Уроки Смирновой

Или откровенная экскурсия по своей жизни от православного гида из Переславля-Залесского

Такие встречи обычно случайные. Вроде и не ожидал услышать мощную историю, совершал, допустим, паломничество, молился про себя, и вдруг услышал такое, что сразу же рука потянулась диктофон включить. Так было и в этот раз. Приехали мы в Переславль-Залесский, в один из древнейших монастырей Золотого кольца – Никитский, ему нынче 1010 лет, попросили экскурсию, к нам вышла обычная и с виду неприметная бабушка в платочке. Но стоило ей заговорить и улыбнуться, как сразу стало понятно – из этой обители мы унесем воспоминание не только о житии преподобного Никиты. Наталья Юрьевна Смирнова – человек с такой силой слова, что даже убежденные атеисты растают. Собственно, и таяли. И эта хрупкая старушка на самом деле крестила целые села. Об этом и многом другом, что нас волновало, мы поговорили с ней уже после экскурсии. Когда я все-таки не удержался и включил диктофон…

Наталья Юрьевна Смирнова Наталья Юрьевна Смирнова     

«Я очень благодарна дедкам своим»

Мне повезло – я была очень близка к своим дедам, они были верующими людьми. Но знаний у них не было, да и они не хотели их передавать, потому что все боялись Сталина. Я даже до сих пор чувствую, как будто кожей, как они этого боялись. Бабушка всегда говорила: «Я уж тебе ничего рассказывать не буду, но ты знай, что Бог есть». Я верующей стала благодаря им. Они жили, представляете, совершенно по заповедям Божьим! Это была такая основа их жизни, что они никогда от этого не отступали.

Мне было 6 лет, когда папа с дедушкой построили новый дом для нашей семьи, но построили недалеко от дедов, а я их так любила, что постоянно бегала к ним, по нескольку раз в день бегала разговаривать с дедом. У нас печечки такие топились, лежанки мы их называли, и вот, мы затапливали печку, и дед начинал рассказывать о войне. Причем он всегда, когда садился, подгибал под себя ногу в валенке и вот так, на ноге, сидел. Он говорил – на войне они так сидели, чтобы не на снегу. И так я узнала из этих разговоров, что дед остался жив только благодаря тому, что был верующим человеком. Его с первого дня забрали на войну, хотя у них было 7 человек детей. Он ушел со своими старшими сыновьями. И они все трое вернулись нетронутыми, даже царапин ни у кого не было, представляете?! Вот так молились! И бабушка молилась, и они. На Рейхстаге дед расписался и вернулся назад.

Все трое вернулись нетронутыми, даже царапин ни у кого не было. Вот так молились!

И он очень любил повторять одну историю. Вот, сидим мы у костра, и вдруг как завизжит, как поросенок подраненный, и как шарахнет! И все лежат мертвые – один раз, говорит, палец от друга подкинуло мне к ногам, никого, ничего не осталось, – а я сижу. Я думаю: ну, дед врет, наверное, потому что как так – все погибли, а его одного не тронуло? И подобное, со слов деда, повторялось с ним много раз. А несколько лет назад я прочитала такой рассказ: два мальчика, сироты, уходя на фронт, дали себе слово, что никогда не обругаются матерным словом на войне. Видимо, знали, что это вообще-то очень страшно, война. После войны один из них решил стать священником, и ему нужно было получить благословение, а священники были погублены почти все тогда, и ему сказали – в Сибири, в таком-то месте, есть священник, он тебя благословит. Он туда поехал, нашел этого батюшку. И вот они уже потом беседуют за столом, приехавший спрашивает: «Батюшка, почему так вот было, все люди гибли, а мы всегда сидели живые?» То есть как раз та же самая история повторилась, что и с моими дедами. А ему этот священник отвечает – а он был провидец, старцем считался: «А вы помните, какие вы обеты дали друг другу перед войной? И вот поэтому выжили, а вокруг вас матюгальники лежали». Вот так. У нас в семье нельзя было, чтобы кто-то обругался, и я очень благодарна дедкам своим, что они у меня такие были!

