Когда Христа искушали по поводу подати римскому императору, Он ответил, что надо кесарю отдавать кесарево, а Богу — Божие (см. Мф. 22, 21). Что и как надо отдавать Господу?
Утром и вечером помолиться, днем сделать доброе дело — и можно считать, что все исполнено: Бог получил от нас Свое? Господь сказал: милости хочу, а не жертвы (см. Ос. 6, 6). Если мы будем милостиво относиться к каждому человеку, который встречается нам на пути, если будем расходовать на него то, что даром получили от Бога в свое распоряжение: время, силы, способности — это и будет исполнением приведенных слов Спасителя.
Недостаточно, чтобы человек для самоуспокоения формально исполнял заповедь, не очень-то обременяя себя: например, раздавал нищим мелочь раз или два в неделю. Господь определил нам задание, чтобы каждый христианин строил свои отношения с окружающими по тому же принципу, по которому Бог относится к людям: по любви и милости. Так что уделять нищим часть своих денег надо ради милости к ним, а не чтобы поставить воображаемую галочку в списке добрых дел.
Если человек творит милостыню с эгоистичными целями, например, чтобы ему самому от этого было хорошо на душе, такая жертва не принимается Господом. Мы должны делать добро человеку с целью помочь ему, а не ради собственной выгоды. Однако не всегда наши мотивы свободны от корысти. Святые отцы говорят, что в нас переплетены три отношения к Богу: наемника, раба и сына. Не надо унывать, если мы замечаем в себе, что первые два отношения превалируют над третьим. Это — та данность, те внутренние условия, в которых нам следует исполнять волю Божию.
У нас есть Евангелие, в котором указано, какими мы должны быть, к чему стремиться. И надо нашу данность приближать к евангельскому идеалу по мере сил и при любой возможности. Если человек говорит: «Господи, Ты видишь, я в нужде, повязан по рукам и ногам тяжелыми жизненными обстоятельствами, но готов отдавать Тебе Твое: кому-то помочь, кого-то ободрить, только не знаю, как», — Господь обязательно пошлет такие ситуации, где можно будет проявить христианскую любовь. Главное, стараться в любых условиях выбирать евангельский путь, приближающий к Богу.
Мы должны делать добро человеку с целью помочь ему, а не ради собственной выгодыФото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»
В каждый момент с нами может произойти искушение, и мы оказываемся перед необходимостью выбора: поступить по своим страстям или по Евангелию? Даже если это неприметное постороннему взгляду обстоятельство, нам надо и в мелочах поступать, как учит Спаситель, как наставляют святые отцы. Иначе, если мы будем ждать нечто более серьезное и значимое, думая: «Вот уж тогда-то я проявлю себя как истинный христианин», — то так всю жизнь и просидим, игнорируя реальные возможности послужить Богу и людям.
Не стоит унывать и опускать руки, сознавая, что нам не достичь евангельского идеала милосердия и любви. В наших силах стараться приблизиться к нему и просить Бога об укреплении и наставлении в этом делании. Во всем безупречен только Господь. Спаситель сказал, что невозможное для человека возможно Богу (см. Мф. 19, 26), поэтому надо чаще прибегать к церковным таинствам. В них человек получает благодатные силы на совершенствование в добродетели.
Не все дается легко и сразу. Как у школьника поначалу может не получаться задачка по математике. Он и так бьется, и по-другому пытается, а ничего не выходит! Но она же имеет решение, и надо постараться его отыскать. Так и заповедь Божия. Она нам дана как задача, значит, существует решение, которое надо найти. А то, что многое не получается, — это нормальный ход вещей. Такого рода задачи «в один клик» не решаются. Нам дана вся жизнь, чтобы научиться их решать.
Нельзя составить дорожную карту, указывающую, как достичь евангельского совершенства в отношении к другим людям. В каждый конкретный момент надо задумываться, какого поступка ждет от нас Господь именно здесь и сейчас, и не упускать шанс принести Божие Богу.