В 2012 году Брюссельская и Бельгийская епархия РПЦ отмечает 150-летие постоянного пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве. Портал «Православие.Ru» попросил протоиерея Павла Недосекина, настоятеля Свято-Троицкого храма в Брюсселе – Патриаршего подворья, рассказать о русских приходах, о православных бельгийцах, об их стране, в которой наша Церковь несет свое служение уже полтора века.
***
Протоиерей Павел Недосекин |
В стране три региона со своими культурно-историческими особенностями, три официальных языка. Так что и епархия по языковому признаку как бы делится на три части: фламандский север и северо-восток, валлонский запад и юг и немецкий юго-восток. И в каждой части епархии специфика своя. Как и в каждом приходе.
Приходы
Интересна история некоторых приходов. Так, первым помещением, которое удалось получить для прихода в Антверпене при его образовании, был фактически подвал – нечто вроде подземного хода, заканчивавшегося тупиком. Там и начались первые богослужения. Архиепископ Симон сам ездил туда, чтобы совершать Божественную литургию. Так продолжалось до тех пор, пока община совершенно не окрепла. И только тогда для прихода было получено большое здание католического храма и был назначен нынешний настоятель отец Андрей Елисеев. С такой практикой, когда правящий архиерей основывает и поднимает приход, в России, наверно, не часто столкнешься. В Бельгии это реальность целого десятилетия. Сейчас владыка Симон поднимает общину в Льеже: ездит туда (а это за 100 километров от Брюсселя) для совершения Евхаристии Господней уже в течение нескольких лет. Многие стали ходить в его храм в этом городе. Народу стало столько, что сейчас в Льеже планируется строительство русской церкви.
Православный храм Рождества Христова (Антверпен) |
Для бельгийских приходов проблема – найти помещение. Это очень тяжело порой, потому что власти бывают часто против открытия храма. Так что если, скажем, в городе – по русским меркам, районном по численности – люди просят основать у них приход, первое, что делаешь, – ходишь, смотришь, гуляешь, выбираешь, подыскиваешь здание. И пока я искал помещение для храма в Льеже (о нем я уже упоминал), я на машине «накатал» 6 тысяч километров, при том что расстояние между Брюсселем и Льежем – 100 километров. 100 километров туда утром, столько же обратно – вечером. Поездить пришлось: искали помещение несколько лет, но, слава Богу, нашли: хорошее здание, большое, 240 квадратных метров площадь первого этажа. А теперь в Льеже уже будет возводиться новый – настоящий – храм Русской Православной Церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Монс: храм после дискотеки
Сходная ситуация была и в Монсе. Правда, в Монс я наездил в два раза меньше – только около 3 тысяч километров. Мы три раза находили помещения, но городские власти были против и отказывали в выдаче разрешения на их покупку. В конце концов мы нашли, Господь нам помог, бывшую церковь, против которой нельзя было возразить. Это была домовая церковь одного аристократа. Когда мы ее покупали, это был dancing – танцплощадка, дискотека. Стены храма толщиной примерно 60 сантиметров. И вот от внутренней стороны стен этого храма был отступ около метра и дальше шли еще одни стены, примерно в 80 сантиметров толщиной – это было сделано для полной звукоизоляции, потому что это здание расположено в историческом центре Монса, и, чтобы не пугать соседей дискотечной музыкой, чтобы ее заглушать, была сделала такая звукоизоляция. Внутри все было покрашено черным цветом. Пол сделан из стеклянных плиток разного цвета со светомузыкой. Мы все простенки разобрали, стены перекрасили и стали служить, но и тогда у нас еще на полу какое-то время была светомузыка. То есть музыки, конечно, не было, но, когда включали один рубильник, было видно, как эти квадратики на полу горели разными цветами, включались красный, синий, зеленый в такт каким-то музыкальным произведениям. Сейчас, конечно, мы это все уже устранили, пол сделали гранитный. Это храм во имя архистратига Божия Михаила и всех небесных сил. В Монсе. Место известное – там база НАТО. Приходят военные из православных стран: Румынии, Греции, Болгарии. Этой осенью в связи с празднованием нашего 150-летия храм, по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла, будет освящать глава Польской Православной Церкви владыка Савва. Ждем русский генералитет, придут православные военные из стран блока НАТО. А половина прихожан этого прихода приезжает из Франции, так как она от Монса всего в нескольких километрах.