А жизнь-то нелегкая была. Они крестьяне все, и с маминой, и с папиной стороны. И они, знаете, с затопляемой зоны. Они такие страшные вещи рассказывали. Они только-только перед войной поженились, та и другая пара – одни жили ближе к Мологе, другие ближе к Череповцу, – и только построили свои дома, и вдруг вышло постановление – или дома свои разбирайте и плывите по Волге, или мы вам компенсацию дадим. Но компенсация, видимо, не возмещала стоимость дома. И им так было обидно! Мамины родители рассказывали, как они только построенный дом разобрали – представляете, какое страдание! – и поплыли по Волге. Они проплывали такие места, где и храмов-то никаких нет, и так они доплыли до Кинешмы, остановились, начали восстанавливать свой дом, и не успели покрыть крышу, как началась война, и дед ушел, а бабушка осталась с шестью детьми.

Дед по маме тоже вернулся с фронта, но он горел в танке, потом был председателем колхоза… Умер от разрыва сердца, просто шел по полю, упал и умер. После всех пережитых вот этих (плачет)… Бабушка после этого ни за кого замуж не вышла, она говорила – никогда никто даже руки на меня не накладывал. Я не понимала ее – как это так, руки не накладывал, что это значит? Никто не приобнял даже, все знали, что нельзя. Вот какая была любовь и преданность друг другу!

«А в Церковь я пришла перед пенсией уже»

В советское время я была учителем немецкого, окончила Ярославский педагогический институт, жили мы в селе Гаютино на берегу Рыбинского водохранилища. Жила я в атеизме, и, знаете, начала от веры, которую во мне бабушки с дедами воспитали, уходить. Но я знала, что Бог есть, но не могла себя христианкой назвать. Хотя мне было велено в школе вести атеистическую пропаганду, но я никогда не делала этого. Так этого не хотелось делать! Не знаю, что помогло, но как-то умудрялась избегать таких разговоров с детьми и учителями.

А в Церковь я пришла перед пенсией уже. Получилось так, что у меня беда страшная в семье случилась, была проблема, нерешаемая совершенно, я так страдала, и вдруг узнаю, что у нас есть батюшка, у нас открыли приход, это было в 1998-ом году. И я побежала к батюшке – через все поля, за 7 километров пешком, в разлив, в апреле, – прибежала, познакомилась, рассказала о беде, и он мне как-то так хорошо все объяснил…

Его, лежачего, батюшка накрыл епитрахилью, отпускает ему грехи, снимает епитрахиль, а там совершенно другое лицо

А я всегда читала много книг, искала, думала, они мне что-то объяснят, но мне ни одна книга никогда ничего не объясняла, и вдруг тут вот произошло! Я вдруг тут все поняла! Поняла, что жизнь прожила без Бога. Как это страшно было… Даже родители, и то ведь стали отступать в советское время. У папы инсульт был, и уже такой тяжелый больной был, что домой его отправили с больницы… И он как бы не в себе был, но я привела ему все-таки священника, и священник его исповедовал. А папа-то лежачий был, он лежал на спине, мы перед ним иконы повесили, его, лежачего прямо, батюшка накрыл епитрахилью, отпускает ему грехи, снимает епитрахиль, а там – представляете! – совершенно другое лицо! И папа плачет, как ребенок плачет, и смотрит – Господь Иисус Христос перед ним, иконка. И папа говорит: «Господи, я же Тебя всегда знал, как же я так жизнь-то прожил, отступили-то так сильно». И он так горько плакал, как ребенок, и мы все плакали вокруг него, это было такое чудо! И после этого он стал другим человеком, нормальным совершенно. И папа просто разговаривал с иконами все время. Такое покаяние было! Сначала, конечно, каяться не умели, и он говорил: «Господи, ну за что Ты меня так наказал? Я всех людей любил, а Ты меня так наказал». А он никогда не болел до этого, рыбаком был всю жизнь, почти до самой смерти, на море был, и море любил беззаветно, песни всегда пел о море, а тут болезнь, и одну ногу у него сильно тянуло все время, терпеть было невозможно. И вот, он говорил поначалу: «За что…». Но молитва эта у него изменялась помаленечку, и последняя уже была: «Господи, ну вот, отломил Ты мне ножку, а я на Тебя не в обиде, потому что я очень много в жизни баловался» (плачет) Это такое раскаяние, такое чудо!

