Семья Тюляковых. Ирина и Александр и их дети (слева направо): Вика, Володя, Сережа, Макар и всеобщий любимец Бэк. Не хватает только Веры, уехавшей на соревнования. Фото: АНОСОВ МАКСИМ
Когда разговариваешь со взрослыми людьми и касаешься темы детей, почему они не стали растить больше одного ребенка, часто говорят: «Мы опасаемся, что не сможем им многое дать. Жизнь сейчас очень дорогая. Одному сыну или единственной дочери мы оплатим почти все, что хотим, а если детей будет больше — нет гарантий».
Обратим внимание: семейная пара утверждает: «не сможем дать», а подразумевает «не сможем купить». Ведь после признания обычно следует перечень материальных ценностей.
Если детей будет много, нужна большая жилплощадь, а возможности приобрести новую квартиру нет. Двушки, которую получили по программе жилье для военнослужащих, хватит только если один ребенок. Кроме того, поехать отдыхать на море при большем количестве детей денег не хватит. Список можно продолжать. Он может быть скромнее или, наоборот, еще внушительнее, но есть общее — родители ставят на первое место материальную обеспеченность себя и, естественно, ребенка.
И тут встает другой вопрос: «Не вытеснило ли в нашем сознании желание покупать что-то для близких, стремление давать им то, что зависит не от денег, а от нас самих?»
Примеров много. Значительное число людей не готовы дать своим детям достаточно внимания. Сын хочет рассказать папе о сложной задаче, которая досталась ему на математическом конкурсе. Отец, приняв вид занятого человека, говорит: «Некогда, в гараж иду, машину проверить нужно…», и уходит пить пиво с приятелями. Дочь уговаривает сделать с мамой поделку в школу. «Не сейчас!», — отмахивается та. По телевизору идет 199 серия ее любимой мелодрамы. А могли ли родители подарить внимание? Безусловно, и для этого никакие деньги не нужны.
О недостатке любви и внимания почему-то отец и мать не переживают. Поленились, не нашли время, чтобы научить своих детей азам ремесла или рукоделия, не дали ребенку ощущение радости от совместной работы, не прочитали ребенку сказку на ночь, забыли научить его состраданию и милосердию, — вот что хочет ребенок, но главное по каким-то причинам ускользает от внимания родителей.
Близкие ждут от нас заботу, а мы «откупаемся» от них. «Папа, пойдем в парк, снеговиков слепим», — уговаривает сын, но папе лень, и он отвечает: «А давай лучше я тебе мороженое куплю, даже два или три, если хочешь». Дочь просит: «Мама, может быть, на мой день рождения испечем пирог для гостей? Делать будем вместе, я тоже хочу научиться». Но мама идет в магазин и покупает готовый торт под предлогом, что он более красивый, чем тот, который бы они сделали самостоятельно.
Вспомнит ребенок мороженое и торт из магазина через какое-то время? Вряд ли, а снеговика, которого лепили с папой, испеченный впервые под маминым руководством ароматный пирог можно помнить и на протяжении всей жизни.
Часто взрослым дорого обходятся детские торжества. Почему? Родители «покупают» готовый праздник: арендуют специальное помещение, оплачивают его оформление и украшение, заказывают готовые блюда, нанимают аниматоров и т.д. А надо ли это? Ведь готовиться к значимому дню не менее увлекательно, чем его отмечать.
Совместно с родителями ребенок придумывает сценарий, репетирует песни, танцы и тем самым развивает творческие способности. В процессе подготовки к торжеству взрослые много общаются с детьми, готовят сообща вкусные блюда, то есть учат их тому, что обязательно пригодится в жизни. Сколько навыков получает ребенок, если он вместе с отцом и матерью создает, а не приобретает праздник!
Люди боятся, что с рождением следующего ребенка ухудшится их материальное благосостояние, хотя кто знает, какие в будущем будут доходы, цены и возможности? Отец и мать заранее думают о репетиторах, а сыну или дочери они могут не понадобиться. Жить скромнее, возможно, придется и с одним ребенком, и, напротив, чтобы прокормить и воспитать семерых детей хватит средств.
Я рос в послевоенное время с тремя братьями. Конечно, растить четверых мальчиков сложнее, чем единственного ребенка, но немало зависит и от умения родителей ответственно относиться к деньгам, планировать бюджет. Будучи детьми и, уже повзрослев, мы никогда не променяли бы брата на более обеспеченную жизнь. При самом скромном достатке родители всех поставили на ноги. Хотя и жили мы первое время на 16 квадратных метрах, но были счастливы. Они сумели дать нам неизмеримо больше, чем материальные блага — это, в первую очередь, свою любовь и веру во Христа.
Мы слишком боимся оказаться не в состоянии что-то купить, хотя это не всегда от нас зависит, но забываем научить ребенка доверять Богу, бескорыстно любить, жертвовать собой ради близких людей. Подчас эти идеалы единственный сын или единственная дочь воспринимают лишь со слов родителей, а со стороны они видят, как самые близкие люди живут ради личного благополучия, отказывая в жизни другим своим детям.
Желая обеспечить семье достаток, супруги целиком надеются на собственные силы, строят планы на годы вперед. Господь, обращаясь к каждому из нас, говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Он призывает сверх меры не заботиться о вещественном, поскольку Отец Небесный знает нужду каждого человека (ср. Мф.6:32).
В беседах с духовными чадами преподобный Паисий Святогорец рассказывал, как к нему пришел небогатый многодетный отец, который просил у святого молитвенной помощи. Уже который раз хозяева то одной, то другой квартиры выгоняли семью на улицу, боясь, что дети могут что-то сломать. Мужчина брался за любую работу, но средств еле хватало на жизнь.
Через несколько месяцев этот человек вновь оказался у старца. Он благодарил Бога. Как-то отец большого семейства сидел на остановке, и к нему подошел нуждающийся человек, продававший лотерейные билеты. Мужчина хотел ему помочь, купив один из билетов, а в результате сам выиграл крупную сумму денег. Часть он отдал бедняку, часть потратил на покупку дома, и еще остались средства, чтобы вырастить детей.
Преподобный Паисий Святогорец приводил этот случай, чтобы супруги научились больше доверяться Божественной воле, не бояться материальных трудностей, не ставить их преградой в исполнении одной из главных задач семейной жизни — вырастить во Христе новое поколение. Святой говорил, что обо всех детях печется Бог, поскольку Он — Творец, дарует главное — душу, в то время как супруги дают ребенку тело. «Следовательно, — заключает старец Паисий, — Бог заботится о ваших детях больше, чем вы сами». Будем любить детей, ведь дети — это дар Божий, а рождение ребенка — это великое таинство, — появляется новая жизнь.