Приветствую тебя, возлюбленный православный народ, с наступившим Новым годом. Еще один год отошел в вечность. Он навсегда исчез в пространстве вечности, как капля в море, никогда больше не вернется, не явится.
Иеромонах Мардарий (Ускокович)
Год прошел, но спросим себя, возлюбленные братья и сестры, все ли прошло и исчезло то, что мы в течение прошлого года сделали? Нет, братья, нет! Год прошел, но все наши добрые дела и грехи наши остались, живут и будут жить до самого суда Христова. Как же дела наши могут исчезнуть, когда они записаны Ангелом в вечной книге правосудия Божия, по которой на страшном суде мы и будем вспоминать все сделанное нами и доброе и худое.
Еще один год отошел в море вечности, и еще прибавился в истории документ, по которому Праведный Судья будет воздавать каждому по делам его.
В день Нового года, как отмечающего собою грань между отошедшим в вечность и наступившим Новым Годом, невольно является потребность вникнуть во внутренний смысл только что пережитого года и поискать в нем уроки, которые могут быть полезными в будущем.
Глубочайший смысл праздников, установленных Церковью, и заключается именно в том, что они, отмечая собою грани между известными периодами, дают возможность для всякой души, еще не совсем истлевшей в нравственном гробе суеты, хоть на момент свободно вздохнуть от житейского ига и с облегченным сердцем обратиться к неиссякаемому Источнику истинной жизни и всякого обновления, чтобы почерпнуть в нем той воды живой, которая, освежая всю духовную жизнь человека, даст ему силы, как для здравой и беспристрастной оценки своего прошлого, так и для возрождения в будущем.
Итак, заглянем в свою душу и совесть и дадим отчет за истекший год. Спрошу, прежде всего, богатого. Что ты сделал в прошлом году доброго? Ты видел бедного соседа, помог ли ты ему? Ты имел должника, впадшего по несчастию в крайнюю нужду и бедность, простил ли ты ему долг или хоть половину долга? А если он не тебе, а другому был должен, помог ли ты ему уплатить должное? Ты видел прохожего странника или богомольца или обыкновенного путника, попросил ли ты его в дом? Предложил ли ты ему свою трапезу? Помог ли ты бедной вдове или сироте своею лептою в трудную минуту жизни? Ты слышал, что твой сосед заболел, приходил ли ты к нему, расспрашивал ли ты его, что ему нужно и чего ему хочется? Доставил ли ты ему хоть что-нибудь в утешение?
А ты, бедный, получив милостыню от богатого, был ли благодарен ему? Молился ли ты Богу? В нужде не роптал ли ты на Господа и терпеливо ли носил жизненный крест?
Ты, отец, учил ли детей своих христианской жизни? Знают ли они, как надо Богу молиться, ходить в Церковь и почитать старших себя?
Ты, мать, учила ли свою дочь христианскому благочестию и смирению? Вы, сын и дочь, почитали ли своих родителей, повиновались ли им?
Не оскорбляли ли их своим непослушанием и грубостью?
А вы, муж и жена, свято ли соблюдали закон брачного союза, верны ли были великой тайне брака?
А если есть и такой среди нас, который во весь прошедший год, во все дни и ночи, часы и минуты прилагал только грехи к грехам, беззакония к беззакониям, то такой опомнись, оглянись назад, на протекшую во грехах жизнь, посмотри вперед на близкую смерть, посмотри вверх на страшного и праведного Судью, проникни вниз в бездну разверстого ада и подумай о твоем будущем, об ожидающей тебя участи, там, в загробном мире. Уже над тобой висит меч гнева Божия, уже под тобою клокочет вечный огонь. Ужаснись, возлюбленный брат!
Обратись немедленно ко Христу Спасителю с покаянием и молитвою. Он уничтожит все твои грехи, если бы они были многочисленнее даже песка морского; Он научит тебя делать добро, научит молиться, трудиться и любить; помилует тебя и пошлет тебе с высоты неба Свою благодать. Когда же, наконец, все мы поймем, что наше назначение не здесь на земле, не в этом грешном мире, ибо мы: «нова небесе и новы земли, по обетованию божию, чаем, в них же правда живет» (2 Петр.3, 13).
