Сегодня Церковь предлагает нам литургическое чтение из Послания апостола Павла к галатам. Это письмо представляет собой небольшой богословский трактат на тему взаимоотношений иудейского закона и христианства. Павел доказывает, что закон был лишь «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), и говорит о спасении по вере.
«Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).
Апостол несколько раз повторяет слово «оправдываться». В языке Павла это слово означает «становится праведным». В русском языке оно получает особый оттенок – держать ответ перед неким судом, защищать свою правоту.
Оказывается, еще до того как в человеке созреет вера, он должен понять, что ему предстоит оправдываться. Перед кем? Перед Богом, людьми и собственной совестью. Попробуйте сказать это современному человеку – он тут же возмутится: «С чего это я должен оправдываться? Я ни перед кем не обязан это делать!»
А ведь тогда-то только и начинается вера, когда человек вдруг расслышит внутри себя некий обвиняющий голос, попытается ответить – и поймет, что оправдываться ему нечем. И тогда у него появится то, что является началом веры, – покаяние. Покаяние как желание что-то изменить в своей жизни, которая вдруг признана ущербной, недостаточной; покаяние как острая необходимость в Искупителе. Покаяние как основа веры!
Не вера есть начало покаяния, а покаяние – начало веры! Только когда я пойму, что я-то, оказывается, нехорош, что мне оправдываться, по-честному, нечем, тогда у меня возникнет потребность в Спасителе и вера в Него. А иначе, если вера не будет основываться на покаянии, она превратится в холодное признание бытия Божьего.
«Я не против, пусть будет Бог. С Ним хорошо. Он добрый. Мне и без Него нормально жилось. Но с Ним все же лучше…» Именно такой часто бывает наша вера.
Потому и сказано в Писании: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15), а не «уверуйте и покайтесь». Потому-то и писали отцы, что покаяние есть начало, средина и конец духовного пути. Без покаяния не существует христианства. Только покаянная вера и оправдывает нас, а не просто признание существования Бога.
В покаянии должна быть и радость. Человеку нужно хотя бы однажды сильно обрадоваться Христу в Церкви, чтобы жить стремлением к этой радости. Необходимо осознать свою безответность перед Богом и в то же время всегда носить на устах сладость рая Божьего – от соединения этих магнитных полей и рождается то состояние, которое отцы называли радостотворным плачем. Каждому христианину хотя бы немного должно быть знакомо это состояние.
Рассматриваемый нами стих содержит знаменитые слова, которые деятели реформации, протестанты, использовали как лозунг. «Сола Фиде» – только верою! Человек спасается исключительно по вере во Христа, независимо от плодов, которые его вера принесла – учит протестантизм.
С таким же успехом можно вырезать из Писания и использовать как знамя любую другую цитату. Например, Спаситель говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). «Аминь», – сказали крестоносцы. Взяли мечи и начали завоевательную войну. Еще говорит Христос: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Эти слова возвела в свой лозунг изуверская секта скопцов, искалечившая духовно и телесно тысячи людей.
Есть важный принцип правильного чтения Священного Писания. Чтобы узнать, что думает Писание по тому или иному вопросу, нужно найти в Библии по возможности все, что говорится по этому поводу. Бывает, что в Писании совмещаются две, на первый взгляд противоположные точки зрения. Так и про веру и дела. Апостол Павел говорит: спасение по вере; Иаков пишет: вера без дел мертва. Кто же прав? И тот, и другой. Дела являются свидетельством веры. Вера содействует делам, а делами вера достигает совершенства (см. Иак. 2:22). Но чтоб это понять, надо прочитать всю Библию, а не протестантский цитатник.
Библия – очень большая книга, в которой при разных контекстах сказано разное об одном и том. Как и в жизни это бывает. Школьник выходит из дома – ему говорят: «Надень шапку». Он приходит в школу – ему говорят: «Сними шапку». Кто-то спросит: «Так как правильно? В шапке или без шапки?»
«Какой глупый вопрос», – скажем мы. Когда надо – в шапке, когда не надо – без шапки. Зависит от контекста. Так же и в Писании образуются так называемые противоречия, о которых злорадствуют атеисты и на которых претыкаются люди с протестантским мышлением.
Итак, православная вера есть вера непременно покаянная. Слова «только верою» нужно понимать в контексте всей Библии, только такое прочтение будет православным. Будем же православными во всем, братья и сестры: и в вере, и в чтении Писания, и в самой жизни! Будем православными и в деле, и в слове, и в мыслях, и в чувствах; с Богом, людьми и с самим собой, чтобы наше православие было не просто надписью над входом в храм!
Пусть наше православие будет не только правильным прославлением Бога, но и верным пониманием домостроительства нашего спасения, и главным качеством нашей жизни! Пусть наша вера навсегда останется покаянной!