«Я понял: вот где Христос!»

Беседа с бывшим рериховцем Андреем Гуковым (+ВИДЕО)

Андрей Гуков Андрей Гуков
  

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие из разных неправославных конфессий. Андрей Гуков, сегодняшний гость отца Георгия, почти 20 лет провел в общине последователей учения Николая и Елены Рерихов. Как попадают в общину? Индия – это страна махатм и гуру или ужасающей нищеты и равнодушия к несчастью ближнего, которое обескураживает русского человека? Почему учение Рерихов не может утолить духовной жажды? Что вернуло ко Христу? Где – реальное чудо, а где – «духовный театр»? Предлагаем расширенный и дополненный по сравнению с телеинтервью текст беседы.

Священник Георгий Максимов: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Она посвящена тем людям, для которых приход ко Христу стал событием, которое делит жизнь на «до» и «после», которое многое заставило переосмыслить. Что движет этими людьми, что дает им силы измениться и жить по-христиански – об этом мы беседуем с нашими гостями. Сегодня в студии у нас гость, который почти 20 лет своей жизни посвятил учениям, связанным с религиями индийского происхождения в преломлении теософских движений. Конкретно речь идет об учении Николая и Елены Рерихов. Пожалуйста, расскажите о том, как начались ваши духовные поиски.

Андрей Гуков: Прежде всего я хотел бы сказать, что крещен был еще во младенчестве и мои мама и бабушка с детства мне рассказывали про нашу веру, про Православие. Я помню, когда приезжал к бабушке, всегда любил ходить в храм. И эти детские впечатления до сих пор живы в моем сердце: как я был на службе, как меня всё это впечатляло. Торжественность богослужения, украшение храма – это всё мне очень нравилось. Но когда я вырос, то постепенно утратил связь с Церковью. Ведь тогда были времена коммунистического давления, с атеистической пропагандой. Было невозможно ходить свободно в храм; кроме того, у меня не было возможности хорошо узнать свою веру. И когда Советский Союз распался, в нашу страну хлынуло большое количество разных сект. А так как во времена атеистической власти народ (и я в том числе) изголодался по вере в Бога, а также от своего полного невежества, то и готов был приобщиться к любому учению, которое так или иначе поднимало вопрос о вере в Бога и рассматривало духовный аспект бытия. Один знакомый дал мне почитать рериховскую книжку. Это была книга «Община» Елены Рерих, еще самиздатовская. Читать ее было трудно из-за специфического языка, и я не могу сказать, что особо проникся, но мне было интересно общаться с группой людей, которая увлекалась всем этим. И так, в значительной степени из-за духовного вакуума и незнания о Православии, я попал в эту секту рериховскую.

Отец Георгий: Многие знают лишь, что Николай Рерих был художник. Не всем известно, что у него и его жены была своя религиозная доктрина. Может быть, вы немного расскажете, в чем ее суть?

Николай Рерих Николай Рерих
    

Андрей Гуков: В основе лежит учение Елены Рерих «Живая этика». Она считала себя контактером с потусторонними силами и ссылалась на полученные от них «мистические откровения». В этом учении намешаны понятия из разных религий. Там можно найти представления из буддизма, индуизма, ислама, христианства – и всё это перемешано, как в винегрете. И вот эта смесь выдается за истину. Также это учение пропагандирует превосходство женщин над мужчинами, что выражается в концепции «Эпохи матери мира», или «Эпохи женщин», где им отводится первостепенная роль. В силу этого рериховские сообщества изобилуют женщинами-феминистками. И при этом одним из характерных моментов учения является негативное отношение к Церкви.

Отец Георгий: В чем это выражалось?

Андрей Гуков: Например, они очень сильно осуждали священство. Говорили, что оно исказило учение Христа. Они старались человека настроить против Православной Церкви и вообще против христианства. Постоянно была критика, высмеивание. В своих книгах Елена Рерих уверяет, что христианство – «ложная вера», Церковь – «источник тления», а священники скрывают от народа истину.

Отец Георгий: По-вашему, что привлекает людей в этой доктрине?

Многих привлекает восточный антураж, ведь Восток всегда считался у нас чем-то загадочным

Андрей Гуков: Я думаю, восточный антураж, ведь Восток всегда считался у нас чем-то таким загадочным. И это, наверное, многих подкупало.

