Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Один композитор, певец, побывав с гастролями в Америке, рассказывал мне: «Вы не представляете, какие там некрасивые женщины. Любая из наших девушек там могла бы быть актрисой кино, фотомоделью. У нас самые красивые женщины, но мы их совершенно не ценим. Женщины в России очень быстро стареют (в отличие от западных). Они загнаны работой, бытом и тяжелой жизнью». Этот человек поведал, что сам по молодости не жалел жену, не понимал, как тяжела женская доля: ведение хозяйства, воспитание детей... У них в семье много лет не было стиральной машины, жене приходилось стирать вручную. Но потом он понял, что не жалеть жену — это значит наносить вред своему семейному счастью и самому себе, и стал всячески стараться помочь ей и порадовать ее.
Говорят, что к жене нужно относиться как к лошади. Кажется, что звучит это грубо, но, если разобраться, многие мужья даже так к своим женам не относятся. Ведь лошадь, чтобы она работала, нужно кормить, поить, холить, выгуливать. Лошадь нельзя загонять, иначе она надорвется и не будет тебе служить. И вообще, это очень тонкое, прихотливое животное. Недаром именно лошадь в крестьянских семьях была первой кормилицей. Самых бедных крестьян называли безлошадными, то есть не имеющими даже одной лошадиной силы.
Наши ко всему привыкшие женщины пользуются большим успехом за рубежом, это так. Существуют целые службы, Интернет-сайты «Замуж за иностранца». Мужское население России катастрофически уменьшается. А, например, в Германии мужчин больше, чем женщин. Не говоря уже о том, что наши девушки красивее, добрее и не испорчены идеями эмансипации. Вот так мы теряем наших женщин.
А.Ильин, автор книги «Женское счастье», пишет:
«Когда в Германии я спросил, почему русские женщины так популярны, мне рассказали про одну русскую жену, которая не покинула мужа, когда у него случился серьезный перелом ноги.
— И что? — ничего не понял я.
— Она не ушла от него, — повторили мне.
— Ну и что? Ведь я спросил, почему вы любите русских женщин. А вы мне рассказываете про переломы!
И тут я начал соображать, в чем дело. Дело в эмансипации и в том, что с больным мужем жить очень трудно и очень убыточно. И гораздо рациональней — не жить. А наши жены — хоть с парализованным алкоголиком»1.
Задам несколько риторических вопросов. Много ли вы видели женщин, которые после тяжелой рабочей недели отдыхали бы на рыбалке, охоте или с друзьями за пивом? Мужики — сплошь и рядом. Кто берет детей после развода и потом растит, кормит, ставит на ноги? И наконец, кого больше в храме на службе: мужчин или женщин? На этом остановимся немного подробнее.
Однажды на радиостанцию «Радонеж» позвонила женщина и сказала: «Вся надежда России на ответственных православных мужчин». И отец Димитрий Смирнов, который вел тогда передачу, ответил примерно следующее: «Да где вы видели этих ответственных православных мужчин? Я двадцать пять лет служу в церкви, являюсь настоятелем нескольких храмов и могу сказать: если тебе что-то обещает мужчина, то, как правило, не делает. У нас все держится на женщинах, вот они действительно ответственные». Есть известное выражение: «Белые платочки спасли Церковь во время советской власти».
Да, у нас крайне мало мужчин. Очень маленькая средняя мужская продолжительность жизни и высокая смертность. А знаете почему? Потому что у нас в России огромное количество мужчин умирает от алкоголя и других пороков. В сотни раз больше, чем женщин. Здесь есть о чем задуматься.
Все это я говорю вовсе не для того, чтобы унизить мужчин и провозгласить всеобщую эмансипацию женщин. Мужчина и женщина созданы Богом как два совершенно родных существа. Друг без друга они жить не могут. Мужчина и женщина призваны дополнять друг друга. Бог создал Адама и Еву только для одного — для любви. И мы также призваны любить и беречь друг друга.
Иногда православные (да и не только) мужья рисуют идеал жены, матери таким образом. Жена сидит дома, воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, нигде не работает и ждет мужа, готовя ему вкусный ужин. Этот образ взят из дореволюционного времени, когда в основном так и было. Муж кормил семью, жена хранила домашний очаг. Но вспомним, какими были уклад жизни и система образования до революции. Образование было раздельным. Мальчики и девочки учились отдельно и в гимназии, и в других учебных заведениях. Притом юношей учили мужским специальностям (например, в Инженерном корпусе), а девушек учили женским занятиям: быть женами, вести хозяйство (к примеру, в Институте благородных девиц учили языкам, музыке, танцам, рисованию и другим предметам). Даже среди представителей таких профессий, как врач, учитель, женщины встречались очень редко. Только с конца XIX века женщинам было разрешено поступать вольнослушательницами или студентками в некоторые университеты. Подавляющее большинство женского населения вообще не работало, а лишь вело хозяйство и растило детей.
Переносить категории царской России в наше время — значит сбрасывать со счетов девяностолетнюю послереволюционную историю, когда женщины учились во всех вузах наравне с мужчинами. К сожалению, возврата к прошлому нет. Для этого пришлось бы полностью перестроить бытовую и образовательную системы.
