Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Прощание и встреча

Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах

Эта работа не собрание проповедей в «чистом и готовом виде», а собрание мыслей, соединенных одной большой, можно сказать, самой важной темой – смертью. И это не просто размышления о смерти в духе элегий или надгробных рыданий. Это мысли, предназначенные для произнесения вслух при молитвенном собрании или духовном общении.

Мысли эти сгруппированы в виде отдельных статей, иногда напоминающих живое обращение к слушателям. Но это часто более художественная, то есть боле сложная и раскрашенная речь, чем речь прямого обращения. Не нужно думать, однако, что данные тексты надуманы в «кабинетной тиши» и никакого отношения к действительности не имеют. Не нужно думать, что «так никто не говорит», что «люди не поймут» и проч. Автор имеет незаслуженное счастье в течение не одного уже года быть священником, и все мысли, встречающиеся в данной работе, были многократно произнесены перед живыми слушателями. И не только, но и в присутствии немых свидетелей, перед лицом которых ни лгать, ни актерствовать нормальному человеку не захочется. Я имею в виду усопших христиан, провожаемых молитвой, на погребениях которых эти мысли высказывались и проповедовались. Так что все, что можно прочесть в данной брошюре, есть, во-первых, попытка поделиться опытом проповеди и свидетельства с собратьями священниками и, во-вторых, попытка заговорить с людьми серьезными о вещах серьезных, независимо от того, в сане эти люди или нет.

Особую пользу подобных бесед и размышлений можно видеть и в том, что бытовой и блуждающий взгляд нашего современника часто усматривает в Церкви лишь филиал погребальной конторы. Разрушению подобного стереотипа и уловлению хитрецов в сети ими же расставленных хитростей тоже может послужить попытка говорить глубоко там, где от нас – христиан – ничего глубокого не ожидали.

Это не законченный труд, но всего лишь крик в ночи. Кто услышит в нотах этого голоса братское тепло, тот, без сомнения, продолжит сладкий и опасный труд свидетельства и благовествования. Христос же, обещавший быть посреди двух или трех, собранных во имя Его, силен умножить малые труды и довести их до великой пользы. Умения превращать малое в великое, равно как и великое – в малое, в Всехитреца Слова не отнять. Ему слава со Отцем и Духом!

***

Фото: Православие.Ru/иером.Игнатий (Шестаков)
Фото: Православие.Ru/иером.Игнатий (Шестаков)

***

Прощание и встреча  

В смерти есть прощание, и есть встреча.

Кто и с кем прощается? Прощается человек со всем, что окружало его: с домом и вещами в нем, с ближними и родственниками, с местом, где родился и местом, где окончил жизнь. Прощается с ремеслом, которым был занят, и одеждой, которую носил. Недочитанной останется раскрытая книга и недопитым останется остывший чай. «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы» (Еккл. 12:5)

О «тесных вратах и узком пути», ведущих в жизнь (Мф. 7: 14), говорит Христос. Врата эти, действительно, так узки, что тело придется на время отложить и оставить. Только душа входит в загробную жизнь, и такой порядок сохранится до Второго пришествия Христова и воскресения мертвых. А после воскресения участницей вечной жизни станет и воскресшая плоть. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис. 26:19)

Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек.

Но есть в смерти и встреча.

С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания.

Это будет великая встреча! Не всякая душа смело поднимет взгляд на Спасителя, но лишь та, которой любовь ко Христу предаст смелости и дерзновения. Многим же захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько сделал для тебя, к Кому ты так преступно был неблагодарен. И не даром Откровение говорит, что в день гнева Агнца люди будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16)

Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители. Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие – омывать и радовать.

«Царство света». Вслушаемся в это чудное словосочетание. Переведем взор на свечи, горящие в наших руках. Вот оно – простое и зримое указание на нашу веру. Это указание на то, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) Это также указание на то, что слаба и нежна, как пламя свечи, жизнь человеческая, что должна она неизбежно погаснуть здесь, но не исчезнуть, а зажечься там, в том Царстве света и на той «новой земле, на которой обитает правда» (2 Пет. 3:13)

Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.

Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание. Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба Своего.

