«Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса:
что Ты ничего не отвечаешь?
что они против Тебя свидетельствуют?»
(Мк. 14:60-61).
Отцы Церкви постоянно подчеркивают необходимость наличия у православного христианина великой добродетели рассуждения. Прежде всего, речь здесь идет о даре, помогающем сохранять жизнь христианина в равновесии [1].
Человек, обладающий этой добродетелью, становится примером для своего ближнего, так как он способен безропотно нести свой крест с терпением и выдержкой. Это дарованное Святым Духом терпение умиротворяет человека в общении с каждым из его ближних. Внушая добродетели, терпение исцеляет.
Имеющий рассуждение знает, что сказать, когда сказать, с какой целью и сколько [2]. Кроме того, он – истинный знаток молчания [3], которое является следствием переживаемого им Божественного спокойствия. Во многих случаях это молчание свято, если оно следует примеру молчания Христа перед Страстями: «Он молчал и не отвечал ничего» [5]. Становится понятным, что рассуждение, по сути своей, является равновесием между словом и молчанием [6].
Рассуждение можно увидеть лишь на примере человека, удостоенного этим благословением от Святого Духа. Он разжигает в ближнем стремление к добродетели, не нагружая слабого непосильной ношей. Это человек скромный, радостный, знающий чувство меры в смехе. Рассуждение можно заметить в его учтивых словах о ближнем, в полном тепла взгляде, в жизнерадостной речи, в любви. В такой атмосфере человек видит истину, изгоняя все следы лжи из своей жизни [7]. Так рождается мир, любовь, надежда, свет, радость и, в особенности, общение с братом и Богом, уходят плоды гордости, которая лишает человеческую жизнь всех даров Святого Духа [8].
Отсутствие рассуждения рождает преувеличения, фанатизм, подозрительное молчание, несправедливое осуждение [9], испуганное беспорядочное отступление с пути, ведущего в Царствие Божие, нерешительность, медлительность духа, бесплодную жизнь, становится причиной злопамятности по отношению как к ближнему, так и к Богу [10]. Иными словами, человеческий разум и человеческая природа лишаются благоразумия [11].
Духовная жизнь не строится с помощью простых, не требующих труда рецептов. Не существует магических заклинаний для обретения духовности во Христе и согласно Христу. Проблемы в жизни христианина не решаются сразу и без личных жертв. Кроме того, свидетельство и вера во Христа – ничто без Его исповедания. Этому учат Отцы Церкви, на этом пути мы должны стоять, проходя через тяжелую и упорную борьбу совершенствования по примеру Христа. Беспечность несовместима с духовным ростом [12]. Любая попытка построения духовной жизни с помощью рецептов является ничем иным, как эгоцентричным поведением больной человеческой гордости [13].
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.