Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

О триединстве страстей

«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Притч. 16: 32), – говорил премудрый царь Соломон. До грехопадения первозданные люди были не только властителями мира, но и хозяевами своих чувств. По совершении преступления человек легко впадает в рабство своим чувствам, которые в этом случае превращаются в страсти, деспотично владеющие самим человеком. Христос Своим жизненным подвигом, смертью, воскресением и вознесением на небеса открыл нам возможность победы над страстями через соединение с Собой в Церкви. Но это соединение со Христом в Церкви требует усилий со стороны самого человека. Поэтому большая часть святоотеческой литературы посвящена борьбе христианина со страстями. «Борьба со страстями – общее для всех дело… и длится эта борьба всю жизнь» (святитель Феофан Затворник).

Чуждые нашей дерзости, святые отцы часто опасались обсуждать высокие богословские темы, но с готовностью рассуждали о борьбе со страстями. Когда пришедший отшельник пытался побеседовать со святым Пименом Великим «о предметах духовных и небесных», преподобный молчал. Когда же гость спросил старца: «Что мне делать, авва? Мной овладевают душевные страсти», тогда «старец с радостью посмотрел на него и сказал: “Теперь хорошо, что ты пришел; теперь отверзи свои уста, и я исполню их благ”».

Среди бесчисленного множества обуревающих человека страстей христианские подвижники благочестия выделяли ряд основных страстей, которые являлись причиной всех остальных. Источником же всех страстей, по святым отцам, является самолюбие, или, по определению святителя Феофана Затворника, самость: «Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость»: «Каждый из нас приходит в мир этот только с семенем всех страстей – самолюбием. Это семя потом жизнью и свободной деятельностью развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу…»

Страсть эта завладела первыми людьми еще до совершения преступления, когда они откликнулись на предложение искусителя стать «как боги», но – самостоятельно, без Бога. Узнать наличие этой страсти в себе мы можем по чувству собственной значительности: «Коренная прелесть есть думать и – еще хуже – чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей первым врагом своим. Не давайте ему засесть внутри – иначе он сгубит вас. Это апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает» (святитель Феофан Затворник).

Из корня страсти самолюбия на почве человеческого сердца вырастают, как три ствола, три основные страсти – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, или, если привести эти понятия к единому корню, – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. На них, как на трех китах, основываются все существующие страсти, которые, словно темные тучи, заслоняют от человека солнце правды – Христа – и уже в этой земной жизни лишают человека радости. Именно эти три страсти завладели сердцем праматери человечества Евы, прежде чем она решилась преступить Божественную заповедь: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3: 6). Самолюбивое стремление к автономному существованию сделали первозданных людей беззащитными перед чревоугодием («дерево хорошо для пищи»), сребролюбием («приятно для глаз») и тщеславием («вожделенно, потому что дает знание»). В этих страстях, как в трех соснах, доныне блуждает человечество. Почему и апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16), то есть всё те же три основные страсти, завладевшие падшим человеком со времен грехопадения Адама.

По этой причине Христос, пришедший освободить нас от греха и смерти, вынужден, прежде всего, победить искушение именно этими страстями, предваряющими любой грех. По окончании сорокадневного поста Спасителя сатана приступает к Нему, ища во Христе действие страсти чревоугодия: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4: 3). Затем падший херувим предлагает Господу власть над всеми земными царствами, надеясь увлечь воплощенного Сына Божия страстью сребролюбия: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4: 6). И как к последней надежде, диавол приступает ко Христу с предложением поступить по влечению к суетной славе, то есть по тщеславию, славолюбию: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11). В лице Господа нашего Иисуса Христа человечество впервые полностью побеждает те искушения, которые не смогли преодолеть наши прародители. Христос становится не только примером победы над страстями, но и Путем, по которому следует идти человеку, желающему освободиться от греха и страстей, и Путь этот открывается нам в Церкви, которая есть Тело Христово. Но пока человек не закончил свою земную жизнь, до тех пор как среди добродетелей главными «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13: 13), так и среди страстей нас обуревают, прежде всего, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

Андрей Горбачев

14 ноября 2014 г.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 188 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как рождается страсть? Как рождается страсть?
Андрей Горбачев
Как рождается страсть? Как рождается страсть?
Андрей Горбачев
«Путешествие в 1000 ли начинается с одного шага», — говорят китайцы. Так и любая страсть начинается с одного помысла, который называется «прилог».
Оковы страстей и как освободиться от них Оковы страстей и как освободиться от них
Диак. Валерий Духанин
Оковы страстей и как освободиться от них Оковы страстей и как освободиться от них
Cоветы святителя Игнатия (Брянчанинова)
Диакон Валерий Духанин
Святитель Игнатий выделяет две грани и крайности, которых необходимо избегать: требование от себя скорого бесстрастия и беспечное пребывание в страстях.
Ч. 1. Христианская психология<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 1. Христианская психология
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 1. Христианская психология<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 1. Христианская психология
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским. Это глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Без борьбы со страстями и грехом христианин не может исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.
Комментарии
Андрей Горбачев19 ноября 2014, 12:46
Люба, спасибо Вам за дополнение. Я на этот момент не обращал внимания. Но, думаю, при желании здесь можно обнаружить и другие связи с жизнью.
Наталья17 ноября 2014, 11:23
Как все просто. И как мы слабы и подвержены, казалось бы, безобидным страстям. Спасибо за статью.
Любовь16 ноября 2014, 10:39
А ведь действительно, когда человек уходит в монахи, он дает три обета: целомудрия, нестяжания и послушания. То есть, выходит, он отказывается от трех комонентов греха: сластолюбия, сребролюбия и славолюбия.
K.16 ноября 2014, 00:35
Спасибо. Надо почаще напоминать об этом людям вроде меня.
Лариса Гурина15 ноября 2014, 21:42
замечательно написано.
всё в нас.
спасибо.
Оксана14 ноября 2014, 18:48
Спаси Господи! Отлично и доходчиво написано. Благодарю от всей моей грешной души!!!
Максим Юрьевич14 ноября 2014, 14:06
Коротко, ясно и доходчиво. Спасибо.Храни вас Бог!
ТаняСем14 ноября 2014, 11:30
Отличная статья!действительно Самость наша цветет пышным цветом,особенно после перестроечного времени,когда рамки вседозволенности расширились до беспредела!И только от нас самих зависит-бороться с ней или лопнуть от ее натиска....Помоги,Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×