Говорить очень трудно.

Я после разговора с батюшкой прибежала домой – и всю ночь не спала, и так плакала…     Потому что я, вот как Никитушка (показывает на часовню над столпом-колодцем преподобного Никиты Столпника), прозрела… С этого момента, с этого дня совсем другая жизнь началась.

С этого момента, с этого дня совсем другая жизнь началась

А я в то время была вынуждена работать директором Дома культуры, так как школы в нашей местности тогда уже позакрывали, и вот, батюшка говорит мне: «Вообще-то у тебя работа-то грешная, праздник в пост ведешь…». Я тут же ушла, хотя работы, повторюсь, больше не было никакой. И вы представляете – ни одного дня не было так, чтобы я осталась без хлеба. Это чудо. И чудес вообще очень много было. Новоначальным христианам Господь очень много чудес дает; детских таких, но радость прямо бьет через край! У меня сын уходит в армию, а было так страшно, потому что война была на Кавказе, и пример перед глазами был плохой – друг сына попал в Североморск, оттуда его перекинули на войну, был ранен, а документы его там потерялись, помощи никакой, – в итоге умер парень. И вот, моего сына отправляют в тот же Североморск. А его все очень любили у нас на приходе, и вот к нему одна прихожанка подошла, говорит: «Шура, милый, ты ничего не бойся, ты нас защищай, а мы за тебя молиться будем». Батюшка ему иконку подарил, а матушка крестик ему серебряный купила. И вот, спустя несколько месяцев сын пишет письмо: «Мама, уж вы, видимо, так молитесь, что мне даже плохого слова никто ни разу не сказал». Так вот отслужил. И когда пришел из армии, ему столько писем шло – возвращайся служить по контракту, а директор совхоза, что рядом с частью располагался, звал к себе работать. Но сын не поехал, потому что он свою деревню – это Гаютино-то, рыболовецкое известное село – любил до бесконечности. И все мои трое деток так и остались возле меня. И что интересно, Господь всем дал работу, у всех семьи, у сына вот четверо деток, у дочек по трое.

«Женщины вообще-то не должны учить, но раз мужчин нет, что делать-то…»

А сегодня я живу в Переславле-Залесском. Как я здесь оказалась – тоже промыслительная история. Впервые я здесь побывала 13 лет назад, приехала за благословением к настоятелю Никитского монастыря архимандриту Димитрию (Храмцову). Благословение я брала, чтобы начать преподавать на курсах для мирян. Дело вот в чем. У нас было время на приходе, когда батюшки часто менялись, а были такие годы, когда у нас батюшки вообще не было. А приход крупный – в епархии не могли нас оставить просто так. И вот, к нам послали из Никитского монастыря, где мы сейчас находимся, монаха, он у нас служил. А раз приехал монах, то следом за ним приехали преподаватели богословских курсов, и вот мы, в основном все учителя, человек 20 нас было, закончили эти курсы, причем они трехлетние, а мы закончили за один год! Мы так были рады, что нам привезли книги, которых мы никогда не видели! Вам не понять сейчас, а у нас такая бедность была, это начало 2000-х, – а тут такое! Мы друг у друга вырывали эти книги, в очереди за ними стояли. После окончания курсов мы все нашли себе занятие, будто Бог всем определил, мне сказали преподаватели – набирай теперь сама группу, только сначала у батюшки в Переславле благословение возьми. Вот я с тех пор все время преподаю, хотя женщины вообще-то не должны учить, но раз мужчин нет, что делать-то…

    

Когда начала вести курсы, еще у себя в Гаютино, увидела, что люди-то разные. Одни каждое слово ловят, другие (качает головой). Я спрашиваю у батюшки: «Почему так по-разному люди слушают?» Он говорит: «Так они, наверное, некрещеные, некрещеные люди не воспринимают истину». И оказалось – на самом деле так. И таких людей было много. И настоятель говорит: «Их надо окрестить». Я начала всех спрашивать – выяснилось, что все крещены бабушками.

