Отец
Фома Диц уже четыре с половиной года живет в
Подмосковье. Когда-то он был обычным мюнхенским
парнем по имени Томас и даже не предполагал, что
судьба его сложится таким образом. «Я хочу
остаться в России навсегда и служить здесь
священником», – говорит он сейчас. Отец
Фома учится в Московской духовной академии, женился
на девушке из Польши и стал отцом двух детей. Что
заставило его из католика превратиться в
православного, и почему он отказался от спокойной
жизни в Европе, сменив её на полную трудностей жизнь
в России?
Призвание в Церкви
В Германии перед Томасом Дицем стоял выбор: поехать учиться в Америку либо остаться на родине и получить образование в Православном богословском институте Мюнхена. Но Томас отказался от обоих вариантов, выбрав для себя третий. От владыки Марка (Архиепископа Берлинского и Германского) он получил благословение отправиться в Россию, чтобы изучать там богословие.
– Сложно объяснить, откуда берется любовь к чужой стране, – говорит отец Фома Диц, – но когда я узнал о жизни православной Церкви в условиях коммунизма, где были и преследования, и мученичество, я стал интересоваться всем, что связано с Россией. Начал читать русскую классику, любил Достоевского и Толстого. Духовная литература на русском языке давалась мне нелегко, но я все равно ее изучал. Мне так хотелось освоить русский, что я каждый день часами занимался самостоятельно.
Томас Диц неоднократно приезжал в Россию: то учить язык, то – уже пройдя курс обучения в римско-католической семинарии в Берлине и Риме – как паломник в поиске решений для своей жизни. Итогом этих поездок стала идея Дица поступить в семинарию при Московской Духовной Академии. Это учебное заведение было основано еще в семнадцатом веке. Академия считается первой высшей школой России и крупнейшим центром православной науки. Двери семинарии открыты для людей любых национальностей: здесь учатся сербы, болгары, армяне. Четыре с половиной года назад ряды иностранцев, изучающих богословие, пополнил немец Томас Диц.
– Почему я решил стать священником? В годы первого возрастного кризиса, примерно лет в пятнадцать-семнадцать, я не мог найти ответы на многие вопросы, – признается отец Фома. – Католическая Церковь тогда меня приняла и ввела в христианство, что, безусловно, положило основание для будущего призвания к священству.
Возраст не помеха
В семинарии Томас оказался самым старшим. Когда он приступил к учебе, ему было уже почти сорок. Средний возраст остальных учащихся не превышал двадцати пяти лет.
– Никаких проблем из-за возраста я не испытывал, – признается отец Фома. – У нас была очень дружная община, русские во многом мне помогали. Ведь мне приходилось нелегко – какие-то лекции я понимал с трудом.
Еще бы! Курс семинарии, как и Академии, включает в себя серьезные дисциплины: библеистика, история Православной, Католической и других христианских церквей, философия, литургика… В духовных школах, как и в светских, знания оценивают по пятибалльной шкале. Ученики так же сдают зачеты и экзамены. Те, у кого хорошая успеваемость, получают стипендию. Но отец Фома считает, что между светскими и духовными учебными заведениями есть большая разница.
– Светские учебные заведения призваны дать студенту сумму знаний, – поясняет священник. – Если они усвоены, то цель образования достигнута, а в духовных школах задача гораздо шире. Здесь важен процесс становления личности и внутренний духовный рост обучающихся. Подлинное богословие – это не «багаж» знаний, а опыт духовной жизни.
Такая непростая Москва
Когда Томас Диц уезжал из Германии в Россию, настоятель храма, в котором он оцерковился, сказал: «Тебе там будет сложно. Ты вернешься назад уже через десять месяцев». Но прошло больше четырех лет, а отец Фома по-прежнему не торопится возвращаться в Мюнхен. Хотя и признается: жить в России тяжело. На улицах периодически творятся беспорядки, могут что-нибудь украсть или разбить стекло машины. Жить в Москве дорого, а социальных гарантий для иностранцев нет. Купленная Дицем квартира никак не может достроиться, из-за чего немцу и его семье приходится снимать жилье. Но отец Фома уверен: важно увидеть смысл и в этих, пусть и не очень приятных, событиях: «Господь проверяет наши намерения. Действительно ли мы готовы служить Ему и людям или важнее строить себе комфортную жизнь…»
– Россия дала мне много хорошего, например, – друзей и жену. Мы познакомились в Сергиевом Посаде, когда были студентами московских духовных школ, – рассказывает отец Фома. – Вместе пели на клиросе. Она полячка, и у нее очень интересная работа – руководить церковным хором. Сейчас у нас две дочки. Одной уже два года, а второй только пять месяцев.
Семья немца получает большую поддержку от прихода. Одни погуляют с детьми, другие – посоветуют в житейских вопросах, а кто-то подарит малышам священника одежду.
Сейчас одна из главных проблем отца Фомы и его семьи – получить разрешение на пребывание в России. Процедура эта не простая, но иностранец уверенно заявляет: «Если Бог захочет, мы останемся здесь». Родители отца Фомы поначалу относились к его делу скептически. Их не смущало то, что сын решил стать православным священником, но они переживали из-за того, что он поехал в Россию, так далеко от родного дома. Они смогли понять, что сын нашел свой путь в жизни, но все-таки мечтают об одном – быть поближе к внучкам.
Мысли о будущем
– Я могу быть православным священником в Европе, – говорит отец Фома, – но там мне придется работать иначе. На мой взгляд, одна из основных забот Русской и других Православных Церквей в той же Германии – сохранение их национальной культуры. В моей стране не так много православных верующих, всего один-два процента населения. Немцы лишь в исключительных случаях приобщаются к православной вере. Мне кажется, что я призван к иной работе – просвещать православных людей в той среде, где они родились и выросли. То есть в России.
Сейчас отец Фома Диц продолжает учить русский язык и планирует остаться в Москве. Отцу Фоме осталось учиться в Московской Духовной Академии еще два года. Потом он будут служить священником в Русской Православной Церкви.