Образ путешествующего

Слушая порой, что говорят, пишут в наши дни про верующих людей (заслуженно или нет, неважно), — ощущаешь иногда вдруг непреодолимое желание узнать: а как лично ты выглядишь в глазах других людей? Нет, не потому, что так зависишь от постороннего мнения. И не оттого, что ищешь от людей славы. И не в силу каких-то неизжитых комплексов. И не из корысти... Совсем по-другой причине.

Когда же приближались дни взятия Его от мира. Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9, 51-53).

Самарянам, жившим в этом селении, не понадобилось в этот раз слышать слова Христа, видеть дела Его. Им оказалось достаточно лишь Его внешнего облика, чтобы признать в Нем Путешествующего в Иерусалим и на этом основании отказать в приюте и ночлеге.

И если посмотреть на историю Церкви Христовой, то нетрудно заметить, как похожи были на Господа и Учителя своего все Его истинные ученики — от апостолов до новомучеников ХХ столетия. У каждого из них был вид путешествующего в Иерусалим. В горний, небесный, разумеется. В Иерусалим, град земной, сегодня путешествуют многие и с разными целями. И среди них, к слову, далеко не всегда различишь паломников — разве что по внешним каким атрибутам и признакам.

Вот и хочется понять поэтому: как видят тебя другие люди? Угадывается ли и в тебе образ путешествующего? Или ты похож на кого угодно, только не на того, кто, по слову апостола, не имеет здесь пребывающего града, но грядущего взыскует (Евр. 13, 14)?

И это не праздный вопрос, потому что очень редко мы, современные христиане, «узнаваемы», «отличны». Мы ходим в храм, молимся, постимся, читаем Евангелие и святых отцов и... остаемся такими же, как и те люди, которые ничего не знают об открывшейся нам жизни, не вкушали этой духовной пищи, но живут по-прежнему «во тьме и сени смертной» (Ис. 9, 2).

У нас те же реакции — ветхого, а не нового человека, мы так же быстро теряем душевное равновесие, стоит нас слегка задеть, так же поддаемся раздражительности, гневу, зависти. Так же косны в том, чтобы придти на помощь нуждающемуся, тем паче — пожертвовать чем-то ради него или предпочесть пользу ближнего своей. В нас не видно смирения и той любви, по которой когда-то так хорошо узнавали христиан язычники — даже из числа их преследователей и гонителей. Не видно... И самаряне, скорее всего, не стали бы чинить нам препятствий к тому, чтобы войти в их селение и заночевать в нем.

И — вот беда! Нас это, судя по всему, не очень и беспокоит. А, с другой стороны, и правда — что нам суд внешних! Мы ведь знаем, кто мы. Знаем, во имя Кого крестились, Чье Тело и Кровь принимаем во Святом Причащении, Кому молимся. И потому мы свободны. Свободны в той мере, что можем не думать о том, как поступаем с этими самыми внешними в своей повседневной жизни, честны ли, порядочны, любовны ли с ними. Можем не думать и о том, как поступаем друг с другом у всего мира на глазах, можем ссориться, спорить со «своими по вере», предаваться взаимным насмешкам, обвинениям, оскорблениям, осуждению... И при этом все так же твердо знать, что мы — христиане.

И, конечно, мы можем не беспокоиться о том, что не похожи на путешествующих в Иерусалим. И быть уверенными в том, что именно туда идем. Можем... Мы вообще многое можем. Кроме одного, пожалуй: так живя, и правда его достичь...

