Далее были еще более горячие мольбы Льва, принятые Богом, но мы остановим внимание на уже сказанном. Ошибки при хиротониях (рукоположениях) перевешивают все грехи святителя! Рукоположил недостойного. Рукоположил поспешно. Поставил на высоту того, кому стоит пребывать пониже. Всё это не что иное, как закладка под церковную жизнь мин замедленного действия. Ты (рукоположивший) сам отойдешь в вечность. А ошибочно рукоположенный тобою будет умножать ошибки и распространять заблуждения еще годы и годы. И трудно будет иметь мир за гробом душе, видящей, как на земле умножается зло от неверных кадровых решений.
Поименованная проблема не нова. Ее знает Писание. У апостола Павла читаем слова к Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5: 22). Указан грех, и указано его последствие. Последствие поспешного рукоположения – разделение ответственности за чужие грехи, пущенные в мир с твоей санкции. С этой точки зрения личные качества иерарха – это только лишь малая и довольно заметная часть его нравственной подотчетности. Куда более ответственная и уже не такая видимая часть – это успехи и неуспехи в кадровом вопросе.
Ветхий Завет предоставляет нам яркую иллюстрацию поднятой темы. Начальные главы Первой книги Царств рассказывают и первосвященнике Илии. Это был хороший человек, как сказали бы сегодня. И духовный. Он возвестил Анне рождение сына Самуила, он и принял Самуила на воспитание при скинии. Имея опыт Богообщения, Илий научил Самуила отвечать Господу на Его зов. И это при том, что «слово Господне было редко в те дни, видения были нечасты» (1 Цар. 3: 1). У этого лично безупречного человека было одно очень уязвимое место – «сыновья его были негодные, они не знали Господа» (1 Цар. 2: 12). Людей, приходящих для принесения жертв, они принуждали отдать лучшие части мяса им на жаркое прежде жертвоприношения. Иногда вилкой вынимали лучшее из котла на глазах у всех. И эта смесь хамства и безбожия приводила к тому, что народ отвращался от жертвоприношений Господу (см.: 1 Цар. 2: 17). Подслеповатый от старости Илий слышал ропот всего народа на его сыновей. Он слышал даже, что те спят с женщинами, приходящими к скинии собрания, то есть развратничают с богомолками и паломницами. Но никаких жестких мер Илий не принимал.
И эта смесь хамства и безбожия приводила к тому, что народ отвращался от жертвоприношений Господу
За всё это гнев Божий возгорелся и на Илия. Самуилу Господь сказал: «Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3: 13). Как всегда, встречая цитаты из Писания, особенно из мало знакомых его мест, следует найти цитируемую книгу и прочесть упомянутые главы. Там читатель увидит хорошего пожилого человека, увенчанного сединой, неотлучно пребывающего при переносном храме. Увидит его бесчинствующих детей, которые принадлежали к священническому роду по факту рождения. (Это ведь у нас священство открыто для всякого достойного соискателя. А в древние времена только из колена Левия приступали к жертвеннику. И сколь бы ни был благочестив какой-то человек из колена Завулона или Симеона, священником он стать никогда не мог.) Увидит и поймет, что гадости, иногда творимые возле храма, не сегодня придуманы, а существуют издавна. Увидит также, что гадости эти наказуемы. И не только в отношении прямых участников, но и в отношении тех отцов и начальников, которые могли положить греху край, но не положили. Первая книга Царств рассказывает нам о великом поражении евреев от филистимлян, о гибели сыновей Илия, о смерти его невестки при родах, о похищении ковчега. Наконец и о смерти самого Илия, который, как уже говорено, человек был хороший, но которого никак не спасла эта размытая современная характеристика.
Некогда апостолы, услышав, каковы обязанности человека к жене, сказали, что тогда лучше и не жениться. Сейчас, ведя речь об ответственности за тех, кто допущен к алтарю, можно в унисон сказать: если такова ответственность святителей, то лучше не брать на себя непосильную тяжесть в виде омофора. Ведь мы все изнемогаем от личных слабостей. А тут оказывается, что личные слабости – это еще ничего. А вот если пустишь козла в огород, по пословице, или назначишь щуку судьей в пруду с карасями, то отвечать придется куда как больше и строже, чем за личную немощь. Об этом говорил Златоуст в своих знаменитых шести словах о священстве. Говорил, что твои личные подвиги: пост, бдение, чтение, тайный плач – хорошо, но этого мало. Главное – бодрствуй над стадом, не отпускай овец гулять далеко, замечай приближающегося волка, ну и, конечно, «рук ни на кого не возлагай поспешно».
