Всеукраинский крестный ход. Фото: Сергей Рыжков
Православный и нецерковный, теист и гуманист, верующий и неверующий нередко мало отличаются в бытовом поведении. И те и другие едят, пьют, спят, имеют семью, трудятся, отдыхают. Основные различия зачастую связаны с приоритетами, с предпочтениями, с ударениями, которые сдвигаются на тот или иной предмет.
К примеру, два человека – верующий и неверующий. Оба – ответственные, честные, сознательные граждане своей страны. Оба стремятся к улучшению благосостояния семьи и страны. Но при этом благосостояние, новые технологии, политическое устройство государства для атеиста становятся основным смыслом жизни, в то время как для человека верующего это всего лишь временные интересы, связанные с условиями его земного существования, а его основные цели и устремления связаны с вечными предметами.
В смысле сказанного показательны два небольших отрывка из беседы Владимира Познера с протоиереем Димитрием Смирновым.
В разговоре на тему религии Владимир Познер признается:
– Я считаю, что вообще религия это вещь интимная.
Чуть позже беседа переходит к теме политики и выборной системы.
В. Познер:
– Сами вы голосуете, нет?
О. Димитрий Смирнов:
– Это интимный вопрос.
В ответе о. Димитрия есть доля иронии, но есть и вполне серьезная позиция, основанная на церковном мировоззрении.
Для человека гуманистического мировоззрения, каким, без сомнения, является Владимир Познер, вопрос веры и неверия есть вопрос второстепенный в сравнении с темой политического устройства и межличностных отношений. Манифестом этого мировоззрения можно принять расхожее выражение: «Неважно, во что ты веришь, лишь бы человек был хороший». В этом случае участие в политических выборах представляется главным инструментом, с помощью которого можно изменить жизнь общества в лучшую сторону, а наличие какой бы то ни было веры становится вопросом личным, несущественным, вопросом, который не терпит публичности, т. е. вопросом интимным.
Между тем человек с церковным мировоззрением, признавая значение выборов и их важность для жизни народа, из собственного опыта и из истории знает, что решающее значение имеет не политическое устройство, а Божие благословение. Потому что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23), и «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). А Божие благословение привлекают молитва и жизнь по заповедям. И, как в войне никакой человеческий подвиг не приведет к победе, если Бог обрекает на поражение, так и в политической жизни, никакая, даже самая замечательная Конституция не способна не только спасти человека для вечности, но даже и устроить земную жизнь.
Никакая Конституция не способна не только спасти человека для вечности, но даже и устроить земную жизнь
Дмитрий Сергеевич Лихачев еще в советское время говорил о том, что «никакие законы в обществе не действуют, если нравственность в стране падает». Поэтому православный человек, идя на выборы, понимает, что для процветания его Отчизны, даже и в земном аспекте, решающее значение будет иметь не Конституция, а то, как именно хочет жить его родной народ – по воле Божьей или по своим прихотям? Такой человек не бравирует своими политическими предпочтениями, не спорит до хрипоты о преимуществах одной партии над другой, не хочет, чтобы его участие в политической жизни страны стало поводом для ссор. Кроме того, зачастую верующий человек понимает свою неопытность и неискушенность в политических вопросах. Поэтому участие в голосовании остается для него вопросом личных предпочтений, вопросом интимным.
Хочется всем нам пожелать, чтобы мы, участвуя в политической жизни своей страны, умели правильно расставлять акценты и верно определить для себя, какой из вопросов считать интимным.
«Авва Феодор пришел однажды к авве Иоанну, скопцу от рождения, и между разговором сказал: когда мы жили в Скиту, занятия души были настоящим нашим делом, а рукоделье считали мы подельем; а ныне занятие души стало подельем, а поделье – самым делом».