Игумен Нектарий (Морозов)

24 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О Царстве Божием О Царстве Божием
Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Спаситель утвердил на земле Царство сие и нам, христианам, доверил распространение, укрепление и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать распространению Царства Его. Если жизнь твоя добрая и добродетельная, если словом и делом стараешься ты расширять и укреплять Царство Божие, тогда знай, что ты друг Христа, поскольку ты соработаешь Ему, являешься помощником Его; а если плохим, недостойным своим поведением ты препятствуешь этому и соблазняешь брата своего, то окажешься врагом Христа, поскольку таким поведением ты рушишь здание Его, ты разоряешь Царство Его.
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митр. Лимассольский Афанасий
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митрополит Лимассольский Афанасий
Любовь не может быть навязана логикой. Любовь выше логики. Поэтому мы не можем применять критерии мирской логики к тем людям, которые любят Бога. Святые руководимы своей логикой, которая отлична от мирской, потому что их логика – это «логика» любви. Так что Церковь не учит нас просто становиться хорошими людьми – хотя и этому тоже. Это все азы. Наша Церковь учит нас любить личность Господа нашего Иисуса Христа.
О мытарях, фарисеях и о самих себе О мытарях, фарисеях и о самих себе
Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, где и когда были произнесены эти слова? Они были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа.
Должен ли христианин внешне проявлять свою веру? Должен ли христианин внешне проявлять свою веру?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Как понимать жизненную позицию: "Веры напоказ не выставлял, но и не скрывал того, что верующий". Не значит ли, это что когда хочешь повествовать о Боге, необходимо молчать, или знать, кому говоришь. Какой позиции должен придерживаться верующий во Христа?
Комментарии
Нина15 апреля 2013, 19:29
Прекрасная статья. Так красиво завершена. Спасибо огромное!
р.б.Сергий29 декабря 2012, 21:51
Екатерине Д.(2012-12-25):
Заповедь Божия: "Возлюби ближнего своего..." практически реализована в духовных законах земного бытия: "Дух творит себе форму", "Соделанное тщеславием, обретается в беСславии" и т.п. Все "путешествующие" в Царствие Небесное (Небесный Израиль) "легко" в этом удостоверяются.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Елена 27 декабря 2012, 11:12
ВСЁ ТАК и ЕСТЬ.
Ирина26 декабря 2012, 15:25
Ирина - игумену Нектарию: Батюшка! Благодарю Вас, что Вы ответили мне. Действительно, все так просто и ясно, когда о предмете говорят прямо и без мудрования, и когда у отвечающего нет сумбура в голове. А когда сам думаешь о чем-то, лукавый так запутывает, что влезаешь в какие-то дебри непроходимые. Наверное, это примета нашего времени - мы много читаем, много думаем, и собственные мудрования запутывают нас так, что из трех сосен не можем выбраться. Моя Вам благодарность и уважение. Желаю Вам и в дальнейшем плодотворной монашеской жизни, чтобы Вы помогали нам выходить на свет истины из наших мирских дебрей. Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица!
Игумен Нектарий26 декабря 2012, 11:21
Екатерине Д., продолжение:
Мне странно, что Вы смешиваете "внешние проявления святошества" и необходимость для христианина жить по евангельским заповедям, собственно по-христиански. Это суть разные вещи, диаметрально противоположные. Вы полагаете, что те самые древние христиане, которых язычники узнавали именно по образу жизни, действий, поступков, были именно такими "святошами, живущими напоказ"? Я не думаю. Их жизнь была самой действенной проповедью Евангелия. И в силу этого "каждый день прилагались спасаемые к Церкви". Чудно мне, что такие очевидные для верующего человека вещи превращаются в "тонкую тему"...
Игумен Нектарий26 декабря 2012, 11:19
Ирине:
Если познание нашей немощи приводит к смирению, и мы действительно смиряемся, то Господь дает силы, разумение, а главное благодать, необходимые для исправления. Если же мы, видя свою худость и ничтожество, унываем и малодушествуем, то это не от смирения, а от городости. В ней-то и причина всего. На борьбу с ней и надо обратить все силы...

