Платон и Аристотель на фреске "Афинская школа" Рафаэля |
Катехизис дает некую сумму готовых ответов, но предполагает вопросы. Значит, верующему человеку можно их (вопросы, то есть) задавать и можно, следовательно, быть чуть-чуть философом.
Ужасен человек, которому все ясно. Человек, которому все ясно, это не Платон, и не Василий Великий, и не Филарет (Дроздов). Это, скорее всего, какой-то зощенковский персонаж на манер того товарища, который в ответ на вопрос барышни: «Что это соловей так нынче сладко поет?» – ответил без сомнений: «Жрать хочет, оттого и поет». Можно было бы порадоваться, что человеку все ясно и на любой вопрос ответа долго ждать не надо. Но радоваться почему-то не хочется.
Вопрос о возможности философии в христианстве формулируется так: «В христианстве можно только молиться или можно молиться и думать?» Конечно, можно думать и молиться, молиться и думать, просто думать и просто молиться. И когда человек будет думать, он будет постоянно задавать вопросы. Себе, Богу и окружающему миру. Почему все так, а не иначе? Если на все воля Божия, то я ни при чем или все же от меня чего-то ждут и за что-то спросят? О, как много этих вопросов, и как рвутся они из самих глубин человека! Иногда они, эти вопросы, заставляют молиться, иногда мешают. Но сделать вид, что их нет или что они не нужны, что это блажь и чушь, вряд ли удастся.
***
Философия есть поиск Бога. По Клименту Александрийскому, она есть для язычников то же, что для евреев – Закон. Закон же для евреев, напомним Павлово слово, есть «пестун», то есть детоводитель ко Христу. Детоводителем называли раба, который водил детей своего господина к учителям. Евреев ко Христу должен был привести Закон, а язычников – размышление.
Закон требует тщательного исполнения. Казалось бы, Закон и философия – антагонисты. Но это только кажется. Поскольку Закон обширен, мелочен, скрупулезен, целостен, он для исполнения требует понимания. Человек не способен исполнять то, что не понимает. Отсюда еврейские поиски ответов на вопросы «какая заповедь в Законе большая?», «что первостепенно, а что второстепенно?» и так далее. Размышление над Законом есть аналог философии, только не в смысле свободного полета: дескать, «думаю, о чем хочу». Это настырный труд ума в заданных рамках, это религиозная философия. Она-то нам и нужна.
Если бы не было у евреев людей, размышляющих над Законом, после Пятикнижия в Библии бы больше ничего не было. Но там есть и Притчи, и Псалмы, и Иов, и Исаия. Не было бы у них того, что называется «устной Торой», – аналога нашего Предания. Сам Христос в ответ на вопросы книжников отвечал: «В Законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10: 26). Не просто «что написано?», но и «как читаешь?» Очевидно, это сказано оттого, что одно и то же читать можно по-разному. Стоит дать прочесть любую книгу двум разным людям, а затем обсудить с ними прочитанное, и мы удивимся. Окажется, что в одном и том же тексте люди эти люди заметили совершенно разные места, нашли совершенно разные смыслы, почувствовали абсолютно несхожие подтексты. Один и тот же человек в разные возрастные периоды тоже понимает по-разному одну и ту же, вроде бы знакомую, книгу. Потому что повзрослел, потому что перенес опыт измены, или болезни, или разочарования в ложных идеалах. Если это справедливо в отношении Шолохова, то почему это не должно относиться к Божественному Откровению? Значит, нельзя просто дать Святую книгу человеку: дескать, «там все есть, читай – и все будет в порядке». Нужна культура коллективного чтения, размышления, толкования. Нужно уметь многим слушать, когда один читает, а затем по очереди высказывать свое мнение о прочитанном. Нужна культура дискуссий, при которой неизбежно бывают несогласные или мыслящие различно. Но именно внутри силового поля коллективной мысли становится понятным не просто что-то кому-то, но само Откровение оживает в многогранности своей и питательно проникает в сознание духовно трудящейся общины.
Вот этого-то у нас и нет. Не то чтобы совсем нет. Где-то, наверно, есть. Но в целом – нет. А раз нет свободного движения внутри заданных координат – значит, есть стояние на месте. А стояние на месте внутри текучего мира невозможно в принципе. Там, где есть намек на него, есть неизбежная деградация и скатывание вниз. То есть происходит движение «вниз по лестнице, ведущей вверх».
