В эти дни в Москве находятся Дары волхвов — христианская реликвия, которая обычно хранится на Афоне. Чтобы увидеть их, сотни тысяч людей готовы стоять в очереди по девять часов — и это вызывает разные отклики.
Некоторые носят вполне беззлобный, хотя и недоумевающий характер: «Надо стоять 9 часов, чтобы их увидеть, стоят с детьми, стоят больные, пожилые, все стоят, что они надеются получить? Объясните, я не понимаю... Нет, я понимаю чувства верующих и все такое, у меня в семье практически все верующие... но стоять 9 часов в ущерб здоровью...» Некоторые — настолько раздраженный, что, кажется, стоящие в очереди причинили пишущим какую-то тяжкую обиду.
Это кажется странным: новогодние праздники — обычно время нанесения тяжелого ущерба здоровью, когда люди в огромных количествах поглощают крайне нездоровую еду и еще более нездоровые напитки, подвергают свою жизнь опасности, запуская фейерверки, и к тому же тратят огромное количество времени, средств и сил.
На что мы вообще тратим свое время, силы и здоровье? Каких целей мы хотим достичь? Тошноты, головной боли и характерного металлического привкуса во рту? Зачем все это? Но это почему-то никого не раздражает и не удивляет.
Иногда люди тратят время, силы и не такие уж и маленькие средства на что-то хотя бы менее вредное — психологические тренинги, которые должны помочь им выстроить отношения с ближними, преодолеть уныние и достичь каких-то целей. Иногда от этого есть какая-то польза, иногда — нет. Это значительно менее распространено, чем пьяное веселье, но тоже никого особенно не удивляет.
А бывает, что люди строят свою жизнь так, как и полагается — с основания. У них есть желание разобраться, что на самом деле стоит наших трудов, а что — нет. Они начинают с осознания того, что является истиной о Боге, мире и человеке. С решимости привести свою жизнь в соответствие с этой истиной. С готовности приложить к этому усилия.
Это можно сравнить с путешествием на борту корабля — одни просто пьют и развлекаются, как умеют, другие пытаются сделать свое пребывание на корабле более комфортным, третьи задаются вопросом — а куда мы, собственно, плывем, в чем цель нашего путешествия, как нам его достичь?
В самом деле, наше отношение к жизни — к каждому ее дню — определятся тем, что мы думаем о ее цели. Куда мы хотим и надеемся прибыть в финале нашего жизненного пути? Атеизм — а атеизмом, осознанным или не вполне, мы успели пропитаться за 70 лет — полагает, что никуда. Как говорил Базаров в «Отцах и детях»: «Закопают — лопух вырастет». Пей и развлекайся, пока неизбежное старение — а там и смерть — не лишили тебя всего.
Но если жизнь — это дорога в никуда, то она неизбежно приходит в упадок. И в нашей стране, и в других странах бывают города-призраки — около исчерпанных шахт или закрытых заводов.
Когда-то там жили люди — но больше никто не живет, фотографии заброшенных домов, магазинов и кинотеатров производят странное впечатление. Но стоит обратить внимание и на дороги, которые ведут в такие города — они тоже заброшены. Их никто не приводит в порядок, не ремонтирует, по их обочинам не стоят ни магазины, ни кафе, ни заправки... Можно сразу догадаться, что они ведут в никуда. А зачем заботиться о дороге, которая никуда не ведет?
Но если наша жизнь имеет цель и предназначение — населенный Город, Небесный Иерусалим, то она поистине стоит того, чтобы быть прожитой. Конечно, если никакой вечной жизни нет, то стоять долгими часами, надеясь прикоснуться к святыне, бессмысленно. Но тогда бессмысленно и все остальное. Если все наши достижения, надежды, устремления и привязанности кончаются по эту сторону гроба, то все они равно иллюзорны и бессмысленны.
И идти, чтобы почтить святыню — значит заявить, о своей надежде. Нет, жизнь не бессмысленна, в ней есть цель и смысл, мы идем и придем в Отчий дом и возрадуемся вовеки. И длинная очередь к Дарам волхвов — часть этого пути. И это исповедание надежды меняет людей изнутри — гораздо сильнее, чем любые попытки привести свою жизнь в порядок при помощи каких-нибудь психологических тренингов.
Люди идут к Тому, Кто родился в Вифлееме, Кому были принесены эти Дары — повторяя путь волхвов, которые шли еще дольше, около двух лет, чтобы встретить Господа и Спасителя мира. Как сказал пророк: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш» (Иер.3:22).