Отец Георгий: Да, есть такое очарование Востоком, причем идеализированным и даже отчасти фантастическим. Потому что, например, эти идеи с поиском Шамбалы, которым занимался Рерих, – это во многом продукт его собственных фантазий и интерпретаций того, что он услышал, живя на Востоке.

Я позволю себе поделиться таким наблюдением: с людьми, которые увлекаются подобными теософскими, эзотерическими учениями, очень трудно говорить христианину. Во-первых, нет единой точки, от которой мы можем отталкиваться в разговоре. Во-вторых, разговаривая с эзотериком, ты будто упираешься в какую-то ватную стену: человек, как правило, не ведет себя агрессивно, но ему абсолютно всё равно, что он слышит. Он как бы свысока на тебя смотрит, вежливо кивает головой и думает: «Ну да, для твоего низкого уровня, может быть, то, что ты говоришь, – это и важно, а вот нам-то открылось что-то такое, что вам вообще не понять, поэтому я об этом с тобой даже говорить всерьез не буду». Верно ли это наблюдение?

В горах Индии. Фото, сделанное Андреем В горах Индии. Фото, сделанное Андреем
    

Рериховское учение взращивало чувство превосходства, что я какой-то уникум, знаю нечто «сокровенное», хотя ничего не знал совершенно

Андрей Гуков: Да, полностью с вами соглашусь. Вы всё точно подметили. Действительно, в этой рериховской организации они часто свысока смотрели на представителей Церкви: и на священство, и на мирян. Они, мол, не знают ничего, а нам открылось. И я помню, как и в других, и во мне в тот период рериховское учение взращивало чувство превосходства, что я какой-то уникум, что я что-то узнал «сокровенное», хотя ничего не знал совершенно. Всё это было лишь личное представление Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – то, что они сочинили и написали.

Отец Георгий: Мне вспоминается, как один атеистический писатель отзывался про эзотерические движения такого типа: когда предлагают вступить на эту стезю, ты оказываешься в такой ситуации, что тебе, условно говоря, сообщают: «Пойдем, поднимемся на гору, и вот там тебе откроется нечто невероятное, что тебе не открылось бы нигде в другом месте». Хорошо, идем на гору, поднимаемся, и, когда ты достигаешь вершины, пригласивший тебя просто садится и молчит. И всё. И возникает вопрос: «А зачем мы на гору-то шли?» То есть сам этот «путь», который всё время обставляется какими-то загадками, какой-то мистикой, какими-то намеками на тайные смыслы и обещанием, что в будущем откроется что-то замечательное, – он, собственно говоря, подменяет собой содержательное учение. Получается, что человек находится в состоянии какой-то игры. Можно ли согласиться с этим, как вы думаете?

Елена Рерих в одном из писем советует даже лгать в целях пропаганды

Андрей Гуков: Да, это справедливо. Потому что люди там на самом деле не ощущают в себе всего того, что им обещается, и больше играют на публику, которая собирается в таких группах. Они стараются показать себя какими-то знающими, просвещенными… И при этом много конфликтов внутри движения. Вот сколько я там был, постоянно видел, как одна группа про другую, мягко говоря, нехорошие вещи высказывает. То есть нет единства и взаимопонимания между ними. И, наверное, как раз из-за того, что каждый считает себя каким-то уникумом, что он будто познал нечто и знает больше, чем кто-либо еще. И это мешает единству. Там нет единства, одни против других. Хотел бы добавить также, что рериховское движение использует чисто сектантский метод пропаганды: публично заявляется одно (скажем, веротерпимость и верность Евангелию), а на деле – истинная суть доктрины до времени утаивается от широкого круга последователей и посторонних людей. Так, Елена Рерих в своем письме от 8 марта 1938 года советует даже лгать в целях пропаганды.

Елена Рерих Елена Рерих
Отец Георгий: Вы упомянули, что в учении Рерихов большую роль играют принципы, заимствованные из религий индийского происхождения, хотя и во многом переосмысленные. Я знаю, что вам довелось прожить несколько лет в Индии, где вы работали переводчиком. Интересно, насколько то, что вы слышали об этой стране и об этой культуре из рериховских кругов, совпало или не совпало с тем, что вы увидели, оказавшись там?

