Христос Воскресе!
Ныне, возлюбленные братья и сестры, священная Пасха, день великой духовной радости и любви святой. Все нечистое, все злое оскверняет сей праздник. После великих событий, после крестных страданий Господа нашего, после Его креста, смерти и воскресения, время ли нам думать о земном, о разных обидах и огорчениях. Уместно ли ныне после слез у плащаницы, после радостного приветствия: «Христос Воскресе!» - таить в душе какую-нибудь обиду и злобу.
Ныне великий день всепрощения и любви, ныне мы все во Христе, Великая радость ныне воссияла миру, вечное спасение людей уже совершилось. Небо и земля ныне соединяются вместе и с великою радостью прославляют Воскресшего Христа. Целый сонм святых ангелов и св. угодников Божиих торжествуют ныне с нами. Ныне все прощается, все забывается. Чтобы и мы достойно встретили сей великий праздник, забудем, отбросим все нечистое, скверное и греховное, все, что оскорбляет величие этого великого дня.
Сегодня рано утром мироносицы пришли на гроб и принесли Христу чистое, благовонное миро, принесем и мы чистую молитву. В этот великий день грешный мир купался в крови, он веселился и пировал и не знал св. радости, а верные ученики Христа переживают вечную радость спасения. Ничто не в силах исторгнуть из сердца их этой священной радости.
И в наше время мир купается в крови, он веселится и не знает той святой радости, которую мы, верные, испытываем. Он еще и богохульствует. Пусть же замолкнут хоть ныне голоса неверия и кощунства, пусть не уподобляются хоть ныне бесстыдной страже римской, взявшей серебреники от первосвященников и пустившей молву, что тело Иисусово украли Его ученики, когда они спали. Что может быть безумнее этой лжи, поистине ложь сама себя обличает. Как же могли они утверждать, что Христа украли, если сами спали. Пусть эта безумная ложь посрамляет и современных хулителей нашей веры. Пусть еще вспомнят они, что в великую субботу вечером к гробу Христову был привален большой камень и гроб запечатан, так что при всем желании ученики Христа не могли взять Его. Если бы правду говорили безумные стражи, то жестокая участь должна была постигнуть их за то, что они спали на страже. Часовому, стражу такому угрожала смертная казнь. Стражу не только не наказывают, а дарят еще серебреники.
Здесь я приведу один поразительный случай и скажу вам, братья, как Господь в трудную минуту вразумил меня и помог мне обратить колеблющуюся и неверующую душу ко Христу. В Киеве я был хорошо знаком с бывшим профессором Киевского университета N. Профессор уже был в преклонном возрасте. Он преклонялся перед гением Христа, считал Его великим человеком и утверждал даже, что никогда не было такого человека и впредь не будет, но не признавал Его Сыном Божиим, отрицал Его Божественное достоинство и поэтому не ходил в церковь, не говел и не приобщался. Один раз у нас зашел разговор о воскресении мертвых и воскресении Иисуса Христа. Он все это отрицал. Он не мог никак примириться с мыслью, что Христос воскрес, Его украли ученики ночью с Пятницы на Субботу, утверждал он, ибо гроб запечатан, по сказанию евангелистов в Субботу, вечером, тогда же и стража поставлена, ибо только тогда первосвященники и книжники вспомнили слова Христа, что Он через три дня воскреснет, и, дабы ученики не украли Его тело, они поспешили к Пилату за разрешением поставить стражу и запечатать гроб, но все это сделано поздно, и они запечатали пустой гроб, так как ночью с Пятницы на субботу ученики успели украсть тело Иисусово и объявили народу на третий день, что Он воскрес.
Я не знал, что ответить ученому профессору. Вдруг меня осенила благодатная мысль и я ему привел следующее соображение: Разбойник или злодей совершил покушение на царскую особу, правительственная власть его арестовывает и заключает в крепость, где никого нет, и закрывает ворота крепости. На другой день власть правительственная догадывается, что в крепости этой не только одни ворота, там несколько ворот, и спешит, наряжает стражу и запечатывает все ворота крепости. Раньше, чем позакрывать все ворота, неужели власть не осмотрит внутренности крепости, пока не убедится, здесь ли преступник, или он ночью убежал, через открытые ворота, или украден и спасен родственниками. «Конечно, ответил профессор, сначала осмотрят крепость и по осмотрении позакрывают ворота». Так точно и иудейские первосвященники и книжники из боязни, что Христа украли Его ученики, осмотрели гроб и убедились, что тело Иисуса лежит в гробу, и только тогда запечатали его и поставили стражу, закончил я. Профессор, почтенный, убеленный сединами старец, мгновенно встал, поцеловал мою руку и произнес: «Теперь я верю, что Христос Бог, Сын Божий, верю, что Он воскрес, и мы воскреснем» и прослезился. Я испытывал необычайное, великое духовное торжество и радость. Потом профессор мне говорил, что он много читал богословских книг и нигде такой мысли не нашел. И я не знал, сказал я ему, мне Господь ее только что открыл. Истина всегда сама по себе проста и безыскуственна. Мы оба пошли в церковь поблагодарить Бога за откровение и чудную милость. Он 25 лет не переходил порога церковного и теперь, со страхом и слезами, вошел в церковь Божию. Я же слезно молился и благодарил Бога, что Он помог мне совершить великое дело и через меня спас одну заблудшую овцу. На другой день я отслужил св. литургию, а он читал положенный дневной апостол. Потом я видел его часто, как он часами молился Богу в церквах, часто он посещал и Киево-Печерскую Лавру и ее пещеры. Кто Бог великий, яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса!
Чудо это запечатлелось в моей памяти на всю жизнь. Да воскреснет Христос и в наших сердцах и душах всех людей, как Он воскрес в душе и сердце ученого, старого профессора. Аминь