Монс. храм Русской Православной Церкви в честь святого Архистратига Божия Михаила |
Брюссель: отзывчивые люди
Прихожане везде очень разные. В самом Брюсселе народу много. Так, в наш храм на воскресную литургию собирается больше ста человек. Но в основном это люди, приехавшие на заработки. Порой у них нет документов, и они живут нелегально. Так что, как видите, здесь большая часть прихожан – неимущие. Да, приход большой, храм полон, но порой оказывается, что даже за коммунальные услуги храму платить нечем. Жертвовать средства бедные прихожане могут малые или не могут совсем. Но радостно то, что, когда попросишь помочь, эти люди все сердечно откликаются, все «дают» свои руки, и этими руками можно сделать что угодно. Мы фактически сами отремонтировали весь храм. Ремонт стоил бы намного дороже, если бы мы нанимали рабочих, но мы все сделали своими руками. Сами мы делали ремонт и в Монсе; будем стараться это продолжить и в Льеже.
Либрамон: община состоятельных бельгийцев
Община в Либрамоне совсем другая. Либрамон – город в провинции Люксембург, на юге Бельгии, – от Брюсселя в сторону государства Люксембург, в горы. Это старые горы, но не очень высокие: высотой 400–600 метров.
Либрамон |
Центр фламандского Православия
Есть в Бельгии монастырь, где служат на фламандском языке, – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первейзе. Владыка Симон ездит туда всегда на праздник Успения Пресвятой Богородицы – 15 августа: богослужение в обители идет по григорианскому календарю. (Вообще этот день в Бельгии – государственный праздник.) В этом году там тоже будет празднование в честь 150 лет русского присутствия в Бельгии.
Монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первейзе, Бельгия. Интерьер храма |
Остенде: приход на курорте
Интересный приход в Остенде. Это курортный город. Курорт известен еще с XIX века. Еще до Ниццы этот город был лучшим и первейшим курортом Западной Европы. В Остенде приезжал двор, императрицы, приезжала русская интеллигенция; собирались здесь и русские революционеры. Это такой интеллектуальный город на берегу Северного моря, с очень мягким климатом, хотя бывают и сильные холодные ветра. Здесь владыка Симон тоже основал и организовал приход – во имя апостола Иоанна Богослова. Община разрастается, и идет сбор средств на строительство нового храма или покупку дома для него. Сейчас этот вопрос решается в общине. Возглавляет приход отец Геннадий Катамашвили.
Лувен: студенческий приход
Есть приход Русской Православной Церкви и в Лувене – студенческом городке. История его очень интересна. В начале 1930-х годов в Лувен стали приезжать русские студенты, которые попадали сюда через Сербию или Константинополь. Но, надо отметить, традиция приезжать сюда учиться сложилась еще до 1917 года: до революции на учебу сюда направляли негоциантов и студентов. Однако расцвет православной общины приходится как раз на 30-е годы ушедшего века.
Приход святого апостола и евангелиста Матфея в Лёвене, Бельгия |
Ныне храм возрожден. К сожалению, прямой преемственности нет. В 1980-х годах тот первый приход совершенно угас. Но уже в недавнее время храм во имя апостола и евангелиста Матфея был возрожден Московской Патриархией.
Лувен – студенческий город, там до сих пор немало русских студентов, и не только русских, но и «русофонов». Бывшая советская империя после распада дала очень много изгнанников, говорящих на русском языке. Те, кто приезжает сюда из разных постсоветских стран учиться, и посещают этот храм – наряду с местными бельгийцами. Богослужение ведется на двух языках поочередно – на церковнославянском и на фламандском.
Брюссель: приход святого великомученика Пантелеимона, или «приютская церковь»
Интересна история еще одного русского прихода в Брюсселе – прихода святого великомученика Пантелеимона. Приход основала одна женщина – Кузьмина-Караваева. Она в 1918 году, после того как овдовела (был убит и ее муж, и отец), приняла на себя подвиг помогать бездомным детям. И создала приют. В 1919 году вывезла, кого смогла, из Крыма в Константинополь. В Константинополе получила от командования Врангеля часть помещений в военном госпитале, где создала детский приют и устроила православный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Икону этого святого в свое время вывезли из Вильно, где еще до революции был также детский приют. И этот образ стал главной святыней вновь устроенного храма при приюте, который позже она перевезла в Брюссель: договорилась с благотворительными организациями и вывезла детей из Константинополя в Бельгию. Поначалу приют скитался: сперва он был в Намюре, потом около Льежа, но в конце концов обосновался в Брюсселе.