В Индии я видел такие вещи, которые меня, прямо скажу, шокировали

Андрей Гуков: Впечатления были разные. Мне часто встречались доброжелательные и отзывчивые местные жители, которые очень религиозны, но при этом очень суеверны. Когда они узнают, что ты русский, сразу улыбаются, обнимаются и начинают задавать массу вопросов о России. Такое добродушие индийского народа, несомненно, располагает. Но вместе с тем в той действительности я видел такие вещи, которые меня, прямо скажу, шокировали.

Отец Георгий: Какие, например?

Андрей Гуков: Например, огромное количество нищих людей. И у этих людей ситуация настолько плачевная, они живут в столь нечеловеческих условиях, что вынуждены некоторых своих детей специально калечить, чтобы, попрошайничая, вызвать чувство жалости у прохожих и получить за это какую-то денежку. И меня неприятно впечатлило, что местные жители с равнодушием относятся к тем инвалидам, которые стоят или лежат на улице и просят милостыню.

Отец Георгий: У них ведь карма такая.

Андрей Гуков: Это я уже потом понял. Индийцы этим оправдывают всё – что у них карма такая.

Отец Георгий: С их точки зрения, это значит, что данный человек заслужил свое уродство, свою нужду и свою беду в прошлой жизни и сейчас получает по заслугам. Что его жалеть? Я слышал, что когда англичане только вводили больницы в Индии, то это не у всех там встречало понимание. Ведь с точки зрения учения о карме, если человек больной, то и пусть дальше болеет и умрет от этой болезни. Так он очистит свою карму и тогда в следующей жизни будет жить нормально. А если его здесь вылечат, значит, он здесь недострадает и в следующей жизни должен будет страдать. Эта логика, вероятно, влияет и на отношение к людям нищим и увечным. Помню, когда я оказался в Калькутте и увидел людей, которые живут семьями на тротуарах, то это меня очень поразило. Такой нищеты, которую можно увидеть в Индии, – ее, наверное, нигде больше нельзя увидеть. Я слышал даже, что жители Африки, побывав в Индии, говорили: «Мы думали, что мы бедно живем, а теперь мы увидели, как можно действительно бедно жить». Искренне надеюсь, что Индия по мере своего развития будет оказывать какую-то заботу и об этой части своих граждан. Но возвращаясь к учению Рерихов – популярно ли оно в Индии?

Индийцы знают, что тут жил русский художник со своей семьей, но само учение Рерихов им неинтересно

Андрей Гуков: В самой Индии это движение не получило популярности и не нашло большого количества сторонников. В горной гималайской деревне Наггар (штат Химачал-Прадеш) имеется музей Рерихов (их бывший дом-усадьба, а также учрежденный ими Институт гималайских исследований «Урусвати»). Но, несмотря на то, что некоторые книги «Живой этики» переведены на английский и на хинди, это учение не получило распространение в Индии. Даже местные жители Наггара и окрестных деревень не становятся последователями «Живой этики». Они знают, что в их местности проживал русский художник со своей семьей, но само учение Рерихов им неинтересно.

Отец Георгий: А как насчет индийской духовности? Знаю, что некоторые иностранцы, в том числе и наши соотечественники, становятся фанатами тех или иных гуру и индуизма в целом. И мне там встречались люди, которые говорили, что, приходя в индуистские капища, что-то там чувствовали, переживали. Я даже беседовал с человеком, который демонстрировал все признаки беснования и сознавал это, но был доволен, считая, что в него вселился один из индуистских богов. И хотя он им управляет и не дает что-то сделать, что этому человеку хотелось бы сделать, всё равно он считал, что это положительный опыт. Предположу, что вы тоже в то время посещали ашрамы[1], желая познакомиться с местной духовной традицией. И здесь не случилось ли у вас неожиданных открытий для себя?

Стояли сикхи с автоматами Калашникова, следили, чтобы кто лишний не прошел к учителю