Если Господь захочет наказывать, то накажет всех, и будет, за что. Пророк говорит, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142)

Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую дочь по молитве матери, расслабленного человека – по вере тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Мудрость одного из христианских народов сложила поговорку. И говорится в ней, что, когда человек рождается, то он плачет, а все радуются и говорят: здравствуй, дорогой. Когда же умирает человек, то он должен радоваться, а все вокруг – плакать и говорить: до свиданья, дорогой. До свиданья, потому, что «всем мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10) Все друг друга увидим во свете Его лица. Со сладостью веры, поэтому, смешаем горечь разлуки и умножим молитвы о том, чтобы встреча души с Праведным Судьей была для души началом нескончаемой радости.

Рейтинг: 6.7 Голосов: 207 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Деонисий12 марта 2013, 21:30
Отец Андрей ВЫ мой свет ко ХРИСТУ! Спаси ВАС ГОСПОДИ!
Дмитрий11 марта 2013, 07:44
"Всехитрец" - церковнославянское Богослужебное слово, см.:
http://drevo-info.ru/articles/16027.html
Владимир11 марта 2013, 01:01
Бог никого не наказывает, у Него нет лицеприятия, как и Сам Он не имеет лица. Как и говорит, апостол Павел, вчера знали Христа распятого по плоти, сегодня новая тварь во Христе, и уже ни я живу, а живет во мне Христос. И если еще есть что сказать, то для неверующих, пусть и языками, пророчество для верующих, до нас все сказано. Бог видит только собственный образ, о Котором и речь, а если Бог видит, тогда кто судит, а неверующий уже осужден, осужден слепотой духовной. Проповедь только говорит о разделении, но Страхом Божиим разделен. Вот и Давид говорит, приступите или придите ко мне и Страху Божиему научу, ибо без Бога Истинного к Нему не приступишь. Потому , когда говорим , что Бог наказывает, говорим Бога не видим, и не добавить, и не урезать, ибо и без полноты ни Отца без Сына, ни Сына без Отца, но от Отца и Сын, а Сын в полноте Отца. Свойствами, видимым образом различимы, но Едины Духом Святым.
Василий11 марта 2013, 00:50
И Всехитрецу Слову плоть заимодавшая,Дево Богородице....Всехитрец -это Христос.
Елена.Украина10 марта 2013, 22:39
Александр,Геннадий,Ирина - не смущайтесь относительно слова "Всехитрец". Оно,конечно,не всем понятно,но тот,кто ходит регулярно в храм на утреню,обязательно рано или поздно услышит во время пения канона на 7 глас,ирмос 9-й песни этого канона:
«Нетления искушением рождшая, и ВСЕХИТРЕЦУ СЛОВУ плоть взаимодавшая, Мати неискусомужная, Дево Богородице, Приятелище Нестерпимаго, Село Невместимаго Зиждителя Твоего, Тя величаем». — Ты родила Сына Божия без искушения тления, и все премудро устроившему Слову Ты дала плоть. Матерь, не познавшая мужа, Дева Богородица, Пристанище Того, Чье присутствие не может перенести человек, Селение Невместимого Твоего Творца, Тебя мы величаем! «ВСЕХИТРЕЦ» — Творец, все премудро устроивший.
ИринаСах 9 марта 2013, 14:48
Уважаю о. Андрея, но слово "Всехитрец" ужасно покоробило...Или я не так поняла что-то?
Геннадий-либерал 9 марта 2013, 13:34
Настоящее время в истории Церкви можно охарактеризовать и великой гласностью Христианства: никакая эпоха или небольшой, но заметный для внимательного ума, промежуток времени не представляли человеку такие возможности в постижении учения Господа Иисуса Христа. Поэтому, например, становиться эффективной даже пассивная форма восприятия: читай, слушай, смотри и, не имея специального образования, сформируешь примерно правильное понимание сути проповеди Господа Иисуса Христа.
Это моя индивидуальная оценка ситуации, и все-таки, представляется, исходя из предположения о верности принципа - "единства тела Церкви", верным востребовать от дерзающих на учительство или наставничество людей Церкви более глубокого и тонкого вскрытия принесенных свыше истин.
Итак, смерть: "...воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек...". Но, ведь мы, живя, все бережно храним в памяти, и давайте, вспомним как в далеком детстве каждый получил первый (и последний) урок (методом порки) от отца: "не воруй" или "не убивай", так что после воскресения мы забудем об этом наставлении - а что наша личность дистиллированная от подобных смесей? И чем тогда будет личность в вечности, если в ней не сохранится то, что сделало ее достойной вечности? Конечно, более умные, скажут, мол все это будет не важно и по другому все откроется, однако, почему по другому, если сейчас это самое важное?
Так, что же хочется услышать от учителя или наставника (по крайней мере мне)?
Сантехник 9 марта 2013, 11:16
Ч2. Ладно, это, в общем-то, всего лишь подготовительный трёп, – теперь конкретный вывод-предложение /исключительно для обряда отпевания/:
Все заботы о похоронах со стороны усопшего обычно берёт на себя 1 /3/ человек… Ему и задают вопрос – будете ли отпевать усопшего? Он и принимает решение – ведь именно он хоть кого-то знает из пришедших …
Так вот, я бы предложил несколько расширить вопрос: «На каком языке вы хотите, чтобы проводилось отпевание? На ЦСЯ или, пусть на не столь красивом, классическом и сакральном, но доступным и понятным для большинства пришедших людей – РЦЯ»?!