Расколы в Церкви, смуты, бунты и предательства происходят из-за дерзкой молодежи, на которую попустительски смотрит ничего не видящим взглядом хороший старичок-первосвященник. Те кощунствуют и развратничают, а он то ли омертвел от старости, то ли слаб духом по жизни, то ли преступно равнодушен. Потом страдают многие. И это мы назвали одну из тех бед, от которой колеблется вселенная. Как и в отношении семьи. Мир состоит из государств, государства – из городов, города – из супружеств. Поссорьте мужа и жену, разрушьте супружество – и вы со временем внесете смуту во всю вселенную. Так и тут. Позволь сребролюбцу облачиться во вся святая, дай власть развратнику над совестью исповедующихся, тщеславному завистнику позволь окружить себя неумеренной и незаслуженной роскошью – и ты увидишь со временем ужас и кошмар. Увидишь мерзость запустения на святом месте. Читающий да разумеет.
Мы не зря молимся за наших первосвятителей по многу раз за каждой службой Богу. Уж больно тяжел их крест и высока ответственность. Будем молиться и далее, чтобы плыл корабль Церкви и не садился на мель. А в конце выслушаем еще одно слово из Вечной Книги. Это Иезекииль. «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иез. 34: 15–16). Так и хочется после прочтения помолиться: «Перевяжи, Господи, пораненных, отыщи потерявшихся, и не забудь истребить буйных и разжиревших».
...Он - администратор и барин. Жизнь "по понятиям" - связи, покровители, система взаимных услуг. Он "свой" в столице, он гость конференций и "круглых столов", обладатель многих степеней. И отпуск проводить в России - это "не его уровень". И новый архиерей cмолкает.
Мтф.23:5-7
"...все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!"
Мтф.23:13-14
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов...
Мтф.23:25-28
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Я тоже не раз думала - обратиться в Москву...
Я думаю помимо того, что вопрос слабо решается имеет место и пресловутый человеческий фактор.
Спаси Господи Всех и Господи прости!
А так ли опасны для меня страсти священника, (между прочим) являющиеся предметом его внутренней борьбы? Кто знает, может, то, что в поисках духовника я попала на исповедь к злому батюшке - это благо. Ведь и "на то щука, чтоб карась не дремал".(1)
Владимиру: Является ли содомия священника самым большим злом, б*ольшим даже сребролюбия? По-видимому, нет. Об этом свидетельствует полемика читателей, почти не касающаяся проблемы содомии.
Так о поводе к статье, как я его поняла. Чего хотеть и чего не хотеть?
В чем, собственно, может состоять наша претензия к священнику? Его недостаточный аскетизм. Нам мало, что за нас помолились. Вот бы за нас еще и попостились! С молитвой все в порядке: подали записку на неусыпаемую Псалтирь, сами Псалтирь можем уже не читать. Но как реализовать наше желание, чтобы священник вместо нас от всего воздерживался? Или пожалуемся, или призовем.
(1) В.И.Даль, "Пословицы и поговорки русского народа", раздел "Оплошность-расторопность".
Не зря всплыла в комментариях тема Андрея Кураева! Оказывается, подвержены страстям, как и мы, самые талантливые проповедники, знающие Писания, знающие труды святых отцов, горящие любовию ко Христу и к нам, умеющие разбудить в нас тягу к Царствию Божию. Только молиться, только просить о вразумлении тех, кто неправеден в твоих глазах. Об их и о твоем вразумлении.
Грехи наши, отпусти нам Господи!
Правильно,есть проблема - её надо решать, а не замалчивать.
Тяжелую ношу несете. Ведь настанут времена, когда и гнать начнуть на цитаты из писания.Не судим и не хотим судить, но видим и слышим. Тяжело.
Не перестаю удивляться нападкам на протодьякона Андрея Кураева. Ведь дело началось с комиссии протоиерея Максима Козлова, которая выявила факты содомии.(http://kazanweek.ru/article/11278/) По сути с кого началось, на того бы и нападали. Нечего правдивые отчёты писать.
Происходит разделение. Кому то не нравится чтобы пастыри были содомитами и нарушали этим Апостольские послания и каноны соответствующие, дискредитируя Церковь, отвращая многих.