Андрей Гуков: В общем-то, случилось. Я попал в один ашрам, просто ради интереса. Мне его рекомендовали: мол, посмотри, какие там «высокие» гуру живут. Я жил там где-то полмесяца. Основатель этого ашрама, этот гуру, был сам родом из Пенджаба, из сикхской традиции. Но он тоже всё смешивал, как и Рерихи. Они говорили, что любой путь, каким бы ты ни пошел, приведет к Богу. И когда я попал к этому гуру и посмотрел, какая у него жизнь, то очень сильно разочаровался. Даже тогда, еще будучи рериховцем, разочаровался. Я увидел, что это всё некий театр. Внешне гуру был похож на Карабаса-Барабаса: бородатый и с большой чалмой. Люди, приходя к нему, все сразу падали на колени, о чем-то его просили. Его «правой рукой» была одна американка, Мэри. Она пишет о нем книги и очень фанатично верит во всё это. А я увидел там лживость и лицемерие и был шокирован. Приведу один простой пример: чтобы к нему прийти на прием, нужно было пройти через его охрану. Стояли сикхи в чалмах и с автоматами Калашникова, следили, чтобы кто лишний не прошел. Когда я спросил у Мэри, зачем это, она сказала, что были уже нападения на гуру и мы его бережем, чтобы никто не напал. А меня это смутило. Как так? Вроде, если он святой человек – а они его все святым называли, – то почему же он не знает, кто придет? Вот наш батюшка Серафим Саровский всех принимал с какой любовью, кто бы к нему ни шел.

Андрей с индийскими друзьями Андрей с индийскими друзьями
Отец Георгий: Да, вооруженную охрану у его кельи не ставили. Даже несмотря на то, что на него раньше нападали.

Андрей Гуков: Потом, когда я уже говорил с местными жителями, которые там работали, как рабы, я у них спросил: а вам нравится здесь? вы верите в этого гуру? Они вздыхали: «Ну, мы даже подойти к нему не можем. Нас просто не пускают».

Отец Георгий: А как после стольких лет в рамках рериховского движения вы решили выйти из него и прийти в Православие?

Андрей Гуков: Помогло то, что моя бабушка, Царствие ей Небесное, и моя мама в детстве познакомили меня с миром Православия. И, думаю, помогло то, что за меня молились близкие мои друзья и родные. По их молитвам Господь пожалел меня. После того, как я побывал в Индии и вернулся в Россию, то светлое христианское воспоминание из детства снова всплыло в памяти. И я начал ходить в храм. Вот иду мимо храма – и захожу. Конечно, я не полностью выстаивал службы в первое время, просто стоял, находился в этой атмосфере, видел людей, которые с такой душевностью молились Богу. И еще сильнее вспоминал бабушку и то, что она мне говорила.

Когда я впервые увидел чудо схождения Благодатного огня, я вдруг осознал: вот где Бог

Но полный мой выход из рериховской секты произошел после того, как я увидел чудо Божие. Несколько лет назад по телевидению стали транслировать в прямом эфире схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Когда я впервые увидел это чудо своими глазами, я вдруг осознал, что вот она, истинная вера в Живого Бога, Который не где-то там, в непонятной и никем не виденной Шамбале, а рядом с каждым из нас, верующих в Него. Я понял: вот где Христос. Он до сих пор каждый год показывает, что Он со Своими людьми, что Он действительно Истинный Бог. Это необъяснимое чудо происходит у православных каждый год. А у Рерихов нет ничего такого. Я им даже задавал потом вопрос: «Вот у вас учение называется “агни-йога”, вы говорите, что на Елену Ивановну снизошел какой-то огонь. А вот реальный огонь – вы можете посмотреть». Это реальное чудо. Оно очень сильно меня впечатлило. Я увидел лица людей в том храме, которые умывались этим огнем и получали такую духовную радость и укрепление в их вере в Господа Иисуса. Это всё ясно отображалось на их лицах. И я тоже, глядя на них, испытал великую радость и покой в душе, осознав, насколько я заблуждался до этого, поверив лжеучению Рерихов. После этого я выбросил всю рериховскую и теософскую литературу на помойку, пошел в церковь и принес покаяние в том, что ступил на ложный и бесовской путь.

Отец Георгий: А как отнеслись ваши друзья и знакомые по рериховскому движению, когда узнали, что вы возвращаетесь в христианство? Говорили ли вы об этом или просто перестали посещать их собрания?

Махатма Мория. Таким его вообразил Г. Шмичен в 1884 г. Махатма Мория. Таким его вообразил Г. Шмичен в 1884 г.

Андрей Гуков: Я перестал ходить в общество. Но мне звонили, и со мной была проведена «вразумительная» беседа. Меня пытались убедить, что я заблуждаюсь и скатился на неправильную дорогу. Но когда я категорично высказал своюпозицию в отношении рериховского учения и назвал его бесовским, было заявлено, что владыка Шамбалы махатма[2] Мориа обязательно мне воздаст по заслугам за мое предательство. На что я спросил: «А вы уверены, что этот Мориа действительно существует где-то там, в выдуманной людьми Шамбале?» Меня уверили, что я сам скоро об этом узнаю и пожалею.