Приютская церковь на рю де ля Турель. Брюссель, Бельгия |
В Брюсселе им удалось получить помещение, где сейчас находится храм святого великомученика Божия Пантелеимона и святителя Николая. Это здание бывшей конюшни. До приезда приюта там ремонтировали кареты, потом держали лошадей. Приехавшие сделали ремонт, разделив помещение на две половины: для девочек и для мальчиков. Приют просуществовал в таком виде до 1940 года. Перед началом Второй мировой войны Кузьмина-Караваева умерла, и после ее смерти приют уже не получал никаких субсидий. Но питомцы продолжали жить вокруг храма и поддерживать друг друга. За храмом так и закрепилось название «церковь приютская» (ее еще называют по улице, где она расположена, – «церковь на рю де ля Турель»). Очень колоритный храм. Это живая история России. Там немало святынь. Сейчас он в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Шарлеруа: приход солдат-корниловцев
Уже несколько лет служения связывает меня со Свято-Троицким приходом в городе Шарлеруа. Этот приход был основан солдатами Белой гвардии, которые приехали из Галлиполи, из Константинополя, из Сербии и из Бизерты. Собрался почти весь полк генерала Корнилова. Они были приглашены в Бельгию, чтобы работать в каменноугольных шахтах. И вот в бассейне Монс-Шарлеруа они организовали четыре прихода, из которых выжил лишь этот один. Располагается он в здании бывшего гаража. Приход был в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Уникальность ситуации была в том, что мне пришлось несколько лет служить в этом приходе, одновременно находясь де юре в составе Московского Патриархата и де факто Константинопольского, Вселенского. На литургиях сначала молились «за господина нашего Святейшего Варфоломея, архиепископа Константинопольского и Нового Рима, Вселенского Патриарха», а потом «за великого господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».
Храм Святой Троицы в Шарлеруа |
Все старики-солдаты ушли в мир иной, но мало-помалу храм опять наполнился верующими – теперь уже выходцами из бывшего Советского Союза. Обновленный приход попросился в юрисдикцию Московской Патриархии. Мы написали прошение Святейшему и в 2002 году были приняты в состав Русской Православной Церкви.
Очень интересные были эти люди, которые, казалось бы, идейные враги Советской России, но, тем не менее, приняли, как они говорили, «подсоветского священника». Постепенно они совершенно сроднились с мыслью, что Мать-Церковь – это, конечно, Московская Патриархия. Основная их масса были люди, не вступавшие в брак. Они жили с мыслью, что не сегодня-завтра они вернутся на Родину – в Россию. Молодыми парнями они были набраны в начале прошлого века в армию, а потом так и состарились. Старели всем полком и умирали тоже. За два-три года ушли почти все. Если на службах в начале года было до 60 человек, то в конце – уже только 40. А на следующий год – 20. И пока не появились новые прихожане, казалось, что приход совсем угаснет.
Остались от них очень интересные документы, переписка, фотографии их встреч, воинских разводов, поднятия флагов. У них была организация «Русское сопротивление» – антисоветская, конечно же. Они распространяли листовки, распоряжения; устав был подписан еще генералом Кутеповым. И награждения выдавались еще с его подписью. Всю эту военизированную структуру они сохраняли до конца.
Этого, кстати, придерживается и казачество. В Бельгии есть казачий круг – это терские казаки (они, правда, к другому приходу принадлежат). Каждый год в день Покрова собираются, чтобы служить молебен Покрову Пресвятой Богородицы. По их словам, это ведется еще от их предков. Они главным казачьим праздником считают именно праздник Покрова. Обязательно все казаки собираются в этот день и молятся Пресвятой Богородице. Приходят уже дети, внуки первых казаков. Внуки порой уже не говорят по-русски, но, тем не менее, традиция эта продолжается.
Брюссель: храм Живоначальной Троицы, купленный стараниями мусульманина
В самом Брюсселе главный храм – святителя Николая Чудотворца. Это епархиальный храм. Сам по себе он очень маленький, примерно 45–50 квадратных метров без алтаря.
Церковь Святой Троицы (Брюссель) |
У нас в храме была одна пара: жена – христианка, муж – мусульманин. Однажды поздно вечером этот мусульманин приходит и говорит: «Батюшка, похоже, что я нашел церковь». Мы тут же сели с ним в машину (был ноябрь, ближе к декабрю, поздняя осень) и поехали ее смотреть. Но там, где он эту церковь видел, мы не могли никак ее найти. Изъездили кругом вдоль и поперек – ну нет этой церкви, и все тут. Объехали второй раз, пешком прошли – нет. А я за несколько лет до этого исходил весь Брюссель: искал храм, торговался, наводил справки. Даже снилось не раз, как хожу и ищу. И я был абсолютно уверен, что в этой части города никакого храма нет. А мой мусульманин твердит свое: «Видел!» Был, мол, и даже с надписью «Продается». Была уже ночь, и мы решили возвращаться домой. И тут – на этот храм просто наткнулись. Оказалось, что мы его объезжали со всех сторон и не видели. А на нем большими буквами написано не «На продажу», а «Сдается в аренду». Утром мы – в этот храм. Выяснилось, что какие-то два протестанта выкупили свой храм, чтобы его снести и построить высотку, но так как этот храм оказался памятником архитектуры, им не дали разрешение на это – запретило управление по охране памятников. Они, конечно, были очень расстроены: деньги потратили, а делать ничего нельзя. А тут мы приходим и спрашиваем: «Вы не продадите?» Они в ответ: «Ой, конечно, продадим». И сразу же договорились. Так мы приобрели в собственность Русской Православной Церкви здание Свято-Троицкого храма, который после по решению Синода стал Патриаршим подворьем Русской Православной Церкви в Брюсселе.