Но что удивительно, некоторым это нравится! И они, вторые, мотивируют принципом "не судите" и что таинства совершаются не грешным иереем а Духом Святым.
Кроме совершения таинств у священства обязанности пастырства и учительства. Куда упасут и чему научат?
Такое явление как архиерей - содомит это кощунство несравненно большее чем к примеру пляска в храме тех непутёвых девок. Несравненно большее.
Владимир
Вы неправильно информированы. Священник-то как раз жениться не может. Ни в первый раз, ни, тем более во второй. Рукополагаться может уже состоящий в браке кандидат в священнослужители, либо он становися целибатным священником. Лучше осваивайте матчасть прежде, чем высокоумничать по отношению ко Ксении. Простите. Помощи Божией.
Права и Светлана С. последний комментарий-каждый сам задуматься должен о своих детях,крестниках,о своей большой отвественности за них.
Ксении -священник уже должен быть женат ,а если не женат-то значит ещё не священник или монах.
Господи, помилуй нас.
В 90-е бывало, что поставления совершались с каноническими нарушениями. Тогда мало, кто хотел служить. Вот спрашивает архиерей нескольких помощников: "Кто готов к рукоположению?" - И руку поднимает тот, кто хочет, а не тот, кто достоин. По настойчивости его рукополагают. Проходят годы, и вот вам... Батюшка, глядя в окно на идущих к службе прихожан: "Деньги идут". Потом все рассыпаться начинает: церковные поручения заваливаются, люди униженные и обиженные разбегаются, кто-то в больницы попадает. А не согласных и не смолчавших в милицию тянут по подозрениями во всех смертных и позорят на весь мир. А он как служил, так и служит, не бывая у аналоя (не любит он исповедывать - "слушать часами чей-то бред"). Он - администратор и барин. Жизнь "по понятиям" - связи, покровители, система взаимных услуг. Он "свой" в столице, он гость конференций и "круглых столов", обладатель многих степеней. И отпуск проводить в России - это "не его уровень". И новый архиерей cмолкает.
Кто-то думает: "А что, если взять и написать обо всем в Москву?" - А из Москвы придет ответ с пожеланием христианского терпения и припиской: "По всем означенным вами вопросам обращайтесь к правящему архиерею".
Спасибо Вам за напоминание о таких простых и таких трудноисполнимых истинах.
Вы за собой смотрите, да Бога просите ваши грехи покрыть.
«Спасибо, что поднимаете такую Важную тему, батюшка!
Христианский призыв - не суди! никак не противоречит тому, что написано в публикации, а более того согласуется с тем, что написано в Новом завете, в частности в пастырских посланиях Тимофею.
"Не суди" никак не связано с тем, что надо потакать злу или от него отворачиваться или стоять и смотреть в стороне как зло совершается.
От нас тоже требуются активные действия - защитить веру и истину, людей, которые могут пострадать (в их числе и священников). Это согласуется с Новым заветом.
Я думаю, порядок можно навести при желании. И дай Бог!»
От себя добавлю – плакать хочется от того, что люди меня окружающие не ходят в храм только потому, что батюшка - ….
Перечислять не буду все то, что говорится. А, как аргумент звучит: «Пример не с кого брать!»
Мои слабые попытки сказать, что в храм мы ходим не к батюшке, а к Богу ничем не увенчиваются.
Помоги, Господи достучаться до людей, которые формально и безответственно относятся к бременам, которые сами на себя возложили. Чтобы они поняли, наконец, какая ответственность лежит на них.
Добавлю еще, что, к сожалению, часто смотрят не на благочестие/духовный уровень, а на организаторские способности. Назначают такого успешного "коммерсанта", например, благочинным, и искренним, благочестивым священникам ой как туго приходится...
К теме можно предложить другую подборку цитат и выводов.
Священник действует к пользе паствы неведомыми нам путями. "Так Бог действовал и чрез Валаама, открывал будущее во сне Фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, ... потому что все это бывает не для совершающих, а для других." (1).
Личные качества священника не имеют решающего значения в деле его служения. "... благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников ..." (2).
Совершенные рукоположенными Таинства, ради которых мы в храме, все действительны. "Говорю это для того, чтобы кто-нибудь из предстоящих, наблюдая за жизнию священника, не соблазнялся касательно совершаемых им таинств. Человек ничего не приносит в них от себя, но все это есть дело силы Божией; Он действует на вас в таинствах." (3).