Эта дорога к святыне — самая важная из всех дорог, потому что она является частью пути к нашей подлинной цели и предназначению — к Богу. И преодолевая трудности на этом пути, вновь и вновь принимая решение — я буду идти к святыне, а не валяться перед телевизором — люди очень глубоко меняют себя, свои отношения с Богом и весь мир. Сама обида, с которой некоторые неверующие пишут о верующих, выдает чувство горечи и лишения: «У них, этих верующих, есть что-то, чего нет у нас». Но веру может обрести каждый — для этого нужно только немного смирения перед чудом.
Бог смирился до того, что стал Младенцем, Принимающим Дары от волхвов. Сегодня Он принимает тех, кто приходит почтить Его. Примет и нас, если мы придем.
Кстати на Андрее Первозванном гораздо лучше все было организовано.
Другое дело, собственно организация доступа к Святыне, которую многие здесь критикуют (и не всегда без оснований). Это тоже важная тема, но не ей статья посвящена. Тем более, что тема организации - тема внутренняя и не стоит ее открыто обсуждать.
Предлагаю всем, кто недоволен организацией, донести свои недовольство в патриархию письменно в виде электронного или обычного письма и не устраивать ср... неуместную оффтоп-дискуссию.
Похоже автор сам себе пытается объяснить зачем он туда пошел и непонятно перед кем оправдывается. "Неверующие с обидой пишут о верующих... Но веру может обрести каждый — для этого нужно только немного смирения перед чудом." А может Вы как то их обижаете и плохо к ним относитесь, может пытаетесь насильно тащить в церковь и заставить жить по своим придуманным законам (и не личным примером) и вера тут совсем ни причем. Кроме того, вера - это Дар Божий, а не преклонение перед чудесами.
PS: Сегодня узнала, что в Зачатьевском монастыре в Москве есть точная копия Даров Волхвов, освящённая на Афоне.))))))
Кто не попал за эти дни, приезжайте в любое время - благодать везде одинаковая.
И всё равно я рада, что это паломничество было в моей жизни.
Я, конечно, тоже не была там ангелом. И осуждала, и унывала, и с тётенькой одной поогрызаться довелось. Но было время всё это увидеть и осознать.
Наверное, здесь, как и в жизни, важна и цель и сам путь. Тем, кому было важно во что бы то ни стало приложиться к Дарам, путь показался ужасным и унизительным, и сами Дары радости не принесли.
Тех же, кто и стояние воспринимал как череду уроков, Господь через Дары одарил огромной благодатью.
Желаю нам всем, братья и сестры, чтобы и жизнь наша на пути к Царствию Небесному была полна Благодати Божьей.
Слава Богу за ВСЁ!
А за эти часы многие вещи до меня ДОШЛИ очень явно. То, что слышала много раз и на уровне ума понимала, теперь опустилось в сердце.
* Смирение - великая вещь. Она даёт силу. Мой путь я должна принять, поблагодарить за ВСЁ Господа и пройти достойно. А что при этом делают и думают власти, другие люди - не моё дело. Не суди... Как говорила св.Матрона: "Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Беспокойся о своём."
* Господь за нас страдал гораздо больше. А мы не можем к святыне постоять и немного потерпеть. Такой любви к Спасителю и понимания Его подвига у меня до этого не было.
* Как отрезало зависть и вредность. Да, кто-то стоял меньше, кого-то провели, кому-то повезло и он попал в первый день, в хорошую погоду и быстро. Но свои 13,5 часов на холоде, в сырости, в унижении, в смирении и отрезвлении я не променяю ни на что.
* Благое дело даёт силы и радость. После такого "приключения", добираясь домой ещё 1,5 часа, я была полна сил как никогда. Никакой отдых в моей жизни не давал мне столько сил, удовлетворения и радости.
* 13,5 часов не самых страшных "мучений" лишний раз убедили меня в том, что на вечные муки я точно не согласна! И я оооочень хочу в Царствие Небесное к Господу!))))
Слава Богу за ВСЁ!
Благодаря такой долгой дороге я как будто выстрадала то, что действительно стОит просить у Бога. Вся материальная ерунда осталась где-то в холодном автобусе часу на 10-м.)))) И именно эти три последние часа, когда тело совершенно сдалось в прилипшем к телу холодном мокром пуховике, дали мне возможность глубоко и от сердца помолиться. Пробегая за доли секунды мимо Даров в Храме и едва успев приложиться, я действительно ничего особого не почувствовала.
Продолжение:
В очереди было всё: три часа "мёртвого стояния", загон толпы в первый "отсек", когда огромная широкая толпа должна слиться в узкую - крики, визги, страшно. Потом проливной дождь, нехватка автобусов, чтобы промокшие насквозь люди хоть немного согрелись.
