Эта работа – не собрание проповедей в «чистом и готовом виде», а собрание мыслей, соединенных одной большой, можно сказать, самой важной темой – смертью. И это не просто размышления о смерти в духе элегий или надгробных рыданий. Это мысли, предназначенные для произнесения вслух при молитвенном собрании или духовном общении.
Мысли эти сгруппированы в виде отдельных статей, иногда напоминающих живое обращение к слушателям. Но это часто более художественная, то есть боле сложная и раскрашенная речь, чем речь прямого обращения. Не нужно думать, однако, что данные тексты надуманы в «кабинетной тиши» и никакого отношения к действительности не имеют. Не нужно думать, что «так никто не говорит», что «люди не поймут» и проч. Автор имеет незаслуженное счастье в течение не одного уже года быть священником, и все мысли, встречающиеся в данной работе, были многократно произнесены перед живыми слушателями. И не только, но и в присутствии немых свидетелей, перед лицом которых ни лгать, ни актерствовать нормальному человеку не захочется. Я имею в виду усопших христиан, провожаемых молитвой, на погребениях которых эти мысли высказывались и проповедовались. Так что все, что можно прочесть в данной брошюре, есть, во-первых, попытка поделиться опытом проповеди и свидетельства с собратьями священниками и, во-вторых, попытка заговорить с людьми серьезными о вещах серьезных, независимо от того, в сане эти люди или нет.
Особую пользу подобных бесед и размышлений можно видеть и в том, что бытовой и блуждающий взгляд нашего современника часто усматривает в Церкви лишь филиал погребальной конторы. Разрушению подобного стереотипа и уловлению хитрецов в сети ими же расставленных хитростей тоже может послужить попытка говорить глубоко там, где от нас – христиан – ничего глубокого не ожидали.
Это не законченный труд, но всего лишь крик в ночи. Кто
услышит в нотах этого голоса братское тепло, тот, без
сомнения, продолжит сладкий и опасный труд свидетельства и
благовествования. Христос же, обещавший быть посреди двух
или трех, собранных во имя Его, силен умножить малые труды
и довести их до великой пользы. Умения превращать малое в
великое, равно как и великое – в малое, в Всехитреца
Слова не отнять. Ему слава со Отцем и Духом!
***
Фото: Православие.Ru/иером.Игнатий (Шестаков)
***
Прощание и встреча
В смерти есть прощание, и есть встреча.
Кто и с кем прощается? Прощается человек со всем, что окружало его: с домом и вещами в нем, с ближними и родственниками, с местом, где родился и местом, где окончил жизнь. Прощается с ремеслом, которым был занят, и одеждой, которую носил. Недочитанной останется раскрытая книга и недопитым останется остывший чай. «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы» (Еккл. 12:5)
О «тесных вратах и узком пути», ведущих в жизнь (Мф. 7: 14), говорит Христос. Врата эти, действительно, так узки, что тело придется на время отложить и оставить. Только душа входит в загробную жизнь, и такой порядок сохранится до Второго пришествия Христова и воскресения мертвых. А после воскресения участницей вечной жизни станет и воскресшая плоть. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис. 26:19)
Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек.
Но есть в смерти и встреча.
С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания.
Это будет великая встреча! Не всякая душа смело поднимет взгляд на Спасителя, но лишь та, которой любовь ко Христу предаст смелости и дерзновения. Многим же захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько сделал для тебя, к Кому ты так преступно был неблагодарен. И не даром Откровение говорит, что в день гнева Агнца люди будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16)
Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители. Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие – омывать и радовать.
«Царство света». Вслушаемся в это чудное словосочетание. Переведем взор на свечи, горящие в наших руках. Вот оно – простое и зримое указание на нашу веру. Это указание на то, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) Это также указание на то, что слаба и нежна, как пламя свечи, жизнь человеческая, что должна она неизбежно погаснуть здесь, но не исчезнуть, а зажечься там, в том Царстве света и на той «новой земле, на которой обитает правда» (2 Пет. 3:13)
Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.
Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание. Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба Своего.
Если Господь захочет наказывать, то накажет всех, и будет, за что. Пророк говорит, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142)
Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую дочь по молитве матери, расслабленного человека – по вере тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Мудрость одного из христианских народов сложила поговорку. И говорится в ней, что, когда человек рождается, то он плачет, а все радуются и говорят: здравствуй, дорогой. Когда же умирает человек, то он должен радоваться, а все вокруг – плакать и говорить: до свиданья, дорогой. До свиданья, потому, что «всем мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10) Все друг друга увидим во свете Его лица. Со сладостью веры, поэтому, смешаем горечь разлуки и умножим молитвы о том, чтобы встреча души с Праведным Судьей была для души началом нескончаемой радости.
http://drevo-info.ru/articles/16027.html
«Нетления искушением рождшая, и ВСЕХИТРЕЦУ СЛОВУ плоть взаимодавшая, Мати неискусомужная, Дево Богородице, Приятелище Нестерпимаго, Село Невместимаго Зиждителя Твоего, Тя величаем». — Ты родила Сына Божия без искушения тления, и все премудро устроившему Слову Ты дала плоть. Матерь, не познавшая мужа, Дева Богородица, Пристанище Того, Чье присутствие не может перенести человек, Селение Невместимого Твоего Творца, Тебя мы величаем! «ВСЕХИТРЕЦ» — Творец, все премудро устроивший.
