О времени и о себе

Часть 2. Библия на славянском языке и слайды из Рублевского музея

Первая проповедь в 16 лет на нелегальной встрече православной молодежи в Троице-Лыково Первая проповедь в 16 лет на нелегальной встрече православной молодежи в Троице-Лыково     

***

Город наш, Орехово-Зуево, был наполовину старообрядческий, и со старообрядцами я сталкивался постоянно. Когда я ходил в свою церковь, то проходил мимо старообрядческой молельни, которая стояла на кладбище. Сначала у них в городе имелся храм, серьезный такой, большой деревянный храм – они были «поповцы». А потом советская власть у них этот храм отняла, и они подожгли его. Это чтобы власть не использовала в своих целях здание храма. Мне тогда лет шесть было, мы с мальчишками бегали смотреть на пожар и слышали разговоры: «Это гусляки («гусляками» у нас старообрядцев называли) подожгли, чтобы храм или даже бревна от храма не пошли больше никуда, потому, что для них это святыня».

После этого они обосновались в каком-то молельном доме на кладбище. И когда я шел в свою церковь Рождества Божией Матери и проходил мимо этой молельни, я любил заходить к ним, и они угощали меня чаем. Было мне лет 9–10, иду мимо них, а там старики такие сидят: «О, никонианин наш идет, ну, заходи чай пить». Или даже так выражались: «Чаю откушать не желаете?» Угощали конфетами. Не знаю, была ли у них отдельная кружка для меня, у них ведь с этим строго – чтобы не пить и не есть с нами, «никонианами», из одной посуды. У меня такое впечатление осталось, что все-таки была отдельная, не разбивали же они ее всякий раз.

Помню, когда мы с братьями шли на пасхальную службу, то сначала обязательно к ним забегали посмотреть, а потом уже шли в свою церковь.

Для старообрядцев я как старообрядец, а для своих я свой, так как первое Крещение у меня новообрядческое

Но в этом деле имелась некая интересная деталь. У меня одна двоюродная бабка была старообрядкой. И когда я родился, ей дали со мной поняньчиться. А она возьми да и реши окрестить меня у старообрядцев, уже и договорилась там, у себя, и крестик свой приготовила. Но что-то ей помешало, отец мой узнал, кажется, и возмутился. Окрестили меня в новом обряде и потом уже без боязни отдали этой бабке. И что она сделала: взяла меня, пошла и окрестила у старообрядцев.

Поэтому получается, что для старообрядцев я как старообрядец, а для своих я свой, так как первое Крещение у меня новообрядческое.

Однажды у меня была встреча с митрополитом Корнилием, главой Белокриницкой иерархии, и вдруг он меня спрашивает:

– А вы ведь у старообрядцев крещены тоже?

Я удивился, говорю:

– Да.

Я уж не стал выяснять подробности, откуда ему известно это, но он, теперешний владыка Корнилий, был, по-моему, в свое время именно в Орехово-Зуево старостой, и когда я ходил пить чай к отцу Леонтию в ту молельню, то видел и его, Корнилия. Он был тогда в качестве такого активного мирянина на их приходе, довольно еще молодым был, но уже с бородой.

***

У меня всегда была любовь к старине, к старым иконам, книгам. В наш храм Рождества Божией Матери часто приносили старые книги, если, например, кто-то из домашних умирал и в семье не было больше верующих. И я говорил бабушке: «Если книги приносят, ты мне их отдавай».

Вот однажды она мне говорит:

– Там книгу какую-то толстую принесли, иди, забери ее, она в крестилке лежит.

Ну, я сразу побежал, смотрю – книга Ефрема Сирина, XVII век, большая, двухцветная, красные заглавные буквы – это такой шедевр!

У меня всегда была любовь к старине, к старым иконам, книгам

Взял я эту книгу, несу, – со мной еще друг был, Андрей Федулов, – а навстречу люди идут в храм, говорят нам:

– Вы что, в храме ее стащили??

Я думаю: «Как бы поскорее ее до дома донести, а то еще отберут!»

Такая любовь уже с малых лет поселилась в моем сердце к старой книге, такой интерес к ней был.

Примерно в то же время появилась у нас в доме и первая Библия, – мне тогда лет 12 было, – а до этого имелся только Новый Завет.