Бабушки не могут покрестить по полному чину, они могут только произнести формулу. И то это допускается в случае очень большой необходимости, может быть, даже в случае гибели человека, когда надо, чтоб он был окрещенный, и поэтому разрешается совершать это таинство мирянину. И, видимо, как-то Бог принимает. К нам тоже приходила бабушка, у нас трое детей в семье было, я старшая, я помню, как крестили братьев и сестру; наливался тазик воды, бабушка туда капала крещенской водички, молилась… Это все неправильно было совершенно! И опускала ребенка три раза в этот тазик, произносилась формула: «Крещается раб Божий, – например, Николай, – опускается в воду, – во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». И больше она ничего не могла. Бабушка не имеет право тайные молитвы произносить, которые читает священник. Вот поэтому она не изгоняет бесов из человека. Таким вот образом народ был крещен. И когда я начала объяснять, что они неправильно крещены, они мне говорили: «Как же, у нас ведь крестные есть, значит, мы крещеные». Вот так человек рассуждает! Лучше бы были совсем некрещеные, потому что некрещеные не сопротивляются. А эти сопротивляются, когда им предлагают креститься.

Батюшка мне сказал, что их надо готовить к Крещению, катехизацией заниматься, мне дали машину, и я объезжала целое лето деревни. Я объехала 30 деревень. И везде готовила людей к Крещению.

«Я-то ведь думала, что бесы это сказка»

Первые-то деревни все меня знали, поэтому принимали хорошо, а потом я сделала ошибку, я приехала в дальнюю деревню, где меня не знали. А люди уже были напуганы разными сектантами, цыганками, попрошайками, люди стояли за заборами и кричали мне – ну ка, уходи отсюда, попрошайка! Потом узнавали, кто я, им было стыдно, но я поняла, что сама виновата. В следующие разы я звонила в эти деревни или просила, чтобы там предупредили людей о моем приходе. Но все равно реагировали на меня негативно. Многие сопротивлялись, они говорили – мы не можем второй раз принимать Крещение. А вдруг будет какая беда!

Однажды женщина приняла Крещение, а потом ее инсульт хватил, это была женщина пьющая, но все свалили причину смерти на меня, сказали – вот, ты набезобразничала, второй раз ее крестила.

Но все равно мы крестили очень много людей, крестили целые деревни прямо в реках, и это был такой праздник, такая радость!

Когда такими делами занимаешься, бесы начинают показывать, что они есть. Я-то ведь думала, что бесы есть, но это сказка, а потом на себе почувствовала… И нападали собаки – никогда не кусали собаки, а тут я искусана была собаками, – а потом мне начали люди такие страшные письма писать, такие некрасивые, с ругательствами, потому что бесноватые люди. Я раньше не думала, что они у нас бесноватые, думала, просто люди с плохим характером, а оказалось, что их очень много. А потом пошли скачки давления. Подъезжает машина к дому – скачок давления запредельный, я звоню батюшке, говорю: «Батюшка, не знаю, что со мной, даже таблетками снять давление не могу». А он мне: «Ну, это духовное, ты покропи себя святой водой, помажься маслицем, помолись». И каждый раз надо было почему-то 20 минут на молитву, на то, чтоб все сделать, как батюшка сказал, через 20 минут я выходила, садилась в машину, и целый день мы ездили по деревням.

Но в конце концов я почувствовала что все, мне не справиться. Была глубокая осень, в наших глухих деревнях нет врачей, у нас бездорожье страшное, я батюшке позвонила, говорю: «Мне даже ночь не пережить». Это настолько страшно, у меня помощи не было, и я совершенно одна. Батюшка выслал машину с врачом, и меня забрали в Переславль, к Никитскому монастырю. Поселили меня за полкилометра отсюда. Я очень долго болела, я лежала, и у меня каждую ночь все повторялось, мне скорую вызывали, и так по кругу. А потом вот что случилось. Пришла к батюшке, спрашиваю, почему же меня в больницу не кладут, ведь я сама ничего не могу. А он засмеялся и говорит: «А ты куда приехала?» И в этот момент я все поняла. Я говорю: «Батюшка, я к Никитушке приехала». «Вот и исцеляйся». Представляете! Был такой момент веры, я сама удивилась себе, почему я сама этого не поняла?! Почему этого не почувствовала?! Я же знала, что ничего просто так не бывает. И, представляете, больше ничего не надо было – сразу же встала на ноги и стала трудиться, водить экскурсии и курсы вести.

