Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает начатую несколько лет назад серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии. Работа выпускника СДС 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него» (научный руководитель – протоиерей Владислав Цыпин) посвящена чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни. При этом автор не только опирается на творения отцов Церкви, канонические постановления и исследования по истории Церкви, но и учитывает богатейший опыт старцев и духовников Псково-Печерской обители, всего строя иноческой жизни в ней.
Пахомий Великий – основатель киновиального монашества
прп. Пахомий Великий |
До преп. Пахомия существовали так называемые анахоретские монастыри[6], которые возникли немного ранее пахомиевых, но писанных уставов они не имели. Дисциплина и внутренний порядок этих первоначальных монастырей покоились на духовном авторитете великих основателей этого рода монашества (Антония Великого, Макария Великого). «В них не только не было каких-либо писанных правил, но и строй жизни не был разработан в деталях; был намечен только общий дух этого строя»[7].
Правила, данные Пахомию, касались еды, жилища, труда братии, сна и бодрствования, одежды, отношения к посторонним, дисциплины внутри обители, количества молитвословий и т.д. В правилах подчеркивается тот момент, что, поскольку в людях существуют многие различия, то и правила составляются таким образом, чтобы не быть в тягость даже самым слабым из них. С самого своего возникновения в уставах четко оговариваются и условия приема в монастырь.
Святитель Феофан Затворник, который издал в XIX веке сборник «Древние монашеские уставы», цитирует «тавеннисиотские» правила по блж. Иерониму, то есть в переводе с латинского. Перевод был сделан блж. Иеронимом по просьбе иноков из Италии: «В общежительных монастырях Фиваиды и в монастыре Μετάνοια, который, по счастью, изменил свое название из Канопа на Покаяние, живет множество латинян, не знающих ни египетского, ни греческого языков, на которых были написаны “Правила” Пахомия, Феодора и Орсисия. Они были первыми в Фиваиде и Египте, кто заложил основы общежительного монашества, следуя предписанию Бога и ангела, который был послан Богом для его учреждения… Я пригласил писца и диктовал ему на нашем языке тексты, переведенные с египетского на греческий, подчинившись приказу, не скажу просьбе, этих почтенных мужей. Я также хотел, чтобы Евстохия получила то, что она могла бы дать сестрам–монахиням как руководство, и чтобы наши братья могли следовать примеру египетских, то есть табеннисиотских монахов», – так писал блж. Иероним своим корреспондентам в Рим[8]. Безусловно, этот перевод не отражает полностью всех порядков Тавеннисиотской обители, потому что они складывались в течение длительного времени и писались по необходимости, а многие хранились в устной традиции. То, что касается нашей темы, отражено в главе 9 (пункты 47–60) этих правил, которая так и называется «Прием в обитель».
Прием в монашество в Уставе преп. Пахомия Великого
Прежде всего, надо сказать, что монастыри преп. Пахомия, были закрытыми сообществами, и попасть туда было очень трудно. Ко времени, когда туда пришел преп. Кассиан, они уже достигли своего максимального расцвета, и прием в них совершался с большим разбором[9]. Туда не принимали всех вподряд желающих, но вначале испытывали всякого приходящего в течение длительного времени. Это было испытание на твердость произволения[10].
Вновь пришедшего отдавали под присмотр гостиннику (это был одно из доверенных лиц аввы монастыря, опытный и проверенный монах-старец), в обязанности которого входило заниматься с новыми кандидатами и испытывать их на предмет годности к монашеской жизни[11]. Прежде всего, с новенькими занимались изучением Священного Писания. Поскольку монашество есть образ совершенного евангельского жития, то главным занятием монахов было полное и совершенное изучение всего Священного Писания. Новичок садился учить наизусть Псалтирь и кое-что из Евангелия. Это было проверкой его усидчивости и любви к слову Божию.
Всякий вновь вступивший в братство проходил проверку личности. Во-первых, определялись со статусом пришедшего. Узнавали, кто пришел, из какого сословия, какого состояния, не беглый ли раб, не сделал ли чего худого, не прячется ли от правосудия или от какой-либо государственной повинности, не бросил ли семью и нет ли за ним других преступлений. Затем узнавали причину прихода в монастырь, а также выясняли обстоятельства, побудившие ищущего монашества к такому шагу[12].
