Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Домашняя Церковь

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24)

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Наверное, излишне говорить о значении этого праздника, ведь семья во все времена была главным сокровищем общества и основной опорой государства, а без любви и верности семейный союз попросту невозможен.

Что же такое христианская семья? Ее часто называют домашнею Церковью, тем самым как бы указывая на то, что брак установлен Богом и имеет огромное значение в деле нашего спасения.

Начальный союз

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…(Быт. 1, 28)

Брак — первый человеческий союз, установленный Богом еще в раю между Адамом и Евой. Однако отцы Церкви единодушно говорят о том, что до грехопадения брака не было в том виде, каким мы его знаем теперь. «Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке,— пишет святитель Иоанн Златоуст.— Он нуждался в помощнике, и он был ему дан. Желание полового общения, зачатия, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам». Святитель Григорий Нисский также говорит о том, что половое влечение и зачатие, рождение в муках — это последствия грехопадения, свойства падшей, подверженной тлению и смерти человеческой природы. Подтверждение этого мнения мы находим в книге Бытия, когда, после вкушения людьми запретного плода, Бог сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою... (Быт. 3, 16)

Заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт.1, 28) была дана людям до грехопадения, но как, каким образом они должны были плодиться и размножаться — мы не можем сказать, так как не знаем, каким было человеческое тело в первозданном виде. По этому вопросу существуют различные богословские мнения. В частности, преподобный Максим Исповедник говорит о неком «духовном размножении» человеческого рода. Вообще нужно сказать, что вопросы брака и половых отношений в богословии разработаны недостаточно. Расходясь во мнениях в частностях, святые отцы согласно учат, что брак в том виде, в котором мы его знаем теперь, в раю не существовал. После грехопадения в отношениях между первыми людьми появилась дисгармония, в этот начальный союз во­шли тление и разлад, которые, как составляющие первородного греха, через зачатие и рождение распространились на все человечество. Поэтому в семейных отношениях порою бывает столько сложно­стей и взаимного непонимания. Для того чтобы достичь гармонии в браке, нужно, прежде всего, работать над своим сердцем, чему и учит Церковь.

Школа добродетелей

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… (Еф. 5, 22–25)

В христианстве брак достигает всей полноты своего совершенства и является таинством. Семейный союз заключается по образу союза Хрис­та с Церковью. Апостол Павел называет брак великой тайной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церк­ви (Еф. 5, 32). Чтобы быть достойным отображением союза Христа с Церковью, супруги должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону своей природы поставить в подчинение духовно-нравственной.

По мысли святителя Киприана Карфагенского, в христианском браке муж и жена получают полноту и целостность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого.

Семья — это домашняя Церковь. Святитель Василий Великий также называл семью школой добродетелей. Но самый важный урок, который получает человек в семье,— это урок любви. Без любви семья немыслима. Любовь, воспитавшись в семье, должна потом выйти из ее круга и распространиться на все сферы социальной жизни. Без любви к своей семье, к своей стране воин — не защитник Отечества, а всего лишь наемник. Без этой любви нет настоящего педагога, врача, ученого.

Вспомним, что именно в семье свои первые уроки любви получили такие великие подвижники, как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Читая жития святых, часто можно увидеть, с какой теплотой и любовью отзывались подвижники о своих родителях и годах, проведенных в семье.

Еще одно нравственное качество, без которого невозможно создать крепкую и дружную семью, — это самоотречение, способность жерт­вовать своими интересами ради интересов другого. По большому счету самоотречение — это ежедневное, не видимое никому мученичество. Поэтому в чине венчания мы слышим такие слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

«Борьба с грехом в браке — возвышеннейший тип христианского аскетического делания,— пишет литургист Г. Шиманский.— Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности».

Большинство из нас призваны спасаться именно в браке — в терпении и любви, нося немощи друг друга, достигать совершенства.

В назидание новобрачным в Требнике содержится прекрасное поучение:

«… честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней — принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке».

Брачный союз нерасторжим. Поэтому Церковь не развенчивает браки, а лишь дает благословение на второй и даже третий брак, в случае смерти одного из супругов или супружеской неверности, что по своему разрушительному действию на семью равносильно смерти. Нравственное достоинство признается Церковью лишь за первым браком. Второй и третий браки — «удержание от блуда», свидетельство о непобежденной чувственности. Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение». Чин венчания второбрачных короче и отличается меньшей торжественностью. В древности второженцев отлучали от Причастия на год; женатые вторым и третьим браком не могли избираться пастырями Церкви.

В христианстве брак благословлялся со времен Апостольских. Ученик Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Чин заключения брака в древности совершался непосредственно за Божественной литургией. Следы этого мы видим в настоящее время в чине венчания. Это возглас «Благословенно Царство», мирная ектения, чтения Апостола и Евангелия. Отделение чина венчания от Литургии произошло в XII—XIII веках, и в настоящее время он совершается после Божественной литургии.

Колыбель новой жизни

Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным.