Философии нет – значит, жизнь не осмысливается. А жизнь не осмысливается в двух случаях: или жизни нет, или живущий человек неполноценен.
Религиозной философии нет – значит, жизнь в вере не проходит через сито анализа и самоанализа. Вариантов тоже два. Либо веры нет, а есть лишь шелуха и «оптический обман зрения», либо верующий человек похож на растение. Жестковато звучит, но такова категоричность мысли, подобящаяся остроте скальпеля.
Догматизация мелочей и канонизация исторических ошибок происходят именно отсюда, «из сего зерна», как сказал бы Г. Сковорода. Думать люди не хотят. Религиозные люди жертвуют риском философского поиска якобы молитве. То есть говорят: «Мы не думаем, мы молимся». Но чаще всего это ложь на молитву, потому что не умеющий и не любящий думать человек молиться тем более не любит.
Молитва выше всякого размышления, и она есть высший плод трудящегося ума. Это такой плод такого ума, который вовлекает все существо человека в единый процесс молитвенного горения. Тот, кто знает по опыту огонь молитвы, ценит огонь мысли, ибо это похожие огни. Но лентяи и не молятся, и не думают. Они носят угрюмые маски и повторяют в акафистах: «Радуйся, радуйся». Они интуитивно боятся, что, однажды позволив себе мыслить, додумаются до вещей непривычных и парадоксальных. Да, есть риск. Но родиться – тоже риск. Гораздо спокойнее остаться зародышем и спать в темноте утробы, а лучше – вовсе не зачинаться.
Именно умственное упрощенчество сообщило русской революции религиозный характер – именно оно виновато в реках пролитой крови. Русская революция была попыткой скачка в вечность. Это был наивный запуск ракеты из рогатки. Это была насквозь мифологическая трагедия, в которой участвовали «простые» люди, желающие всемирной справедливости и прочих «святых» вещей без реального стремления к святости. Массовые участники строительства нового мира были «интуитивные христиане», которым на голову надели «вывернутое Евангелие» и которые позволили себя завертеть и обмануть именно из-за религиозного невежества и догматического безразличия. Отсутствие дисциплины ума и пренебрежение к умному труду есть наш родовой грех, похожий на добровольное проклятие. И толком выбраться из исторических тупиков мы не можем именно из-за пренебрежения к главному достоинству человека – способности честно мыслить. Подчеркну – способности, а не умения, ибо умением еще нужно овладеть.
Оттого и ищут люди болото погуще да потеплее, чтобы улечься в него, как хрестоматийный бегемот, и высунуть на поверхность только две сопящие ноздри и два лениво моргающих глаза. И если есть бытовое болото, то отчего не быть болоту религиозному? Оно тоже есть.
Религиозное болото – это отсутствие размышления над Откровением, отсутствие живой рефлексии на слово Божие плюс пугливая ненависть к тем, кто с тобой не согласен. Эту ненависть легче всего нарядить в благочестивый сарафан «охранения традиций». Но это все – до поры до времени. Человек, честно думающий и находящийся за пределами Церкви, к Церкви придет, а человек, находящийся внутри Церкви и ни о чем не думающий, от Церкви уйдет.
Честная мысль вообще имеет то особое свойство, благодаря которому, додумав нечто до конца и донышка, жить по-прежнему уже невозможно. Мысль меняет жизнь, а там, где жизнь не меняется, но происходит лишь смена декораций, там нет ума, там царствуют растительно-животные инстинкты, одетые в модный костюм.
«Это трудно сделать», – говорил один человек другому в отношении решительного жизненного шага. «Нет, – отвечал другой. – Это трудно понять. Если же поймешь, то уже трудно не сделать». Таково мышление. Особенно если это мышление религиозное. Оно не подвергает сомнению бытие Божие. Оно трепетно осмысливает Откровение, то есть тот опыт, до которого нельзя додуматься, если Бог его не явит. Оно смотрит на жизнь не как на схему, но как на живую – то есть меняющуюся постоянно – реальность и стремится дать появляющимся фактам правильные имена.
Именно эта способность, помнится, выделяла еще не согрешившего Адама в Раю из царства животных.
