Наши календари: почему Русская Церковь живет по старому стилю?

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.

Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы).

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение "григорианский календарь точнее юлианского" далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.

Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.

Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных "видов" года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.

  • Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в "Беседах на Шестоднев" пишет: "Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак".
  • Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.

Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего - 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.

Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) - високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).

Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).

Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год - точность достигается ценой усложнения.

Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.

Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение

19 годов ~ 235 синодическим месяцам,

т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.

Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет

235 x 29,53059 - 19 x 365,2425 ~ 0,08115.

Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно

235 x 29,53059 - 19 x 365,25 ~ 0,06135.

Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., Наука, 1990. - С. 92).

В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.

Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое - близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство - при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия "пробегал" все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).

Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.

В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.

И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.

Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания - лишь в 1752 году).

В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.

В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.

Единство Поместных Православных Церквей выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи - важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря - максимально возможная простота при разумном уровне точности.

Александр Чхартишвили

5 января 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля» О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
Прот. Александр Лебедев
О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля» О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
Протоиерей Александр Лебедев
О причинах появления новоюлианского календаря, последствиях его введения и путях разрешения календарного кризиса.
О Юлианском календаре, церковной традиции и стоянии в вере О Юлианском календаре, церковной традиции и стоянии в вере
Павел Кузенков
О Юлианском календаре, церковной традиции и стоянии в вере О Юлианском календаре, церковной традиции и стоянии в вере
Павел Кузенков
Насколько убедительны аргументы тех, кто ратует за отказ от Юлианского календаря? Как связан календарь с духовной жизнью христиан? Какие новые смыслы получает сохранение традиции в современном мире?
Какое время – наше? Какое время – наше?
Павел Кузенков о календарях и датах, времени и человечестве
Какое время – наше? Какое время – наше?
Беседа с историком Павлом Кузенковым о календарях и датах, времени и человечестве
Почему важен для нас юлианский календарь? На что ориентированы разные системы исчисления времени? Сколько лет человечеству? Как связаны проблемы календаря и самосознания нации?
Комментарии
Александр23 апреля 2022, 15:54
Ставить в одну строку преподобного Андрея Рублева и Рафаэля нельзя, это кощунство. Рафаэль просто живописец, пусть великий. А прп. Андрей иконописец, божий человек. Рафаэль писал портреты ЛЮДЕЙ, обычных грешных людей. А кистью прп. Андрея водил Дух Святой, и писал он иконы. Если бы Рафаэль написал "Троицу", там бы были три человека, присевшие за стол с им одним ведомой целью. А прп. Андрей написал не людей, но образ Троицы в виде ангелов.
Александр25 декабря 2021, 15:11
Святитель Серафим Богучарский в защиту юлианского календаря. http://pochaev.org.ua/?pid=1824 Хорошо в защиту юлианского календаря пишет врхимандрит Рафаил (Карелин): http://www.hram-ks.ru/kalendar5.shtml https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/974 И мне недавно как раз мысль на эту тему пришла. Юлианский календарь (так называемый "старый стиль") - послушание Церкви, а значит Богу. Григорианский календарь (новый стиль) - непослушание Церкви. Зато послушание "папе римскому", начальнику еретиков, который этот стиль продвигал. А значит "католическое Рождество" - послушание сатане. Тут стоит вспомнить, чем непослуша
Михаил 3 мая 2021, 21:15
Христос воскресе! О таких "реформаторах" уже давно предупреждали: "по делам их узнаете их".
Димитрий 2 мая 2019, 07:18
Остаётся только добавить, что Юлианский календарь используется не только в церкви, но и в астрономии, а так же во всех службах связанных с космическими полётами (NASA,ЦУП).
Тамара27 апреля 2019, 20:00
Только Юлианский..Он был уже,когда Господь пришел на землю для нашего спасения..Мало кому захочется что-то изменить...
Олег24 декабря 2017, 07:48
Россия перешла на григорианский календарь при большевиках. В это время церковь была в гонении, и ленину (соображал ведь, и не плохо) было выгодно, чтобы народ отгуляв и отпьянствовав новый год уже был не в силах гулять дальше. Для нового года и было придумано это чудо-юдо дед мороз, который и стал совершать чудеса. Всё очень просто.
Ксения22 апреля 2017, 22:57
Христос воскресе! Православие- истина и путь к спасению, и календарь и язык нельзя менять. моего знакомого католического священника отстранили от церкви и назвали его слишком ортодоксальным (православным), т.к. он не принял антихристианские ценности и готов венчать брак только мужчины и женщины.
Наталья Богоявленская 2 мая 2016, 15:31
Преимущество церковнославянского языка перед русским очень легко доказала бабушка актёра Алексея Петренко (была статья на pravoslavie.ru). Она спросила своего мужа, который был её оппонентом в этом вопросе: "На каком языке ты ругаешься?" -- "На русском", -- ответил тот. "А на церковнославянском можешь ругаться?" -- "Нет, не могу". -- "Вот и к Богу надо обращаться на том языке, на котором ругаться невозможно". А рафаэлевские картины критиковал даже христоотсупник Лев Толстой: по поводу "Мадонны" он высказался как-то, что она напоминает ему деревенскую бабу, которая босыми ногами шагает по облакам, как по снегу.
Христос воскресе!
Сергей 1 мая 2016, 16:01
"Так же, как недоказуемо преимущество цековно-славянского богослужебного языка перед русским или ... Рафаэля." Не совсем понятно, что имел в виду автор. Такие личности, как Георгий Кочетков, охотно бы ухватились за эти рассуждения. И как вообще можно сравнивать "богословие в красках" - иконы с картинами, пусть даже и гениальных художников , написанными гениально. Ведь у картины и иконы разные задачи и цели. И главное, чего нет у картины, так это благодати.
Александр29 января 2016, 15:23
Здравствуйте. Я полностью согласен с Галиной и иереем Емилом. Только на Православную Пасху сходит божественный огонь. Господь создал мир, людей и животный мир, растительный мир и воды. А человек хочет нарушить заложенный Богом цикл в окружающем нас мире. Такого не должно быть. гордыня в сердце папы Григория вселилась и он захотел быть выше Бога. Сегодня его последователи тоже поступают не по Божеским правилам и мы видим, что происходит в мире. Слава Богу, что Православная церковь является самой верной в своей действительности, а мы миряне и прихожане обязаны поддерживать этот мир, в котором много еще распрей. Никто не может быть выше Бога, только Он может изменить ход времени, а человеку это не дано. Храни нас Господи.
Галина17 апреля 2015, 13:40
Благодатный огонь сходит в Великую Субботу во Гробе Господнем, накануне православной Пасхи. Дата же Пасхи, как написано в статье: "вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским." Первые письменные свидетельства очевидцев о появлении Благодатного огня именно в Великую Субботу, относятся к 9 веку. Григорианский же календарь появился только в 16 веке, изменив вычисление Пасхи, следовательно и Великой Субботы. Но Огонь продолжает сходить перед "нашей" Пасхой так же, как и в 9 веке, так и в 21. Хотелось бы, чтобы западные церкви задумались над этим...
иерей Емил 4 января 2012, 09:10
Только ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ БОЖЕСТВЕНН! Григорианский от лукаваго.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×