Екатерине Д.:
Речь не идет о том, что у отцов именовалось "выказыванием себя". Нам не надо стараться "продемонстрировать миру свои добродетели": если мы считаем, что они есть, то плохо наше дело... Мы просто должны жить по-христиански: любя, прощая, отдавая свое, жертвуя собой, борясь со своими страстями, стремясь к чистоте. Не ради признания со стороны кого-либо, а ради Христа. Что касается людей, то кого-то из них мы такой жизнью ко Христу привлечем, а кто-то именно за нее нас возненавидит. Если Вы вернетесь к моему тексту, то обязательно увидите, что там главным образом речь идет о том, что мы не похожи на Того, Кому должны в жизни своей последовать, мы - слишком уж другие. И мир зачастую не любит нас не за то, что мы христиане, а за то, что мы плохие христиане или проще - не такие уж хорошие люди. То есть беда в том, что мы зачастую оказываемся христианами лишь по имени и в лучшем случае - по участию в церковной жизни и таинствах. А между тем - дерево, которое не приносит плода, "срубают и ввергают в огонь".
Елена.Украина25 декабря 2012, 20:39
"ЛИСИЦЫ ИМЕЮТ НОРЫ,И ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ - ГНЕЗДА; А СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НЕ ИМЕЕТ, ГДЕ ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ".(Лк.9.58). Не принимают Его в селениях Самарянских,и не только в Самарянских. Не понимая - не принимают...
Вячеслав25 декабря 2012, 18:44
Многие внешне праведные почитаются христианами, но дело искусных и опытных людей распознавать, действительно ли они имеют на себе печать и образ Царя, не наложена ли поддельная печать на художническое дело. Если же нет людей искусных, то невозможно будет распознать делателей обманщиков, потому что и они носят на себе образ христиан. Ибо и лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном; потому, говорит Апостол: В трудах множае, в ранах преболе, в темницах излиха, и этим хочет показать, что сам пострадал более их.
Екатерина Д.25 декабря 2012, 11:48
Отец Нектарий затронул очень важную, но и тонкую тему. Сразу хочется задать несколько встречных вопросов..
- А как же святые отцы утверждали, что смиренный миром не познается? Что мир любит свое, свое представление о смирении: елейные речи и обхождение, словеса соответствующие, а увидев смиренного действительно человека, но простого в поведении, искушается и осуждает его.
- А как же у св. Никиты Стифата, да и у многих других отцов говориться, что смирение- одно, смиреннословие - другое, смиренномудрие - совсем далекое третье?
- А как же многие великие старцы прошлого и редкие наших дней не любили святошества в поведении наших современных прихожан?
Не боится ли батюшка, что его краткие размышления и будут именно поняты в плане внешних проявлений святошества? Такую святошу только тронь... Сразу откроется суть.
- А как же совместить эти рассуждения отца Нектария с тем, что нас учили (по Евангелию) укрывать свое внутренне, даже благость свою если она есть в сердце - скрывать: когда надо для ближнего - она сама откроется. Вспоминается старческое:"Не ищи чести. Всем угодить трудно: Горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк 6:26)". Интересная тема!
Ирина25 декабря 2012, 00:56
Уважаемый отец Нектарий! Вы затронули настолько больную для меня тему, о которой я задумывалась не раз, но в которой запуталась совершенно. Иногда мне даже становится страшновато, когда подумаю, что наступит ведь та минута, когда придется дать отчет о своей жизни, а я уже не очень молода (мне 55 лет), пора подводить итоги. Часто ловлю себя на мысли, что не только не отличаюсь от тех людей, которые не ходят в Храм и не причащаются, а бываю и хуже их. И что же я скажу в результате? Ведь Господь все дает в Таинстве Причастия: и Свою Любовь, и помощь, и поддержку. Значит, и спрос будет особый. Ведь учитываться будет не то, как часто мы ходили в Храм и сколько раз причащались, а какими мы стали в результате. Но что же делать? Стараюсь исправиться, а становлюсь только хуже. Какой-то замкнутый круг. Иногда даже посещает уныние - кажется, все напрасно. Умом понимаю, что сдаваться нельзя, читала кое-что, но на практике - ничего не получается. Что же делать?
Людмила25 декабря 2012, 00:52
Представьте себе;сидите вы на работе(желательно в одиночестве),приходит Христос и говорит"Следуй за мной".И вы,яко Апостолы все бросаете и идете.Не бежите предупредить папу-маму,что придете поздно,не будете звонить детям и давать им ц.у.,не оповестите громкогласно друзей:я иду за Христом и т. д.Однажды уверовав,вы пошли за Ним.Но стал ли Он для нас важнее всего и всех?Не спешите с ответом,это путь длинною у кого в жизнь,у кого вполжизни,у кого 10 лет,у кого год,а бывает и в день.
Наталья Богоявленская24 декабря 2012, 22:55
Всё правда... аж слёзы на глазах. Спасибо вам.
Как горько...
Иулиания24 декабря 2012, 21:42
Андрею Васину: Андрей, учитесь читать между строк!) "Кроме одного, пожалуй: так живя, и правда его достичь..." - с грамматикой тут все в порядке.
Имелось ввиду: и правда Иерусалим достичь...

