Кто измерит бездну скорбей, объявших тогда пресвятую душу Спасителя мира? Они превосходили всякое понятие человеческое. Видя около Себя учеников унылых и боязливых, Господь и Сам предался открыто снедавшей Его внутренней печали, Он начал скорбеть, тосковать, ужасаться, взывая: «Прискорбна есть душа Моя до смерти…» (Мф. 26:38).
Святейший святых, Судия всей вселенной, величайший Благодетель рода человеческого предстоит, как преступник, пред неправедными судиями – тварью и рабами Своими и подвергается осуждению. Венец терновый возлагается на главу Царя всех тварей, так чудно украсившего всю землю прекрасными и пышными цветами. В ложную багряницу одевается Одеяйся светом, яко ризою (Пс. 103:2) и Одеваяй небо облаки (Пс. 146:8).
…Тот, перед кем шестокрылатые серафимы закрывают лица свои, на Кого не смеют чины ангельские взирати, терпит по ланитам биение и заушение и от скверных устен оплевается. Сладчайший Иисус, Царь славы и Господь, сидящий на херувимах, возносится на престол поругания – крест Свой – и от вероломных и мятежных врагов Своих терпит поругания, насмешки, хуления и поношения.
…К душевным страданиям прибавляются страдания телесные. Один из учеников Его, Иуда, приходит в Гефсиманский сад и лобзанием предает своего Учителя воинам и слугам, которые, крепко связав Его, повлекли, яко агнца на заклание, к первосвященникам Анне и Каиафе, где Господу наносили бесчисленные поругания и оскорбления. Божественного Страдальца повлекли на Лобное место для распятия. Измученный, истерзанный и окровавленный, Он трижды падает на пути Своем от претории Пилатовой до места, называемого Голгофа, что значит Лобное место. И, наконец, безгрешный, Он пригвождается ко кресту, испытывая неописуемые страдания.
Смерть Искупителя, имевшая источить жизнь и нетление, есть тайна тайн Божиих. Она была не просто смертью, но и страшным закланием на крестном жертвеннике, закланием, совмещающим в себе все возможные ужасы и муки не только земные, но и подземные, и адские.
… Евангельское чтение о страданиях Христовых прежде всего призывает нас облечься в смиренномудрие, кротость, долготерпение, благость, а наипаче облечься во всепрощающую любовь. Этим мы покажем свою любовь ко Господу, а Он в ответ на нашу любовь возлюбит и нас, и введет в вечное Свое царство добра, правды, мира и любви, и соделает нас наследниками вечного блаженства. Аминь.
Источник: Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003