О Рождестве Христовом православные христиане вспоминают ежедневно в утреннем молитвенном правиле. «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» – читаем мы о Христе в третьем члене Символа Веры. Заметим, что Церковь, говоря о пришествии Бога на землю, не ограничивается словом: «воплотившагося», но прибавляет также: «вочеловечшася», желая показать, что Сын Божий не просто воспринимает плоть, но становится истинным человеком. Восприняв нашу природу, он пребывает единосущным нам по человечеству, входит в семью Адамову, делается нашим родственником.
Рождество ознаменовало начало новой эпохи жизни мира. Христос, однажды родившись на земле, отныне духовно рождается в сердце каждого, уверовавшего в Него. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23) – говорил Господь. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19) Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15) – писал апостол Павел своей пастве. Иисус и апостолы благовествуют о рождении свыше нашего внутреннего человека, или, по-другому, о духовном рождении Спасителя в душе христианина.
Писание также открывает нам, что Господь, родившись в нашем сердце, таинственно растет в нем - подобно тому, как Иисус естественно возрастал в Своей земной жизни. Апостол Павел писал, что христиане должны прийти в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13). Вспомним и евангельскую притчу о сеятеле, которая говорит о созревании семени в сердце человеческом. В контексте притчи семя есть слово Божие, но нельзя забывать, что семя в языке Библии может пониматься как Сам Христос (см.Быт.3:15; Гал.3:16).
Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1Ин.3:9). Блаженный Феофилакт Болгарский толкует, что под семенем здесь может пониматься «Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими».
Господь, родившись в темной пещере нашего сердца, возрастает в нас вместе с умножением в нас веры и любви… Как это удивительно!
В Священном Писании мы также можем найти мысли о том, что Христа рождает в душе каждого верующего Церковь. Двенадцатая глава книги Апокалипсис рассказывает о «жене, облеченной в солнце» (см.Отк.12:1), которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения… и родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (Отк.12:2,5). По толкованию некоторых святых отцов, речь идет о Церкви, болеющей муками рождения Господа в людях. «В лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа… в них изображаемого даже до полного возраста Христова» – объясняет святой Андрей Кесарийский.
Кстати, к теме рождения Христа в людях относится христианский взгляд на ветхозаветных праведников как на прообразы Спасителя. Какая здесь связь?
Бог создал людей по образу Своему. А образ Бога Отца есть Сын Божий, Христос. Так Он называется в послании к Евреям: образ ипостаси Его (Евр.1:3). Да и Сам Христос говорил: Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9); Я и Отец - одно (Ин.10:30), Отец во Мне и Я в Нем (Ин.10:38).
Сын есть образ Отца… Но что такое образ? Мы понимаем образ как бездушную копию, имеющую некоторую ущербность по сравнению с первообразом. Так в мире людей, но не так в мире божественном. Сын, образ Отца, есть Живой Образ, ничем не отличающийся от Отца, кроме Своего ипостасного свойства – рождаемости. Этот Живой Образ отображался в праведниках Ветхого Завета, которые являли какие-то качества грядущего родиться Богочеловека: кротость (Давид и Моисей), целомудрие (Иосиф), терпение (Иов), упование на Бога (Авраам), мудрость (Соломон), мужественность (Иисус Навин), и т.д. Именно в этом смысле древние угодники Божии называются прообразами Христа. Господь, Который еще только должен был родиться, уже как бы духовно предрождался в святых дохристианской эпохи.
Данную мысль прекрасно излагает митрополит Вениамин (Федченков) в своем труде «Размышления о двунадесятых праздниках»: «Если люди созданы по образу Образа, то Сей Образ, Сын Божий, живет в них, и все светлое есть отображение Его в человеке. А так как вполне, «телесно», проявившийся в человеческом лике (иконе, образе) есть Сын Божий — воплотившийся, то отсюда нужно сделать вывод такой: то, что в Ветхом Завете в каждом человеке Божьего было сокрыто, это открылось явно в Богочеловеке Христе. Тогда уже прообразы будут совершенно естественно иметь связь с Образом. Или еще лучше сказать: в Новом Завете явился Тот же Самый Христос — Образ Божий, Который жил в людях и в Ветхом Завете».
Святые праотцы имели некое познание Христа, потому что Он таинственно уже присутствовал в них. То, о чем в Новом Завете явно и ярко писал апостол Павел: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20), тогда было прикровенно, скрыто, подобно едва-едва зачинающейся утренней заре. Господь входил в земную жизнь как бы постепенно, через праведников Своих, являющих образ Сына Божьего в своей душе. А Сын Сам есть образ Отца. Удивительно…
Тема рождения Господа в душе человека очень глубокая, она обращает нас к самой сердцевине духовной жизни. Здесь то, ради чего существуют все церковные чины, дисциплины, правила… Рождение и возрастание Христа в нас есть цель христианства. Бывает, что церковный человек по простоте своей и не задумывается над этим, но в данном случае понимание или непонимание не так уж и важно. Главное, чтоб в нас действительно пребывал Господь.
Достигается это жизнью в Церкви, и подражанию Христу настолько, насколько нам возможно. Нашей душе необходимо приобрести человеческие качества Христа. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил.2:5) – писал Павел. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал(1Ин.2,6) – говорил Иоанн Богослов.
Возрастание Христа в нас – это воспитание в нашем сердце Его духовно-нравственных качеств. Например, подавая милостыню, мы подражаем Господу, ибо Он тоже уделял нуждающимся. Если принимаем житейские несправедливости, скорби, болезни без ропота и с упованием на Бога – в какой-то малой мере уподобляемся Невинному Страдальцу. Постимся, молимся ли – подражаем Ему, ибо и Он любил пост и молитву. Через христианские добродетели мы растем в познании Господа, и Он возрастает в нас.
Святых, уподобившихся Богочеловеку в высокой степени, мы называем преподобными. Хотелось бы здесь вспомнить слова одного из них - преподобного Симеона Нового Богослова. Он дает ясное, опытное свидетельство о рождении и возрастании Христа в нем. Однажды, сидя в своей келлии после причащения Святых Тайн, он написал: «Мы делаемся членами Христовыми, а Христос нашими членами. И рука (у меня) несчастнейшего и нога моя - Христос. Я же жалкий - и рука Христова и нога Христова. Я двигаю рукою, и рука моя есть весь Христос, ибо Божественное Божество, согласись со мною, нераздельно; двигаю ногою, и вот она блистает, как и Он. Не скажи, что я богохульствую, но приими это и поклонись Христу, таковым тебя содевающему. Ибо если и ты пожелаешь, то сделаешься членом Его. И таким образом все члены каждого из нас в отдельности сделаются членами Христовыми и Христос - нашими членами; и все неблагообразные (члены) Он сделает благообразными, украшая их красотою и славою Божества (Своего)» (Гимн 58).
Из гимна преподобного можно видеть, что такое духовное рождение и возрастание Бога в человеке, к какой высоте ведет нас Христос. Возрастает в нас Господь тогда, когда мы пребываем в Церкви, живем по заповедям, и деятельно уподобляемся Спасителю.
Дай нам Господь хотя бы отчасти приобщиться к тому, о чем пишут святые, и что принесло человечеству Рождество Христово. Понять, что Спаситель пришел именно для меня. Познать то главное, для чего Христос родился на земле, и ради чего стоит жить, верить, трудиться, наполняя Богом все отмеренные нам годы.