Приходит однажды ко мне еще один мой друг, Сергей Шустов, который жил рядом, на улице Гагарина, и говорит:

– Слушай, у меня там книга интересная появилась, приходи, посмотри, может быть, вы с бабушкой ее купите.

Я пошел посмотреть, захожу к нему, а у него лежит вот таких размеров Елизаветинская Библия, я таких огромных книг никогда и не видывал до этого. Я спрашиваю:

– Это что, книга такая??

Он говорит:

– Да, книга.

– Ну, таких книг не бывает, – говорю ему с сомнением.

А он в ответ:

– Посмотри, и увидишь.

Я стал смотреть и понял, что это – Библия. Я слыхал это слово. Бабушка говорила: «У нас Евангелие, а есть еще Библия, там все книги вместе». Я спрашиваю у Сергея:

– А за сколько вы ее нам продадите?

Он говорит:

– Ну, за 15 рублей.

Для меня, конечно, это огромные деньги.

– Я побегу, узнаю у бабушки, – говорю ему.

Прибегаю к бабушке:

– Сергей Шустов Библию продает, у него бабушка умерла, и осталась эта книга. Он за 15 рублей ее продает, спрашивает, будем ли мы покупать, а если нет, то он кому-нибудь другому предложит. Он сейчас придет узнать, согласны ли мы.

– Да не обманут ли тебя твои приятели? – говорит бабушка. – Деньги возьмут, и все.

Приходит Сергей, причем не в тот день, когда я его ждал, а дня через два.

– Я ее отвез к твоему двоюродному брату, Сергею Хромову, – говорит, – она у него.

Я еду к брату в другой район (бабушка деньги дала), приезжаю, брат мне говорит:

– Ну что, будете книгу покупать?

– Да, будем, – отвечаю и 15 рублей ему даю.

Он книгу газетой ловко обернул и в большую такую авоську ее – рраз!

– Довезешь?

– Конечно, довезу, – говорю.

Я сижу, на коленях у меня Библия, и мне захотелось, чтобы люди увидели ее

Взял я эту огромную Библию, выхожу на мороз (зима была), сажусь в автобус. На следующей остановке набилась в автобус куча народу, стоят вокруг меня впритык. Я сижу, на коленях у меня Библия, и мне захотелось, чтобы люди увидели ее. «Пусть, – думаю, – порадуются, что есть Библия у кого-то». И начинаю приоткрывать край газеты, словно бы случайно.

Один мужик увидел и говорит:

– Ты чё, подколдовник, что ли? Черную магию куда-то везешь?

Мне так обидно стало. Зачем, думаю, я это сделал? Но вот такое миссионерское желание уже тогда у меня проявилось – захотелось поделиться с людьми, засвидетельствовать свою веру. Выбрался я на своей остановке из автобуса, прихожу с мороза домой, бабушка очки надевает:

– Ну, показывай.

Распаковываю книгу, а она тем временем специальную скатерть на стол постелила, которую стелила всегда, когда читала Евангелие. Мы эту огромную Библию положили, открываем ее, и оп! – а она на славянском.

Бабушка смотрит:

– Ой, все по-славянски – это, наверное, гусляцкая!

А я вглядываюсь: буковки знакомые – у нас молитвенник был на церковнославянском.

– Бабушка, – говорю, – я буду тебе переводить. Читать и переводить.

– Ну, попробуй, может у тебя и получится.

На самом деле Елизаветинская Библия – это самый настоящий канонический текст, который был воспринят Русской Православной Церковью. Собственно говоря, только церковнославянский текст имеет каноническое значение. Когда сделали перевод на русский язык, то формулировка Синода была: для благочестивого семейного чтения. И если вы возьмете любую богословскую работу ХIХ века, то там Писание цитируется исключительно на церковнославянском языке. Только уже в ХХ веке появились авторы, которые стали цитировать русский синодальный текст, но это считалось неакадемичным.

И вот, встреча со славянской Библией дала мне очень много, я даже считаю, что не стал бы священником, если бы первая Библия была на русском. Потому что когда ребенок читает Библию на русском, у него возникает иллюзия, что он все понимает. А тут мне надо было вчитываться, вдумываться в текст, и самый мой первый опыт экзегезы, истолкования Писания был именно тогда, когда я бабушке читал по-славянски, а она мне говорила: «А ты мне объясни». И я начинал переводить, то есть давать комментарии.

