В апостольском чтении Недели всех святых мы находим упоминание о множестве ветхозаветных праведников. Вместо имени апостол Павел называет подвиг, которым прославился тот или иной Божий угодник. Заключая свою мысль, апостол говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1).
Поводом для борьбы с грехом Павел объявляет наличие «облака свидетелей», т. е. ветхозаветных святых. Почему они называются свидетелями? Потому что своей жизнью засвидетельствовали истинность своей веры, а также истинность правды Божией. Греческое слово «мартис», которое в Синодальном тексте переводится как «свидетель», может переводиться как «мученик». Два варианта перевода очень близки, ведь мученик своим подвигом свидетельствует о том, что Бог есть и Он поругаем не бывает. Все ветхозаветные герои, упоминаемые сегодня, либо претерпели мученическую смерть, либо узнали в жизни много скорбей за свою верность Богу. Поэтому и они также – мученики за веру. Все свидетели Божии есть мученики, и все мученики Божии есть Его свидетели.
Когда апостол Павел писал обсуждаемые нами строки, мученическая эпоха Церкви только начиналась. С тех пор список свидетелей Божиих пополнился в тысячи раз. Особенно много – а может быть, и более всех – дала мучеников Русская Церковь. Все святые сегодня находятся рядом с Богом и внимательно смотрят на нас, каким будет наш подвиг. Они свидетели Божии, и они свидетели нашего христианства.
В одном из своих Посланий Павел говорит: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6:2) В каком смысле это сказано? Ведь судить людей будет Бог. Очевидно, праведники будут судить не прямо, но фактом своего праведного жития. Если представить себе этот суд в виде какого-либо образа, можно нарисовать следующую картину.
В день Страшного суда по одну сторону станут все святые из каждого христианского народа, из каждого поколения. Таковыевсегда есть в Церкви, тайные или явные. И они как бы так скажут нам: «Мы родились и выросли в тех же условиях, что и вы, жили в тех же городах и селах, учились, работали, жили вместе со всеми остальными. Но – наша внутренняя жизнь оказалась совсем иной. При одних и тех же обстоятельствах мы полюбили Бога, а вы – нет. Почему?» Может даже так получиться, братья и сестры, что подобным образом нас осудит кто-то из прихожан нашего храма, стоящих рядом с нами на службе. Именно в этом смысле все святые есть свидетели Божии и свидетели нашего христианского подвига. И поэтому апостол Павел поводом для борьбы с грехом объявляет наличие «облака свидетелей».
Даже и в обычной жизни свидетели бывают очень важны. Например, когда случается что-нибудь необычное, мы всегда ищем свидетелей: кто это видел? Как важны нам очевидцы масштабных исторических событий, например, таких, как Великая Отечественная война. Тем более интересны для нас люди, встречавшие святых. Мне довелось общаться с монахиней, которая своими глазами видела святую Матрону Московскую и духовно окормлялась у прп. Амфилохия Почаевского и у прп. Кукши Одесского. Ее рассказы можно слушать бесконечно. Она – живой свидетель подвига святых, а святые – вечно живые свидетели Бога.
Каждый христианин призван к тому, чтобы стать свидетелем Божиим. Как красота видимого мира видна только через чистое окно, так и красота Господа отображается в чистых душах святых. Свидетель Божий должен быть свят, иначе он будет свидетелем своих страстей. Поэтому мы и очищаем сердце для Бога, чтобы Он к нам пришел и в нашем сердце поселился.
Только тогда, когда Бог поселится в христианине, он может стать свидетелем Господним. Находясь рядом с ним, другие люди будут ощущать его благодатное свидетельство, даже если человек молчит. В этом отношении очень интересна история обращения в христианство всем известного сейчас человека – протодиакона Андрея Кураева. Он родился в атеистической семье, крещен не был, веры не имел. И вот, будучи уже юношей, он присутствовал на какой-то экскурсии в Троице-Сергиевой Лавре. В Троицком соборе увидел человека, который перед выходом повернулся лицом к алтарю, поклонился и перекрестился. Кураев посмотрел ему в глаза – и этот взгляд перевернул его жизнь. Будущий протодиакон встретил в глазах верующего какую-то неведомую для себя вселенную. Там были радость, мир, покой, твердая уверенность, мужество и еще что-то неотмирное. И тогда юноша Андрей подумал: «А почему верующий знает этот опыт, а я нет? Почему я иностранец в своей собственной стране? Разве можно понять культуру, историю, жизнь моего народа, не имея таких глаз, такого опыта?» И Кураев, студент кафедры атеизма МГУ, вскоре узнал опыт этих глаз – крестился и стал верующим.
Когда человек очищает себя для Бога и Бог приходит к нему и живет в нем – у такого христианина в глазах живое свидетельство. Ему даже говорить необязательно, он сам становится живой проповедью. Как часто к разным старцам приходили люди сомножеством вопросов, но, увидев святого, сами чувствовали некое сердечное озарение и понимали, как им поступить. На старца можно просто взирать, наслаждаясь его благодатным свидетельством. Такими свидетелями являются наши святые, и такими свидетелями мы призваны стать.
О, если б мы были такими свидетелями! Как много наших вопросов разрешилось бы, как много недоумений попросту исчезло бы навсегда. Например, сегодня часто спрашивают: что делать с сектами? Их становится все больше, туда уходят наши дети, родные, близкие. А главный ответ ведь один: нам самим нужно стать теми, кем мы должны быть. Если мы будем глубокими, церковными христианами, живущими по Евангелию – проблема сектантства попросту исчезнет. Пользуясь пафосом Ф. Достоевского, скажем: в один час весь мир стал бы православным, если бы мы жили по Евангелию. Со всего мира хлынули бы к нам толпы людей, чтоб посмотреть на этих дивных людей – православных. Так было бы, если б мы были теми, кем должны быть – настоящими свидетелями Христовыми.
Пусть молитва ветхозаветных святых поможет нам стать хоть в чем-то похожими на них. Дай нам Бог приобрести хотя бы малую толику их верности, мужества, упования. Озаботимся самым главным: изменением внутреннего человека по подобию Христовому – и ветхозаветные свидетели Христовы станут нашими молитвенниками, наставниками и друзьями.