«Работает благословение»

У меня класс тут есть, в монастыре, но, конечно, у меня все простенько, да и курсы для начинающих, что называется, но я как-то все равно продумываю так, чтоб люди все поняли. И я записала на аудио «Историю Ветхого Завета», со всеми хочу поделиться этими лекциями, но батюшка говорит – пока не проверю, не разрешу рассылать. Пока еще не проверил, а лекции ждут (через некоторое время после интервью Наталья Юрьевна прислала мне эти лекции – прим. автора).

Никитский монастырь с высоты птичьего полёта. Фото: putidorogi-nn.ru Никитский монастырь с высоты птичьего полёта. Фото: putidorogi-nn.ru     

Когда все это только начиналось, было тяжело, страшно. Но «работает» благословение. На день 10 раз могу провести экскурсию, и все равно буду говорить вот так, как вам сейчас говорила, с такими же эмоциями и такими же чувствами! И мне все время кажется, что я первый раз говорю, и это не надоело, что это не одно и то же. А тут, понимаете, меня некоторые начинают хвалить, а я-то знаю, я говорю, что это не я, это не я, это благословение батюшкино работает – так благословил, я пошла и стала делать!

Я сначала-то не знала силу благословения. Я тут стала петь, начала обучаться на клиросе, у нас-то в деревне, думаю, никого на клиросе нет, я буду петь. И, значит, прихожу заниматься, преподаватель открывает ноты и заиграла на пианино, а я молчу. Она мне: «Так, почему не поешь?» Я говорю: «Так я ноты не знаю, я их первый раз вижу». А она так посмотрела и говорит: «А тебе благословение дано?» – «Дано». – «Ну, так и пой». И тут я поняла, что не могу не запеть, и я запела! Я сначала пищала какое-то время, но вдруг поняла, как ноты идут, я все это поняла! И на занятии уже запела. Все разом и пришло, тут я и поняла, что такое благословение.

К нам в монастырь очень многие приезжают, особенно молодые. Что их сюда приводит? Об этом так сразу не скажешь. Я думаю об этом. Люди всегда ищут смысла жизни, а у них сейчас смысла в жизни нет, цели никакой… И когда приезжают семьями, а молодцы добрые не хотят экскурсии брать, отговаривают старших, я говорю: «Вы не распоряжайтесь, у вас родители должны распоряжаться». И если они все-таки не уйдут совсем, а во время экскурсии окажутся рядом, то все! К концу уже вот такие глаза! Огромные! И слушают, не моргая. Каждый раз я все это наблюдаю. Цель как бы сразу обозначается у них. Не сказать, что они сюда без цели приходят, есть она – карьеру построить, денег заработать. А ты им говоришь, это все пустая цель, потому что вот Никитушка (показывает на часовню над столпом преподобного) денег хотел заработать, он понимал, что целью для себя поставил богатство. И вдруг прозрел моментально, понял, что богатство сегодня есть, а завтра нет, понял, что богатство каждого человека – это Бог. Молодежь начинает думать: как это Бог, кто Бог, какой еще Бог?.. И вот, иногда проведешь экскурсию 60 человек, всем понравится, и начинают меня просить – ну, вы нам какое-нибудь хоть наставление дайте. Я говорю – так я же не священник, какое я вам могу наставление дать! Но я бы хотела вас спросить, а что значит верить в Бога? И полная тишина. И это повторяется постоянно. Потом начинает кто-нибудь робко говорить, ну любить Бога… Я говорю, как можно любить, если вы еще не поверили? И так потихоньку все их ответы развенчиваю. Потом всегда кто-нибудь одну и ту же фразу скажет: «Мы поняли, что мы ничего не знаем, поехали мы домой, думать». Это уже хорошо.

Слева: северо-западная башня, собор Никиты Мученика, колокольня с церковью Архангела Гавриила. Справа: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото: putidorogi-nn.ru Слева: северо-западная башня, собор Никиты Мученика, колокольня с церковью Архангела Гавриила. Справа: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото: putidorogi-nn.ru     

«Про чудеса вам рассказать?»