Как я уже говорил, Евангелие до этого у нас было русское, хотя и дореволюционное, и я, конечно, туда заглядывал, но такого желания сидеть, читать, вдумываться – не было. Мне казалось, что я все понимаю и в любой момент смогу прочитать. А славянский текст заставляет сосредотачиваться, думать.

Поэтому, когда молодые неверующие люди приходят к нам в храм и спрашивают: «С чего мне начать?», я дарю им маленькое Евангелие на славянском. Они смотрят с удивлением: «А я пойму?»

– Конечно, – говорю, – будете читать и понимать по-славянски – это же круто!

Один юноша мне потом рассказывал, что он стал брать томик славянского Евангелия с собой в институт, и друзья заглядывали с интересом: «А ты что, понимаешь??» Он так: «Да, понимаю». То есть такое маленькое ерничество допускал, для молодого человека это значило намного больше, чем просто на русском языке читать Евангелие.

***

В 16 лет В 16 лет     

А любовь к старой иконе явилась у меня таким образом.

Моя мать развелась с моим отцом, Виктором Ивановичем Стеняевым, – не сложились отношения, поскольку отец мой считал, что семья наша слишком уж религиозная. К слову скажу, что уже ближе к смерти отец стал тянуться к вере, и я даже неоднократно потом участвовал в его причащении.

У меня был отчим, тоже Виктор Иванович, Коновалов, очень достойный человек. Мама вышла замуж и уехала жить к нему в Москву, он там работал таксистом. Я остался в Орехово-Зуево.

И вот, однажды два иностранца забыли у него в такси две коробки слайдов из Рублевского музея и аппарат, чтобы смотреть эти слайды, а тогда такое только иностранцам продавали. Я считаю, что вот это было настоящее провидение, реальное провидение. Он привез мне эти коробки и говорит:

– Вот тебе подарок, бери, иностранцы забыли.

Я на протяжении всего детства рассматривал иконы из Рублевского музея, настоящие иконы

И я на протяжении всего детства рассматривал эти иконы из Рублевского музея, настоящие иконы. У меня абсолютный «вкус» на икону, я терпеть не могу всю эту европейскую мазню, в любой храм могу прийти и сказать: это православное, а это неправославное. И всё потому, что какие-то иностранцы забыли в такси рублевские слайды.

Ведь восприятие мира у ребенка формируется через зрительный ряд, и большей частью в дошкольный период. И вот, эта Библия на славянском языке, эти слайды из Рублевского музея… Когда эти слайды появились у меня, я чуть ли не каждый день их просматривал, это у меня была такая форма отдыха, удовольствие. Они были в таких как бы рамочках бумажных, и на каждой внизу подписано, к примеру: «Димитрий Солунский», такой-то век, ну и так далее. Это очень многое мне дало. Тут зарождалась и любовь к традиции, и интерес к истории, и к родной земле в целом – душа маленького человека производила незаметную, но очень важную работу и обретала совершенно определенное мировоззрение.

Протоиерей Олег Стеняев
Записала Елена Дешко

23 сентября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,<br>мы, дети, вставали на молитву» «Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,
мы, дети, вставали на молитву»

Людмила Воздвиженская
«Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,<br>мы, дети, вставали на молитву» «Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,
мы, дети, вставали на молитву»