Конечно, для матери, жены на первом месте должна стоять семья, и реализовывать себя она должна не в ущерб семье. Но требовать от женщины, чтобы она полностью отдавала все силы и время мужу и детям, тоже нельзя. Труд хозяйки подчас незаметен, но очень тяжел. И в этом труде нужна бывает иногда какая-нибудь отдушина. Кому-то хочется завершить образование, кому-то работать с небольшой нагрузкой, чтобы не потерять квалификацию. И хорошо, когда это можно осуществить. Но, опять же, это не всегда обязательно. Некоторые мамы прекрасно себя реализуют, занимаясь с собственными детьми, обучая их рукоделию или музыке. Сколько семей, столько и ситуаций. Но задача мужа не отметать желание жены иметь занятие, кроме ведения хозяйства, как блажь, а по возможности помочь ей в этом.
Еще немного поругаю наших мужчин. Когда мы ухаживали за нашими будущими женами, то уделяли им много времени, говорили комплименты, дарили цветы. Часто ли мы делаем это сейчас? Неужели они этого не достойны? А ведь как это замечательно: купить хотя бы один цветок и подарить как-нибудь просто так, не в праздник, а просто потому, что сегодня, например, воскресенье. А когда мы в последний раз водили любимую в театр, музей, на концерт? Или гуляли вместе, ведя душевную беседу? Как хорошо иногда, уложив детей, приготовить что-нибудь вкусное и посидеть, поужинать вдвоем. Такие счастливые минуты любви способствуют укреплению и обновлению отношений. Супруги как будто возвращаются в то время, когда были женихом и невестой или праздновали свой медовый месяц.
С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Телефон для справок 361-36-43.
Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы «Православная семейная школа» каждый понедельник в 18.00 в лектории Государственного Исторического музея. В лекциях также принимают участие православные психологи и педагоги. Устроитель лекций - цетр "Православная семья". Тел. центра 246-87-34, 246-74-92. Вход бесплатный.
Ирина.Ростов-на-дону.
Помогите мне пожалуйта, меня мучает один вопрос. При живом муже, не в разводе, но и не венчаной, является ли это грехом молиться и просить Господа Бога о том, чтобы послано было мне знакомство с другим мужчиной, с которым я смогла бы построить нормальную семью. Я не могу спросить об этом батюшку, очень стесняюсь и мне стыдно спрашивать об этом.
Спаси и сохрани Вас Господи!Простите и благословите.
С уважением, Елена.
Скажу еще, что многие мои знакомые разводились потому, что муж переставал обращать внимания на жену. Мне приходилось спасать брак своей собственной дочери по той же причине. Дело даже не в загноности, а в отсутствии элементарного внимания.
Я почти 20 лет была замужем за грузином, и могу по своему опыту сказать, что они смотрят на свою женщину с восхищением всю жизнь,
и ухаживают за ней так как будто недавно познакомились, и всегда заметят, что на ней новое платье или макияж. И очень часто говорят:
"какая ты сегодня красивая", а подарки дарят, стоит только на что-то посмотреть, даже на последние деньги. И это просто окрыляет и сил становится в 2 раза больше. Да простят меня наши мужчины.
Боюсь, это моё сообщение опубликовано не будет - ведь в редакции сайта, по-видимому, в основном мужчины, и заметно, что высказывания женнщин в таком духе на столь уважаемом нами сайте не пользуются уважением. Вот если кто из наших сестер напишет что-то вроде "Ах, да, мы такие-сякие,негодные, виновницы всех бед и несчастий!" - тогда да, пожалуйста вам, опубликуют. А если наоборот - вряд ли. Я, признаться, даже несколько удивилась, что опубликовали ЭТОТ фрагмент из книги "Малая церковь"... Простите меня. И не подумайте, что я - какая-то мегера-язычница или противница христианства. Наоборот. И более того - я как раз стремлюсь уйти с работы и больше времени уделять дому и мужу. Весь фокус только в том, что мой муж, которого я совершенно не заслуживаю, труд женщины по дому ЦЕНИТ и вообще относится к женщине с уважением ("отдает должную честь")- соответственно Евангелию и ВРАЗРЕЗ С "ДОМОСТРОЕМ"... Ещё раз простите.
Мысли о женщинах в праздничный день.
Восьмое марта, день весны,
А на душе тоска.
О, как ты женщина Руси
Устала от труда.
Куешь железо, сеешь хлеб
Детей растишь и шьешь
Наступит время ли твое
Когда ты отдохнешь?
А папы устали от водки и пива,
Какая работа, коль в жизни тоскливо.
Детей росят мамы, и бабушки тоже,
А папы лежат на полу с пьяной рожей.
О Боже! Наставь, и внуши лиходеям,
Мы жить так устали, а плакать, не смеем.
А будут так пить, хулиганить, и драться,
Ей Богу, мы точно начнем почковаться.
О том что до 1917-го года у нас большинство женщин не работало.