Про чудеса вам рассказать? Они, конечно, происходят. Как чудесам не происходить! Стою я как-то весной в монастыре, дождик идет, я под зонтиком, жду хоть кого-нибудь на экскурсию… А у нас машинам сюда запрещено въезжать. Вдруг врывается машина на всей скорости, и прямо к крыльцу храма нашего, где мощи и вериги Никитушки пребывают. В машине было четыре молодых человека, и один из них, видимо, бесноватый; он такое вытворял, что его друзья поняли – без монастыря им не справиться. Они его сюда привезли, вытаскивают силой из машины, он не дается, кричит – я туда не пойду, я не хочу, я ненавижу! Его вытащили, его протащили по всем ступенькам, он так все и кричал. В храме тоже все крик, крик, крик. И потом замолк. А я сначала напугалась, в класс свой забежала, а потом думаю, а что это такое было? Выхожу на улицу, и они выходят, все четверо, очень хорошо одетые, интересные молодые люди, и который из них бесновался, уже непонятно. Сели в машину и уехали. Ну, разве не чудо?!

Много такого бывает.

Вот была семья с Дальнего Востока, такая огромная семья, мы, говорят, приехали Никитушку поблагодарить. «Так далеко ехали?» – спрашиваю. А они рассказывают: у нас родственник воевал в Афганистане, получил ранение в голову, начала расти опухоль, опухоль такая была, что его выписали умирать. И он как-то попал в наш монастырь и исцелился. Так они говорят: вот сейчас мы Никитушку поблагодарим и поедем в Москву, в гости, он сейчас в столице живет. Тоже чудо!

Или вот, недавно с девушкой из Москвы познакомилась. Рассказывает: «Я приехала с благодарностью Никите, он мне помог разрешить страшное событие в моей жизни». У нее было свое дело, и кто-то начал у нее дело это отнимать, пошли суды бесконечные, и просто никак не хотели от этой девочки отцепиться. «Я уже в полном изнеможении, в нервном истощении лежала, и ничего не могла делать», – вспоминает. И вот, подруги ее привезли в наш монастырь, она купила акафист Никите, набрала святой воды на источнике, взяла маслице – у нас освящается на мощах… Вернулась в Москву, и, как она говорит, просто стала каждый день читать акафист, пить воду и мазаться маслицем. И все прошло. Она сказала: «Все рассосалось». Я говорю: «А как рассосалось-то?» Она: «Я даже не знаю, по молитвам Никиты Господь все управил, все прекратилось, мне все вернулось, и я опять занимаюсь своим делом». Такие вот тоже вещи бывают.

Я часто еще думаю о том, как вернуть ту преемственность веры, которая была в России

Я часто еще думаю о том, как вернуть ту преемственность веры, которая была в России. Но, Господи, я не знаю, как вернуть, если бабушки приезжают в монастырь все до одной в брюках. И внуки-то мало кому стали нужны. Чаще видишь бабушку с собачкой, чем с внуком. Какая преемственность, если те же бабушки сами ничего не знают! И детки сегодня ведь даже не слышат сказок. А кто им должен их рассказывать? Бабушки всегда рассказывали. Я читала недавно православного педагога, по его словам, если не знают дети сказок, значит, у ребенка начинает развиваться шизофрения. Есть мифологический период в развитии малыша, и через этот период он должен пройти обязательно. Вот я столько сказок от своих бабушек знала, они такие редкие, их даже нигде не найдешь, не написаны они. Эти сказки – чудо просто. Я все это, конечно, деткам своим передала, внукам передала тоже. А вместо колыбельных я им всегда пела только молитвы, и это настолько в них вошло, что детки маленькие заходят ко мне со словами: «Бабушка, святого хлебца!» Вот!

Если бы еще другие бабушки так хоть немножечко делали. Потому что, знаете, бабушка – это же кто всегда была на Руси? Кладезь мудрости. Лежит на печке и всю семью духовно держит. Самый главный человек на печке лежит. И я вот помню до слова все сказки своих дедов и бабушек, и всю войну знаю, как будто я там воевала, потому что дед мне все-все рассказывал, а он же и в Сталинградской битве был, и на Курской дуге был, он все это прошел, он все знает, причем знает не так, как писали, а они видели и понимали всю подоплеку политики, и все, все. И я это помню. Я об этом всегда и в школе писала. А сейчас кто напишет? У нас одному ученику надо было написать сочинение о войне, а он сказал – войны не знаю, я там не был, писать не хочу, точка. Вот это страшно.