Отец Адриан-Аббас и поляки
У этой истории есть продолжение. Тот мусульманин, что нашел храм, изучал раньше мусульманскую философию в Бейрутском университете. Теперь он православный христианин. Более того – его рукоположили в священника, и он служит в нашем храме. Некоторые по старой памяти продолжают звать его отец Аббас, хотя в крещении он получил имя Адриан.
Так что Господь, открыв ему, в то время еще мусульманину, место для храма, промыслительно показал, где он сам будет служить Богу.
Второй священник у нас поляк – отец Александр Ничипорук. Когда для Восточной Европы стал открытым Запад, сначала он открылся для Польши. В 1990-х сюда было настоящее нашествие поляков. Тогда они фактически спасли положение многих православных приходов Запада, ведь среди них было большое число бывших довоенных белорусов из восточной Польши. Они очень крепко хранят свою веру и традицию. И сейчас в Брюсселе у них большая колония. Второй священник, служащий в нашем храме, как раз из польских прихожан. Он посещал богословские курсы при храме, и Господь призвал его на служение.
Обновленный иконостас Патриаршего подворья в честь Святой Троицы. Брюссель, Бельгия |
Есть у нас священник из сербов – отец Велизарий Ракич. Это человек большого духовного опыта. Он всю жизнь служил в Сербской Православной Церкви. Теперь на покое, ему 89 лет. По благословению владыки Симона он трудится в нашем Троицком храме. Его влияние как духовника неоценимо. Его большой опыт в вопросах исповеди совершенно преобразил духовную атмосферу в храме, где люди часто по воспитанию, образованию и происхождению совершенно разные.
Здесь, наверно, следует сказать, кто мы по национальному составу и из кого складывается наша община. Мы православные, молимся на церковнославянском языке. Хотя приход по национальному составу очень неоднороден. Один раз на Пасху я стал приветствовать всех, называя национальность прихожан, – этим я хотел показать, что, хотя все мы разные, Господь дал спасение всем. Но потом, оказалось, были «обиженные»: я забыл упомянуть японца, двух китайцев и вьетнамца, нескольких арабов, осетина, нескольких эстонцев и американцев. Все они нашли покров и приют у нас, в Русской Православной Церкви, где мы служим по-церковнославянски. Это для нас очень важно, потому что польская, болгарская, сербская диаспоры церковнославянский понимают, а русский – с трудом.
Что ещё сказать об особенностях нашего прихода из того, что могло бы быть интересно российскому читателю? Во-первых, в нашем приходе всё делается бесплатно: бесплатно поёт хор (16 человек), бесплатно пекутся просфоры, читают чтецы, священники (кроме настоятеля) ничего не получают в храме, а питаются за счёт своей гражданской работы. Мы устраиваем каждое воскресенье стол для нуждающихся (до 50 человек). Это тоже даром.
Особенности есть и в нашем богослужении. Евхаристический канон мы поём всем храмом. Это началось около двух лет назад, когда присутствующие стали подпевать хору. Сейчас стоят сто человек и все поют, то есть каждый участвует в богослужении. Мы можем себе позволить то, что у нас нет такс на требы. Всё бесплатно. Это установил в своё время владыка Симон. Если кто-то хочет оставить что-то для храма, мы принимаем. Все этому очень рады, и эти добровольные жертвы покрывают наши коммунальные расходы за храм.
«Бог говорит»
Однажды раздался телефонный звонок. Случившийся далее разговор начался с курьеза. Звонил мужчина, который по-французски сказал такую фразу: «Се Дье ки парль». Если перевести: «Это говорит бог» или «Это бог, который говорит». Я подумал, что кто-то издевается. Но разговор продолжил, и выяснилось, что это звонит бельгиец по фамилии Дье – «Бог». Вот какие бывают совпадения. Мы разговорились. Он сказал: «У вас при приходе есть русская школа для детей. А у меня смешанный брак, растет сын. Я бы хотел, чтобы при приходе вы организовали обучение русскому языку детей от смешанных браков, не говорящих по-русски». После этого разговора мы задумались. И сделали отдельные классы для таких детей.