Это не так, они все работали. Неработающих жён было примерно столько же сколько и сейчас, то есть не очень много. И позволить себе иметь неработающую жену могли только состоятельные мужья. Точто также как и теперь. Обьясняю в чём тут дело.
А дело в таком понятии как работа. Мы, и видимо отец Павел, когда говорит о том что "жена работает" имеем ввиду то, что она работает на каком-то предприятии/организации. То есть уходит утром на работу, едет в метро (здесь и далее примером служит Москва), сидит восемь часов в офисе, час на обед, и обратно вечером домой. Да, до революции такого явления практически не было. Тогда, интересный факт, это называлось службой. А слово работа была более широким понятием.
До 1917-го года подавляющее население Российской Империи жило сельским хозяйство, по официальной статистике на 1913-ый год рабочих и служащих всего было 16-ть процентов. Да и они зачастую не были полностью оторваны от сельского хозяйства, так как часто имели огороды, держали животных. Обратите на это внимание, очень важный момент.
А сельское хозяйство в отличие от современной работы в офисе совершенно иной род деятельности. Во первых крестьянская семья на ряд сельхоз работ выходила _в с я_. И жена и дети. Муж к примеру косил, а жена собирала скошенную траву, ворошила сено и т.д. И так во многих случаях: уборка урожая и сейчас дело всего сельского населения, независимо от пола. Во вторых некоторые виды сельхоз работ были почти исключительно женскими - например дойка коров или коз. В третьих при отсутствии удобств (электроплиты, центрального отопления, водопровода и канализации) поддержание дома в жилом состоянии становится очень нелёгким дело. Надо ли говорить о том что стирка и готовка были целиком на женщине?! Это в-третьих
На это я могу услышать возражения что накормить кур, подоить корову и прополоть огород не надо сравнивать с сорокачасовой рабочей неделей. Это занимает намного меньше времени. На первый взгляд кажется именно так. Но всю работу связанную с животными надо выполнять _е ж е д н е в н о_. Никаких праздников, отпусков и выходных дней тут не может быть в принципе, именно 365-ть дней в году. Доказывать думаю это не надо, если уехать в отпуск и не кормить кур то к возращению в живых можно не насчитать ни одной. А кормление кур и дойка коровы было женским делом. Здесь напоминаю, что даже тогдашние рабочие имели какую-то живность. Про свою семью могу сказать что свинью держали до 60-х годов прошлого века, хотя уже жили в черте Москвы и были типичными служащими. Связь с землёй не прерывали до революции и сельские ремесленники - огороды были абсолютно у всех, надо ли говорить что в основном огородом занимались женщины?! Они и сейчас им в основном занимаются, подтвердят те у кого есть дачи.
Второе возражение, могу предположить, будет связано с климатом. Поскольку 9/10 всех сельхоз работ происходит в тёплое время года. Но здесь не стоит забывать что без современных удобств простое выживание в условиях русской зимы (не путать с тем что было в этом году) не такое простое дело как кажется. Особенно большие трудности с водой, да и поддержжание огня в печке тоже ложилось на женские плечи. Опять же не надо забывать про животных - кормить и убирать за ними надо всегда. Плюс ещё следить за тем что бы они не помёрзли и не околели. Отопление большого дома дровами совсем не просто, мужская работа валить лес и вести его в деревню, но даже колола дрова иногда жена.
К этому стоит добавить что и воспитание детей тогда было более сложной задачей. Обстирать нескольких малышей при отсутствии не только стиральной машины, горячей воды но и даже водопровода дело весьма нелёгкое. Зимой и подавно - без преувеличения тяжёлый труд. Стирального порошка не было, тоже надо принять во внимание. Мыло дорого и переводить его на стирку могли в основном состоятельные люди, у которых жёны часто как раз не работали, для крестьян это роскошь.
Как человек немного разбирающейся в истории, я в целом догадываюсь откуда взялся вышеописанный стереотип. О жизни людей в любую историческую эпоху судят по высшей прослойке общества. О Древнем Египте в основном знают быт фараона и его придворных, в Средневековье хороша известна жизнь рыцарей и баронов. В новую эпоху дворян и состоятельной буржуазии. Эти слои общества оставили о себе большую память - так что ничего удивительного. Отсюда думаю и стереотип о семейном укладе до 1917-го года.
Как иллюстрацию можно привести следующее. Через полтора века большинство граждан нашей страны будет думать что москвичи начала тысячелетия жили в домах типа "Алые паруса" и "Триумф-Палас", передвигались на автомобилях седьмой модели БМВ и Бентли, и всей семьёй ездили отдыхать на Мальдивы и Сейшелы. Такие москичи конечно же есть, но вот какой их процент?! :)
С уважением.
Надеюсь никого не обидеть своим комментарием.
Бываем в Сретенском монастыре , очень, очень его любим. Чтим и уважаем отца Тихона за его огромную Любовь к людям, преклоняемся перед ним как перед духовным пастырем, спешим на службы так как там настоящая молитва идет, все понятно, каждое слово, и, конечно, хор!!!!!
И простите за женское любопытство-а отец Иов Гумеров, родной отец Павла Гумерова?