Отец Георгий: Учитывая то, что за прошедшие годы вы этого так и не узнали и не пожалели, Христос оказался сильнее махатм.

Андрей Гуков: Да кто их видел?! Как и Шамбала… Кто ее видел? Никто не видел. После этой беседы активисты рериховского движения меня уже не беспокоили, но иногда звонили рядовые члены, приглашая на разные свои мероприятия, от чего я отказывался.

Отец Георгий: Что изменилось в вашей жизни после принятия Православия?

Православие отрезвило меня духовно и помогло посмотреть на себя со стороны

Андрей Гуков: Православие отрезвило меня духовно и помогло посмотреть на себя со стороны. Привело меня к покаянию и осознанию своей греховности, чего я был полностью лишен, находясь в рериховской секте. Ибо учение Рерихов не обращает никакого внимания на греховность человеческой природы. Более того, учит тому, что каяться бесполезно, да и не перед кем. «Живая этика» налагает запрет на покаяние, наряду с этим рериховское учение взращивает в человеке гордыню. Православие помогло мне понять, что я болен своими грехами и только Господь Иисус Христос может исцелить меня по милости Своей. Став православным, я реально ощутил поддержку Господа. Стоит лишь искренне попросить в молитве Господа Иисуса Христа, и вскоре видишь, как на твоих глазах проблемы разрешаются и обстоятельства складываются так, что сам человеческим умом я бы никогда до этого не дошел.

Отец Георгий: А что вы могли бы сказать тем людям, которые продолжают пребывать очарованными этим учением и которые считают, что там невероятно глубокая мудрость, а христианство по сравнению с ним – это как будто что-то скучное, унылое?

Андрей Гуков: В христианстве уникальный путь, который может привести человека к реальному спасению. И сколько в нашей Церкви примеров тому – святых отцов, которые шли за Христом и достигали вершин духовного совершенства. Например, святой Иоанн Кронштадтский, который жил сравнительно близко к нашему времени. Из описания очевидцев и из его собственных текстов мы можем увидеть, какой жизнью он жил и к чему его привела эта жизнь. У рериховцев я не видел такого примера. И я не слышал, чтобы там говорилось, что в первую очередь нужно бороться со своими страстями, видеть их в себе, исповедовать и от них с Божией помощью освобождаться. Потому что если мы будем себя мнить какими-то «забравшимися на гору», как вы правильно сказали, то что будет? Мы все передеремся друг с другом каждый за свою гору, и превратится это в ад на земле. Только христианство дает человеку путь осмысления себя, анализа своих поступков, своих помыслов, дел. Я так благодарен Господу нашему Иисусу Христу, что Он дает этот путь!

Отец Георгий: Дай Бог, чтобы и другие люди, которые увлечены этим учением, нашли в себе смелость посмотреть непредвзято на христианство – и не как на «идеологию», а как на жизнь в соответствии с откровением Божиим. И, думаю, вы согласитесь, если я скажу, что опыт преображения своей жизни благодаря встрече со Христом – это то, чего не хватает людям, которые еще находятся в плену такого рода эзотерических идеологий. Вот что важно было бы им узнать, прежде чем делать выводы о христианстве на основании каких-то отражений кривых зеркал, в которых оно показано в книгах Рерихов в том числе.

Андрей Гуков: Вы справедливо заметили, отец Георгий, что в книгах Рерихов очень много искажения и лжи. Потому что Рерихи учили такому, что все религии могут привести ко спасению. С трудом можно представить себе, как противоположные по своему учению религии могут привести к одной и той же цели.

Схождение Благодатного огня Схождение Благодатного огня
    

Отец Георгий: Это всё равно что, допустим, милиция арестовывает вора и потерпевшего. Потерпевший говорит: «Он у меня отнял кошелек под угрозой оружия», а грабитель говорит: «Ничего подобного, он мне сам его отдал». И если следователь скажет: «И ты прав, и ты прав. И у вас есть общая истина, которая вас объединяет. Не надо ссориться, вы все одинаково правы», – это же, конечно, будет абсурдом. И это то, чего не понимают люди, которые увлекаются синкретическим учением. Потому что смешать религии, которые говорят прямо противоположные вещи, и объявить, что и те, и те – единые части одной истины – это, скажем так, и упрощение, и заблуждение. Тем более что и сами последователи этих религий с таким выводом не согласились бы.