Мир вам!
Игумен Нектарий24 декабря 2012, 21:32
Ирине:
Если есть необходимость, можно написать мне через фейсбук или же через Живой Журнал, так было бы для начала удобней. Попробуете?

Н.Н.:
Искренне благодарен Вам за те разъяснения, которые сам иногда замедляю предоставить. Спаси Господь!
Н.Н.24 декабря 2012, 20:58
Андрей Васин:
"Мы вообще многое можем. Кроме одного, пожалуй: так живя, и правда его достичь..."...
Ей Богу не пойму: о чём речь? Минимум - что-то с грамматикой."

Андрей, если бы Вы процитировали весь абзац - то и вопроса не было бы - речь идёт о ИЕРУСАЛИМЕ! Небесном.


Евгений24 декабря 2012, 19:06
Согласен, присоединяюсь к комментарию Натальи! Спасибо!
Людмила24 декабря 2012, 19:04
Ох, спасибо, ох , какая правда! Аж до боли в теле!
р.б.Сергий24 декабря 2012, 18:44
"Мы ходим в храм, молимся, постимся, читаем Евангелие и святых отцов и... остаемся такими же" - это возможно, только в случае отсутствия покаяния.
Не омытые слезами раскаяния грехи "сжигают" нашу совесть, делают сердце теплохладным.
Спаси Вас ГОСПОДИ, отче, за это "приглашение в путешествие" в неземной ИЕРУСАЛИМ!
Алексей24 декабря 2012, 18:39
Это про меня.
Виталий24 декабря 2012, 18:31
"Мы ходим в храм, молимся, постимся, читаем Евангелие и святых отцов"

Кто читает(читает, а не почитывает иногда) Евангелие и святых отцов, тот и имеет вид путешествующего в Иерусалим.
Александр24 декабря 2012, 17:57
У меня есть фото: странник, шагающий по горам. Подписал комментарий к ней " Кто ты, странник? Куда идёшь? Зачем? Почему я не с тобой?". И вдруг в этой статье вижу ответ на свои вопросы. Как хорошо, что есть поддержка для нас, ищущих смысл жизни в христианстве.
Андрей Васин24 декабря 2012, 16:46
"Мы вообще многое можем. Кроме одного, пожалуй: так живя, и правда его достичь..."...
Ей Богу не пойму: о чём речь? Минимум - что-то с грамматикой.

Ирина, Киев24 декабря 2012, 14:56
Благословите, отец Нектарий!
Всегда жду Ваших слов. Спаси Вас, Господи.
Можно ли Вам написать обычное почтовое письмо? Если да, то на какой адрес?
Кланяюсь
Анастасия24 декабря 2012, 14:56
Действительно, в самую точку...
НАТАЛИЯ24 декабря 2012, 12:41
В САМУЮ ТОЧКУ ВСЕ!СТАТЬЯ НЕ БОЛЬШАЯ,А ПОДУМАТЬ ЕСТЬ МНОГО О ЧЕМ!СПАСИБО,ДАЙ ВАМ БОГ ВСЕХ БЛАГ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×