония. И поскольку ты спросил, какой она бывает, то знай, что, как говорит святой Григорий Двоеслов, «у гордыни пять ступеней, а чтобы понять эти ступени, надо сначала понять, что блага, которыми гордится гордый, также бывают пяти видов, а именно:
Итак, брат Иоанн, на первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом.
Вторая ступень гордости — когда человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того.
Третья ступень гордости — когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет.
Четвертая ступень гордости — когда кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они.
Пятая, и последняя, ступень гордости — когда человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы.
Знай еще, брат Иоанн, и помни, что у гордости есть двенадцать дочерей: тщеславие, любопытство, возношение ума, хвастовство, леность, дерзость, лицемерное исповедание, самооправдание, вероотступничество, своеволие, самочиние и полное свыкание с грехом.
Брат: Но как зарождается гордость,
преподобный отче, в уме человека?
Старец: Гордость, брат Иоанн, имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях: самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни, то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других.
Брат: Преподобный отче, гордость бывает
только одного вида или нескольких видов?
Старец: Гордость, брат Иоанн, бывает двух видов, а именно: гордость нашей воли и гордость ума.
Брат: А какая из них хуже или
опасней?
Старец: Знай, брат Иоанн, что много хуже гордость ума.
Брат: А почему гордость ума хуже
гордости воли?
Старец: Вот почему, брат Иоанн. Гордость воли, поскольку она легче распознается умом, легче поддается уврачеванию, ибо ее легче подчинить должному, а когда ум поражен гордостью и твердо уверен, что его суждение лучше суждения других, тогда как его исцелить? Не имея того, кто мог бы подчинить его суждению других, он не считает другого лучше себя. Если око души — а это ум, с помощью которого человек распознаёт и очищает гордость воли,— немощно, слепо и преисполнено гордости, то кто его сможет уврачевать? И если свет — это тьма, а дорожный указатель не туда повернут, то как они смогут осветить и направить других?
Поэтому, брат Иоанн, нам надо противостать более бдительно и твердо этой опасной гордости ума. И, с великой силой противостоя ей, станем обуздывать горячность нашего ума, а мнение свое покорим мнению других и соделаемся безумными ради любви Христовой, чтобы смочь нам умудриться, как сказано: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3: 18).
Итак, брат Иоанн, пойми, что гордость ума — это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!
Сам Бог через пророка Исаию окаивает пораженных этой болезнью, говоря им: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5: 21). И великий апостол Павел заповедует нам: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). И Соломон говорит также: Не будь мудрецом в глазах твоих (Притч. 3: 7).
Думаю посему, брат Иоанн, что из сказанного и достаточно ясно понятого ты уяснил себе, что гордость ума хуже и опаснее гордости воли. Знай же и то, что как гордость ума, так и гордость воли — зло весьма многовидное. И это многовидное зло греха гордыни дивно описывает святой и божественный отец Иоанн Лествичник таким образом: «Гордость есть отступление от Бога, выдумка бесов, исчадие похвал, признак бесплодия души, матерь осуждения, отгнание помощи Божией, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, страж грехов, причина несострадательности, лютый истязатель, бесчеловечный судья, противник Богу, корень хулы»[1].
Видишь, брат Иоанн, как многообразно зло греха гордыни? Поэтому Божественное Писание называет гордого нечистым пред Богом, говоря: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16: 5). Но и того, кто сдружается с гордым, оно тоже называет нечистым, говоря: Кто прикасается к смоле, тот очернится (Сир. 13: 1). Потому, брат Иоанн, этот грех крайне мерзок пред Богом, и Он наказывает его очень сурово.
9 декабря 2010 г.
[1] Ср.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 1. С. 150.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Вот прочувствовав эту боль, в следующий раз ребенку можно сказать, помнишь как ты плакал, вот этому человечку тоже больно и обидно, когда ты так поступаешь, или ему тоже очень хочется, как и тебе... Тогда в сердце появляется сострадание, которое по мере роста способно побеждать гордость и то под руководством воспитателя и при его напоминаниях.
