Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно

Источник: Святая Гора

Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».

Иеромонах Лука Григориатский
Иеромонах Лука Григориатский
- Какова цель жизни монаха?

- Цель жизни не только монаха но и любого человека – это обожение. Об этом свидетельствует святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком – чтобы человек стал Богом». Об этом же в Священном Писании говорит Сам Господь: «Будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть»[1]. «Будьте святы, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш»[2]. Множество мест в Евангелии, Апостольских Деяниях и Посланиях говорят нам, что цель жизни человека – это обожение. Именно для того чтобы эта цель стала достижимой воплотился Спаситель.

Через Таинство Святого Крещения человек становится частью Тела Христова, а через Евхаристию может достигнуть обожения.

Монашество в наибольшей степени благоприятствует достижению цели человеческой жизни. Это связано с тем, что жизнь инока – это жизнь в покаянии. Это таинство покаяния.

С того момента, как мы приносим монашеские обеты, наша жизнь становится непрестанной жертвой Богу. Мы призваны посвятить Господу все свои силы, отдать всего себя без остатка. Единственное желание и стремление монаха – быть всегда вместе со Христом.

- Что может помешать в достижении этой цели?

- Главная причина, отталкивающая молодых людей от подвижнической жизни, – это дух обмирщения. Этот дух не даёт полюбить Господа всеми силами своей души, захотеть быть вместе с Богом, во чтобы то ни стало.

Раньше, когда дух «мира сего» не проник ещё так глубоко, христиане растили своих детей в обстановке благочестия. Дети видели, как их родители посещают богослужения, молятся, творят земные поклоны, исповедуются… Воспитывающимся в такой духовной атмосфере детям было гораздо проще встать на путь христианской жизни.

Посмотрим на жития святых: большинство подвижников воспитывалось благочестивыми родителями. На меня особенное впечатление произвело житие преподобного Серафима Саровского. В детстве, когда святой Серафим болел, его мать Агафия вынесла больного мальчика на двор, приложила к чудотворной иконе Знамения Божией Матери и поднесла под её осенение. У людей была искренняя и чистая вера!

- Может ли монах пользоваться современными технологическими достижениями (мобильными телефонами и интернетом)?

- Единственная и непременная предпосылка для этого – благословение его духовника. Без этого благословения использование интернета, мобильных телефонов и других современных технических средств – опасно.

Из древних Патериков и Отечников ясно видно, что может быть вредным и опасным использование монахом без благословения даже, казалось бы, самых невинных и безобидных предметов.

Корень зла – даже не сама вещь или техническое средство, а отсутствие послушания. Можно привести великое множество примеров иноков, которые самочинно использовали те или иные предметы и из-за этого потерпели настоящую духовную катастрофу.

Мобильные телефоны и интернет не случайно особенно опасны для монахов. Именно эти технические достижения часто приводят к рассеянности ума. А подобное состояние совершенно несовместимо с целями иноческой жизни. Ведь согласно учению Святых отцов монах через молитву и подвижническую жизнь призван стяжать свой ум в сердце.

Про интернет я не могу сказать ничего конкретного, так как у нас в монастыре его нет. Но очевидно, что погружение во «всемирную паутину» приводит к рассеянности ума. Прежде всего опасно многочасовое путешествие по пространствам интернета без какой-то конкретной цели.

Но если есть благословение игумена и осторожность самого монаха, которому поручено послушание что-то найти или сделать в интернете, работа в сети возможна.

Архимандрит Георгий (Капсанис)
Архимандрит Георгий (Капсанис)
Архимандрит Георгий (Капсанис)

Но в нашем монастыре интернета нет. Наш игумен [архимандрит Георгий (Капсанис)] не благословил его использование. Слишком велика опасность, которой подвергается каждый пользователь сети. Много монахов не смогли противостоять этому искушению.

Что касается мирян, то и для них вредно многочасовое праздное бесцельное блуждание по просторам интернета. Прежде, чем начать работу в сети, надо поставить себе конкретные задачи, которые необходимо решить, и не отклоняться от них в ту или иную сторону.

- Насколько целесообразна для монастырей благотворительная деятельность?

- Из истории Церкви мы знаем примеры монахов, которые занимались филантропией. Например, преподобный Сампсон Странноприимец[3]. Или святитель Василий Великий. Ведя монашескую жизнь, он сочетал подвижничество с огромным социальным служением.

Но эти примеры не отменяют сути православного монашества, которое в отличие от западного является исихастским, а не активистским (общественническим).

Задача монаха – контролировать свои помыслы, стремится очиститься от страстей и стать сосудом Благодати. Если какое бы то ни было социальное служение мешает в осуществление этой главной цели – оно не принесёт монаху пользы (в итоге его постигнет духовная неудача). Нас спасут не внешние (пусть и благие) дела, а наша любовь ко Христу, которая проявляется в стремлении к чистоте и главной цели нашей жизни – достижению обожения.

Социальное служение, сочетаемое с забвением главной цели монашеской жизни, не приличествуют Православному Востоку. Иноки, вставшие на путь активного служения людям, спаслись не благодаря своей благотворительности, а благодаря тому, что своё служение ближнему сделали частью своего приношения Господу. Основой их жизни было трезвение, очищение сердца, стремление к достижению к обожения. По словам преподобного Исаака Сирина, «если ты накормил тысячи людей, но не очистил от страстей своей души, ты ничего не добился». Какой смысл расточать себя на множество попечений, оставляя при этом свою душу духовно бедной?

Православное монашество – это монашество исихастское. Обществиннического монашество в нашей Церкви не бывает.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 45 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Артемия13 мая 2012, 15:55
Христос Воскресе, мои родные! Слава Господу! Благодарю Богородицу! Она является Игуменией всех монашествующих на Святой Горе Афон. Святая Гора является единственным местом, где сохранились непокалебимые и твердые устои Православия. Спаси Господи, Отцу Луке за то, что с Божией помощью, затрагивает насущные проблемы современного человека, дает представление о цели и образе жизни, роли, назначении монашества. Побольше таких интервью. С любовию о Христе убогая Артемия.
Максим12 мая 2012, 19:38
Спасибо за статью, про интернет это для меня прямо написано, есть такая привянность к инету никак избавиться не могу, правдо много в сети искушений.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×