Андрей, благодарю вас за рассказ. Дай Бог, чтобы все те, кто еще ходит на распутьях эзотерических учений, могли бы узнать правду о христианстве и сделать осознанный выбор в пользу Христа. Спасибо вам. Помощи Божией!

[1] Ашрам – в современном индуизме этот термин часто используется для обозначения религиозной общины, возглавляемой духовным авторитетом.

[2] Махатма – термин индийского происхождения, буквально переводится как «великая душа»; в теософии под махатмами понимаются «возвышенные существа» – в прошлом люди, достигшие высшего саморазвития.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Бог сказал мне: ты должен перейти в Православную Церковь!» «Бог сказал мне: ты должен перейти в Православную Церковь!»
Свящ. Станислав Распутин
«Бог сказал мне: ты должен перейти в Православную Церковь!» «Бог сказал мне: ты должен перейти в Православную Церковь!»
Беседа со священником Станиславом Распутиным (+ВИДЕО)
Иерей Станислав Распутин, в прошлом член «Армии спасения», о том, могут ли символы утолить духовную жажду, чем собрание добрых людей отличается от Церкви и миссии как естественной потребности верующего.
Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО) Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО)
Свящ. Георгий Максимов
Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО) «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё»
Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым (+ВИДЕО)
Это религиозный новодел. Сколько «волхвов», столько и учений, столько и неоязычеств. И ими будет впитана любая идеология, которая ложится на гордыню и отрицает при этом христианство.
Почему учение Рерихов ложно? Почему учение Рерихов ложно?
игумен Амвросий (Ермаков)
Сейчас некоторые проповедуют учение Рерихов, уча, что оно истинно. Я слышал, что это - лжеучение. Не могли бы вы пожалуйста разъяснить, почему это учение ложно.
Комментарии
Дарья28 ноября 2015, 00:28
Ой,как же хорошо,что о Рерихах поднимают темы.Это все так тихо пробирается в жизнь человека!!Я сама больше 10 лет быта рериховкой, а лет 9назад пришла в Церковь.Чудо из чудес.Вот я согласна совершенно с тем,что рериховцев отличает интеллектуальное высокомерие и диалог с ними весьма и весьма труден.Вся моя семья до сих пор пребывают в этом язычестве,при том к учению агни йоги всегда прилагается и астрология,и хиромантия,и телепатия,и гадания и т.д.Все под соусом науки будущего ,ха ха,ни много ни мало!Это,конечно,моя неперестающая боль.Единственный плюс для меня в этой ситуации в том,что чтобы дискутировать не от эмоций,а от ума и знаний,мне пришлось,с большим удовольствием и интересом,углубляться в свою Веру,много читать,Евангелие не оставлять ни на день.Без вот этого кнута страдания за близких,конечно я бы так не просвещалась,по крайней мере с таким усердиемА наш Символ Веры!Просто гимн для измученной души.Я поговорю со своими язычниками,потом еду в машине домой и пою:ВЕРУЮ ВО ЕДИНОГО БОГА ОТЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ...И думаю-Господи!!!какая я счастливая,что Ты у меня теперь естьА тем кто хочет тайных знаний и востока,скажу-там бесы пляшут на костях,мерзость ,невежество,ложь и погибель ума и души.Берегитесь и бегите,как от чумы!Спаси Вас Господи,милый отец Георгий!
Валерия13 сентября 2015, 08:57
Я думаю, что художник и философ Рерих был в заблуждении, был под воздействием сильнейшего искушения, как мыслитель и здесь мне его очень жаль. Я сама в середине 90-х годов увлекалась всякими такими штуками и конечно же Рерихом. Картины его всё же хорошие, как зарисовки природы. В них есть высокий профессионализм и дух таинственный, и непостижимость гор, тот воздух, к которому стремятся любящие горы и просто мыслители. Здесь он не соврал, и да будет это ему в оправдание на Суде. А Елена Рерих, была в большем искушении, она и обожествила того, кто не Бог. Возможно она страдала психическим заболеванием. Боже, помилуй. Потому что, нарочно отходить от Бога человеку нет смысла, они же не зарабатывали на своем учении, просто т.сказать"попались" в лапы. У Рериха есть и православные тематики, где он изображает Сергия Радонежского. Мне думается, что он всегда любил православие и Россию,об этом говорил его сын Николай, только не смирялся по православному, но как пророк Муххамед вообразил себя пророком, так и он через жену свою соблазнился. Господи, помилуй его.
Miko Mo27 июня 2015, 21:33
отец Георгий, спаси Вас Господи за Ваши передачи, оч многое поняла, зачастую многие гости сходятся в одном свидетельстве: живой пример по-настоящему верующих христиан помог им прийти в Церковь. Достоевский правильно сказал: "мир нужно изменить, начнем с себя".
А мы сами не достигнув ничего, ни одной заповеди не исполнив, других хотим насильно в Рай загнать
Ирина26 июня 2015, 14:46
Я тоже более 20 лет блуждала по всем этим эзотерическим коридорам,чего только не начиталась!В отличие от Андрея,мой детский опыт был прямо противоположным:я настолько сильно эмоционально пострадала от рассказа о девочке,которую верующая бабушка задушила веревочкой от крестика-это мы в школе проходили на уроке чтения,что для меня на долгие годы тема Бога стала просто темным пятном.
Сейчас для меня самым большим чудом является то,что Господь вывел таки меня из этого безумия. Мне 58 лет,третий год как воцерковляюсь.Вся прошлая жизнь представляется большим сумасшедшим домом.Только ясное видение того,как Господь выводил тебя из всего этого ,и как бережно,дает силы спокойно принять и оставить,все что было.Слава Господу нашему,что тут еще скажешь.
священник Георгий Максимов14 июня 2015, 23:19
Михаилу:
Вам стоит дочитать Евангелие, а то, кажется, Вы знакомы только с отрывками из него. Во-первых, немалую часть чудес Господь совершил принародно. Лишь часть Он совершил в удалении от толпы. В некоторых случаях Он действительно запрещал исцеленным рассказывать о них, но не запрещал этого свидетелям-апостолам, благодаря записям которых мы эти чудеса и узнали. И Бог решил, что нам полезно и даже необходимо узнать об этих чудес, потому они и в Евангелии. Во-вторых, в некоторых случаях Христос прямо побуждал человека рассказывать о том чуде, которое Он над ним сотворил. См. Мк. 5:19.
Владислав12 июня 2015, 18:17
Когда-то, в самом начале 2000-х (тогда ещё не был православным по убеждениям), побывал на выставке картин Рерихов, впечатения - какая-то жуть, бесовщина...