Так и у взрослых, скорбями и нашей болью мы учимся сострадать, и под опекой, заботой, руководством Господа любить. Любовь и скорби смиряют людей, но с Богом только!
Многие путают смирение с человекоугодием!!!
В растение превращает человекоугодие, а не смирение!!!
Изучите хорошо что есть смирение и что человекоугодие и Вы ответите на свои вопросы!
Жаль что многие люди, ходящие в церковь, уничтожают себя человекоугодием.
И напоследок, правильная жизнь это как ходьба по канату, нужно все время держать равновесие, наклон в лево или право грозит падение!
Смиряю гордыню, учусь у Святых Отцов.
Слаба, каюсь...
Ja otsen perezivaju za ljudej, kotorije hotjat k Bogu, no soznanie meshajet staroj formi, ne eti muchenija Bolno smotret, daj Bog vsem issusshim jego Spasenije, ibo Carstco Ego prekrasno!
замечаю...Обидели - обижаюсь и, стараюсь разобраться
почему так? Может был какой повод или, ещё что...
Обидевший, просит прощения и вновь, увы, обижает...
И когда я понимаю, что так будет длиться бесконечно,
...прекращаю отношения. Просто устаю от слёз и
"самобичевания". Тут-то мне и указывают на мою...
гордость.., неспособность прощать и т.д...
О гордости моей говорят и "лавочники" во дворе:
мол, проходишь, к нам не присаживаешься.. А если
..не о чём с ними говорить? И, кроме "Здрастье",
никаких отношений...Разные интересы, взгляды
на жизнь.., да и попросту времени жаль на пустые,
ненужные мне разговоры..
О горости говорят и, когда я мол, не желаю
о чём попросить...Но, извините, если тот, кого
попросила, упрекает в том, что что-то нужно
сделать и, сердится/выговаривает, если что
делает, как могу просить его о чём ещё?
огромное
Гордость и самоуважение это разные вещи =). Гордый ставит себя хоть немного, но выше других, а самоуважение - от знания себя, если знаешь себя, то не будешь себя презирать (если не за что). А то что "напротив, считает себя ниже всех", так это скромность (а не презрение к себе!). А от скромности ещё никто не умер, наглый может пару раз и выиграет локально (и то как повезёт), но глобально в итоге всё равно проиграет (жизненный опыт должен подсказывать).
Человек знает себя, знает даже, что он вероятно лучше окружающих, но не даёт это мысли о превосходстве овладеть собой. Борьба с гордостью это есть основа трезвого взгляда на мир, когда понимаешь, что как бы не был хорош, но всё от Бога и сам по себе человек никто. Превозношение самого себя губит любой духовный и душевный рост, даёт почву поблажкам, пренебрежению к ближнему и пошло - поехало.
Извиняюсь за невольную проповедь, тем более что сам грешен.
Храни вас Господь!Бог вам в помощь,очень важную работу делаете.
Когда у тебя нет никаких дарований, приятно, однако, узнать, что у тех, кто ими одарён, их тоже нет."
Вот Вы и попались р.Б. Лилия! Ключевое слово "приятно" Как только приятно-сразу тщеславие, злорадство. У человека могут быть дарования, но он должен осознавать, что это -дар Божий, а не его самоличная заслуга.И не Вам судить- есть у Вас дарование или нет!Просто употребляйте на благо себе и обществу то, что дано Господом и благодарите Его за все. Спасибо Господи за все.Аминь.
Признак тщеславия - когда вас хвалят и вам это приятно и это вас радует. Вроде так, если память мне не изменяет...
р.Б. Наталия
И если не молюсь, то я уже горжусь.
Благодарю Вас, отче Клеопе. Богу же нашему Слава!
"Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь.
Что ты велик, и ты - ничто,
Что ты бессмертен, и умрешь"
Из замечательного произведения " Остров Божественной Любви" о старце Николае Гурьянове, который очень часто повторял: "меня зовут Николаем". В имени, которого, открывается параллель земного и Небесного бытия. Параллель духовного не под законом, а в благодати Божией, хотя в немощах под законом.
Алексий.
Василий