Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

«Милость превозносится над судом …» (Иак. 2, 13)

В свое время этот рассказ моего отца поверг меня в шок.

Он у своих родителей был восьмым ребенком. В тридцатые годы для многих семей в советских деревнях, в большинстве которых свирепствовал голод, многодетность была настоящим бедствием. И потому от некоторых детишек пытались избавиться, в первую очередь – от более хилых по сравнению со своими братишками и сестренками (семье нужны были физически сильные работники). Как избавиться? По-разному. Например, моего отца, тогда еще младенца, клали к распахнутому окну – в осенний холод и зимнюю стужу, чтобы он простудился и умер. Но умер не он, а его близнец, коего считали более крепким и здоровым и всячески оберегали. Отец же вырос на редкость выносливым и почти никогда не болел. Обо всем этом ему рассказала его мама за несколько дней до своей смерти. Рассказала со слезами на глазах, попросив у сына прощения.

– Не мне судить родителей, – сказал отец, – еще неизвестно, как бы на их месте поступил я…

Историю эту я вспомнил в связи с заметкой, напечатанной в одной из центральных газет. В ней сообщалось, что некий гражданин США подал в суд на своих отца и мать за то, что, когда он был ребенком, они не согласились определить его в музыкальную школу. Из-за чего, по его мнению, в нем не состоялись по меньшей мере Бетховен или Моцарт. И в качестве компенсации за потерянные «гонорары» и «славу» этот человек потребовал со своих родителей довольно крупную сумму.

Не правда ли, эти две истории разительно отличаются друг от друга. Первая говорит о «вопиющей несправедливости», даже «дикости», а вторая – об уважении к «правам личности».

Попробую прокомментировать все это с позиции христианина.

Возможно, кому-то будет это неприятно услышать, но это так: Бог поставил перед человечеством задачу, не имеющую ничего общего с построением на Земле уютной и комфортной жизни: «Не собирайте себе сокровищ на Земле» (Мф. 6, 19). Согласно Священному Писанию, смысл существования человека состоит в его духовно-нравственном совершенствовании (см. Мф. 5, 48), где главное – научиться прощать людей (см. Мф. 6, 14–15), сопереживать им (см. Мф. 22, 39), ощущать их «нужды и печали» как свои собственные. А для этого каждому из нас необходимо испытать определенную долю скорбей и страданий, как говорится, на собственной шкуре. Что неизбежно влечет за собой ограничение человека как в материальных благах, так и в его «правах и свободах».

Однако в своем большинстве люди выбрали совершенно иную цель – «стяжание» не «Духа Святого», а исключительно земных, «желудочных» благ. Причем сегодня у многих их количество и качество превысило пределы уровня, необходимого для нормального существования человека, в десятки, а у иных – и в сотни раз! Многие из нас уже трудятся не ради «хлеба насущного», как и заповедовал Господь (см. 1 Тим. 6, 8–10), а с целью получения всевозможных удовольствий и развлечений, то бишь «кайфа», затягивающего людей в пучину греха, словно трясина.

Так возник «эгоизм» – нравственное состояние человека, поставившего в центр своего внимания и забот самого себя, и напрочь утратившего понимание того, как в этот самый центр можно поместить кого-то иного.

А затем началась цепная реакция. Эгоизм подавил сострадание ближнему, соответственно и исчезло внимание к нему, особенно к его душевному состоянию. Отгороженность людей друг от друга породила неискренность в отношениях между ними, всяческую ложь. Которая, в свою очередь, вызвала недоверие к окружающим, подозрительность и, что неизбежно, стремление поставить возможным «притязаниям» ближнего заслон. А отсюда – создание соответствующей нормативной базы. Скажем, отношения супругов между собой во многих случаях стали регламентироваться так называемым «брачным контрактом». И конечно, нормами «Семейного кодекса», который среди прочего предписывает проявлять заботу и о своих престарелых родителях. А если на вашем пути встретится человек, например, вывихнувший ногу, то оказать ему помощь (хотя бы вызвав «Скорую») вас может подтолкнуть соответствующая статья аж «Уголовного кодекса», предусматривающая лишение свободы. И т.д., и т.п.

Иными словами, люди дошли до того, что просто обязали самих себя – под страхом ответственности! – выполнять определенные внешние действия по отношению друг к другу, ранее вызываемые естественными чувствами любви и сострадания – очевидно, сегодня многими из нас утраченными.

Именно эгоизм (выпячивание своего «я») стал питательной почвой для расцвета так называемого либерализма, признавшего непререкаемым авторитетом «права человека». Причем в последние десятилетия поклонение этому идолу стало принимать поистине карикатурные формы. Чего только стоят «табачные» процессы, когда курильщики, подорвавшие свое здоровье в результате пагубного пристрастия к табаку, предъявляют судебные иски предприятиям, производящим папиросы и сигареты! Или случаи, когда ученики подают в суд на своих педагогов якобы за проявление к ним «излишней требовательности» или «необъективности в оценке их способностей». Дальше, я думаю, будет еще интересней: наступили мне в троллейбусе на ногу – подаю на своего обидчика в суд. Пересолила жена яичницу – к ответу ее за доставленный мне этим «дискомфорт». Да что там: родили меня отец с матерью, скажем, евреем в Германии в период нацизма или в Хиросиме сразу после ее ядерной бомбардировки (что отрицательно сказалось на моем здоровье и моей судьбе) – пусть впоследствии компенсируют мне это материально. В конце концов, я своего согласия на появление на свет именно в таких условиях и в такую эпоху не давал! И мое неотъемлемое «право» здесь явно нарушено.

Маразм, скажете вы. Однако я уверен, со временем дойдет и до подобного: поле деятельности для либералов в этом смысле широкое.

Но главное: по высказываниям некоторых христианских подвижников, недалеко то время, когда прощение человека станет считаться в обществе одним из неприличных, а затем и уголовно наказуемых поступков (скажем, с формулировкой «за потакание преступному деянию»). И для такого утверждения есть все основания: известно, что общественные явления, достигнув определенного количественного показателя, неизбежно становятся сначала моральной, а затем и юридической нормой. Иными словами, скоро наша жизнь будет пропитана сплошь подозрительностью к окружающим нас людям, и мы станем предъявлять судебные иски по малейшему поводу – из себялюбия и гордыни или с целью легкой наживы (для получения компенсации «материального и морального вреда»). И тогда человеческое общество уподобится паукам, находящимся в одной банке и грызущим друг друга. Что, по слову апостола Павла (см. 2 Тим. 3, 1– 5), и явится преддверием апокалипсиса…

Владимир Кузин

г. Владимир

7 февраля 2007 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×