ПУСТЬ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЮТ САМЫЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ…

/Речь идёт исключительно об обряде отпевания – ни о чём больше!/…
Может, у кого-нибудь от простых и понятных душевных слов Батюшки станет чуть легче на сердце..?
Или нет?
Запрещено..?

Может, не печатать? Не бередить раны…
9.3.13 Сантехник.
Сантехник 9 марта 2013, 11:14
Ч1. Здравствуйте, ув. Батюшка! Не знаю, как для кого, а для меня, старика, уже потерявшего многих близких, тема на редкость актуальна. Хвалить Вас безсмысленно – и без меня похвал хватает…
Я лучше приведу пару примеров – и вывод…
1. Отпевают брата – стоит человек 30-40… ЦСЯ знает хорошо если 1-2 человека… Но я их не знаю…
После отпевания мне говорят – «А, я все равно ничего не понял…».
2. Ещё пример – было-то всего 4 человека; ЦСЯ не знает никто… Не было даже проповеди на РЦЯ…
/Впрочем, я мог просто не услышать – состояние, понимаете ли…/.
Дискуссия о ЦСЯ всем уже порядком поднадоела – мне «каатся», – но вот такое отношение к людям, пришедшим на последнее прощание, столь важное и для усопшего и для его близких, вызывает СТРАШНЫЙ вопрос-разделение:
- «Человек для Церкви – или Церковь для человека»?
Понятно ли объясняю? – нарушается единство Церкви-людей… Ведь в такие моменты чувства настолько обострены, что в некоторые сердца вполне могут попасть семена Веры… Или неверия… Или равнодушия…
А у нас непонятная служба на непонятном языке – так и хочется назвать этот процесс почти язычеством…
Ну, какое тут утешение? Простите…
Нет? - Я ошибся… Тогда хорошо…
Сергий Арсеньев 9 марта 2013, 09:32
Александру Бутову:

Всехитрец (цсл., греч. ) - умеющий все, премудрый:

"и всехитрецу Слову плоть взаимодавшая" - и премудрому (Творцу) Слову в свой черед давшая плоть (Ирмологий, глас 7, 9-2).

