Кого утешит Утешитель

    

Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением наказал апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 49). И еще задолго до этого Он говорил им:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 15–17).

Это обетование вполне исполнилось в День Пятидесятницы, когда Дух Святой преисполнил апостолов благодати и силы. И мы в этот день тоже с надеждой молимся, ожидая и к нам милости Божией, ожидая, что Дух Святой и нас исполнит благодати. Об этом – и молитва «Царю Небесный». Об этом и многие другие молитвы этого дня. В частности, на Великой ектенье в начале вечерни добавляются особые прошения: «О предстоящих людях и ожидающих благодати Святаго Духа», «О еже укрепитися нам к совершению богоугодне», «О еже ниспослатися богатым милостем Его на ны» и прочие.

Мы любовно вслед за Спасителем называем Святого Духа Утешителем. Какое это имя! Утешитель.

Кого же Он утешает в день Святой Троицы, да и во все остальные дни? И как нам удостоиться этого утешения?

Очевидно, что утешение необходимо лишь тем, кто в чем-то испытывает тяготу и недостаток. Кто нуждается в утешении, мы можем легко понять из контекста Святого Евангелия. Например, в Нагорной проповеди Господь Иисус называет «блаженными» плачущих, алчущих, гонимых и обижаемых. И обещает им, что они получат воздаяние на Небесах за свои скорби на земле (см.: Мф. 5: 3–12). И в то же время Он предупреждает других: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6: 25).

Еще выразительнее эта тема затронута в притче о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16: 19–31). Когда богач после роскошной жизни на земле оказался в адских муках, он возопил Аврааму, прося его послать Лазаря прохладить водой его разгоряченные уста. На это Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

Вот мы и дошли до ключевого слова: Лазарь утешался на небесах после земных мучений.

И. Айвазовский. Девятый вал. 1850 И. Айвазовский. Девятый вал. 1850

Нуждается в утешении тот, кто жестоко страдает, кто проливает кровь, пот и слезы за Христа

Так кто же нуждается в утешении? Тот, кто жестоко страдает. Не просто там насморк подхватил и «страдает». В утешении нуждаются мученики и исповедники, те, кто проливает кровь, пот и слезы за Христа. Великомученика Георгия Победоносца и многих других мучеников Господь утешал явлениями. Преподобный Антоний Великий после свирепых боев с бесами был утешен явлением Христа. Преподобный Антоний в своих подвигах встал на одну ступень с мучениками, или как, например, святой Андрей Юродивый, хотя формально их и нельзя назвать мучениками.

И вот приходим в храм мы, выспавшиеся, сытые и довольные, и просим Духа Святого сойти на нас, и ищем какого-то утешения…

Снова вернемся к словам Спасителя, чтобы уж все стало совершенно ясно: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». В этих словах заложена правильная последовательность действий. Сначала мы из любви ко Христу выполняем Его заповеди. А это чревато, братья и сестры, не иначе как мучением. Это ведь только у протестантов все легко: «просто» полюби ближнего. А в реальности, чтобы осуществить эту любовь, нужно себя распять. Ни больше, ни меньше.

Когда христианин старается исполнить заповеди Христовы, он неизбежно приходит к пониманию невыполнимости этой затеи человеческими силами. И чем больше усилий прикладывает подвижник, тем дальше видит себя от финиша. Это не я сказал, а святые отцы. «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской», – вторит ему преподобный Петр Дамаскин.

В этой битве с самим собой и диаволом проигравший известен заранее, если бы не помощь Божия. Когда ты уже использовал всё, на что способен, и больше уже ничего не можешь противопоставить падшей греховной природе, – то в сиянии и славе является Сам Владыка природы и извлекает тебя на твердую почву. Как оказывается, Богу нужны не наши победы, а наше смирение, которое становится залогом «непадательного» жития. Поэтому Господь в брани ждет от нас не проявления силы воли и плоти, а крайнего проявления смирения. Хоть удивительным образом последнее не появится без первого. Так и преподобный Антоний, побитый бесами, удостоился явления Божия, когда уже совершенно изнемог.

Господь в брани ждет от нас не проявления силы воли и плоти, а крайнего проявления смирения

Итак, ты подвизаешься исполнить заповеди и, очевидно, не можешь достичь этого в полноте. От этих браней внутри (а бывает, и снаружи) – ад адский. Грехи жгут, сил нет выносить свое безобразие, сил нет отмыться от него, потому что оно уже въелось в душу, как краска въедается в кожу. И когда всё внутри натягивается и разрывается, тогда приходит Господь и утешает. Является благодать Святого Духа, которая затягивает раны, окутывает сердце миром и покоем.