Настоятелям всех монастырей предписывалось принимать желающих только после должного испытания. Оно заключалось сначала в том, чтобы новичка испытывали у ворот монастыря в течение семи-десяти дней. Его отталкивали, над ним смеялись, его прогоняли и поступали с ним намеренно грубо, показывая ему, что в таком суровом месте он не сможет жить и что жизнь монашеская очень тяжела. Это была проверка решимости и твердости намерений[13]. Затем пришедшего заставляли выполнять такие повеления, которые здравому и рационально мыслящему уму казались абсурдными. Делалось это намеренно, чтобы приучить новичка не доверять себе и своему разумению. Этот контроль над испорченной грехом волей пришедшего был очень жесткий, но очень эффективный. Научившись повиновению и послушанию, новичок приобретал опыт подлинного смирения, который способствовал быстрому духовному возрастанию[14]. «На кого воззрю, рече Господь, токмо на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих» (Ис. 66: 2).
По мнению египетских отцов, борьба с гордостью была самым важным деланием, от которого зависела вся будущая духовная жизнь монаха. Кто не истребил в начале пути многоглавого духа гордости посредством отсечения своей воли, посредством уничиженного жительства, посредством трудов повиновения, тот в дальнейшем не сможет вкусить плодов Духа Святого («Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. 4: 6).
Настоятелям монастырей предписывалось, чтобы не принимали богатых, пока те не отрекутся от всего своего имения и придут в монастырь совершенно нищими. Впрочем, это правило касалось не только богатых, но и всех остальных, у кого было хотя бы малое имение, состоявшее хотя бы из одной монеты[15].
В правилах предписывалось обязательно избавляться от всякого стяжания (то есть от материальной собственности) еще до прихода в монастырь. Кроме того, монастыри отказывались брать от вступающих вклады потому, что некоторые, по истечении какого-то времени раскаиваясь в монашестве, возвращались в мир и тогда с дерзостью начинали требовать от монастыря возврата их денег, которые давно уже были потрачены на нужды обители и братий[16].
Обучение грамоте и основам веры было одним из главных направлений в занятиях с новоначальными, поэтому всех пришедших заставляли учить наизусть, даже если они этого не хотели, Священное Писание и Псалтирь. Многие монахи Тавеннисиотских монастырей вследствие этого знали наизусть все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов[17]. Ум монаха должен как бы плавать в словах Священного Писания: «что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании»[18].
Находящихся на испытательном сроке держали в особом помещении за стенами монастыря. Когда убеждались в полной их решимости следовать заветам монашества и когда других препятствий к их поступлению в обитель не находили, то знакомили подробно их со всеми монастырскими порядками, чтобы те твердо знали, как им подобает себя вести и дальше жить. Но внутрь монастыря еще не вводили[19].
Затем новичку давали достаточно времени для того, чтобы на практике обучиться и привыкнуть к новому образу жизни[20]. Новичок поступал в один из домов монастыря, где были свои старшие, своя иерархия и свои послушания. Он зачислялся в один из десятков и полностью подчинялся старшему этого десятка, и дальше его жизнь проходила под контролем опытного старца – монаха, который его всему обучал и докладывал об его успехах начальству. Вновь пришедший получал иноческую одежду сразу после заселения в монастырь. Момент приема в монашество определял авва монастыря, смотря на преуспеяние пришедшего, или сразу принимая, или откладывая прием в обитель, если были выявлены какие-либо существенные препятствия[21].
Обряд пострига в правилах не описывается. Возможно, что сам чин пострига в обителях Пахомия (имеется в виду постриг власов при одновременном принятии обетов) еще не практиковался. Во всяком случае в правилах четко оговаривается только момент торжественного облачения в монашеские одежды, который происходил в храме монастыря при стечении всей братии. По всей видимости, этот момент (снятие мирских и облачение в монашеские одежды) и означал не что иное, как вступление в монашество.
И, наконец, указывалось в Уставе, чтобы во всем строе жизни инока была бы постепенность, а особенно в аскетическом делании: «В данном от ангела правиле (п. 15) говорится: “К высшим подвигам прежде трех лет испытания не допускай новичка; только после трех лет, когда навыкнет он всем работным послушаниям, пусть вступит на это поприще”». Таким образом, с древних времен устанавливался богомудрыми наставниками иночества треххлетний испытательный срок для тех, кто желает вступить в ряды монашествующих.
Вот приблизительные правила приема в монастырях преп. Пахомия Великого.
Во-первых, прием в монашеское братство (вступление в иноческий образ) совершал сам главный авва монастыря.
Во-вторых, торжественный акт вступления в монашество (а равно и приема в монастырь) происходил в присутствии всей братии монастыря.
В-третьих, принимаемому торжественно меняли одежды, забирая мирские и облачая торжественно в монашеские.
В-четвертых, принимаемый тут же, в храме, в присутствии всех братий данного монастыря, давал обещание выполнять все послушания и следовать всем порядкам обители.
