При длительном пребывании в церковной среде нередко возникает иллюзия, что все вокруг если и не вполне православные, то по крайней мере имеют представление о православной вере. Между тем люди церковные и нецерковные пребывают как бы в двух мирах, которые слабо связаны и редко пересекаются друг с другом. И это необходимо учитывать в разговоре со светскими людьми. То, что представляется элементарным и общеизвестным человеку церковному, для человека, далекого от Церкви, может быть совершенно белым пятном.
Люди церковные и нецерковные пребывают как бы в двух мирах, которые редко пересекаются друг с другом
Катехизаторам, как и священникам, время от времени приходится вести духовные беседы в школе. Теме школы хотелось бы уделить отдельное внимание. Во-первых, школа – это срез общества, а во-вторых, это срез общества, пожалуй, самого широкого охвата, поскольку практически все современные люди проходят через школу, и именно школа занимает продолжительный период жизни, в который по большей части и формируются основы нашего мировоззрения.
***
Как-то раз пригласила меня для беседы на духовную тему завуч одного технического колледжа. Как я понял, приглашение это состоялось в рамках реализации плана по духовно-воспитательной работе с учащимися. Как бы там ни было, катехизаторы обычно рады возможности побеседовать с любой аудиторией на церковные темы. Правда, сама инициатор выбрала довольно узкую, на мой взгляд, для подобной встречи тему, а именно: память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В этот колледж поступают подростки после 9 класса, поэтому собравшиеся студенты 1 и 2 курсов были ровесниками старшеклассников средней школы.
Когда я посмотрел в глаза пришедших (точнее – приведенных) на беседу юношей и девушек, в мою душу закралось сомнение в том, что рассказ о мученичестве юных дев-христианок – это именно то, что жаждет услышать моя аудитория. По этой причине я позволил себе некоторое отклонение от заявленной темы.
– Татьяна Михайловна просила меня побеседовать с вами о Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. Но боюсь, что эта тема вряд ли будет вам интересна, поскольку, чтобы говорить об этом, нужно знать хотя бы, кто были христианские мученики, почему они столь мужественно отдавали свои жизни за верность Христу. Ведь с точки зрения многих современных людей их поведение выглядит не геройством, а скорее безумием.
Судите сами. Вот тебе говорят: поклонись и брось кусочек ладана на огонь, горящий перед скульптурой императора или, к примеру, президента, – и ты будешь жить. Еще и почестями и богатством тебя осыплем. А если откажешься, то будешь казнен. Ладно, не хочешь кланяться, хотя бы брось ладан. Ну, хорошо, не хочешь бросать ладан, хотя бы сделай вид, что ты бросил его, и мы тебя отпустим, и живи как хочешь, молись, кому твоей душеньке угодно.
Но мученики Христовы не идут на компромисс в таких вопросах. Они выбирают смерть за Христа. Да что там «выбирают»! Они радуются этой смерти, как величайшей чести, как исполнению самых заветных своих желаний! Ну, не безумны ли они в глазах современного человека?
Но мученики Христовы выбирают смерть за Христа.Ну, не безумны ли они в глазах современного человека?
Но если мы попытаемся понять, почему они поступали именно так, а не иначе, то мы увидим, что это вовсе не безумие, а, если хотите, даже вполне рациональный расчет. Ведь мученики верили в Живого Бога, в бессмертие души, и поэтому рассматривали всю свою жизнь и все события земной жизни в перспективе вечности. Для них смерть за Христа – это переход к блаженной вечности в общении с Богом, а жизнь, приобретенная отказом от Христа, – это бессмысленное и прискорбное существование, начало вечной смерти.
…Я не призываю вас вдруг взять и поверить в Бога. Вера – это ведь не фокус какой-нибудь. «Давай-ка я буду верить в Бога! Все! Готово! Теперь я верующий!» Так не бывает. Но я предлагаю вам разобраться, что в нашей жизни главное, а что второстепенное, искать того, что не умрет со смертью тела. В противном случае наша жизнь, по слову поэта, останется «пустой и глупой шуткой», и все рассуждения о добре и зле превратятся в бессмысленные словесные упражнения.