Поиск истины, Богопознание - путь жизни человека. Те, кто путает ищущего (думающего) человека с мудрствующим (умничающим) - сами плуты. Кто из вас скажет, что ему самому думать не надо, поскольку он в совершенстве знает Бога, его Существо, Волю и Промысел? Да лицемерами будут! Да нам везде указано смотреть за собой, анализировать, познавать, рассуждать (в противоположность безрассудству), быть разумным, думать прежде, чем сделать.
Где написано, что надо бездумно исполнять установленное Церковью, где???
Такое впечатление, что некоторые тут пытаются убедить, будто не имеют ежеминутных колебаний в вере и сомнений в правильности своих действий. Прям столпы веры и образцы святости! С чем их и поздравляю.
Вот этот абзац, на мой взгляд, говорит, что о. Андрей Ткачев - плут. А потому и к прочему надо присмотреться повнимательней.
Сеятель прийдёт с ситом для тонкого просева,но и они бывают разные.
Так что не будем спорить, а то все разом невесть что друг про друга подумаем. Бог помощь.
Те люди, которые не веруют в то, что написано в православном Символе Веры, не являются христианами.
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2-ое Тимофею, глава4,стихи 3-4).
"Оличать человека по своей воле едва ли нужно, разве сам он подаст случай сказать ему истину. Обличать за себя трудно, чтобы не примешалось самооправдание. Притом обличение может обратиться в неприятность другому человеку, чрез которого перешли речи. Не лучше ли помолиться только, чтобы Бог вразумил каждого смотреть на дело ближнего простым оком, без осуждения и подозрения".
Свт. Филарет Московский.
Это нам всем - и мне, и согласным с о.Андреем, и несогласным с ним, и тем, кого он обличает, и обличающим их.
С Богом!
Удивлен, что этом сайте публикуют такие честные и главное своевременные статьи. Сейчас это тренд. Считайте, то Вы вернули православию одного последователя.
И не думайте, что Вы одиноки. У нас на встречах и в семье ставятся вопросы и поострее. Продолжайте, спокойно разверните тему, и Вы удивитесь количеству поддерживающих Вас.
Спаси Вас Бог.
Размышляя над святыми словами каждый человек как-бы "совмещает" с ними душу свою и прокладывает СВОЙ путь к Богу. Конечно, на этом пути возникают вопросы. Иногда ответ получаешь(или жизнь подскажет, или "случайно" на какую-нибудь книгу или даже фразу наткнешься), но не всегда. Поэтому, замечательно было-бы ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО ОБСУЖДАТЬ эти вопросы. К сожалению, бывает, что твой вопрос собеседником расценивается чуть ли не как ересь.
А мне кажется, что вопросы и сомнения - это нормально. Ведь никто не обладает совершенной верой без сомнений, иначе бы по воде ходили и горы двигали.
Вот и прочитали статью все по-разному.
Очень хорошая статья, спасибо, о. Андрей, как всегда в точку!
Господи, помилуй мя грешнаго. точка.
и всёже, батюшка, Спаси Вас Бог.
"Нужна культура коллективного чтения, размышления, толкования." - нет ли этого у нас (православных) со СВЯТЫМИ ОТЦАМИ ?!
Это у протестантов - "...один читает, а затем по очереди высказывать свое мнение о прочитанном." - сего не хватает?!
"Думать люди не хотят" /так и мой преподаватель философии в ВУЗе говорил 8-( / - вопрос над чем, и когда иначе было?
Сто вопросов без ответов, и главный: кому адресована и в чем соль даной статьи?
Одному Богу известно, что есть Да, а что Нет, и какие мотивы толкают человека на мысли и поступки. А то, что есть люди не крещёные, не их вина вовсе. Многим (как и мне до крещения) и так живется хорошо, как общество научило, и откуда им неразумным понять, что надо искать Бога? Ведь мы, крещёные, и те неразумные! Они понятия не имеют о настоящей вере, полной ЛЮБВИ, а не парализующего страха ошибиться - кстати во многом "благодаря" категорично настроенным христианам. Не сочтите за нападки. Многие, кто крещен во взрослом возрасте, подтвердят: вера и воцерковление - подарок Божий, а не человеческая заслуга. Пройдите путь каждого некрещеного, и еще раз поблагодарите Бога за то, что это Он Сам пришел к вам (а не наоборот).
