Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве

Беседа с архиепископом Марком (Арндтом)

На прошедшем в первых числах февраля 2013 года Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят ряд важнейших решений. Поделиться своими впечатлениями о трудах Собора, о проблемах, горячо обсуждаемых православным сообществом, портал Православие.Ru попросил архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта).

– Владыка, чем, на ваш взгляд, минувший Архиерейский Собор отличался от предыдущих?

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт). Фото: Патриархия.Ru
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт). Фото: Патриархия.Ru
– Он отличался двумя элементами, которые были совершенно новыми. Во-первых, в истории Русской Церкви никогда не бывало Архиерейского Собора столь многочисленного. Два года назад, когда проходил последний Собор, его участников было, если не ошибаюсь, около 220, а теперь их 290! Это очень серьезный количественный рост епископата. Во-вторых, большая подготовительная работа, которая была проведена между двумя Соборами, связанная с деятельностью Межсоборного присутствия, учрежденного по инициативе Святейшего Патриарха. Комиссии, которые функционируют в рамках Межсоборного присутствия, предварительно рассмотрели большой спектр разных вопросов церковной жизни. Документы, положенные в основу нашего Архиерейского Собора, были подготовлены именно этими комиссиями, так что мы рассматривали документы, которые были выработаны на основе дискуссии, проверены и отредактированы. На Архиерейском Соборе они, разумеется, подверглись обсуждению и доработке, но если бы не было предшествующей работы Межсоборного присутствия, наша деятельность не могла бы быть столь плодотворной.

– В России очень активно велась церковно-общественная дискуссия относительно многих вопросов, вынесенных затем на Собор. Насколько эта дискуссия затронула паству и духовенство Русского Зарубежья?

– Наши священнослужители и миряне в небольшой мере участвовали в этом обсуждении. Частично это связано с тем, что мы вынуждены в целом ряде вопросов смотреть на явления церковной жизни с совершенно иной точки зрения. Это связано с тем, что мы живем в иных реалиях, чем верующие в России, Украине, Молдове, Беларуси.

– Как вы относитесь к идее русификации храмового богослужения? Именно эта тема вызвала очень острую дискуссию в период работы Межсоборного присутствия.

– Для нас эта тема, можно сказать, непонятна. Мы в Зарубежье живем с тем языком, который каждый из нас унаследовал от своих предков. Несомненно, переводы богослужебных текстов, которые были осуществлены в прошлые века, в каких-то моментах «хромают», слишком сильно ориентируются на греческий подлинник, что можно изменить. Но мы не видим в этом первостепенной важности. Для нас намного важнее переводы на местные европейские языки – немецкий, английский, французский и т.д., поскольку мы объективно вынуждены пользоваться на богослужениях и другими языками, помимо церковнославянского. Церковнославянский язык для нас – это твердая основа, на которой мы стоим, но мы ощущаем необходимость его очищения от излишних грецизмов. Однако здесь вопрос не может идти о русификации. Мы говорим только об освобождении церковнославянского языка от наслоений, которые мешают восприятию текстов. Порой достаточно просто изменить порядок слов. Эту работу, несомненно, нужно вести, и этой идее мы сочувствуем.

– Другой вопрос, активно обсуждавшийся в преддверии Собора, – взаимосвязь таинств исповеди и причастия. Многие участники дискуссии, основываясь на опыте грекоязычных Поместных Церквей, призывают священноначалие разрешить мирянам причащаться за каждой литургией без непременной предварительной исповеди, как это сейчас принято в Русской Православной Церкви.

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк
– Мы, живущие на Западе, считаем, что человек должен приступать к таинству причастия как можно чаще. Если меня спрашивают, как часто это желательно делать, то, полагаю, обычному мирянину – три раза в месяц: может быть, в два воскресенья и один какой-нибудь праздник среди недели. При этом наши верующие редко пользуются возможностью приступать к Чаше без повторной исповеди, хотя многие имеют эту возможность. Я, например, благословляю своих духовных чад причащаться без повторной исповеди, и в наших монастырях такая практика существует: я исповедую монашествующих раз в неделю, а причащаются они три раза за эти семь дней. Но я говорю о небольших промежутках времени. Когда же эти промежутки между участием в таинстве причастия достигают двух-трех недель, тогда уже новая исповедь необходима. Нет человека, который жил бы такой жизнью, что мог бы быть уверен: он провел это время, не совершая никакого греха.

На Страстной седмице я разрешаю причащаться каждый день до понедельника Светлой седмицы тем своим чадам, кто приступал к исповеди в Лазареву субботу. Так же советую поступать своим священникам. Но это я могу позволить только тем, кого я хорошо знаю.

Редкая исповедь в грекоязычных Церквях – порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух таинств была утрачена.