Это моя индивидуальная оценка ситуации, и все-таки, представляется, исходя из предположения о верности принципа - "единства тела Церкви", верным востребовать от дерзающих на учительство или наставничество людей Церкви более глубокого и тонкого вскрытия принесенных свыше истин.
Итак, смерть: "...воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек...". Но, ведь мы, живя, все бережно храним в памяти, и давайте, вспомним как в далеком детстве каждый получил первый (и последний) урок (методом порки) от отца: "не воруй" или "не убивай", так что после воскресения мы забудем об этом наставлении - а что наша личность дистиллированная от подобных смесей? И чем тогда будет личность в вечности, если в ней не сохранится то, что сделало ее достойной вечности? Конечно, более умные, скажут, мол все это будет не важно и по другому все откроется, однако, почему по другому, если сейчас это самое важное?
Так, что же хочется услышать от учителя или наставника (по крайней мере мне)?
Все заботы о похоронах со стороны усопшего обычно берёт на себя 1 /3/ человек… Ему и задают вопрос – будете ли отпевать усопшего? Он и принимает решение – ведь именно он хоть кого-то знает из пришедших …
Так вот, я бы предложил несколько расширить вопрос: «На каком языке вы хотите, чтобы проводилось отпевание? На ЦСЯ или, пусть на не столь красивом, классическом и сакральном, но доступным и понятным для большинства пришедших людей – РЦЯ»?!
ПУСТЬ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЮТ САМЫЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ…
/Речь идёт исключительно об обряде отпевания – ни о чём больше!/…
Может, у кого-нибудь от простых и понятных душевных слов Батюшки станет чуть легче на сердце..?
Или нет?
Запрещено..?
Может, не печатать? Не бередить раны…
9.3.13 Сантехник.
Я лучше приведу пару примеров – и вывод…
1. Отпевают брата – стоит человек 30-40… ЦСЯ знает хорошо если 1-2 человека… Но я их не знаю…
После отпевания мне говорят – «А, я все равно ничего не понял…».
2. Ещё пример – было-то всего 4 человека; ЦСЯ не знает никто… Не было даже проповеди на РЦЯ…
/Впрочем, я мог просто не услышать – состояние, понимаете ли…/.
Дискуссия о ЦСЯ всем уже порядком поднадоела – мне «каатся», – но вот такое отношение к людям, пришедшим на последнее прощание, столь важное и для усопшего и для его близких, вызывает СТРАШНЫЙ вопрос-разделение:
- «Человек для Церкви – или Церковь для человека»?
Понятно ли объясняю? – нарушается единство Церкви-людей… Ведь в такие моменты чувства настолько обострены, что в некоторые сердца вполне могут попасть семена Веры… Или неверия… Или равнодушия…
А у нас непонятная служба на непонятном языке – так и хочется назвать этот процесс почти язычеством…
Ну, какое тут утешение? Простите…
Нет? - Я ошибся… Тогда хорошо…
Всехитрец (цсл., греч. ) - умеющий все, премудрый:
"и всехитрецу Слову плоть взаимодавшая" - и премудрому (Творцу) Слову в свой черед давшая плоть (Ирмологий, глас 7, 9-2).
Спаси Господи,отче!
Bсе святые, святители, преподобные, чудотворцы и мученики в Небесном Царствии у престола Божия почивающие
помолиteсь у Престола Божия о милости и ЦАРСТВИЯ Небесного усопшим рабам Божиим
Николаю,Марии,Ольге,Андрею ,Лидии,Борису,Галине,Надежде,
Мелании, Нине, Ioanny, Екатерине,Петру,Андреяну,Василию,Василию,Евдокии,Евдокии ,Татьяне,Анисии, Анатолию,Ларисе.
"И вопрос: "Всехитрец Слово" - это кто?"
Вот нашла у диакона Андрея Кураева:
..."Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой.Рыба хватает то, что видит – и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала[1485].
По мысли некоторых восточных богословов, Бог приходит на землю для того, чтобы разрушить царство сатаны. Что такое царство смерти? Смерть – это пустота, небытие. Поэтому смерть нельзя просто прогнать. Смерть можно только заполнить изнутри. Разрушение жизни нельзя преодолеть ничем иным, кроме как созиданием. Для того, чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить ее, Бог принимает человеческий облик. Сатана не узнал тайну Христа – тайну Сына Божьего, ставшего человеком. Он считал Его просто праведником, святым, пророком, и полагал, что, как любой сын Адама, Христос подвластен смерти. И вот, в ту минуту, когда силы смерти возликовали, что им удалось победить Христа, предвкушая встречу с очередной человеческой душой в аду, они встретились с силой Самого Бога. И эта божественная молния, низойдя в ад, начинает разворачиваться там и разносит весь адский склеп[1486].
Простите за длинную цитату, но мне показалось очень интересно.
Спасибо большое о.Андрею Ткачеву за замечательные слова.
Насколько светлее и чище стала бы жизнь, если бы так было...
По-видимому, здесь описка: вместо предлога "в" должен быть предлог "у".
И вопрос: "Всехитрец Слово" - это кто?
Спасибо за статью!