Занятия в детской школе при храме Живоначальной Троицы в Брюсселе, Бельгия |
При подворье есть детский сад, всевозможные кружки и секции. И вообще наши православные храмы на Западе становятся своего рода центрами общины, куда люди приходят не только на богослужение, но где и живут общими интересами. Они здесь не только молятся, но и знакомятся между собой, помогают друг другу, устраивают друг для друга праздники, дружески общаются. Это очень важно, чтобы община созидалась вокруг Чаши Господней в согласии и взаимной любви. Чтобы в храме не было случайных людей, и все чувствовали ответственность друг за друга.
Архив русской эмиграции
Когда собирали средства на покупку нового здания для храма, некоторые жертвователи давали средства на храм, другие – на устройство школы при нем, были и такие, кто хотел создать при храме архив русской эмиграции. Он был основан в 2002 году. Мы собираем старые фамильные документы и фотографии, которые могут иметь ценность для истории, важны для изучения русской диаспоры.
Похороны адмирала Врангеля |
Вообще работать в этом направлении очень интересно. Эмигранты первой волны ничего сразу не доверяют. Присматриваются сначала, и если человек действительно делает дело, то через год-два-три начинают доверять. Сейчас нам все чаще и чаще предлагают – чего совсем не было ранее – передать в архив какие-то фамильные документы или фотографии.
Зарубежная Церковь: добрые отношения со времен владыки Василия (Кривошеина)
Иногда спрашивают: какие у вас отношения с Зарубежной Церковью? В Бельгии они были всегда очень хорошие. Заложил основу этому владыка Василий (Кривошеин). Когда в Бельгии легализовали Православие, владыка Василий, как глава русской епархии, подал в министерство списки не только своих приходов, но еще и всех русских зарубежных приходов, которые, соответственно, после этого были официально признаны государством. И эти приходы уже подсознательно питали к владыке Василию особое благодарное чувство, относились к нему с пиететом за то, что он сделал. Естественно, и не было никогда никакого антагонизма.
Архиепископ Василий (Кривошеин) |
Ведь нет во Христе ни эллина, ни иудея. А русские разве остались?
Наберусь некого не скромного нахальства и немного прокомментирую дьякона Майкла. Судя по всему, дорогому дьякону тема очень близка и понятна. Но тут то и кроется некий червячок, так как за расчесыванием ран, как правило, скрывается истинное заболевание или причина. И бывает со стороны несколько виднее, т.к. нет той довлеющей каждодневной действительности. Действительно, европейское православие имеет импульсивный характер, связанный в основном с цикликой мигрантов из России. Но Бог пасет своих там где они есть, не взирая на границы. Если помните, в советской России рушили храмы, хоть она и была исторически православная, но заметьте, что количество храмов было достаточно для количества верующих. Бурное крещение России в лихие девяностые сопровождалось и бурным строительством храмов. Не бывает у Бога бесполезных и не нужных действий. Вы, дорогой дьякон Марк, рветесь, я так понял в бой (видимо по просвещению Европы). (с небольшим продолжением)
Легко и просто, при некоторых журналистских навыках, представить практически любую епархию и любой приход в цветущем виде. Особенно когда один и тот же репортёр монополизирует тему, описывая недавно обновившуюся ситуацию (епархия практически прекратила своё существование как раз перед одновременным приездом в Бельгию свящ. Павла Недосекина и многих тысяч русскоговорящих беженцев).
У меня нет намерения ни преуменьшать действительно замечательные усилия свящ. Павла Недосекина, ни упрекать его в, скажем так, тенденциозном выборе лиц и фактов, удостоенных упоминания в статье.
Для меня более важно то, что статья полностью игнорирует две основные духовные задачи, стоящие перед епархией в настоящее время:
Первая – интеграция. Да, за двадцать лет удвоилось число приходов как центров национальной идентификации и культурного комфорта для тех членов русской диаспоры, которые чувствуют себя потерянными в новой для них стране. Эта роль приходов обратится в ничто уже для следующего поколения.
Вторая – самоопределение по отношению к более широкому христианскому окружению, в котором мы находимся. Для того ли Господь определил нам жить в Бельгии, чтобы мы оставались в глухо замкнутом гетто?
Не пора ли перейти от “репортажей самовосхваления” к действительно важным духовным и культурным вопросам?