Сейчас мама выписала альбомы с подборкой живописи Третьяковской галереи, Дрезденской и Лувра. Посмотрев картины Третьяковки всё остальное смотреть просто невозможно, - точно такое же, как и у Рерихов, тяжёлое давящее впечатление от картин, навеянных католическим миром.
Игорь12 июня 2015, 12:03
Ларе
А чего Вы решили, что рерихов рекламировали в этой статье, по моему наоборот.
Михаил11 июня 2015, 16:18
"Отец Георгий: Учитывая то, что за прошедшие годы вы этого так и не узнали и не пожалели, Христос оказался сильнее махатм", - вот уж воистину, логика уровня "Гагарин в космос летал - Бога не видал".
И это уверование через чудо: Христос запрещал рассказывать про его чудесные деяния, чтобы люди приходили к вере, убеждаясь в истине учения, а не засмотревшись на фокусы. Откуда такая чудосовщина в нашей Церкви?
Лара11 июня 2015, 08:22
Простите братья и сестры, но помоему слишком много рерихов в этой статье. И фото, и о шамбале с большой буквы, и все так описываеться ненавязчиво... Зачем? Ну покаялся человек и Слава Богу. Но описывать( рекламировать эту гадость) на ПРАВОСЛАВНОМ сайте, думаю ЛИШНЕЕ.
СЕРГЕЙ10 июня 2015, 23:45
ГОСПОДИ СПАСИ!
Кснеия 10 июня 2015, 20:30
И я когда-то увелкалась и даже гордилась что в нашем городе музей имени Рерриха, но не все кульутра угодно Богу... Но что-то в этих картинах, схвастике и иозображениях Святых меня отталкивало, Святого там не было, даже искажение, сама сняла все эти картина, потом узнала кто эти и люди и чем они мотивировались. Меня никто не учил, но суррогат стал просто раздражать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×