Мы опасаемся духовного насилия? А рассуждение нам на что?
Мы оскорблены недостаточным аскетизмом иереев, а наиболее нежные из нас потерпели от монахов? Дело, наверное, в том, что слаба наша собственная аскеза.
(1),(3) - свт. Иоанн Златоуст, толкование на 1Кор. 3, 1-3.
(2) - блж. Феофилакт Болгарский, толкование на Мф. 7, 22-23.
Словами не бросаюсь, напомнила про высказывание про Амвросия Оптинского - Батюшка знал , что говорил. Вы с этим поспорите ? Думается, что - нет))
Ни кого не осудила, как Вы написали " православные привычки" - скорее , похоже, что Вы, Сергей, позволили себе раздражение и осуждение.
Реакция Светланы - реакция новоначального человека, многие через это проходят - начитаются, наслушаются всего подряд, а потом, по пришествии опыта - на исповеди приносят искреннее покаяние.
Дай Бог Светлане видеть в церкви только доброе и хорошее,не нам обсуждать и судить священство.
Умудри Вас Господь, Сергий. И нас вместе с Вами ))
Елена
Вот такие вот дела.
Недостойный клир-это наказание народу от Бога.
Христианский призыв - не суди! никак не противоречит тому, что написано в публикации, а более того согласуется с тем, что написано в Новом завете, в частности в пастырских посланиях Тимофею.
"Не суди" никак не связано с тем, что надо потакать злу или от него отворачиваться или стоять и смотреть в стороне как зло совершается.
От нас тоже требуются активные действия - защитить веру и истину, людей, которые могут пострадать (в их числе и священников). Это согласуется с Новым заветом.
Я думаю порядок можно навести при желании. И дай Бог!
Уже хорошо, что тему поднимают, а не делают вид, что все в порядке, а вы все неправильно понимаете. Вам показалось... Ваше око черно...
Неженатых священников нет.
Не совсем понятно, о ком идет речь.
Видимо, вы невнимательно читаете статьи сайта "Православие.ру", так как здесь было немало статей в качестве отзыва на обвинения о. Андрея Кураева.
Например: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/68174.htm
Светлана, я Вас прекрасно понимаю. Но как говорится в пословице, что каков поп, таков и приход. Публикации Андрея Кураева заставили меня, в первую очередь, задуматься о моих грехах и начать относиться к ним не так снисходительно. Это было как холодный душ.
И мне не понятна реакция некоторых людей на Андрея Кураева. Что он сделал плохого? Назвал черное черным? Я согласна с Вами если есть проблема ее надо решать, а не замалчивать.
Но примечательны и главы Ветхого Завета, прочитав которые мы узнаем, как древние евреи отвергнув Бога, сами выбрали, то что называется социальным неравенством, пожелав выбрать себе Царя. Чтобы были, они не как народ избранный, а как все соседние народы. Примечательно и то, что подумав над этим отрывком, мы поймем, что это первое место в Ветхом Завете, в котором говорится о том, что народ не свят сам по себе. Народ освящается только тогда, когда следует он за Господом, а отвергнув Господа народ падает.
Спасибо, отец Андрей. Спасибо братии Сретенского монастыря, за сайт и служение Ваше.
Р.S. Вчера сайт опубликовал, короткую нарезку проповедей нашего Патриарха. Удивительно, ни одного отзыва. А ведь наш Патриарх говорит потрясающе прорывные вещи.
Всякая власть от Бога. С Божьей помощью начальнику дается власть над подчиненными, но это и крест одновременно, т.к. за каждую душу спросит Господь на суде. И если потакаешь "буйным и разжиревшим" - и за это ответишь...
Ох, тяжела шапка Мономаха, не понимают это молодые и дерзкие, приходящие просить повышение
Понимаю, как может раздражать эта аналогия, но...мне кажется отбор в партию был жёстче,чем при современном рукоположении. Сейчас,Слава Богу, есть стойкая тенденция к большей строгости отбора.
А чем может грозить недостойное рукоположение? Да сущими пустяками... революцией. По мнению одного из святых или подвижников (имени не помню, к сожалению) гос.переворот 1917 года произошёл по вине священства. Мнение это не сильно популярно в Церкви, но оно есть.
С моей стороны, это не праздная тема. Действия нерадивого (мягко сказано) священника, так поразили моего юного деда, что он вырос стойким атеистом. Мой отец "по своему" верит. Я милостью Божией и чудом пришёл к вере. Когда поминаю его о упокоении, естественно думаю: " Где ты дедушка со своим атеизмом?" А теперь, думаю надо поминать того священника, мне неизвестного, да ещё и с поклоном.
