Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

О «сумасшествии» и надежде христиан

19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

    

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с двунадесятым праздником Преображения Господня!

Событие, которое произошло на Фаворской горе, Церковь избрала из множества евангельских событий, чтобы праздновать его как великий двунадесятый праздник. И церковным уставом было установлено это торжество совершать за сорок дней до праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, потому что произошло это событие накануне крестной смерти и страданий Господа Иисуса Христа.

Он шёл в Иерусалим, Он знал, что там будет распят. И перед тем, как ученики Его увидели униженным, поруганным, оскорблённым, Он дал им возможность увидеть Себя и другим — таким, Какой Он есть, в той небесной славе, которой никогда Он не оставлял, которая с Ним не разлучалась, и в которой Он пребывал, будучи Богом и Человеком. Ученики увидели Спасителя не просто великим учителем, чудотворцем, Который может невозможное. Они увидели Его небесную славу и просветились этим Светом.

А нужно это было для того, чтобы, как мы поём в кондаке этого праздника, «егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное». То есть, чтобы они поняли — это всё происходит не только потому, что так сложились обстоятельства. Не только потому, что Иуда предал, а фарисеи позавидовали. Есть другая причина: Господь Себя захотел добровольно принести в жертву за весь мир. И ученикам это должно было напомнить о том, что Его страдания — вольные, а жертва — это жертва любви, а не просто насилие, против которого Он ничего не мог сделать.

В сегодняшний день почему-то вспоминаются слова апостола Павла о том, что люди, которые на христиан смотрят со стороны, почитают их безумцами, как сейчас бы сказали — больными на голову. А почему люди, которые смотрели на христиан со стороны, называли их «буими», то есть безумцами? Христиан преследовали, они были вне закона в те времена, когда проповедовал апостол Павел. Собирались они в пещерах, в катакомбах, в местах, куда нужно было пробираться тайным образом. Если удавалось узнать, где собираются христиане, к ним приходили воины и арестовывали.

Когда христиан приводили на суд, им предлагали выбрать: деньги, имущество, жизнь, почёт и уважение — либо смерть. Причём надо было не просто умереть, а умереть мучительно и медленно, не за какое-то зло, а только за то, что ты христианин. И христиане почему-то, не все, но в большинстве, выбирали мучения и смерть — похоже, и вправду какие-то больные люди, что-то в их жизни не так. Но самым страшным и непонятным было то, что они при этом ещё и радовались, благодарили Бога и воспевали Ему славословие. Это, конечно, приводило всех в недоумение, и на них смотрели как на каких-то безумцев.

Но христиане были не больны. Они были самыми здоровыми людьми, которые жили на земле. Просто они знали то, чего не знали другие. Они видели Свет, который видели апостолы на горе Фаворской — Свет Божественной благодати. И быть в этом Свете для них было дороже всего в мире. Они весь мир отдали бы, только бы в этом Свете быть непрестанно. Помните, как Пётр в Евангелии сказал: «Господи, как нам здесь хорошо! Давай сделаем три сени и останемся здесь навсегда!» На пустынной каменистой горе, на которой нет ни воды, ни света, на которой нет ничего. Но здесь так хорошо, что хочется остаться навсегда.

Первые христиане — это были те люди, которые через Христа узнавали о том, что с Богом жить хорошо, лучше, чем что-либо другое, и уже никогда не хотели этого потерять и с этим расстаться. И для них быть с Богом — это были не слова, как мы говорим «иди с Богом», а человек не знает, с Богом он или без Бога, потому что внутри него непонятно, что происходит. Они были с Богом, потому что пребывали в Его Свете. И отлучиться от этого Света, расстаться с Ним было страшной потерей.

Мы сегодня уже второй или третий день сидим без света, без воды, и понимаем, как это плохо. Вот так же люди думали, что им плохо быть без Христа. Они готовы были быть без света и без воды, но без Христа они быть не хотели. И поэтому они были готовы на то, что удивляло язычников, и благодарили Бога за страдания.

В сегодняшний день мы с вами празднуем Преображение. В колокола позвонить нельзя: сразу прибегают с криком «что вы звоните, нас из-за этого будут бомбить» — хотя непонятно, откуда они это взяли. Света нет, воды тоже нет. Служим на просфорах, которые раньше испекли, а когда они закончатся, будем думать, что дальше делать. А на душе нет ни уныния, ни тоски — есть радость. Мы что, сумасшедшие? — нет, мы просто христиане. Мы знаем, что у нас есть, чему порадоваться: тому, что мы зла никому не причиняем, никого не убиваем. Тому, что несмотря на все трудности, мы сохраняем надежду и веру в то, что добро всё равно сильнее зла, что оно победит любое зло и любую неправду.