Спаси Господи,отче!
lyudmila toll 9 марта 2013, 07:53
Святый Патриарше Сербский Павле.
Bсе святые, святители, преподобные, чудотворцы и мученики в Небесном Царствии у престола Божия почивающие
помолиteсь у Престола Божия о милости и ЦАРСТВИЯ Небесного усопшим рабам Божиим
Николаю,Марии,Ольге,Андрею ,Лидии,Борису,Галине,Надежде,
Мелании, Нине, Ioanny, Екатерине,Петру,Андреяну,Василию,Василию,Евдокии,Евдокии ,Татьяне,Анисии, Анатолию,Ларисе.
Константин 9 марта 2013, 02:49
Исправьте пожалуйста ошибку-опечатку.Этот момент уже поднимался в теме Александром Бутовым.Люди продолжают читать.Спасибо за статью.
Геннадий 9 марта 2013, 01:37
Статья весьма полезна и поучительна .Но меня поразило всехитрое слово Всехитрец . Есть некое понятие В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог что то мне жутковато стало .Мир Божий превыше всякого ума .Не ужели словоблудие или же это выше моего убогого ума .Нет не то чтобы я ...... хотелось бы некой ясности .Говоришь на ангельском языке пусть будут те кто говорит и т. д. Вы пожалуйста не судите меня строго .Не ужели и в таких статьях надо искать под текст некую хитрецу .Простите Бога ради мою немощь .
Адам 9 марта 2013, 00:22
"в Всехитреца Слова не отнять" Опечатку пожалуйста исправте.Богохульная какая то.А так мысли о смерти понравились.В душе отпечатались.Спасибо.
татьяна 8 марта 2013, 21:29
прощание и встреча... как много поучительного. спаси Господи!
Н.Н. 8 марта 2013, 21:07
Александр Бутов:
"И вопрос: "Всехитрец Слово" - это кто?"
Вот нашла у диакона Андрея Кураева:
..."Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой.Рыба хватает то, что видит – и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала[1485].
По мысли некоторых восточных богословов, Бог приходит на землю для того, чтобы разрушить царство сатаны. Что такое царство смерти? Смерть – это пустота, небытие. Поэтому смерть нельзя просто прогнать. Смерть можно только заполнить изнутри. Разрушение жизни нельзя преодолеть ничем иным, кроме как созиданием. Для того, чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить ее, Бог принимает человеческий облик. Сатана не узнал тайну Христа – тайну Сына Божьего, ставшего человеком. Он считал Его просто праведником, святым, пророком, и полагал, что, как любой сын Адама, Христос подвластен смерти. И вот, в ту минуту, когда силы смерти возликовали, что им удалось победить Христа, предвкушая встречу с очередной человеческой душой в аду, они встретились с силой Самого Бога. И эта божественная молния, низойдя в ад, начинает разворачиваться там и разносит весь адский склеп[1486].
Простите за длинную цитату, но мне показалось очень интересно.
Спасибо большое о.Андрею Ткачеву за замечательные слова.

olesea18 февраля 2012, 12:07
Спасибо за эти изречения. В помощь они тому кто возносит молитву, дабы уповаться милостью.
о.А.Д-ий17 августа 2011, 14:46
И отец Ткачев БОЛЬШАЯ умничка!
Александра12 июня 2011, 08:34
Спаси нас Господи за грехи наши прости.
Марина10 мая 2011, 00:54
Просто ЗДОРОВО !
Наталья 9 мая 2011, 22:32
Cпаси Господи!!!
Елена 5 мая 2011, 16:17
Спаси Господи! Чудесная статья! Светлая и глубокая!
Юрий 4 мая 2011, 23:12
Спаси Господи. Каждый человек обязан помнить о своем смертном часе. О бренности этого земного тела.
Насколько светлее и чище стала бы жизнь, если бы так было...
Александр Бутов 4 мая 2011, 13:14
"...в Всехитреца Слова не отнять".

По-видимому, здесь описка: вместо предлога "в" должен быть предлог "у".

И вопрос: "Всехитрец Слово" - это кто?
nalbatyra@mail.ru 3 мая 2011, 21:42
Спаси Господи! Вас за такую поучительную тему, и за возложеннные на нас обязанности помнить об этом.
Олег 3 мая 2011, 21:31
Христос Воскресе! Глядя эту на фотографию, впервые за 32 года, представил себя лежащим в этом гробу, ведь это когда-нибудь случится!!! И каким я предстану перед Господом!?
Спасибо за статью!
Горан 3 мая 2011, 21:07
Впервые вижу эту фотографию. Патриарх сербский Павел. Царство ему небесное!
Ksenija 3 мая 2011, 17:45
Spasi Gospodi,,,
Aleks 3 мая 2011, 12:30
kaie slova, kak vso prosto i ne prosto.. kak ponjatj vso, kak prinjatj.. blizkie i daljnie uxodjat.. v radosti v pokajanii i bez.. dai Bog kazhdomu pochitatj etu statju i prinjatj kak nastavlenie kak otnositjsa k usopshemu.. spasi Gospodi za vso
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×