Тема известная: "пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает; и волк расхитит их, и распудит овцы. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах".
Нам, православным, думаю, важно уметь распознать кто есть пастырь, а кто - волк. Здесь, полагаю, будет уместно вспомнить все тот же "Домострой": "Найди отца духовного доброго, рассудительного и твердого в вере, и учителя доброго, а не потаковщика, не пьяницу, не сребролюбца, не гневливого." Мало его найти, это тоже труд (!), надо еще ум и волю иметь, чтобы искусить его, узнать пастырь он только в интонациях или действительно.
Church is our home and it must be clean and honoured.
We do not know the Old Testament as well as the New One.
Your word does not invite to judge but to climb higher
to the joy of knowing our faith uncompromisingly.
Thank you fr.Andrew.Natalia
И не только о церкви, а и о КАЖДОЙ семье и о государственных мужах...
Недаром говорят, что все грешники в аду на архиерейских митрах стоят. Рукоположит архиерей рекомендованного с прихода соискателя, с виду благочестивого и смиренного, а тот, оказывается, дома пьёт как сапожник и буянит... Как же это страшно... Господи, помилуй!
И отцов семейств спрашивать будут не за то, что дети их не в тех вузах обучались, а что родители делали для того, чтобы чада в храм Божий пришли. А государственных мужей - кому власть на местах и судьбы людей доверяли, как контролировали и как за преступления наказывали дискредитировших ту самую власть...
Из своего опыта знаю, что больше всех недовольны Церковью прихожане, которые в своём доме порядок навести не могут. Простите!
Прп. Амвросий Оптинский писал : "Смотри на себя и будет с тебя".
Кому Церковь не мать , тому Бог не отец.
Думается ,надо это помнить.
В церкви служат такие же грешные люди, как и мы с Вами, спрос с них будет жесткий у Бога, да и на земле по их грехам страдают и близкие им люди да и мы с Вами.
Молиться надо за иерархов наших и священников от сердца всего.
Вас, Светлана, понимаю, через эти искушения новоначальных надо достойно пройти, и забыть слова :"Эх, вы..."
Поменять эти слова на : "Эх, мы..."
Елена
Есть и молодые епископы. Даже подумалось, что статья – продолжение «оксфордской» темы.)
УПЦ МП «грешит» стремительным карьерным ростом монахов.
Я бы добавила к статье – и не постригайте поспешно, а часть текста о «то ли омертвевшем от старости, то ли слабом духом по жизни, то ли преступно равнодушном» «старичке-первосвященнике» удалила бы – ведь слово «смотрит» настоящего времени, и вряд ли автор имел в виду времена Иудеи.
"Но когда А.Кураев разразился рядом публикаций о содомии в священнических кругах, восторженное настроение умеркло".
Светлана, скажите, то, что Вы узнали, как приближает Вас к спасению души? Я бы вообще не хотела об этом знать, а уж тем более судить.
Отец Андрей!Будучи родом из Луганской области, молясь каждый день о мире на Украине, я с большим вниманием и сочувствием слежу за Вашей судьбой, и Ваши все публикации на ютубе и на православии.ру смотрю и слушаю с огромной к Вам благодарностью.Я болезную о Вашей боли и по-человеческим меркам понимаю Ваш гнев в отношении буйных и разжиревших.
Только ведь это говорит Господь Бог, что разжиревшую и буйную истреблю, а нам говорит Господь Бог, не суди! И об этом Вы во всех своих речах нам проникновенно и взволнованно проповедуете. Так не будем же судить и просить Господа истребить буйных и разжиревших. Только Ему ведомо, какой судьбы кто из нас достоин. Я молюсь о Вас и о всех нас, каждодневно погрешающих и, Слава Богу, если каждодневно кающихся.
В первых помяни Господи Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати.
Я никого не осуждаю, но допустим, например, священник и рок-музыкант, священник и байкер в одном лице, вещи мало совместимые...Конечно, надо уметь "разговаривать" с людьми на их языке, но зачем им уподобляться?
Возможно, люди просто имеют мало представления, ЧТО есть священный сан, и какую ОТВЕТСТВЕННОСТЬ он предполагает прежде всего в духовном плане.Это ведь не просто работа.