Храм, несмотря на то, что здесь темно, переполнен Божественным Фаворским светом, в котором Господь преобразился перед учениками — но видим мы его не телесными глазами, а очами своего сердца. Каждый — ровно настолько, насколько способно его сердце этот Свет увидеть. Не потому, что Богу этого Света жалко для нас — сколько угодно бери на здоровье, наслаждайся. Но мы знаем, что если у человека глаза больны, и он начинает на свет смотреть, у него это вызывает не радость, а боль, причём очень резкую. Поэтому человек с больными глазами ходит с повязкой. Ему завязывают глаза, чтобы ему не было больно, чтобы его не травмировать.

Так и Господь нам даёт этот Свет «якоже можаху». Почему? Потому что в сердце — гордыня, зависть, злоба, лукавство, лицемерие. Если этот Свет однажды засияет, мы от ужаса из-за того, что мы увидим в своём сердце, не радость испытаем, а страх и отчаяние. И поэтому, пока у нас нет смирения, покаяния, мы этот Свет видим лишь отчасти — настолько, насколько нам не больно, а, наоборот, радостно будет его видеть. И чем больше мы сердце очищаем от греха, тем больше радости будет в нашей душе.

Именно благодаря этому нам сегодня радостно, у нас в душе горит огонёк счастья и благодарности Богу. Хотя, казалось бы, чего радоваться? Неизвестно, что завтра будет, неизвестно, что случится с нами сейчас по дороге из храма. Но мы верим, что Господь всё управит, что всё будет хорошо. И это тоже та частичка Света, которая касается нашей души и нашего сердца.

Я вас от всей души поздравляю с сегодняшним праздником. Помните всегда о том, что этот Свет есть, о том, что к этому Свету каждый из нас может прикоснуться. Не надо специально тянуть электрическую линию — нужно просто искренне от души молиться, жить по совести и творить добрые дела, и этот Свет будет просвещать душу и сердце. Если бы этого Света в мире не было — не было бы и добра, надежды и любви. Но мы всё это ощущаем, особенно в сегодняшний праздничный день.

Не унывайте, молитесь Богу, просвещайтесь Его Божественным Светом. Мы унываем не потому, что про нас Бог забыл, а потому что мы про Него забыли. Пусть мы всегда будем помнить о Нём. Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Максим27 августа 2014, 10:09
Прочел толкование Андрея Критского на Откровение Иоанна Богослова. Предлагается выступить в роли пророка, например: "Колено Иудино будет судить апостол Матфий".
Ирина25 августа 2014, 19:53
Почему-то вспомнилась история похода киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь. Тогда, если я не ошибаюсь, во Влахернской церкви родилась молитва "Взбранной Воеводе победительная".
Лариса Гундорова24 августа 2014, 22:04
Господи, умири мир наш и люди твоя! Помоги Господи, прекратить кровопролитие в Украине, укрепи веру православную в людях, избави от всякия междоусобныя брани. Молимся по мере своих сил за скорейшее прекращение военных действий и мире в Донбасе.Что невозможно людям возможно Богу!!! Все дела и упования наша Богу предадим.
Галина24 августа 2014, 18:36
Наш любимый Владыка Митрофан! Спасибо!!! Молимся за вас и горловчан. Всегда ваши прихожане храма Рождества Христова г.Донецка
Милена24 августа 2014, 16:42
Спаси и сохрани Господи в вашем праведном стоянии!
Ирина22 августа 2014, 09:07
Помоги Вам Господи! мы молимся за всех вас! держитесь братья и сестры!!
Александра Газизова22 августа 2014, 07:19
Слава Богу, что такие замечательные у нас Пастыри!
Анна21 августа 2014, 18:47
Слава Тебе, показавшему нам Свет!Спаси вас Бог!
Алексей Панченко21 августа 2014, 17:48
Спаси и сохрани Вас Господи!
Татьяна21 августа 2014, 17:16
Господи спаси и сохрани!
ТаняСем21 августа 2014, 17:10
Милосердный Господи! Спаси и сохрани други твоя,пожалуйста насколько это возможно умягчи сердца вражьи и помоги батюшке и всему приходу спастись от этой ужасающей бойни!Батюшка,держитесь,мы россияне очень переживаем за вас и всеми силами будем молиться!Спаси всех,Господи!
р.Б.Елена21 августа 2014, 16:56
Спаси, Господи, Вас дорогие братья и сестры!!!
елена21 августа 2014, 16:56
Спаси и сохрани вас Господи!
Татьяна из Краснодара21 августа 2014, 15:47
Спасибо, владыко, за удивительные, тронувшие душу слова. Мы, живущие в России, всем сердцем переживаем и молимся о вас. Верим, что Господь услышит наши молитвы и спасет Донбасс.
Игорь Буров.21 августа 2014, 15:24
Как трогательно, до слез! Господи, пощади создания своя!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин)

Новые материалы

Выбор читателей

×