(Из молитвы чина венчания)

И все же главная и основная цель брака — рождение и воспитание детей. Это обыкновенное, но необъяснимое, непостижимое умом чудо. Когда рождается ребенок, вдруг возникает вопрос: «Кто я такой, чтобы дать новую жизнь, дать бытие бессмертной человеческой душе? За какие такие заслуги я причастен к этому чуду? Как возможно, чтобы от меня родился другой человек, который так же, как и все мы, призван сделать свое сердце обителью Святого Духа и стать Богом по благодати?» И в какой-то момент кажется, что это сотворил один лишь Бог, что ты не способен на такое, но знакомые черты в лице сына или дочери говорят о том, что нет, не только Бог, а вместе, в этом священном брачном союзе, в синергии, соработничестве с Богом пришел в мир новый человек.

Рейтинг: 6.9 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена 2 сентября 2013, 20:38
Если двое - воцерковленные люди, и эта тема является камнем преткновения, источником расстройства, то обоим нужно рассказать об этом своему духовнику, если такого нет - то священнику (священникам, если исповедуются у разных отцов), слову которого они доверяют, на исповеди. Попросить совета. Мужчина принимает решения. Но в этом случае вопрос спорный, по сути - это недоверие Богу. Когда знакомый священник узнал, что мы с мужем, имея одного ребёнка, предохраняемся от новой беременности, он сказал, что мы - не православные. Ну и, конечно, нужно молиться от всего сердца, вдвойне, и за себя,и за мужа. Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, вымолила у Бога для мужа веру. Хотя тот был убеждённым язычником.
Яна31 мая 2012, 04:30
Здраствуйте! Помогите пожалуйста советом.
Мы с мужем вместе 3 года, год как обвенчаны.
Муж верующий человек,и я тоже, стараемся ходить в церковь, молиться.
Но есть одна проблема. Как только речь идет о детях, муж уходит от вопроса,говорит не сейчас, потом, через год-другой, когда карьеру сделает, когда финансовое положение улутшится. И это длиться уже 2 года.я очень люблю своего мужа, но
и очень хочу ребеночка, и все наши разногласия сводятся к ссорам.Очень тяжело.
Елена27 июля 2011, 12:51
"Жены, повинуйтесь своим мужьям..." А если муж не хочет иметь детей... Должна ли в этом случае жена подчиниться воли мужа?
Анна15 июля 2011, 15:06
Полностью согласна с Людмилой.
"Чувства с годами угасли" — это не причина для развода, а свидетельство нежелания трудиться в браке. Если за садом не ухаживать, он зарастет сорняками и перестанет плодоносить, а потом засохнет.
Я не пошла бы за разведенного по такой вот причине :(
Хоть и сижу одна давно, да печальный исход брака с таким человеком предрешен.
Интересно, вот написано: Господь благословил девство, вдовство и брак. А если муж бросил и я не замужем, неблагословенно такое пребывание? Как же спасаться?
Людмила12 июля 2011, 22:44
В житии святых упоминаются и их благочестивые родители.Спасение -труд многогранный,воспитание- тоже труд.Воспитание души через общение с близкими,труд ежедневный,нелегкий, до конца дней.Развенчание- нежелание трудится душой, смиряться.И тут не главное,дали развод или нет.Главное,что люди захотели отказаться от обещаний,данных Богу.Сегодня отказался от жены( мужа),а завтра?
Тамара12 июля 2011, 08:23
Алексей, вы не совсем правы. Да одна из целей брака это рождение и воспитание детей,но для начала брак это источник развития любви. Сначала любовь мужа к жене, к Богу.
Если воспитывать детей в ссорах,разладе и недомолвках,от большого количества детей не спасешься,детей нужно воспитывать в любви и вере в Господа. А чтобы их воспитать так надо для начала самим научиться искренне любить..для начала друг друга,а потом и окружающих.
Знаю людей которые говорят что они хотят спастись без детей( но при этом не хотят отказываться от половой жизни) и приводят в пример Петра и Февронию, но они даже и не задумывались,что святые прожили жизнь как брат и сестра,и не знали друг друга как муж и жена.
Есть знакомые, кому Господь не дал своих детей,но они не отчаялись и усыновили 3трех замечательных мальчишек,воспитывают их в православной вере.
Пути Господни не исповедимы и никто не знает кому какой крест дан. Главное нести его и не роптать на Господа!
Каменщиков Денис11 июля 2011, 21:46
Алексей, интересно, а как можно спастись в браке, не рожая детей? Другое дело, когда Бог не дает детей - это трагедия и крест. А когда человек, живя в браке, не хочет иметь детей, то ни о каком спасении не может идти и речи.
Кирилл10 июля 2011, 02:57
"Брачный союз нерасторжим. Поэтому Церковь не развенчивает браки"
Первое утверждение истинно. А второе в наше время... Достаточно подать подтверждение о расторжении гражданского брака (даже не лично) и вуаля: через довольно непродолжительное время вам приходит свидетельство а расторжении брака церковного. Заметьте, не уличённые блудодеи, не хронические алкоголики-наркоманы, обычные, много лет назад венчанные супруги, по разным причинам решившие мирно расстаться, получают "развенчание" - просто на основании бумажки из ЗАГСа...
Не икономия это вовсе. Но что?
Алексей 8 июля 2011, 21:25
"И все же главная и основная цель брака — рождение и воспитание детей."
Многоуважаемый автор, наверное что-то напутал с ОСНОВНОЙ целью ХРИСТИАНСКОГО брака... Разве это не спасение?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Священник Дионисий Каменщиков

Новые материалы

Выбор читателей

×