Вот мне и хочется написать православную педагогику еще, чтоб люди послушали.

– И сказки запишите.

– Сказки записать? Вот это идея! Я что-то как-то и не подумала…

Максим Васюнов

28 сентября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Храм на краю неба Храм на краю неба
Прот. Иоанн Герасимов
Храм на краю неба Храм на краю неба
Разговор с настоятелем одной из красивейших церквей России
Протоиерей Иоанн Герасимов
Войны умножаются оттого, что умножается грех в обществе, умножается злоба, ненависть. Очень тяжело искоренить войны в мире нелюбви.
«Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…» «Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…»
Станислав Минаков
«Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…» «Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…»
Записки паломника
Станислав Минаков
Силуэты храмов обители – будто ворота в неведомый, горний град. И – вертикаль колокольни рядом. Мы молчали. Как важно не только молчание внешнее, нераздражение окружающих, но и внутреннее!
«Высший пилотаж» паломника «Высший пилотаж» паломника
Беседа с игуменией Митрофанией (Миколко)
«Высший пилотаж» паломника «Высший пилотаж» паломника
Беседа с игуменией Митрофанией (Миколко)
Постарайтесь в паломничестве забыть себя – отдайте себя Богу. И живите теми ситуациями, которые открываются в поездке: заболел кто-то – послужи ему; попросили помочь – помоги и не думай, что из-за этого ты что-то пропустишь.
Комментарии
Дмитрий 1 октября 2020, 11:26
Не первый раз обращаю внимание, что искренно верующие люди , как Наталья Юрьевна, удивительно молоды душой. И простота в лучшем смысле этого слова, но при этом и мудрость. Да это видно и по ее лицу и по глазам!
Тамара 30 сентября 2020, 00:40
Наталье Юрьевна помощи Божией и дальше хочется пожелать. Храни её Господь и Пресвятая Богородица.. Очень интересно было читать!! С ЛЮБОВЬЮ из Беларуси!!
Елена28 сентября 2020, 21:06
Большая благодарность автору за живой, актуальный материал! По-правде говоря, очень хотелось бы пообщаться с уважаемой Натальей Юрьевной, в особенности, - по практическим вопросам ведения катехизации. С пожеланиями сил и доброго здоровья и автору статьи Максиму Васюнову, и конечно, отважной Наталье Юрьевне!
Михаил28 сентября 2020, 19:42
Интересный рассказчик, святой человек. Ждём продолжения.
Наталия28 сентября 2020, 17:30
Спаси Бог! Обязательно просим сказок! И православную педагогику. И о войне очень-очень обязательно, то, что деды рассказывали. Многая и благая лета Вам, Наталия Юрьевна!
Лариса28 сентября 2020, 12:25
Сколько же у нас замечательных людей! Слава Богу! Сказки обязательно запишите!
Наталия Ростова28 сентября 2020, 09:54
Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14)....У меня со вчерашнего вечера было плохое настроение, и даже есть причина к огорчению. Но прочитав эту статью, я прям исцелилась! До чего же просто, душевно и лаконично рассказано...Большая благодарность автору Максиму и Наталье Юрьевне!
Илья28 сентября 2020, 09:50
Как описанная практика в данной статье повторного Крещения после мирянского Крещения соответствует церковному учению? В одном из рассказов в книге "Несвятые святые" описана другая практика - архимандрит Иоанн (Крестьянкин)благословил тогда еще отцу Тихону (Шевкунову) лишь прочитать заклинательные молитвы (То есть Крещение не производилось заново, а лишь восполнялось). Признание мирянского Крещения есть и у прп. Паисия. Но в данной статье делается довольно радикальньное отвержение Крещения, произведенного мирянином, раз людей крестили заново в реке - то есть, погружение в воду производилось, и полный чин, а не только его восполнение. Что по этому поводу могут сказать опытные пастыри?
Светлана28 сентября 2020, 08:59
Спаси Вас Господи, просим продолжения и сказок.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×