Замечательна мысль о. Андрея и о совместном обсуждении непонятного - ведь, действительно, тогда обсуждаемое приобретает объемность, многогранность. Главное при этом - не впасть в "протестантизм" и не уйти на страну далече, а для этого нам нужно руководство пастыря мудрого,знающего мнения Св. Отцов, которые не дадут уклониться от истины. Спаси Вас Господи, о. Андрей!
вот и в статье похоже всё об остальном.
Или на рпавославном сайте azbuka.ru Спасутся ли не крещёные? Нет, не спасутся.
Недавно начала читать книгу одного священника-миссионера "Огласительные беседы", там говорится: "Убийство не такой страшный грех, как гордость, так как об убийстве человек скорее покается, чем о своей гордости". Хотя я поняла замысел автора, но принять это никак не могла, да и формулировка меня поразила, тем более для новоначальных... Но ведь далеко не все убийцы к Богу приходят, а победу над гордостью ежедневно совершают миллионы, настоящие и будущие христиане. Так как у нас действительно не принято рассуждать о вере (а тут от рассуждений не могла удержаться) и отвергать какие-либо христианские постулаты (книга в церкви куплена и церковным человеком рекомендована), я просто на время перестала быть в стенах церкви, которая это "пропагандирует", ждала пока все в голове встанет на свои места. Вашу статью Господь мне послал, ясность пришла. Не знаю, правда, дочитывать ли теперь книгу...
1. Разрушение Божьего мира и замена его на искусственный.
2. «Порча человека». Замена его на одномерное существо.
Для осуществления этого с момента Просвещения проводится прометеевский проект в двух экспериментах: коммунистическом и либеральном. Результат «порчи человека» в коммунистическом проекте – это советский человек, в либеральном – американец. В этом проекте воздействие на русских было наибольшим. В коммунизме мы забежали впереди всех (Гулаг) и в либерализме (90 годы).
В 17 мы захотели свободы - получили рабство. В 90-е хорошо жить - получили рассеяние. Чем не повторение истории избранного народа?
В обоих случаях мы дошли до дна. Разрушение Божьего мира можно оценить по двум критериям: загрязнение и обезличивание (снижение меры разнообразия). Обезличивание можно применить к культурной среде, как приход и вся Церковь, где кликушество-фарисейство пытается выдавить все православные формы, убив тем самым жизнь. Идет попытка взять крепость изнутри, попытка самая эффективная и опасная.
"Аскетические опыты" книга 1,
глава "Вера и дела":
"В догматах — богословие, преподанное Самим Богом. В отвержении догматов — богохульство, называемое неверием; в искажении догматов — богохульство, называемое ересью.
Когда ум, еще не очищенный покаянием, еще блуждающий в области и мраке падения, ещё не просвещенный и не водимый Духом Святым, дерзнет сам собою, собственными болезненными силами, из мрака гордыни, рассуждать о Боге, тогда он непременно впадает в заблуждение. Такое заблуждение — богохульство. О Боге мы можем знать только то, что Он по великому милосердию Своему открыл нам."
P.S. Отец Андрей, а марксистско-ленинская философия тоже "есть поиск Бога" ?
--------------------------------------
Бог - Иисус Христос.
Истина (Слово Бога) = Бог есть Любовь.
Воплощение Слова и есть ЖИЗНЬ.
Если и мы воплощаем своей жизнью Слово Бога, то мы едины с Богом в исповедании Истины и богословие наше есть форма НАШЕГО Бытия.
Богослов своей жизнью свидетельствует перед Богом и людьми об Истине, живущей в нём, выполняя Заповедь Новую.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:34,35).
Спасибо, что вспомнили Григория Саввича Сковороду!
Спасибо Вам, отец Андрей, за статью!!!!
Жаль, что все чаще мне дают понять, что я слишком "гружу" себя и других людей, задумываясь над подобными впросами.
Слава БОГУ за все!
Спаси Господи!
Пожалуйста, исправьте имя автора фрески "Афинская школа": ее написал не Леонардо да Винци, а Рафаэль.
Пожалуйста, исправьте имя автора фрески "Афинская школа": ее написал не Леонардо да Винци, а Рафаэль.