В-пятых, вступивший в монашество уже окончательно определялся на место жительства внутри монастыря и на определенное послушание в нем.
Все выше перечисленные пункты в совокупности и составляли сущность приема в монашество в обителях преп. Пахомия. Облачение инока, по свидетельству преп. Иоанна Кассиана, состояло из следующих одежд, имевшихся в употреблении у Пахомиевых монахов: левитон, пояс, нарамник, кукуллий, милоть, мантийца, сандалии; в дорогу брали посох.
Обязательным условием жизни тавеннисиотских монахов, как видно из Устава, была частая и подробная исповедь у старца (духовника). Новоначальный должен был открывать все свои мысли и намерения: и греховные, и добрые. Запрещалось в чем-либо доверять своим помыслам до тех пор, пока не одобрит или не осудит их духовник. Поскольку в первых монастырях практически не было монахов-пресвитеров, то роль духовников выполняли простые монахи-старцы, умудренные опытами духовной брани, отмеченные особыми благодатными дарами и определенные на это послушание главным аввою монастыря. Поначалу это были ближайшие ученики преп. Пахомия, которых он ставил во главе многих своих монастырей[22].
Уход из монастыря по Уставу преп. Пахомия Великого
Что же касается правил ухода из монашества, если только их можно так назвать, то сначала они были очень просты[23]. Еще при жизни преп. Пахомия были случаи, когда от него уходили нерадивые и самовольные монахи, которые не только сами сворачивали с истинного пути, но и других, более ревностных, сбивали своим плохим примером. Обычно причиной ухода было открытое неповиновение, ропот, осуждение или другие тяжкие проступки. Нарушителей долго терпели и пытались исправить и вразумить[24]. Из монастыря изгонялись только самые неисправимые и упорные в своих дурных привычках[25]. За некоторые провинности были установлены специальные исправительные наказания. Поскольку таких провинностей было много, то и система наказаний была хорошо продумана. В зависимости от тяжести проступка определялась и мера наказания. Были и телесные наказания. Все они имели целью духовное исправление согрешающего.
В уставе преп. Пахомия было определено, что побег из монастыря приравнивается к добровольной погибели: «Если убежит кто, и смотритель раньше трех часов (после свершившегося) не донесет авве, то будет виновен в погибели брата, разве только опять найдет его»[26].
В монастырях преп. Пахомия при каждом доме были смотрители, они-то и были блюстители братий. Они должны были не просто смотреть за братиями, но, главное, быть во всем для них примером. И если бывало так, что кто-то убегал из монастыря, то отвечал за него смотритель: он нес епитимию за убежавшего брата[27].
В других, более поздних, сборниках правил преп. отцов египетских («Третий малый сборник правил тех же святых отцов Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев») говорится, чтобы тех, кто возвращается в мир, не отпускали бы ни под каким видом из монастыря в монашеской одежде, дабы не позорил чина монашеского тот, кто ранее обещался Богу[28]. То же самое можно прочитать в правилах Макария Александрийского, которые указывают на недопустимость выгнанным из монастыря носить монашескую одежду[29].
Вот основные правила монастырей преп. Пахомия Великого, касающиеся вступления в монашество и выхода из него. Святитель Феофан Затворник приводит в своей работе выписки из позднейших уставов других египетских монастырей, но при внимательном ознакомлении видно, что основой для них был устав преп. Пахомия. Например, в «Первом малом списке правил святых отцов Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев» мы читаем повторение тех правил, какие мы видели у преп. Пахомия относительно вновь поступающих в монастырь, но в сокращенном виде.
(Продолжение следует.)
1.Не оказывалось ли психо-эмоционального воздействия (прессинга)на послушников с целью принуждения их при принятии ими обетов монашества?
2.Могут ли считаться действительными обеты, данные при насильственном пострижении?
3.Считаете ли Вы страх смерти одним из решающих факторов (или вообще фактором) ухода в монастырь столь значительного количества людей?
4.Почитали ли святые отцы брак равночестным монашеству, столь же благословенным и равнозначно спасительным?
5.Почему было нарушено указание святого апостола Павла о том, что епископы должны быть женатыми?
Ответы на данные вопросы, я думаю, станут ключевым моментом в понимании смысловой нагрузки данной статьи!
К примеру, автор пишет:
"Прежде всего, надо сказать, что монастыри преп. Пахомия, были закрытыми сообществами, и попасть туда было очень трудно..." Как правильно следует понимать "закрытые сообщества"? можно ли было простым мирянам бывать на монастырских богослужениях?
Спасибо!