…Ведь мы не животные. Нам дана способность мыслить, рассуждать, и если мы ее не используем или используем по пустякам, то кого нам винить? Как говорил старец Нектарий Оптинский: «Перестаньте думать, начните мыслить. Думать – это расплываться мыслью, не иметь целенаправленности. Отбросьте думание, займитесь мышлением».
Это, конечно, требует от нас усилий. Но ведь и цель стоит того, чтобы потрудиться. Для достижения земных целей люди часто обрекают себя на многие труды и лишения. Посмотрите на спортсменов, артистов балета, ученых и многих других людей, которые ради временных достижений превращают свою жизнь в почти непрестанные труды. Неужели возможность вечной жизни не стоит того, чтобы мы хотя бы уделили этому вопросу внимание?
В таком духе я говорил довольно продолжительное время, минут 30 или 40. Ребята слушали внимательно, не перебивали. В конце встречи Татьяна Михайловна спросила, нет ли вопросов. Отклика не последовало, если не считать одного паренька из задних рядов, который в нерешительности три раза поднимал руку, но сразу же опускал. В конце концов я не выдержал и попросил его задать свой вопрос.
– А вы правда в Бога верите? – спросил юноша.
Они не то что ничего не знают о Боге, но даже не понимают, как можно на эту тему говорить серьезно
Как я понял, в этом вопросе отразилось состояние большинства современного юношества. Они не то что ничего не знают о Боге, но даже не понимают, как можно на эту тему говорить серьезно. В их глазах верующий человек – это старая дремучая бабушка, которую смешно воспринимать всерьез. А уж чтобы взрослый человек, вроде бы разумно рассуждающий, верил в Бога, – это что-то странное, что-то здесь не так. То есть современная молодежь недалеко ушла от молодежи советской. Но у советских юношей и девушек место Бога занимали компартия, Маркс, Энгельс и Ленин, «светлое будущее» и т.п. А что на месте главных ценностей у современных парней и девчат? Карьерный рост, богатство, удовольствия?
А ведь эти ребята почти все крещеные. Кто-то и сам становится крестным. А мы все рассуждаем, нужны ли беседы перед Крещением!
***
Справедливости ради, нужно добавить, что в младших классах тема о Боге находит гораздо больший отклик. Время от времени одна преподавательница «Основ православной культуры» приглашает меня на встречу с детьми 4 класса. Первый раз я ее спросил:
– Какую тему подготовить для беседы?
Она ответила:
– Ничего не надо готовить, они сами вас будут спрашивать.
Никто из взрослых не говорит с молодежью на эти темы. Участие Бога в нашей жизни остается для нее неизвестным
Я засомневался, а зря. Дети просто засыпали меня вопросами, и после звонка еще долго толпились вокруг меня, спрашивая и ожидая ответа.
Но куда девается интерес к темам вечности в подростковом и юношеском возрасте, для меня остается загадкой. Как-то я спросил своего сына-старшеклассника:
– А вы говорите когда-нибудь с одноклассниками на религиозные темы?
– Нет, никогда, – ответил он.
Не думаю, что этот факт можно объяснить только переходным возрастом и гормонами. Здесь, на мой взгляд, важно и то, что никто из взрослых не говорит с молодежью на эти темы. Участие Бога в нашей жизни остается для нее не только неявным, но и просто неизвестным.
После другой беседы в том же колледже некоторые девушки и юноши, прощаясь со мной отдельно, благодарили за беседу. Значит, интерес есть, но говорить об этом не принято. Верующий человек в этой среде может легко подвергнуться насмешкам, а молодежь очень болезненно переносит унижение, особенно со стороны сверстников.
Впрочем, что говорить о студентах технического колледжа, когда некоторые семинаристы признавались мне, что знакомясь с кем-то, они никогда не говорят, что учатся в семинарии.