Но было и другое. Пение молитв и акафистов в самом начале стояния. Я взяла с собой пол-сумки маленьких молитвословов и акафистов, чтобы читать в очереди. Из-за дождя просто молилась про себя. На 9-м часу остались самые стойкие, шли будто на автомате, но уже помогали друг другу, раздражение если и проявлялось, то только у уставших пожилых людей, но и их подбадривали и не спорили.
Когда увидели Храм - воспряли духом. Если до этого я шла как овца на заклание с одной мыслью "Господи, помилуй", то теперь я смогла помолиться, попросить Господа и Божью Матерь, которая сберегла для нас Дары, о том, что важно для меня.
Продолжение следует
Дорогие, коли привезли такие Святыни,то надо было позаботится, чтобы люди не стояли в таком нервном состоянии, а то пока дойдешь до Храма, уже ничего не хочешь, и мысли собрать, чтобы покаяться перед Богом, за свои мысли и поведение в таком хаосе,точно не получается... Получается, как-то все по светски, а не по братски... Стоите под дождем, под снегом, давите друг друга... ругайте тех кто идет наглым образом вперед, хоть и не стоял... услышит ли после такой мясорубки нас ТОТ к Кому мы все идем?!
Отдельное ОГРОМНОЕ спасибо волонтёрам за отличную работу .
Сам я ходил с маленьким сынишкой и очень обидно было слышать от некоторых , что якобы мы используем своих детей как пропуск без очереди. Поймите такую очередь ребёнок не вынесет , да и не лето на улице . Мой сын два дня предвкушал поход к Дарам и что я должен был лишить его этой радости ?
Простите меня...
По-видимому, паломники поломникам - рознь.Нам, стоявший и пропускавший у кардона молодой человек, сказал, что было 20 автобусов с паломниками в субботу и они в общей очереди не стояли, потому в субботу и очередь двигалась очень медленно.Сегодня, в воскресенье, было немного побыстрее.Я прошла за 12,5 часов, но, благодаря наличию автобусов, не замерзла и не устала, слава Богу!И за чай большое спасибо.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ ВОЛОНТЕРАМ. ЭТО НАСТОЯЩЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ И СМИРЕНИЯ!!! Девушки волонтеры ходили вдоль очереди, кому попить давали, для кого делали объявления по поиску потерявшихся, все очень вежливо и с добротой. На подходе к храму стояли молодые парни волонтеры, всех поздравляли с Праздником Рождества, говорили теплые слова, подбадривали и поддерживали, я прямо там разрыдалась от такой доброты, они тоже устали, но не смотря ни на что работали со всей душой, работали во Славу Божию, храни их Господь! Сами Дары в реальности выглядят больше и очень красивы, на выходе нам дали бумажную иконку принесения Святых Даров с молитвой, освященную на Дарах, можно было подать также записочки прямо на Афон, после ковчега стоял ящичек для записочек и пожертвований для Афонского монастыря. Слава Богу за все!
Очередь "стояла" очень медленно, т.к. постянно пропускали автобусы и троллейбусы с паломниками из регионов. Почему те, кто приехал к Дарам на собственном транспорте из тех-же регионов не могут пройти также, как люди на автобусах? Я уже не говорю о простых людях, живущих в Москве и подмосковье, которые просто пришли в Храм.
Почему нельзя выделить для организованных групп - паломников, приютов, приходов и т.д. ОТДЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ!
Выходит, что у нас в России все как всегда. Идея замечательная, а организация ... Ну вы понимаете.
Вчера я также занял очередь к Дарам. Очередь была еще больше, чем в 2011 году и двигалась очень медленно. Супруга, оставшаяся дома с ребенком, обнадежила меня по телефону, сказав, что на стояние в очереди уходит 12 часов - так передавали в новостях. Я этому очень обрадовался, т.к. за 12 часов я вполне успевал до закрытия храма, а рано утром мне надо было ехать на вокзал встречать тещу и сынишку. Но, простояв в очереди 6 часов, я понял, что сегодня к Дарам не успею и уехал домой.
На Яндекс-картах я измерил расстояние, которое прошел в очереди за 6 часов, получилось 900 метров! При этом до храма оставалось еще 3 км!
Статья хорошая. Ее бы распечатать и давать читать людям в очереди. Спасибо!
В социуме жизнь такая сумасшедшая,так хочется достойно встретиться со святыней. Ваша статья затронула самое тонкое:трепетное ожидание и надежду.
Приехали ночью на такси, по милости Божией стояли всего 4 с половиной часа. В очереди пели молитвы, это необыкновенно подкрепляло, люди, конечно, уставали, но все же общий настрой у всех был спокойный, мирный.
Спаси Господи всех, кто еще стоит, и тех, кто не смог подойти.