Людмила Воздвиженская
Я пришла и узнаю: «Осужден на 10 лет без права переписки». Мы тогда не знали, что это значит, долго ждали и надеялись.
«Для человека верующего главный закон – Христов» «Для человека верующего главный закон – Христов»
Митрополит Павел (Лебедь)
«Для человека верующего главный закон – Христов» «Для человека верующего главный закон – Христов»
Беседа с наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом
«Если мы ходим в Христовой истине, то приближаемся к святости», – говорит митрополит Павел. О своем опыте встреч со святыми и подвижниками в России и на Украине владыка поделился с нашими читателями.
«Не надо аплодисментов!.. Грешный я человек…» «Не надо аплодисментов!.. Грешный я человек…»
К 80-летию Алексея Петренко
«Не надо аплодисментов!.. Грешный я человек…» «Не надо аплодисментов!.. Грешный я человек…»
К 80-летию Народного артиста России Алексея Петренко
Константин Харалампидис
Как-то Алексей Васильевич сказал мне: «Вся жизнь – это борьба с собой. Вроде как почувствуешь, что ты чего-то значишь… а нельзя, ты – ничего не значишь…»
Комментарии
Павел К.28 сентября 2020, 12:55
Спасибо , отец Олег !
Лена27 сентября 2020, 22:59
А "Гусляцкий монастырь" - отчего такое название, никто не знает?
Наталья27 сентября 2020, 22:31
"...душа маленького человека производила незаметную, но очень важную работу и обретала совершенно определенное мировоззрение."Замечательно написано.Спасибо за воспоминания!
Любовь Пурина26 сентября 2020, 19:35
Первый раз познакомилась с Библией 35 лет назад, купив ее в букинистическом магазине. Но настоящим открытием для меня стала тоненькая книжечка Олега Стеняева - "Комментарии на Книгу бытия", которая стала для меня настольной книгой, поэтому считаю ,что Библию надо изучать с комментариями отцов церкви. Благодарю Отца Олега Стеняева и других отцов нашей церкви за великий труд открытия для людей безконечного духовного мира православия.
Наталья Богоявленская24 сентября 2020, 23:43
Спасибо, батюшка, за ваши воспоминания. Мы с вами жили в одно время, но в параллельных мирах, о чём я в ту пору даже не подозревала. Вы -- настоящий священник, и к этому священству сам Господь вас привёл. Да дарует Он вам здравия на многая лета.
Марина24 сентября 2020, 14:40
Очень интересно и вразумительно! Дорогой батюшка, ждем продолжения ваших воспоминаний и размышлений! Низкий поклон за статью.
Иоанна23 сентября 2020, 17:41
Очень интересно и полезно. Спасибо. Ждем продолжения с нетерпением.
Ольга23 сентября 2020, 12:33
"гусляки" - от Гусляцкий монастырь, что около Куровского.
Наталия Ростова23 сентября 2020, 08:55
Так что, батюшка, Ваш опыт общения с людьми, крещёнными, но отпавшими от Храма, оказался для меня очень полезен. На все каверзные вопросы своего соседа, я отвечала вполне уверенно, не посрамив нашу Церковь. И что удивительно, как будто, это не я говорила, ответы уже были в голове заранее спланированы. Слава Богу и Вас спаси Господь!
Наталия Ростова23 сентября 2020, 08:50
Стала я интернет мучить и вышла на Ваш диспут с кришнаитами. Внимательно несколько раз прослушала и прочитала в печатном варианте. Ещё профессора А.Осипова и других батюшек-миссионеров почитала и послушала. Короче, подготовилась. И что хочу сказать, беседа с кришнаитом состоялась продуктивная. Потом он даже Евангелие от Матфея читал и цитировал мне фразы Христа. Мы подружились, хотя со стороны эта дружба, наверное, казалось странной. Много беседовали, но каждый так и остался при своих убеждениях. Я поняла, что нечего на себя брать такую ношу неподъёмную, как вытаскивание из секты заблудшей души. Ну хотя бы попыталась. А потом я переехала. Хочется верить, что кришнаит этот вернулся в Храм...
Наталия Ростова23 сентября 2020, 08:41
А ведь Вы, батюшка, когда-то мне очень помогли...Жила я одно время в общежитии. И появился у нас "замечательный" сосед-кришнаит. Я уже ходила в Храм, и даже закончила в Семинарии курсы для мирян,но никогда не принимала участие в разговорах на тему "Про Бога". Кришнаит на нашей общей кухне узнал, что я православная христианка и стал проявлять ко мне интерес. К слову сказать, на кухне он не готовил, им нельзя с другими, типа оскверняются, но посуду мыл. Задавал мне вопросы наводящие и что-то за своё учение рассказывал.Я активного участия в этом не принимала, ограничиваясь короткими ответами. Но за нами пристально наблюдали другие соседи,и я чувствовала, что самый главный разговор ещё впереди..
Павел23 сентября 2020, 06:47
Ждем продолжения!!!
Анна23 сентября 2020, 06:08
Здравия и помощи Божией земляку! У меня крестная старого обряда ходила в ту церковь на кладбище, но нас всех: ее дочь, племянниц и внуков крестила в Православии в Кабанове. Там часто так, что в одной семье и православные и старообрядцы. Кружки не били. Мои деды-прадеды все были старообрядцами. И читать на церковнославянском я училась по старообрядческим книгам, других то не было.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×