Господь Иисус говорит апостолом, что пошлет им другого Утешителя. Этим Он подразумевает, что их первым Утешителем был Он Сам – Сын Божий. И действительно, в Евангелии мы видим, что Он исцелял страдальцев плоти и духа. Он благодетельствовал и инвалидам, и бесноватым, и грешникам. Значит, грешники, которых он очищал от грехов, страдали одинаково со слепорожденным, или кровоточивой, или гадаринским бесноватым. Только страдали от своей греховности.

Значит, чтобы удостоиться этого утешения, нам, в какой-то мере здоровым плотью, нужно испытывать мучения по другому поводу.

Так кого же утешит Дух Святой?

Сначала позвольте сказать, кого Он не утешит. А не утешит Он того, кто, по Пушкину, «весьма доволен сам собой, своим обедом и женой». Кто вполне доволен своим существованием, вволю спит, ест и наслаждается жизнью, и ничто не смущает око его совести. Такой человек может даже и в церковь ходить, и формально – даже к исповеди и Причастию, – но только до определенного момента. Как написано во Второзаконии: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его» (Втор. 32: 15). До определенного момента, пока не происходит полное забвение Бога и духовная смерть.

Страшно стать таким христианином.

Страшно не только мне. Вся Церковь в день Пятидесятницы соборно молится, как я уже сказал, «о еже укрепитися нам к совершению богоугодне». То есть мы просим, чтобы Сам Господь укрепил нас достичь совершенства богоугождения. Достичь того совершенства, в котором нет даже порошинки плотоугодия и формализма.

Мы собственно молимся о том, чтобы быть достойными Божественной благодати. И парадокс духовной жизни заключается в том, что достойными этой благодати становятся те, кто почитает себя недостойными ее.

Утешитель утешит христианина, которого совесть разгрызает на части. Того блаженного делателя заповедей Божиих, который не может спокойно есть и спать, потому что невозможно пленнику пребывать в покое. Невозможно пребывать в мире осужденному на смертную казнь или внезапно узнавшему о своей смертельной болезни. Так и мы находимся в плену страстей и осуждены на казнь по грехам нашим.

Утешитель утешит того, кто вопит к Нему день и ночь в скорби от своей незарастающей греховной язвы. Кто несет в себе непрестанное покаяние и от этого непрестанного покаяния восходит к непрестанной молитве.

Утешитель утешит того, для кого человеческие слова утешения уже ничего не значат, потому что скорбь его относится к другому миру, для кого все земные утешения утратили свою красоту и привлекательность. Так Адам, когда горько плакал по утраченному раю, не мог утешиться ничем, пока Господь Иисус, сойдя в Великую субботу в преисподнюю, Сам не протянул ему руку и не утешил.

Утешитель Сам ищет готовое сердце, чтобы вселиться в него и очистить его от всякой скверны. Так умоем же наше сердце слезами покаяния и очистим горячими молитвами, чтобы утешение Утешающего коснулось и нас!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бог — это утешение Бог — это утешение
Свящ. Николай Людовикос
Бог — это утешение Бог — это утешение
Священник Николай Людовикос
Божия логика, логика Святого Духа — это нечто совсем другое, она содержит смыслы, понятия и решения, которые нам даже в голову не приходили.
«Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь» «Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь»
Древнейшая служба Пятидесятницы
«Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь» «Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь»
Древнейшая служба Пятидесятницы
Вниманию читателей предлагается древнейшая из известных православных служб Пятидесятницы, сохранившаяся в богослужебном грузинском сборнике «Иадгари».
Бог ближе, чем мы думаем Бог ближе, чем мы думаем
Священник Роман Савчук
Бог ближе, чем мы думаем Бог ближе, чем мы думаем
Священник Роман Савчук
Поразило, насколько ответ Божий был облечен в естественную для нас форму обыденной жизни: встреча в парке, задушевная беседа, машина… Не было ничего сверхъестественного. Если бы не удивительное имя: Параклита.
Комментарии
Игорь Александрович23 июня 2021, 03:05
Кого утешит Утешитель ведает только Утешитель и никто более, ибо "неисповедимы пути" сии... Не спеши всякий, ибо и "за многословием не миновать греха".
Елена22 июня 2021, 15:49
И в моей жизни были подобные встречи, только я помощь отвергала, будучи рьяной комсомолкой, .. и жизнь моя складывалась по не самому лучшему сценарию. Сейчас все по-другому, чувствую Промысел Божий даже в незначительных с моей точки зрения событиях, постфактум рассуждая о происшедшем. Да, все так и есть, согласна с автором.
Анна21 июня 2021, 11:24
Спасибо, отец Сергий! Очень-очень актуальная статья и душеполезная.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×