Взглянем на прошедший год и с высшей точки зрения, с которой стушевываются все мелочные, вечно противоречивые интересы и выступает лишь что-то более общее, которое имеет значение для всего течения жизни, то положа руку на сердце, мы вправе сказать, что прошедший год принес нам и не мало добра и утешения.
В прошедшем году Россия пользовалась благами того внешнего и внутреннего мира, какой только возможен в наше время, при существующих условиях. Церковь Христова мирно проводила в жизнь святое Евангельское учение и была, как и всегда, сокровищницей истины и знания. Господь даровал народу и обильную жатву.
В общественной жизни заметен был подъем духовных сил, направленных к уврачеванию тех глубоких недугов, которые оставлены нам в наследие от предыдущих годов. Правда, на ряду с такими светлыми чертами жизнь не оскудевала и мрачной стороной. Безбожников, хулителей веры и крамольников, как и всегда, больше или меньше, было и в прошлом году. Души многих людей в своих глубинах не возжигали священного огня веры, надежды и любви и в прошлом году. Бывали и грабежи, и убийства, и пожары, и самоубийства. Убивали отцы сыновей, а сыновья отцов и матерей. Матери убивали маленьких детей, дети убивали своих родителей. Грешный и ожесточенный мир, как и всегда почти, представлял ужасную картину.
О, безумный мир, доколе ты будешь бесчинствовать, доколе ты будешь ратовать против Бога. Встань из своей духовной слепоты и не потеряй завет священный нашего Бога. Зачем безумно отдаешься страстям, зачем в тебе так торжествует гений злобы, безверия и жестокого немилосердея, зачем суровая гордость тебя так объяла, зачем ищешь ты все новых учений, когда учение Христа победило весь мир? Знай же, грешный мир, что ты никогда не найдешь иных возвышенных путей, кроме пути, начертанного Христом. Зачем ты веришь и увлекаешься речами новых встречных пророков и незваных учителей, которые купаются в крови злодейств и в грязи пороков?
Знай же, о грешный мир, помимо Господа Христа ты не найдешь себе успокоения, без Него ты вечно будешь скитаться и блуждать. Он один, только Он, Властитель умов и мятущихся сердец может быть твоим Целителем. Земля, вековая блудница, еще пока Богом не проклята, еще Он Свою карающую десницу над не поднял, покайся и смирись и веруй в Сына Божия.
Ученые, публицисты устанавливают причину всех преступлений в мире в ряд неблагоприятных политических и социально-экономических условий.
Как эти авторитеты современной науки грубо ошибаются?
Правда, наше политическое и социально-экономическое положение еще несовершенно. И в культурном отношении мы не достигли развития полного, но загляните в историю и вы увидите первых христиан, у которых не было ни политического, ни социально-экономического положения. Их гнали, притесняли, как никого из нынешних плачущихся о своей судьбе, а нравственная жизнь у них была много раз лучшей нашей. Они сумели возжечь яркий огонь веры и нравственности и в своих катакомбах при гонениях, казнях и при всей скудости своей культуры. Они умели быть высоко-нравственными при политических и культурных условиях гораздо худших, чем при каких мы живем.
Да послужат же они нам примером в нашей жизни в наступившем году, в начале которого да сподобит нас Господь обновиться и постоянно памятовать, что мы христиане и соответственно званию исполняли закон Христов.
Будем «блюсти себя всецело хранением да целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веке» (Тим. 2,12)
Отрешимся от всепоглощающего эгоизма и растлевающей гордости, от привязанности к земной жизни. «Ищите прежде царствия Божия и правда Его, и сия вся, т.е. временные земные блага, приложатся вам» (Мате. 6, 33), заповедует нам Господь.
Помолимся же прежде всего сегодня о том, чтобы Господь простил нам все согрешения наши, соделанные нами в прошлом году, чтобы отвратил от нас праведный свой гнев.
Вознесем сердечную молитву и за Христолюбивого Государя нашего и весь Царствующий дом, за всех, иже во власти суть, за церковь и весь православный мир, за благоденствие возлюбленной России, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Аминь.
Из книги "Завет Русскому народу"
Издание "Братолюбивого общества". Одесса, 1912