Мы все-таки говорим о духовном возрастании человека, и причастие для этого не может послужить каким-то автоматическим средством. Оно должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Мы понимаем, что человек может возрастать духовно или если он регулярно приходит на откровение помыслов, или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти таинства нельзя.

Русская Церковь в прошлом регламентировала периодичность причащения очень строго, и на это были свои причины. Мы не придерживаемся такой строгой связи, но, с другой стороны, не отставляем ее полностью. Знаю, что в Американской Православной Церкви прихожане месяцами могут не исповедоваться, но причащаются очень часто. Я считаю, что это – порочное явление, которое неоправданно.

– Как вы относитесь к существующей в некоторых епархиях практике не причащать мирян в праздник Пасхи и Рождества Христова?

– Когда я услышал об этом впервые, то был шокирован. Как можно в такой великий праздник не причащаться? При этом читается слово святителя Иоанна Златоуста, где все точно сказано, и тут же людям не дают приступить к Чаше! В советское время это, вероятно, было оправданно. Я слышал от старых священников, что тогда, действительно, были очень неприятные случаи, поэтому они так поступали. В наше время ситуация совершенно иная. Но, опять-таки, каждый архиерей и священник должен поступать, руководствуясь собственной совестью и пастырским опытом, и я не могу их критиковать. Могу говорить только за себя.

– В повестке Архиерейского Собора особое место заняли вопросы, касающиеся различных аспектов монашеской жизни. Сейчас нередко приходится слышать об оскудении решимости современных христиан всецело посвятить себя служению Богу, об уменьшении количества монашеских призваний. Вы согласны с этим?

– Монастыри всегда отражают те настроения или нестроения, которые присутствуют в окружающем обществе. Принимающие монашество уходят из современного им мира, они – его продукты. Надо радоваться тому, что после долгих лет большевистского гнета снова возрождается монашеская жизнь. Нельзя сказать, что сейчас в принципе становится меньше монахов. Если говорить о численности, то, да, их меньше, но ведь и очень небольшая в численном отношении часть народа действительно воцерковлена. Дело не в том, кто крещен и считает себя православным, хотя очевидно, что многие из людей, считающих себя таковыми, даже не крещены. Вопрос в том, насколько человек вовлечен в церковную жизнь, насколько он готов воспринять Христа всем сердцем без остатка.

В монастырях, находящихся в моем ведении, сейчас наблюдается явная тенденция возрастания численности монашествующих. Их сейчас больше, чем даже десять лет назад, и это в основном молодые люди.

– На Соборе Святейший Патриарх призвал церковных иерархов быть в своих епархиях не только администраторами, но и пастырями. Каким вам видится ваше пастырское служение?

– Думаю, главное в том, чтобы максимально общаться с народом Божиим. Я стараюсь как можно чаще посещать приходы своей епархии, взяв за правило одно воскресенье служить в кафедральном соборе, а следующее – где-то в провинции, охватывая, таким образом, максимальное число приходов. Помимо проповеди на богослужении я всегда общаюсь с прихожанами на трапезе и после нее, делюсь с людьми своими наставлениями, мыслями, переживаниями по разным проблемам церковной жизни, отвечаю на их вопросы.

– Что вас, как архипастыря, радует сегодня, а что печалит?

– Радует, что люди тянутся ко Христу, а печалит, что мы часто живем не так, чтобы своей жизнью убеждать всех, что этот путь – правильный.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архим. Иустин (Пырву)
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архимандрит Иустин (Пырву)
Ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви. Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя.
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Иером. Дионисий (Игнат)
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но, насколько это в человеческих силах и насколько священные каноны Церкви позволяют нам это, будем стараться быть близ. Не будем откладывать исповедь, ведь всякий раз, когда человек, весь в грехах, идет к духовнику, то как бы он ни был далек от Бога, но, когда он выходит от духовника, ему так легко, словно он летит на крыльях.
Размышление над церковнославянским языком Размышление над церковнославянским языком
(к проблеме понимания)
Размышление над церковнославянским языком Размышление над церковнославянским языком
(к проблеме понимания)
Галина Трубицына
Данные заметки представляют попытку протянуть единую нить от создания св. братьями Кириллом и Мефодием славянской письменности до наших дней, чтобы помочь каждому верующему сознательно определить, на каком языке ему общаться с Богом. Нас в первую очередь будет интересовать самый острый для наших дней вопрос – вопрос понимания.
Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии
Свящ. Павел Гумеров
Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии

Священник Павел Гумеров
Таинство причащения занимает центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Комментарии
Марина29 октября 2013, 15:53
Хотелось бы знать имена тех священнослужителей, которые выступают за отмену исповеди перед Причастием. Как говорится "врага нужно знать в лицо". Обычно они лукавы и могут преподнести свои новшества в красивой обертке и запутать новоначальных братий и сестер.
Василий19 марта 2013, 10:43
Да,исповедь это и есть "часть" нашего приближения к Богу.Но не основное.Основа -это покаяние.Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, толкущему в них. Никто да не отчаявается! Доколе не закрыто поприще, действителен подвиг. Последние минуты человека могут искупить всю жизнь его.Примером к этому служит покаяние Таисии...."Отец! Есть ли для меня покаяние?" Он отвечал: "Есть". "Отведи меня, куда хочешь", - сказала она ему и, встав, пошла вслед за ним. Иоанн, заметив, что она не распорядилась, даже не сказала ни одного слова о доме своем, удивился. Когда они достигли пустыни, уже смеркалось. Он сделал для нее возглавие из песка, такое же другое, в некотором расстоянии, для себя. Оградив ее возглавие крестным знамением, сказал: "Здесь усни". И он, исполнив свои молитвы, лег спать. В полночь Иоанн проснулся - видит: образовался некий путь от того места, где почивала Таисия, до неба; Ангелы же Божии возносят ее душу. Он встал и начал будить ее, но она уже скончалась. Иоанн повергся ниц на молитву и услышал глас: "Един час покаяния ее принят паче долговременного покаяния многих, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения".
Ol'ga23 февраля 2013, 09:15
"да да и в нашей Русской православной церкви в г Бойсе -США все в точности также как в России "
eto tol'ko v zarubezhnih prihodax ( i to -- v nekotorih net posta pered prichastiem-- tolko s polunochi-- kak v prihode otca Viktora Potapova), a v ostal'nih pravoslavnih tcerkvah Ameriki-- kto vo chto gorazd-- chem liberal'ne , tem men'she podgotovki-- vplot' do odnoi ispovedi v god i prichasheniya za kazhdoi liturgiey, ingoda dazhe i postu s polunoshi poslablenie daetsya.
V molitvoslove OCA( amerikanskaya pravoslavnya tcekov')-- dani tol'ko sami molitvi pered prichastiem bez kanonov.
Vechernie molitvi -- v sokrashenii-- prakticheski napolovinu.
V grecheskom monastire v Amerike-- ispoved' provoditsya posle prichasheniya i trapezi i -- tak udobnee svyashenniku.

LyudmilaToll21 февраля 2013, 04:05
да да и в нашей Русской православной церкви в г Бойсе -США все в точности также как в России
относительно исповеди и причастия
..... служба на английском ....
Евангелие же читают очень красиво и тщательно на старославянском это так чудно так трогает сердце
а также *Отче наш* и еще несколько молитв поем по английски и на языке русского молитвослова
и ощущаю такое тепло любовь и
благодарность Господу за все ЕГО великие и бесчисленные деяния для меня грешной
Сергей-5920 февраля 2013, 23:24
"поэтому совершенно разделить эти таинства нельзя." Прав владыка. Мне легко приводить к причастию 3-х летнего внука. И делаю это 3-4 раза в месяц. Себе же не могу позволить причащаться недостойно. Мне-то не 20 лет. С меня и спрос другой. Получается причащаться 4-5 раз в году. Лучше не причащаться, чем причащаться не подготовленным, собирая угли на свою голову.
Ирина20 февраля 2013, 17:49
При подготовке к причастию православные в Европе (в частности в Германии) не отступают от правил и традиций Русской православной церкви. Соблюдаются все посты, выполняется молитвенное правило: три канона и правило ко причастию, обязательное посещение вечернего богослужения, исповедь.
Все послушания при храме (регенство и пение на клиросе, учительство в воскресной школе, уборка храма, организация трапезы, помощь престарелым и больным, организация православного отдыха детей, праздников и т.д.) выполняются в свободное от работы время Христа ради, по принципу "даром получили - даром давайте".
Ирина 20 февраля 2013, 13:33
Наш любимый владыка Марк, открытый для всех.
У него может исповедаться любой, пришедший на службу; с ним можно поговорить без записи на приём.
Он внимательный к нам и доступен, прост и целомудрен, а значит целостен, что влечет за собой сдержанность в речи, которую некоторые принимают за строгость, но это первое впечатление.
Кто наблюдал владыку великим постом, обрёл пример истинного поста и молитвы.
Спаси Господи и сохрани его на многия лета!
Муразов20 февраля 2013, 13:08
Актуальное и полезное интервью, спасибо редакции. Слова владыки, не вовлеченного напрямую в наши нестроения, укрепляют нас в Православии.
р.Б.Ольга20 февраля 2013, 11:15
Владыка отвечает, что миряне на Западе, по его мнению, могут приступать к таинству причастия 3 раза в месяц. А как они готовятся к таинству? Так же как мы, читают все Каноны полагающиеся и постятся перед этим днём?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×